ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-186/19 от 13.08.2019 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-186/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2019 г. с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Семенова В.П., при секретаре судебного заседания Антиповой Н.А., с участием представителя истца ФИО1, ответчиков- законных представителей несовершеннолетних ответчиков ЛА., ЛБ., ЛВ. - ФИО2 и ФИО3, их представителя ФИО4, допущенной к участию в деле на основании определения Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 13 августа 2019 г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Красноармейского района Чувашской Республики к ФИО2, ФИО3 и их несовершеннолетним детям : ЛА., ЛБ., ЛВ. о взыскании 1 159 806, 69 рублей,

у с т а н о в и л :

Администрация Красноармейского района Чувашской Республики, ссылаясь на ст.1102 ГК РФ, обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3 и их несовершеннолетним детям : ЛА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ЛБ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ЛВ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и просила взыскать в доход бюджета Красноармейского района Чувашской Республики 1 159 806, 69 рублей в качестве неосновательно приобретенной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Исковые требования были мотивированы тем, что в соответствии с соглашением, заключенным с Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики 15 мая 2018 г., администрацией Красноармейского района Чувашской Республики на основании постановления от 18 мая 2018 г. ФИО2, как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, на семью из 5 членов : на нее, супруга ФИО3, несовершеннолетних детей ЛА., ЛБ., ЛВ., 25 июля 2018 г. из бюджета Красноармейского района Чувашской Республики за счет субсидии, предоставленной из республиканского бюджета Чувашской Республики, была предоставлена социальная выплата по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в размере 1 159 806, 69 рублей.

Однако, проведенной Управлением государственного финансового контроля Минфина Чувашии комплексной проверкой бюджета Красноармейского района Чувашской Республики -получателя межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики за 2017-2018 годы и январь-апрель 2019 г. было установлено, что администрацией Красноармейского района указанная выше социальная выплата ФИО2 была предоставлена неправомерно, в нарушение положений ст.53 ЖК РФ и п.4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам ( приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598), согласно которым, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановлением главы администрации Красноармейского сельского поселения от 29 октября 2014 г. семья ФИО3 из пяти членов была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, в то время как 9 ноября 2013 г. ФИО3 и ФИО2 была отчуждена принадлежащая им на праве общей долевой собственности, по 1/2 доле за каждым, квартира общей площадью 39, 2 кв.м, расположенная по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, и с тех пор не прошло 5 лет. ФИО3 кроме этой квартиры принадлежала и принадлежит также 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 46, 1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Кроме этого, отчужденная ФИО3 и ФИО2 квартира общей площадью 39,2 кв.м, расположенная по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, была приобретена ФИО2 в собственность, изменившей свою прежнюю фамилию «<данные изъяты>» на фамилию супруга ФИО3 после вступления ДД.ММ.ГГГГ в брак, на семью из двух человек : на нее и супруга ФИО3, за счет безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий, предоставленной из местного бюджета на основании постановления главы администрации Красноармейского района от 29.06.204 , в связи с чем, в соответствии с п.3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам ( приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598) и п.2.10 Положения формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 № 53, им, как ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат или иной формы государственной поддержки, социальная выплата по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренная подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, не могла быть предоставлена.

Согласно приказу от 17.06.2019 №86/п Минфином Чувашии субсидия, неправомерно предоставленная администрацией Красноармейского района семье ФИО2 на улучшение жилищных условий, в бесспорном порядке из бюджета Красноармейского района Чувашской Республики была взыскана в доход республиканского бюджета Чувашской Республики.

В результате получения социальной выплаты по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренной подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, без установленных законом и названными выше правовыми актами оснований, ответчики причинили бюджету Красноармейского района ущерб в размере 1 159 806, 69 рублей.

На судебном заседании представитель истца ФИО1 просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным выше. Уточнил, что 1 159 806, 69 рублей с ответчиков в доход бюджета Красноармейского района просит взыскать в солидарном порядке.

