ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1857/2021 от 11.10.2021 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2021 года город Тверь

Заволжский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Рева Н.Н.,

при секретаре Шараповой В.А.,

с участием:

представителя истца прокуратуры Заволжского района г. Твери – заместителя прокурора Ляпкин А.А.

представителя ответчика Управления министерства внутренних дел России по Тверской области, третьего лица Министерства внутренних дел России – Кретова Л.И.

представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел России по Тверской области» - Капкова К.Э.

представителя третьего лица Управления министерства внутренних дел России по г. Твери – Чикунова Ю.А

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заволжского района г. Твери, действующего в защиту интересах неопределенного круга лиц, к Управлению министерства внутренних дел России по Тверской области, Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел России по Тверской области» об обязании Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел России по Тверской области» не позднее 31.12.2021 выполнить следующие мероприятия: в камерах для административно-арестованных граждан № 1, № 2, № 3 первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать три стола и 6 скамеек для размещения 6 человек из расчета по одному столу и по две скамейки на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии с подп. 47.1 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 №83;камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать девятью шкафами для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать впередачах, посылках и бандеролях из расчета один шкаф на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии подп. 47.2 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 №83; камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать девятью полками для туалетных принадлежностей из расчета одна полка на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии с подп. 47.6 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 № 83; обязанииУправление министерства внутренних дел России по Тверской области не позднее 31.12.2021 выполнить следующие мероприятия: санитарные узлы, расположенные в камерах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери, оборудовать дверьми высотой 1 м от пола, открывающимися наружу, всоответствие с подп. 47.3 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 №83, п. 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел Министерства внутренних дел России (свод правил СП 12-95), введенной в действие протоколом Министерства внутренних дел России от 12.02.1995 № 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16.05.1995 № 4-13/167;камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать умывальниками с подводкой горячей воды из расчета один умывальник с подводкой горячей воды на одну камеру для административно-арестованных граждан с соответствии с подп. 47.3 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 №83,

установил:

прокурор Заволжского района г. Твери, действующий в защиту интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к УМВД России по Тверской области, ФКУ «ЦХи СО УМВД России по Тверской области» об обязании ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Тверской области» не позднее 31.12.2021 выполнить следующие мероприятия: в камерах дляадминистративно-арестованных граждан № 1, № 2, № 3 первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери оборудовать три стола и 6 скамеек для размещения 6 человек из расчета по одному столу и по две скамейки на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии с подп. 47.1 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 № 83; камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери оборудовать девятью шкафами для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях из расчета один шкаф на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии подп. 47.2 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 № 83; камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери оборудовать девятью полками для туалетных принадлежностей из расчета одна полка на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии с подп. 47.6 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 № 83; обязании УМВД России по Тверской области не позднее 31.12.2021 выполнить следующие мероприятия: санитарные узлы, расположенные в камерах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери, оборудовать дверьми высотой 1 м от пола, открывающимися наружу, в соответствие с подп. 47.3 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 № 83, п. 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (свод правил СП 12-95), введенной в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 № 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16.05.1995 № 4-13/167; камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери оборудовать умывальниками с подводкой горячей воды из расчета один умывальник с подводкой горячей воды на одну камеру для административно-арестованных граждан с соответствии с подп. 47.3 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 № 83.

Определением суда от 05.10.2021 прекращено производство по делу в части исковых требований прокуратуры Заволжского района г. Твери к ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Тверской области» об обязании ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Тверской области» в течение трех месяцев со дня поступления от УМВД России по Тверской области бюджетных денежных средств выполнить следующие мероприятия: в двух прогулочных дворах для административно-арестованных граждан Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери оборудовать скамейки для сидения содержащихся лиц из расчета одной скамейки на один прогулочный дворик в соответствии с п. 30 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 № 83;камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно - арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери оборудовать девятью кнопками для вызова дежурного из расчета одной кнопки на одну камеру для административно - арестованных граждан в соответствии с подп. 47.8 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 № 83.

Определением суда от 20.07.2021 исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица УМВД России г. Твери, в качестве ответчика привлечено ФКУ «ЦХи СО УМВД России по Тверской области».

