ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187/2012 от 23.05.2012 Барышского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2-187 / 2012 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В.,

при секретаре Лапиной Ю.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барышского района Ульяновской области к администрации муниципального образования «... городское поселение» Барышского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Барышского района обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц, в котором указал, что в результате проверки соблюдения бюджетного законодательства в деятельности органов местного самоуправления МО «... городское поселение» были выявлены нарушения закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением бюджета, относится к вопросам местного значения поселения. При этом указанные полномочия в силу ч. 3 ст. 52 данного Федерального закона осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Согласно статьям 6 и 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации включает в себя бюджеты всех уровней, в том числе и местные бюджеты городских и сельских поселений, и является единой. Следовательно, соблюдение требований бюджетного законодательства в процессе осуществления бюджетных полномочий муниципальным образованием должно исполняться безусловно.

В силу требований п. 5 статьи 3 БК РФ на органы местного самоуправления возложены обязанности по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьёй 9 БК РФ определены бюджетные полномочия муниципальных образований, к числу которых отнесены установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами, а также иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Между тем, проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «... городское поселение», которая в силу требований ст. 152 БК РФ и ст. 34 Устава МО «... городское поселение» является участником бюджетного процесса и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, не приняты нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, обязательность принятия которых предусмотрена Бюджетным кодексом РФ.

Так, вопреки требованиям действующего законодательства администрацией муниципального образования не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие:

  • порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями (п. 4 ст. 160.1 БК РФ);
  • порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий (п. 2 ст. 117 БК РФ);
  • порядок определения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых заемщиком (за исключением юридических лиц) для получения бюджетного кредита (п. 3 ст. 93.2 БК РФ);

Кроме того, не приняты:

  • правовой акт, регулирующий состав, порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу (п. 4 ст. 121 БК РФ);
  • правовой акт, регулирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований (п.1 ст. 174.2 БК РФ);

- правовой акт, устанавливающий форму и порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования (п. 2 ст. 174 БК РФ).

Несмотря на то, что в целях устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства прокуратурой района 25.02.2010 и 11.03.2011 года на имя главы администрации МО «... городское поселение» были внесены представления, в которых указывалось на необходимость регламентации бюджетных отношении в указанных сферах, администрацией поселения до настоящего времени соответствующие муниципальные правовые акты не приняты.

Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-Ф3 и ст. 6 БК РФ местный бюджет, под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, является одним из составляющих экономической основы местного самоуправления.

При этом, в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-Ф3 местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, несоблюдение требований Бюджетного кодекса РФ о принятии муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетную сферу, нарушает права жителейпоселения.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку ввиду процессов рождаемости, смертности, миграции населения определить четкий круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в данной сфере невозможно.

Таким образом, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Жадовское городское поселение» Барышского района, выразившегося в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих: порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями;порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий;порядок определения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых заемщиком (за исключением юридических лиц) для получения бюджетного кредита;правовой акт, регулирующий состав, порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу;правовой акт, регулирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований; правовой акт, устанавливающий форму и порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования.

Старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и привел аналогичные доводы.

Администрация МО «... городское поселение», надлежащим образом извещенная о дне слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Представлено заявление, в котором ответчик просит рассмотреть дело без участия его представителя и решение оставляет на усмотрение суда.

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ч. 3 ст. 52 того же закона указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Пункт 5 статьи 3 БК РФ предусматривает возложение на органы местного самоуправления обязанности по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьёй 9 БК РФ определены бюджетные полномочия муниципальных образований, к числу которых отнесены установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами, а также иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «... городское поселение» не приняты нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, обязательность принятия которых предусмотрена Бюджетным кодексом РФ.

В частности, в соответствии со статьей 117 БК РФ отимени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Доказательства, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий, ответчиком принят, суду не представлены.

В силу ст. ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

Администрация МО «Жадовское городское поселение» нормативный акт, регулирующий такой порядок, не разработала и не приняла.

В п. 4 ст. 121 БК РФ установлено, что в муниципальную долговую книгу в обязательном порядке должны вноситься сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств. Состав иной информации о долговых обязательствах муниципального образования, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливает местная администрация.

Ответчик никаким нормативным актом не определил состав информации о долговых обязательствах муниципального образования, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу, что свидетельствует о его бездействии.

В соответствии с п. 1 ст. 174.2 БК РФ планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.

Между тем, ответчиком не принят нормативный акт, предусматривающий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 160.1 БК РФ бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.

Между тем, ответчиком не представлены доказательства наличия порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями.

Согласно п. 2 ст. 174 БК РФ среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ежегодно разрабатывается по форме и в порядке, установленным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) с соблюдением положений настоящего Кодекса.

Доказательств наличия правового акта, устанавливающий такие форму и порядок, ответчиком суду также не представлены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора основаны на законе, а потому подлежат удовлетворению.

Согласно статьям 6 и 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации включает в себя бюджеты всех уровней, в том числе и местные бюджеты городских и сельских поселений, и является единой. Следовательно, соблюдение требований бюджетного законодательства в процессе осуществления бюджетных полномочий муниципальным образованием должно исполняться безусловно.

При этом полномочия, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в силу ч. 3 ст. 52 данного Федерального закона осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Суд считает заслуживающими внимание доводы прокурора о том, что несоблюдение требований Бюджетного кодекса РФ о принятии муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетную сферу, нарушает права жителейпоселения.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-Ф3 местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-Ф3 и ст. 6 БК РФ местный бюджет, под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, является одним из составляющих экономической основы местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «... городское поселение» Барышского района Ульяновской области, выразившееся в непринятия нормативных правовых актов, регламентирующих: порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями;порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий;порядок определения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых заемщиком (за исключением юридических лиц) для получения бюджетного кредита;правовой акт, регулирующий состав, порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу;правовой акт, регулирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований; правовой акт, устанавливающий форму и порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца.

Судья Е.С. Челбаева