Дело № 2-1875/2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2013 года г. Кузнецк Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мягковой С.Н.,
при секретаре Биктимировой О.А.,
с участием прокурора Кузнецкого района Пензенской области Филиппенковой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий, указав, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия (в области памятников истории и культуры) на территории с. Никольское Кузнецкого района Пензенской области, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон), который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
- государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Согласно ст. 27 Федерального закона на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
В соответствии со ст.7 Закона Пензенской обл. от 22.12.2005 N 934-ЗПО (ред. от 02.04.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области" установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения осуществляется в Порядке, установленном приложением к настоящему Закону.
Согласно указанного Порядка установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения (далее - объект культурного наследия), находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления Пензенской области или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющий полномочия собственника в отношении указанного объекта, или лицом, которому данный объект предоставлен в безвозмездное пользование.
В соответствии с п.п. 18, 19, 20, 21, 22 Прядка информационные надписи и обозначения изготавливаются в виде прямоугольной пластины с нанесением на нее надписей и обозначений методом, обеспечивающим их хорошую различимость, читаемость и длительную сохранность.
Пластина должна иметь технически надежное крепление, исключающее возможность разрушения или уничтожения объекта культурного наследия и обеспечивающее прочность установки на нем информационных надписей и обозначений с учетом возможных динамических нагрузок. На ансамблях и достопримечательных местах информационные надписи и обозначения могут устанавливаться в виде отдельно стоящих конструкций.
Материал пластины, метод нанесения на нее надписей и обозначений, а также крепление должны быть устойчивыми к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе климатическим и коррозионным, а также иметь защитные свойства для предотвращения или оперативного исправления негативных воздействий, в том числе совершения хулиганских действий и актов вандализма, расклейки объявлений, нанесения несанкционированных надписей и изображений.
Информационные надписи выполняются на русском языке государственном языке Российской Федерации.
На пластину наносятся следующие информационные надписи:
- вид объекта культурного наследия;
- категория историко-культурного значения объекта культурного наследия;
- полное наименование объекта культурного наследия в строгом соответствии с его написанием в нормативном правовом акте органа государственной власти о включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия и (или) дате связанного с ним исторического события;
- информация о составе объекта культурного наследия и (или) его границах (для ансамблей и достопримечательных мест);
- слова: "Подлежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность".
В центре пластины выше информационных надписей помещается информационное обозначение - герб Пензенской области.
Информационные надписи должны помещаться сверху вниз, в порядке их перечисления указанном выше.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Никольский сельский совет по адресу: <адрес> находится памятник культуры регионального значения - Мемориальный комплекс в честь воинов- односельчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., скульптор ФИО1, архитектор ФИО2. Данный комплекс внесен в реестре объектов культурного наследия.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанный объект принадлежит Муниципальному образованию Никольский сельский совет Кузнецкого района Пензенской области.
Однако информационная надпись, отвечающая требованиям Закона Пензенской обл. от 22.12.2005 N 934-ЗПО (ред. от 02.04.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области" на мемориальном комплексе отсутствует, что является нарушением конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, а так же действующего законодательства, регулирующем отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконными бездействие администрации муниципального образования Никольский сельский совет, выразившиеся в непринятии действенных мер по установлению информационной надписи на Мемориальном комплексе в честь воинов-односельчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., расположенном по адресу: <адрес> и обязать ответчика установить информационную надпись, отвечающую требованиям Закона Пензенской обл. от 22.12.2005 N 934-ЗПО (ред. от 02.04.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области", на Мемориальном комплексе в честь воинов-односельчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., скульптор ФИО1, архитектор ФИО2, по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании прокурор Кузнецкого района Пензенской области Филиппенкова Т.И. поддержала требования, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить.
Глава администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области ФИО3 в судебном заседании иск признал в полном объеме, не возражал против удовлетворения требований прокурора Кузнецкого района Пензенской области, пояснив, что со стороны администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области имеет место нарушение законодательства об объектах культурного наследия (в области памятников истории и культуры), однако они предпринимают меры для устранения выявленных нарушений.
Суд, заслушав прокурора Кузнецкого района Пензенской области Филиппенкову Т.И., представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исследовав в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Кузнецкого района подано в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством в пределах своих полномочий и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон), который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
- государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Согласно ст. 27 Федерального закона на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
В соответствии со ст.7 Закона Пензенской обл. от 22.12.2005 N 934-ЭПО (ред. от 02.04.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области" установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения осуществляется в Порядке, установленном приложением к настоящему Закону.