Определением суда от 11.10.2021 исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица МВД России.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Заволжского района г. Твери на основании поручения прокуратуры Тверской области в связи с поступившим обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Морозова А.Ю. в интересах Важенкова А.В., совместно с ФКУ «Медико- санитарная часть МВД РФ по Тверской области» проведена проверка соблюдения в Специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Грибоедова, д.32, исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Установлено, что Специальным приемником для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери допускаются нарушения вышеуказанного законодательства, которые выразились в следующем.

В силу ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» санитарно – эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

На основании подп. 95 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, МВД России обеспечивает федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах системы МВД России.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту.

На основании ст. 7 Федерального закона от 17.04.2013 № 67-ФЗ лица, отбывающие административное наказание, имеют право на охрану здоровья, материально-бытовое обеспечение.

Статьей 13 Федерального закона от 17.04.2013 № 67-ФЗ предусмотрено, что лицам, отбывающим административное наказание, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 17.04.2013 № 67-ФЗ приказом МВД РФ от 10.02.2014 №83 утверждены Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста.

С учетом изложенных правовых норм Правила приняты, в том числе в целях обеспечения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»в местах отбывания гражданами административного ареста.

Согласно п. 1 Правил данные в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 17.04.2013 № 67-ФЗ в целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста определяют внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста.

Организация и обеспечение порядка и условий содержания лиц, подвергнутых административному аресту, в месте отбывания административного ареста, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагаются на администрацию и сотрудников места отбывания административного ареста (п. 3 Правил).

На основании п. 30 Правил прогулка проводится на территории места отбывания административного ареста в прогулочных дворах, которые оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. При этом должны соблюдаться ограничения, установленные ст. 16 Федерального закона «О порядке отбывания административного ареста».

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение п. 30 Правил в двух прогулочных дворах Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери имеются навесы от дождя, однако отсутствуют скамейки для сидения содержащихся лиц.

Подпунктом 47.1 п. 47 Правил установлено, что помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении.

В нарушение указанного требования количество скамеек и столов в камерах № 1, № 2, № 3 первого этажа не соответствует установленному количеству мест в камерах, а именно отсутствуют скамейки для размещения двух человек в каждой камере.

Помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды (подп. 47.3 п. 47 Правил).

При этом согласно п. 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (свод правил СП 12-95), введенной в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 № 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16.05.1995 № 4-13/167, унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что санитарные узлы в камерах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери не соответствуют указанным нормам, а именно: на кабинках санитарных узлов, находящихся в камерах, отсутствуют двери; к умывальникам, установленным в камерах административно-арестованных лиц, не обеспечена подводка горячей воды.

В соответствие с подп. 47.2, 47.6 п. 47 Правил помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются: шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях; полкой для туалетных принадлежностей.

Однако в нарушение указанных требований камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для содержания административно-арестованных лиц не оборудованы шкафами для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях, а также полками для туалетных принадлежностей.

Кроме того, в нарушение подп. 47.8 п. 47 Правил камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для содержания административно - арестованных лиц не оборудованы кнопкой для вызова дежурного.

Согласно информации, предоставленной начальником Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, У МВД России по г. Твери по вышеуказанным фактам Специальным приемником в ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Тверской области» направлялись заявки, однако в их удовлетворении отказано ввиду отсутствия лимитов бюджетных средств.

В соответствии с Планом мероприятий, направленных на приведение помещений специальных учреждений полиции Тверской области в соответствие требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации на 2021-2023 года, утвержденным 01.12.2020 начальником УМВД России по Тверской области устройство системы горячего водоснабжения в камерах специального приемника предусмотрено лишь на 2023 год, что существенно нарушает права лиц, отбывающих административное наказание.

В целях устранения выявленных вышеуказанных нарушений прокуратурой Заволжского района г. Твери 09.03.2021 начальнику УМВД России по г. Твери в порядке ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены.

