ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187/2022УИД540012-01-2021-003080-11 от 10.06.2022 Барабинского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-187/2022 УИД 54RS0012-01-2021-003080-11

Поступило: 24.11.2021

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2022 года г. Барабинск, Новосибирская область

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

судьи Чечётка И.Ф.,

при секретаре судебного заседания Михальченко В.Н.,

с участием ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области к ФИО5 о взыскании переплаты ежемесячной компенсационной выплаты,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ. ОПФР по Новосибирской области обратилось в суд с иском о взыскании с ФИО5, в свою пользу незаконно полученные суммы ежемесячной компенсационной выплаты на уход за престарелым, достигшим возраста 80 лет в размере 73 440руб.

В обосновании заявленных требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное) с заявлением о том, что он осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ постоянный уход за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, престарелой, достигшей 80лет. В своем заявлении ФИО5 отметил, что он не работает, получателем пенсии не является, пособие по безработице не получает. В заявлении он также обязался предупредить пенсионный орган в течение пяти дней об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты. От ФИО2 поступило заявление о согласии на осуществление за ней постоянного ухода ФИО5, поскольку нуждается в таком уходе. Управлением было вынесено решение о назначении ФИО5 ежемесячной компенсационной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1440руб.. ДД.ММ.ГГГГ Управление выявило факт излишней выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с несообщением лицом, осуществляющим уход – ФИО5 о факте назначения досрочной страховой пенсии по старости. В результате несообщения о факте работы УПФР г. Барабинска Новосибирской области (межрайонное), образовалась переплата ежемесячной компенсационной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 73 440руб.. ДД.ММ.ГГГГ функции по выплате и взысканию излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат из территориальных органов ПФР переданы Государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда РФ в Новосибирской области.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. данное исковое заявление принято к производству к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, в связи с необходимостью выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства.

ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве третьего лица привлечена ФИО2 – лицо, в пользу которого выплачивалась компенсационная выплата.

Представитель истца Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области и третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, при этом представитель истца просил дело рассмотреть в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал (л.д.4).

Ответчик ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, в удовлетворении просил отказать, пояснив, что при обращении в Пенсионный фонд со своим заявлением о назначении пенсии он указал, что им осуществляется уход за лицами, достигшими 80 лет, в том числе и за ФИО2, при этом специалистом Пенсионного фонда выплата компенсации на двоих престарелых была отменена, а на ФИО2, нет, но он об этом не знал, т.к. деньги получала сама ФИО2.

Исследовав обстоятельства и письменные материалы дела, заслушав ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (пункт 1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).

Пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" были установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Согласно пункту 3 Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Подпунктом "в" пункта 9 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. N 278) установлено, что осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае принятия решения о назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.

Пункт 10 Правил предусматривает, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера компенсационной выплаты или прекращение ее осуществления.

Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (пункт 11 Правил).

Из приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход за нуждающимся в таком уходе лицом, и выплата компенсации производится в порядке, установленном для выплаты пенсии, вместе с назначенной нетрудоспособному гражданину пенсией, тогда как назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии является основанием прекращения выплаты, а получатель выплаты обязан сообщить об этом пенсионному органу.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, как неосновательное обогащение.

Следовательно, по данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных пенсионным органом исковых требований являлось установление недобросовестности в действиях ФИО5 при получении ФИО2 компенсационной выплаты.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Так, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, зарегистрирован и проживает по адресу: .

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: , было подана в УПФР в г. Барабинске и Банабинском районе Новосибирской области заявление о согласии на осуществление за ней ухода как нетрудоспособного гражданина. Согласие на осуществления за ней ухода она дала ФИО5, который ДД.ММ.ГГГГ в заявлении об осуществлении ухода за нетрудоспособным гражданином указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ. осуществляет уход за ФИО2, которая является престарелой, достигшей возраста 80 лет. Также в заявлении указал, что просил выплату производить к назначенной нетрудоспособной ФИО2 пенсии (л.д.11).

Решением Управления ПФР в г. Барабинске от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» осуществляемый за ФИО2 (л.д.13).

Решением УПФ РФ в г. Барабинске и Барабинском районе Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 назначена пенсия по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д.14).

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ выявлена ошибка при осуществлении доставки компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами, а именно неработающему трудоспособному лицу ФИО5 осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином ФИО2. По заявлению с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была назначена досрочная страховая пенсия по старости по нормам ст.30 ФЗ от 28.12.2013№ 400- ФЗ «О страховых пенсиях», но выплата КТЛ с ДД.ММ.ГГГГ не была прекращена, что привело к излишней выплате сумм КТЛ. Выплата КТЛ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1400руб. ежемесячно производилась необоснованно, в связи с чем было решено рассчитать сумму излишне выплаченной компенсационной выплаты ФИО5 к пенсии ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15,17).

Решением УПФР в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное) решено с ДД.ММ.ГГГГ прекратить осуществление ежемесячной компенсационной выплаты ФИО5, производимой к пенсии ФИО2 (л.д.16).

Согласно расчету, размер излишне выплаченной суммы составляет 73 440руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-21).

При этом, из информации предоставленной отделом установления пенсий на запрос суда, следует, что ФИО5 являлся трудоспособным лицом, осуществляющим уход за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет у следующих лиц:

- ФИО6 ММ.ГГГГ. рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по дату смерти);

- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (решение о прекращении выплаты);

- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (прекращено по решению об обнаружении ошибки от ДД.ММ.ГГГГ).

При обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, ФИО5 одновременно подал заявление о включении в индивидуальный лицевой счет сведений о включении периодов, засчитываемых в страховой стаж – уход за ФИО4 и ФИО1, заявление о включении в индивидуальный лицевой счет периода ухода за ФИО2 в пенсионном деле ФИО5 отсутствует.

Установить, уточнялась ли специалистом клиентской службы, принимавшей заявления, информацию о других лицах, за которыми ФИО5 мог осуществлять уход, а также проводилась ли проверка информации по базе данных Пенсионного Фонда РФ о периодах осуществления ухода ФИО5 за другими лицами, достигшими 80 лет не представляется возможным, т.к. она уволилась.

Согласно Постановлению ПФР от 09.03.2021 № 58п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда РФ в Новосибирской области» Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (ОПФР по Новосибирской области) реорганизовано в форме присоединения к нему, в том числе, Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Новосибирской области с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30).

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.

Вместе с тем, при начислении ФИО5 компенсационной выплаты не были реализованы возложенные на пенсионный орган функции по контролю за правильным и рациональным расходованием бюджета, позволяющих проверить достоверность имеющейся у пенсионного органа информации, касающейся получателя выплаты, а при поступлении соответствующей информации о возможном отсутствии у гражданина права на получение такой выплаты - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты пенсионным органом.

Доводы ФИО5 о том, что он сообщил в Пенсионном фонд о том, что он осуществлял уход за престарелыми, между тем, сам достиг пенсионного возраста, подтверждаются представленными истцом сведениями, о том, что в отношении ФИО4 и ФИО1 компенсационные выплаты прекращены.

Суд приходит к выводу, что излишне выплаченная компенсационная выплата ФИО5 к пенсии ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. образовалась в результате невнимательности специалиста клиентской службы, принимавшей заявления у ФИО5

На основании изложенного, судом не установлен факт недобросовестности в действиях ФИО5 при получении компенсационной выплаты, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области к ФИО5 о взыскании переплаты ежемесячной компенсационной выплаты - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Барабинский районный суд, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья И.Ф. Чечётка