Согласно указанного Порядка установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения (далее - объект культурного наследия), находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления Пензенской области или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющий полномочия собственника в отношении указанного объекта, или лицом, которому данный объект предоставлен в безвозмездное пользование.
В соответствии с п.п. 18, 19, 20, 21, 22 Прядка информационные надписи и обозначения изготавливаются в виде прямоугольной пластины с нанесением на нее надписей и обозначений методом, обеспечивающим их хорошую различимость, читаемость и длительную сохранность.
Пластина должна иметь технически надежное крепление, исключающее возможность разрушения или уничтожения объекта культурного наследия и обеспечивающее прочность установки на нем информационных надписей и обозначений с учетом возможных динамических нагрузок. На ансамблях и достопримечательных местах информационные надписи и обозначения могут устанавливаться в виде отдельно стоящих конструкций.
Материал пластины, метод нанесения на нее надписей и обозначений, а также крепление должны быть устойчивыми к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе климатическим и коррозионным, а также иметь защитные свойства для предотвращения или оперативного исправления негативных воздействий, в том числе совершения хулиганских действий и актов вандализма, расклейки объявлений, нанесения несанкционированных надписей и изображений.
Информационные надписи выполняются на русском языке государственном языке Российской Федерации.
На пластину наносятся следующие информационные надписи:
- вид объекта культурного наследия;
- категория историко-культурного значения объекта культурного наследия;
- полное наименование объекта культурного наследия в строгом соответствии с его написанием в нормативном правовом акте органа государственной власти о включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия и (или) дате связанного с ним исторического события;
- информация о составе объекта культурного наследия и (или) его границах (для ансамблей и достопримечательных мест);
- слова: "Подлежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность".
В центре пластины выше информационных надписей помещается информационное обозначение - герб Пензенской области.
Информационные надписи должны помещаться сверху вниз, в порядке их перечисления указанном выше.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования Никольский сельский совет по адресу: <адрес> находится памятник культуры регионального значения - Мемориальный комплекс в честь воинов- односельчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., скульптор ФИО1, архитектор ФИО2. Право собственности на указанный объект принадлежит Муниципальному образованию Никольский сельский совет Кузнецкого района Пензенской области.
Данный комплекс внесен в реестре объектов культурного наследия.
Согласно справки прокуратуры Кузнецкого района информационная надпись, отвечающая требованиям Закона Пензенской области от 22.12.2005 N 934-ЗПО (ред. от 02.04.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области" на мемориальном комплексе отсутствует, что является нарушением конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, а так же действующего законодательства, регулирующем отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 02.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 13 ст. 14 указанного ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия (в области памятников истории и культуры) на территории с. Никольское Кузнецкого района Пензенской области, в ходе которой было установлено, что на территории муниципального образования Никольский сельский совет по адресу: <...> находится памятник культуры регионального значения - Мемориальный комплекс в честь воинов - односельчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., скульптор ФИО1, архитектор ФИО2. Данный комплекс внесен в реестре объектов культурного наследия. Однако информационная надпись, отвечающая требованиям Закона Пензенской обл. от 22.12.2005 N 934-ЗПО (ред. от 02.04.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области" на мемориальном комплексе отсутствует, что является нарушением конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, а так же действующего законодательства, регулирующем отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанный объект принадлежит Муниципальному образованию Никольский сельский совет Кузнецкого района Пензенской области.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик бездействует в принятии мер по установлению информационной надписи, отвечающей требованиям Закона Пензенской области от 22.12.2005 N 934-ЗПО (ред. от 02.04.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области" на памятнике культуры регионального значения - мемориальном комплексе в честь воинов - односельчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., скульптор ФИО1, архитектор ФИО2., внесенный в реестр объектов культурного наследия, расположенный на территории муниципального образования Никольский сельский совет по адресу: <...>, что является нарушением конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, а так же действующего законодательства, регулирующеи отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Возложенная на ответчика обязанность подлежит исполнению в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из изложенного, суд находит исковые требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области - удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации муниципального образования Никольский сельский совет, выразившиеся в непринятии действенных мер по установлению информационной надписи, отвечающей требованиям Закона Пензенской обл. от 22.12.2005 N 934-ЗПО (ред. от 02.04.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области", на Мемориальном комплексе в честь воинов-односельчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., скульптор ФИО1, архитектор ФИО2, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Никольский сельский совет Кузнецкого района Пензенской области установить информационную надпись, отвечающую требованиям Закона Пензенской обл. от 22.12.2005 N 934-ЗПО (ред. от 02.04.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области", на Мемориальном комплексе в честь воинов-односельчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., скульптор ФИО1, архитектор ФИО2, расположенном по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения.
Судья С.Н.Мягкова