Ответчики - законные представители несовершеннолетних ответчиков ЛА., ЛБ., ЛВ. - ФИО2 и ФИО3 и их представитель ФИО4 иск не признали, заявив, что они никаких намеренных действий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не совершали, что нуждающимися в жилых помещениях стали еще до отчуждения 9 ноября 2013 г. квартиры общей площадью 39, 2 кв.м, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в связи с рождением в семье еще одного ребенка - ЛВ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, когда общая площадь жилых помещений, приходящая на каждого члена семьи стала менее учетной нормы 12 кв.м, установленной в Красноармейском районе Чувашской Республики.

На приобретение квартиры общей площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, ФИО2 ранее выплата предоставлялась на иной состав семьи из местного бюджета. Данная выплата по своей правовой природе являлась иной, чем социальная выплата по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренной подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

Кроме этого, социальная выплата, предусмотренная названной подпрограммой указанной Государственной программы была получена на основании договора, заключенного между администрацией Красноармейского района и БУ «<данные изъяты>», об обеспечении жильем молодого специалиста ФИО2 с использованием на эти цели социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности в рамках мероприятий Государственной программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Ни данный договор, ни свидетельство о предоставлении социальной выплаты, ни постановление администрации Красноармейского района от 18 мая 2018 г. о предоставлении этой социальной выплаты на день рассмотрения дела недействительными не признаны и не отменены, в связи с чем, доводы истца о неосновательности получения ими указанной социальной выплаты необоснованны.

Представитель третьего лица -Минсельхоза Чувашии на судебное заседание не явился, в суд об уважительности причин не явки не известил.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, следует, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как видно из искового заявления и объяснений представителя истца ФИО1, копии постановления администрации Красноармейского сельского поселения от 29.10.2014 , выписок из ЕГРН, выписки из похозяйственной книги и свидетельств о рождении, на день отчуждения 9 ноября 2013 г. квартиры общей площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в собственности ответчиков ФИО2 и ФИО3 имелась названная квартира на праве общей долевой собственности по 1/ 2 доле за каждым. Кроме этого, ФИО3 принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, где, пропорционально доле в праве общей долевой собственности на жилой дом, на него приходилось 15, 36 кв.м общей площади. Всего, таким образом, общая площадь жилых помещений, принадлежащих семье Л-вых, на день рождения ЛВ.., ДД.ММ.ГГГГ, а также на день отчуждения 9 ноября 2013 г. квартиры общей площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, составляла 54, 56 кв.м (39, 2 кв.м +15,36 кв.м). После рождения сына ЛВ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи ФИО2 стал состоять из 5 членов: ее, супруга ФИО3 и трех несовершеннолетних детей : ЛА., ЛБ. и ЛВ., а общая площадь жилых помещений, приходящая на каждого члена семьи, - 10, 91 кв.м ( 54, 56 кв.м : 5 =10,91 кв.м) ( л.д.62-64,68,69-74).

В соответствии с постановлением администрации Красноармейского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики от 30 января 2006 г. на территории указанного сельского поселения учетная норма для принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях установлена равной 12 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Аналогичная норма установлена и постановлением администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 21 апреля 2005 г. № 129.

Таким образом, на момент отчуждения 9 ноября 2013 г. квартиры общей площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, семья ФИО2 и ФИО3, в связи с рождением сына ЛВ., уже относилась к нуждающимся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, как обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу изложенного, оснований признать, что отчуждением 9 ноября 2013 г. квартиры общей площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, ответчиками были совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, не имеется. Тем более, что с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО3 в администрацию Красноармейского сельского поселения обратился только 8 октября 2014 г. (л.д.68).

При установленных выше обстоятельствах, суд находит, что постановлением администрации Красноармейского сельского поселения от 29 октября 2014 г. семья ФИО3 и ФИО2, состоящая из пяти членов, на учет нуждающихся в жилых помещениях была принята законно и обоснованно.