Согласно полученному ответу от 12.04.2021 на указанное представление в УМВД России по г. Твери в настоящее время отсутствуют лимиты бюджетных средств для устранения выявленных нарушений, мероприятия по устройству системы горячего водоснабжения запланированы лишь на 2023 год.

При этом в Специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери в настоящее время содержатся лица, права которых нарушаются вышеуказанными нарушениями федерального законодательства.

На основании ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.04.2013 №67-ФЗ финансирование мест отбывания административного ареста осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.ст. 6, 38.1, 154, 158, БК РФ, под. 100 п. 11 Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

При этом согласно подп. 19 п. 30 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, руководитель территориального органа утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчиненными органами и организациями.

В настоящее время МВД России выделены бюджетные средства УМВД России по Тверской области в сумме 881 252, 53 рублей для выполнения работ по капитальному ремонту зданий Специального приемника УМВД России по г. Твери и ИВС УМВД России по г. Твери.

С учетом выделенных бюджетных средств между УМВД России по Тверской области и ООО СК «Локальные Инженерные Сети» 30.07.2021 заключен государственный контракт на выполнения работ по капитальному ремонту зданий Специального приемника УМВД России по г. Твери и ИВС УМВД России по г. Твери, в том числе: оборудование санитарных узлов, расположенных в камерах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери дверьми высотой 1 м от пола, открывающимися наружу; оборудование камер № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери умывальниками с подводкой горячей воды из расчета один умывальник с подводкой горячей воды на одну камеру для административно-арестованных граждан.

Срок исполнения указанного государственного контракта – до 25.12.2021.

Работы в рамках вышеуказанного государственного контракта в настоящее время выполняются.

Кроме того, в настоящее время УМВД России по Тверской области выделены бюджетные средства ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Тверской области» в сумме 600 000 рублей для выполнения работ по установке специализированной системы вызова дежурного, поставки мебели.

С учетом выделенных бюджетных средств между ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Тверской области» заключен17.08.2021 с ИП Мутакаевым Р.Ш. государственный контракт на поставку мебели в здание Специального приемника УМВД России по г. Твери и ИВС УМВД России по г. Твери, в том числе: три стола и 6 скамеек в камеры для административно-арестованных граждан № 1, № 2, № 3 первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери; девять шкафов для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров в камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери; девять полок для туалетных принадлежностей в камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери.

Срок исполнения указанного государственного контракта – не позднее 30 рабочих дней от даты заключения контракта, то есть до 30.09.2021.

Работы в рамках вышеуказанного государственного контракта в настоящее время выполняются.

В настоящее время требования прокуратуры района о возложении обязанности на МВД России выделить УМВД России по Тверской области бюджетные средства для проведения УМВД России по Тверской области и ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Тверской области» мероприятий во исполнение требований Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 №83;на УМВД России по Тверской области обеспечить финансирование ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Тверской области» для проведения мероприятий во исполнение требований Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 №83, исполнены.

В судебном заседании представитель истца прокуратуры Заволжского района г. Твери - Ляпкина А.А. заявленные требования, с учетом уточнений, поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УМВД России по Тверской области, третьего лица МВД России – Кретова Л.И. возражал относительно заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении, поскольку в настоящее время проводятся работы по устранению выявленных нарушений, заключены контракты.

Представитель ответчика ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Тверской области» - Капкова К.Э. также полагал об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица УМВД России по г. Твери – Чикунова Ю.А. возражала относительно удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, полагает следующее.

Конституция Российской Федерации закрепляет признание и защиту равным образом всех форм собственности и гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту, в том числе судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 8, ч.ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34; ч. 1, 2 ст. 35; ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст.46).

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смыл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из содержания ст.ст. 125 и 214 ГК РФ следует, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, права собственник и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частями 1, 2 и 4 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность Российской Федерации), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Заволжского района г. Твери на основании поручения прокуратуры Тверской области в связи с поступившим обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Морозова А.Ю. в интересах Важенкова А.В., совместно с ФКУ «Медико - санитарная часть МВД РФ по Тверской области» проведена проверка соблюдения в Специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по г. Твери, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Грибоедова, д. 32, исполнения санитарно - эпидемиологического законодательства.

