дело № 2-1876/2021
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2021 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе судьи Коваленко Т.К., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем ФИО6 А.В., с участием представителя истца ФИО7 Н.В., ответчика ФИО8 П.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» к ФИО2 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Казенное учреждение ХМАО-Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» обратилось в суд с иском к ФИО10 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в размере 105 532,16 руб.
Требования мотивированы тем, что с (дата) органы службы занятости населения ХМАО-Югры работают в соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№.
Регистрация граждан в КУ «Нефтеюганский центр занятости населения» (далее - центр занятости) в целях поиска подходящей работы осуществляется в дистанционном режиме на основании электронного заявления о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, направленного через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Иных способов подачи заявления не предусмотрено.
(дата) ответчик, в целях поиска подходящей работы, подал заявление в электронной форме с использованием подсистемы «личный кабинет соискателя» информационно-аналитической системы Общественная база вакансий «Работа в России» (далее - ОБВ РвР); в соответствии с инструкцией, имеющейся на Портале, при заполнении заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы указаны разъяснения о нормах законодательства о занятости населения. В частности, внимание граждан обращено на то, что в соответствии с законом от (дата)№ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закона) пособие по безработице может получить трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.
Гражданин не может получить пособие по безработице, если он: моложе 16 лет; получает пенсию по старости или за выслугу лет; находится в местах лишения свободы или на исправительных работах; работает по трудовым договорам; выполняет оплачиваемую работу или реализует продукцию по договорам; является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом или самозанятым; проходит военную, альтернативную гражданскую службу или службу в иных органах; обучается по очной форме обучения; занят в подсобных промыслах, является членом крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей; является учредителем (участником) коммерческих организаций.
При размещении заявления внимание граждан обращено на то, что все указанные сведения будут проверены, и если окажутся ложными или недостоверными, в постановке на учет будет отказано, и гражданин может быть привлечен к ответственности.
В связи с отсутствием подходящей работы в соответствии со ст. 3 Закона ФИО11 П.Г. решением центра занятости от (дата)№ признан безработным с назначением пособия в размере 18 195,00 рублей и 3 000,00 рублей (выплата на каждого ребенка, 3 детей, по постановлению Правительства РФ от (дата)№); (дата) из налоговой инспекции РФ поступила информация, что на дату размещения заявления на ОБВ РвР ((дата)), то ФИО12 П.Г. являлся самозанятым, данный факт ответчик от специалистов центра занятости скрыл, при этом специалист центра занятости установить факт самозанятости гражданина не мог в силу отсутствия документов и единой системы межведомственного электронного взаимодействия; документы которые могли бы подтвердить самозанятость ответчика, специалисту центра занятости (адрес) при обращении не предоставлены.
ФИО13 П.Г. состоял на учете в центре занятости с 19.05.2020 по 20.10.2020; за указанный период ответчику на счет перечислено пособие в общей сумме 105 532,16 руб., что является незаконным обогащением (л.д. 5-8).
В судебном заседании представитель истца ФИО14 Н.В., действующая на основании доверенности от (дата), исковые требования поддержала; приводила доводы, изложенные в исковом заявлении; просила иск удовлетворить.
В судебном заседании ответчик ФИО15 П.Г. не согласился с исковыми требованиями; пояснил, что пособие которое он получал, он использовал; забыл, что является самозанятым и встал на учет как не работающий.
Выслушав стороны и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения», пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В силу статьи 35 указанного закона выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным законом.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения предусмотрено, что занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Плательщики налога на профессиональный доход (НПД) прямо не поименованы в перечне граждан, которые не могут быть признаны безработными, вместе с тем самозанятые граждане получают вознаграждение от определенной деятельности, оказания услуг заказчикам. А это противоречит одному из критериев, по которым граждан относят к безработным - отсутствие работы и заработка
Достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве самозанятого определяется центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с данными, содержащимися на официальном сайте ФНС России (пункт 4 (2) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными).
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В 2020 году постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 были утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (действуют до 31.07.2021), в соответствии с которыми в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с п. 1(1) постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год», гражданам, признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г. и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 18 мая 2020 года ФИО16 П.Г. в целях поиска подходящей работы подал заявление в электронной форме с использованием подсистемы «личный кабинет соискателя» информационно-аналитической системы Общественная база вакансий «Работа в России».
В заявлении ответчик указал, что к числу занятых лиц он не относится. Заявитель был предупрежден, что, в случае сокрытия факта своей занятости, выплаченное пособие по безработице будет удержано в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, на ответчика была возложена обязанность извещать уполномоченный орган о трудовой занятости.
На основании приказа КУ ХМАО-Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» от (дата)№ФИО17 П.Г. признан безработным с (дата); установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с (дата) по (дата); установлен размер выплаты пособия 18 195,00 руб.
На основании приказа КУ ХМАО-Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» от (дата)№, в связи с предоставлением новых документов, изменен порядок начисления пособия по безработице: пособие выплачивать с (дата) по (дата) - 18 195,00 руб. в месяц, с (дата) по (дата) – 27 195,00 руб. в месяц, с (дата) по (дата) - 27 195,00 руб. в месяц и с (дата) по (дата) – 18 195,00 руб. в месяц.
По информации Межрайонной инспекции ФНС № по ХМАО-Югре от (дата), ФИО18 П.Г. состоит на учете в качестве плательщика налога на профессиональный доход (далее НПД) с (дата) по настоящее время; за период 2020 года доход по НПД составил 19 236,00 руб.; всем плательщикам НПД в период 2020 предоставлен дополнительный налоговый капитал (бонус) в размере одного МРОТ 12 130,00 руб. (Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ).
На основании приказов КУ ХМАО-Югры «Центр занятости населения» от (дата)№ и №, ФИО19 П.Г. снят с регистрационного учета получателя государственных услуг с (дата), в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем; с (дата) прекращены выплата пособия по безработице.
В период с (дата) по (дата)ФИО20 П.Г. перечислено пособие по безработице в размере 105 532,16 руб., в том числе: в мае 2020 – 5 869,35 руб., в июне 2020 – 12 677,81 руб.; в июле 2020 – 33 823,16 руб., в августе 2020 – 25 440,49 руб., в сентябре 2020 – 27 721,35 руб.
Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд находит установленным, что ФИО22 П.Г., зная о том, что с (дата) состоит в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход и получает доход по НПД, будучи предупрежденным о необходимости при подаче заявления о регистрации его в качестве нуждающегося в трудоустройстве сообщить такие сведения (информация Минкомсвязи «Регистрация для получения пособия по безработице доступна через Единый портал госуслуг»), не указал в заявлении соответствующую информацию; поскольку факт недобросовестных действий со стороны ответчика судом установлен, исковые требования КУ ХМАО-Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» о взыскании с ФИО21 П.Г. незаконно полученного пособия по безработице подлежат удовлетворению.
С учётом положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 434 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости», ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, что составляет 3 311,00 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» к ФИО2 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» неосновательно полученное пособие по безработице в размере 105 532 (Сто пять тысяч пятьсот тридцать два) руб. 16 коп.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Нефтеюганск в размере 3 311 (Три тысячи триста одиннадцать) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Решение в окончательной форме принято 30 июня 2021 года.
Судья (подпись) (иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)