Действительно, п.3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - Приложения № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598, действовавшего на момент подачи ФИО2 11 июля 2017 г. заявления в администрацию Красноармейского района о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года ( л.д.67), было установлено, что социальные выплаты, предусмотренные этой подпрограммой, не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1243 принято решение досрочно прекратить с 1 января 2018 г. самостоятельную реализацию федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598, и осуществить реализацию мероприятий указанной программы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

Пунктом 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам- Приложения №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов -Приложения № 11 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, установлено, что социальные выплаты, предусмотренные данной программой, не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на улучшение жилищных условий.

Согласно п.2.10 Положения формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 № 53 ( в редакции, действовавшей на день включения семьи ФИО2 в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов), тоже было установлено, что ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат или наличие права на улучшение жилищных условий с использованием иной формы государственной поддержки, является основанием для принятия органами местного самоуправления муниципальных районов решения об отказе во включении заявителя в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

Объяснениями представителя истца ФИО1, копиями постановления администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 29 июня 2004 г. , свидетельства на право получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья и договора от 30 июня 2004 г. долевого участия в строительстве социального жилья по программе 2004 года подтверждается то, что ФИО2, на состав семьи : ее и супруга ФИО3, администрацией Красноармейского района Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2003 г. №42 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2004 год», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.03.2004 г. № 51 и ст.17 Решения Красноармейского районного Собрания депутатов» от 29.12.2003 «О бюджете Красноармейского района на 2004 год » была предоставлена безвозмездная субсидия в размере 70 % от полной стоимости на приобретение в общую долевую собственность, по 1/2 доле за каждым, квартиры в строящемся <данные изъяты> жилом <адрес> Чувашской Республики ( л.д.75-80).

Однако, в соответствии с положениями указанных выше Закона Чувашской Республики от 26 ноября 2003 г. № 42 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2004 год», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.03.2004 г. № 51 и ст.17 Решения Красноармейского районного Собрания депутатов» от 29.12.2003 «О бюджете Красноармейского района на 2004 год » безвозмездная субсидия на приобретение квартиры в строящемся <данные изъяты> жилом <адрес> Чувашской Республики семье ФИО2 постановлением администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 29 июня 2004 г. была предоставлена за счет средств местного бюджета, а не за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем, предоставленную постановлением администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 29 июня 2004 г. ФИО2 на семью из 5 членов за счет средств местного бюджета Красноармейского района безвозмездную субсидию на приобретение жилья нельзя признать социальной выплатой или иной формой государственной поддержки, указанными в п. 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам- Приложения №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов -Приложения № 11 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, и п.2.10 Положения формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 № 53, предоставленной ей ранее.

В связи с этим, суд находит, что предусмотренных п. 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам- Приложения №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов -Приложения № 11 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, и п.2.10 Положения формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 № 53, ограничений для предоставления семье ФИО2 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, не имелось.

По изложенным мотивам, исковые требования истца к ответчикам не могут быть удовлетворены.

Исковые требования истца, по основаниям, указанным им в исковом заявлении, не могут быть удовлетворены и в соответствии с положениями п.3 ст.1109 ГК РФ, так как он суду каких-либо доказательств, подтверждающих о том, что ответчики в целях получения названной социальной выплаты совершили какие-либо недобросовестные действия, в том числе, скрыли факт получения ранее на основании постановления администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 29 июня 2004 г. безвозмездной субсидии на приобретение жилья, не предоставил. Поскольку указанная безвозмездная субсидия была предоставлена ответчикам ФИО2 и ФИО3 самой администрацией Красноармейского района, то ей об этом заведомо было известно.

Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, районный суд

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении исковых требований администрации Красноармейского района Чувашской Республики о взыскании с ФИО2 и ФИО3, представляющих себя и несовершеннолетних детей ЛА., ЛБ., ЛВ. в солидарном порядке в доход бюджета Красноармейского района Чувашской Республики 1 159 806, 69 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме 19 августа 2019 г.

Председательствующий