В рамках проверки установлено, что в нарушение п. 30 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД РФ от 10.02.2014 № 83, количество скамеек и столов в камерах № 1, № 2, № 3 первого этажа не соответствует установленному количеству мест в камерах, а именно отсутствуют скамейки для размещения двух человек в каждой камере; помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста не оборудуются санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды (подп. 47.3 п. 47 Правил); унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах не размещены в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу (кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла); камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для содержания административно-арестованных лиц не оборудованы шкафами для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях, а также полками для туалетных принадлежностей.

В целях устранения выявленных вышеуказанных нарушений прокуратурой Заволжского района г. Твери внесено 09.03.2021 начальнику УМВД России по г. Твери представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены.

В силу ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» санитарно – эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

На основании подп. 95 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, МВД России обеспечивает федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах системы МВД России.

Порядок отбывания административного наказания в виде административного ареста урегулирован Федеральным законом от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными Приказом МВД России от 10.02.2014 № 83.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ«О порядке отбывания административного ареста» местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту.

Места отбывания административного ареста предназначены для содержания в них лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» установлено, что лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.

Статьей 15 этого же Федерального закона установлено, что в целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка.

Во исполнение указанных положений Приказом МВД России от 10.02.2014 № 83 утверждены Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста.

Правила приняты, в том числе в целях обеспечения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в местах отбывания гражданами административного ареста.

Правилами внутреннего распорядка устанавливаются примерный распорядок дня места отбывания административного ареста, перечень предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию лицами, подвергнутыми административному аресту, а также определяется порядок: 1) приема и размещения лиц, подвергнутых административному аресту; 2) проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования; 3) осуществления личного досмотра лиц, подвергнутых административному аресту, досмотра находящихся при них вещей, поступающих им посылок, передач, письменной корреспонденции, а также отправляемых ими писем; 4) личного приема лиц, подвергнутых административному аресту, администрацией места отбывания административного ареста, а также особенности рассмотрения обращений указанных лиц; 5) проведения ежедневных прогулок лиц, подвергнутых административному аресту; 6) предоставления свиданий лицам, подвергнутым административному аресту, с лицами, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона; 7) отправления лицами, подвергнутыми административному аресту, религиозных обрядов при условии соблюдения прав других лиц, подвергнутых административному аресту; 8) материально-бытового обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту, включая наименования и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях; 9) санитарной обработки лиц, подвергнутых административному аресту; 10) приобретения лицами, подвергнутыми административному аресту, продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров; 11) медицинского обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту; 12) приема и выдачи лицам, подвергнутым административному аресту, поступивших им посылок, передач, письменной корреспонденции; 13) изъятия, хранения и возврата предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию лицами, подвергнутыми административному аресту; 14) пользования услугами телефонной связи; решения иных вопросов, связанных с отбыванием административного ареста.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» лица, подвергнутые административному аресту, отбывают его в условиях изоляции от общества в общих помещениях или помещениях для одиночного содержания.

В соответствии с п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России 10.02.2014 № 83, помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются: столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении (пункт 47.1), шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административномуаресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях (пункт 47.2), санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды (пункт 47.3), вешалкой для верхней одежды (пункт 47.4), бачком для питьевой воды, качество которой соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 47.5), полкой для туалетных принадлежностей (пункт 47.6), аудиодинамиком(пункт 47.7), кнопкой для вызова дежурного (пункт 47.8), урной для мусора (пункт 47.9), светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа (пункт 47.10), приточной и (или) вытяжной вентиляцией (пункт 47.11), системой центрального отопления (пункт 47.12).

Финансирование мест отбывания административного ареста осуществляется за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении органами внутренних дел Российской Федерации функций по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

В силу ч. 1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 1 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в городе Риме 04.11.1950, с изменениями от 13.05.2004) признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»), поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 10 названного Постановления).

Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в постановлении от 06.10.2015 «Дело Сергеев против Российской Федерации» (жалоба N 41090/05), производство по жалобам на нарушения Конвенции не во всех случаях характеризуется неуклонным применением принципа «доказывание возлагается на утверждающего», так как в некоторых случаях только государство-ответчик имеет доступ к информации, подтверждающей или опровергающей жалобы заявителя. Непредоставление государством-ответчиком данной информации без убедительного объяснения причин подобного поведения может привести к выводу об обоснованности показаний заявителя (постановление ЕСПЧ от 10.01.2012 дело «А. и другие против Российской Федерации» (жалобы N 42525/07, 60800/08).

Ответчиками не опровергнуты обстоятельства, на которые истец обосновывал свои требования, что камеры не оборудованы скамейками по установленному количеству мест в помещении (нарушение пункта 47.1), камеры не оборудованы шкафом для хранения предметов первой необходимости, личных вещей (нарушение пункта 47.2), установленный в камерах санитарный узел оборудован без соблюдения необходимых требований приватности (нарушение пункта 47.3), установленный в камерах умывальник не имеет подводки горячей воды (нарушение пункта 47.3).

Относимых, допустимых, достоверных доказательств, опровергающих выявленные нарушения, как и их устранение на момент рассмотрения настоящего дела, не представлено.

Оценив имеющие в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ суд полагает об удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Твери, действующего в защиту интересах неопределенного круга лиц, к Управлению министерства внутренних дел России по Тверской области, Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел России по Тверской области» об обязании Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел России по Тверской области» не позднее 31.12.2021выполнить следующие мероприятия: в камерах для административно-арестованных граждан № 1, № 2, № 3 первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать три стола и 6 скамеек для размещения 6 человек из расчета по одному столу и по две скамейки на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии с подп. 47.1 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 № 83; камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать девятью шкафами для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях из расчета один шкаф на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии подп. 47.2 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 № 83; камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать девятью полками для туалетных принадлежностей из расчета одна полка на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии с подп. 47.6 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 № 83; обязании Управление министерства внутренних дел России по Тверской области не позднее 31.12.2021 выполнить следующие мероприятия: санитарные узлы, расположенные в камерах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери, оборудовать дверьми высотой 1 м от пола, открывающимися наружу, в соответствие с подп. 47.3 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 №83, п. 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел Министерства внутренних дел России (свод правил СП 12-95), введенной в действие протоколом Министерства внутренних дел России от 12.02.1995 № 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16.05.1995 № 4-13/167;камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать умывальниками с подводкой горячей воды из расчета один умывальник с подводкой горячей воды на одну камеру для административно-арестованных граждан с соответствии с подп. 47.3 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 №83, - удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел России по Тверской области» не позднее 31.12.2021 выполнить следующие мероприятия:

- в камерах для административно-арестованных граждан № 1, № 2, № 3 первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать три стола и 6 скамеек для размещения 6 человек из расчета по одному столу и по две скамейки на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии с подп. 47.1 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 № 83,

- камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать девятью шкафами для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылкахи бандеролях из расчета один шкаф на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии подп. 47.2 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 № 83,

- камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать девятью полками для туалетных принадлежностей из расчета одна полка на одну камеру для административно-арестованных граждан в соответствии с подп. 47.6 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 № 83.

Обязать Управление министерства внутренних дел России по Тверской области не позднее 31.12.2021 выполнить следующие мероприятия:

-санитарные узлы, расположенные в камерах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать дверьми высотой 1 м от пола, открывающимися наружу, в соответствие с подп. 47.3 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 №83, п. 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел Министерства внутренних дел России (свод правил СП 12-95), введенной в действие протоколом Министерства внутренних дел России от 12.02.1995 № 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16.05.1995 № 4-13/167,

- камеры № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 для административно-арестованных граждан первого этажа Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Управления министерства внутренних дел России по г. Твери оборудовать умывальниками с подводкой горячей воды из расчета один умывальник с подводкой горячей воды на одну камеру для административно-арестованных граждан с соответствии с подп. 47.3 п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 10.02.2014 №83.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Заволжский районный суд г.Твери.

Судья Н.Н. Рева

Мотивированная часть составлена 12.10.2021

1версия для печатиДело № 2-1857/2021 ~ М-1476/2021 (Решение)