ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1881/14 от 05.06.2014 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2-1881/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2014 года г. Новороссийск

Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Первакова О.Н.,

при секретаре Аванесян Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления ФСБ России по Краснодарскому краю к Шамро <данные изъяты> о взыскании необоснованного обогащения,

у с т а н о в и л:

Управление ФСБ России по <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании необоснованного обогащения, указав в обоснование иска, что Управление ФСБ России по <адрес> осуществляло пенсион­ное обеспечение ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщил, что проходит служ­бу в таможенных органах РФ.

В соответствии с приказом ФСБ России от 27 апре­ля 2004 года выплата пенсий пенсионерам ФСБ России, проходящим служ­бу в таможенных органах, приостанавливается с ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением были запрошены документы, подтверждающие факт прохож­дения службы ФИО1 в таможенных органах. Согласно полученным данным, ФИО1 был зачислен в таможенные органы с ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

ФЭО Управления соответствующим распоряжением Юго-Западному банку Сбербанка России была прекращена выплата пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ го­да. Таким образом, ФИО3 получил без законных оснований пенсию из Федерального бюджета по линии ФСБ России за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

В связи с чем истец просит взыскать с ФИО1 неосновательное денежное обогащение в сумме <данные изъяты>.

В судебное заседание представитель истца - ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и его отзыве на возражения ответчика.

ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО5 возражали против удовлетворения исковых требований, предоставили суду письменный отзыв, в котором указано, что ответчик не должен возмещать полученную пенсию поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие факта недобросовестности с его стороны. Кроме того, Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ на получателя пенсии не возложена обязанность извещать истца о поступлении на службу в таможенные органы РФ. Приказы ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности" и от ДД.ММ.ГГГГ изданы и вступили в законную силу после увольнения ответчика с военной службы. Положения Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности РФ, утвержденного приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 302, в том числе пункт 60, предусматривающий приостановление выплаты пенсии пенсионным подразделением в случае поступления пенсионера на службу в таможенные органы РФ, и пункт 62, предусматривающий обязанность пенсионера сообщить пенсионному подразделению о фактах влияющих на приостановление выплаты пенсии, истцом до ответчика не доводились. Более того, ответчик незамедлительно уведомил истца о прохождении службы в таможенных органах РФ после того, как ему из служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела государственной службы и кадров Новороссийской таможни стало известно о предложении уведомить ведомство. При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу. Ответчик до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а с ДД.ММ.ГГГГ поступил на правоохранительную службу, отличную от военной. Таким образом, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 могла быть приостановлена ответчику в случае его возвращения на военную службу и приобретением вновь статуса военнослужащего. Также, просили применить к возникшим правоотношениям трехлетний срок исковой давности.

Представитель Новороссийской таможни РФ по доверенности ФИО6 просила принять решение на усмотрение суда, пояснив, что при приеме на службу ответчика таможне не было предоставлено сведений о получении им пенсии по линии ФСБ.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Из материалов гражданского дела следует, что Управление ФСБ России по <адрес> осуществляло пенсион­ное обеспечение ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 был зачислен в таможенные органы с ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщил, что проходит служ­бу в таможенных органах РФ. Однако финансово-экономический отдел УФСБ России по КК соответствующим распоряжением Юго-Западному банку Сбербанка России приостановил выплату пенсии ФИО1 только с ДД.ММ.ГГГГ го­да.

Пенсия по линии ФСБ России назначается и выплачивается в соответствии со специальным законом, каковым является Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей». Названным Законом урегулирован вопрос прекращения выплаты назначенных пенсий на время службы.

Так, частью 2 статьи 6 Закона предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 Закона, при поступлении их на военную службу или службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 6-П (п. 5) указанный Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.

Вместе с тем, рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (п. 1 ст. 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Предписания названного Федерального закона, касающиеся, в частности, пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем изъятия каких-либо норм из закрепленного его статьей 6 общих правил назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих Федеральных законов в рассматриваемый Закон не были внесены соответствующие изменения и дополнения, и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.

В соответствии с п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ № 6-П пенсионеры ФСБ РФ, проходящие службу в таможенных органах РФ, утратили право на получение пенсии по линии ФСБ РФ с ДД.ММ.ГГГГ Указанной категории пенсионеров выплата пенсии Центром пенсионного обслуживания по краю была прекращена в апреле 2004 г.

На основании изложенного, с указанного времени ответчик утратил право на получение пенсии по линии ФСБ России одновременно с получением денежного довольствия как сотрудник таможенных органов. При этом Конституционный Суд РФ Определением от ДД.ММ.ГГГГ № 6-П не выносил заключения о соответствии (несоответствии) Закона Конституции РФ, а только разъяснял порядок его применения. С момента вынесения указанного Определения позиция Конституционного Суда РФ по затронутому в нем вопросу является неоспоримой и обязательной к применению независимо от того, знал ли ответчик о вынесенном Определении.

Кроме того, в соответствии с пп. а п. 60 и п. 62 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности РФ, утвержденного приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 302, выплата пенсии приостанавливается пенсионным подразделением в случае поступления пенсионера в таможенные органы Российской Федерации. О фактах, влияющих на изменение размеров пенсии, приостановление либо прекращение выплаты пенсии, пенсионер (а в случае смерти пенсионера - члены его семьи, родственники и иные лица) обязан сообщить непосредственно пенсионному подразделению, выплачивающему пенсию.

Согласно ч.3 ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Приказ ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности" вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст приказа опубликован в "Российской газете" от ДД.ММ.ГГГГ N 110, в журнале "Социальный мир" от 1-ДД.ММ.ГГГГ N 25, в приложении к "Российской газете" - "Новые законы и нормативные акты", 2003 г., N 26, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от ДД.ММ.ГГГГ N 37, в журнале "Пенсия", октябрь 2003 г., N 10.

Таким образом, ответчик должен был уведомить финансово-экономический отдел УФСБ России по КК о прохождении им службы в таможенных органах, с тем, чтобы сотрудники ФЭО предприняли действия по прекращению выплаты ему пенсии на основании части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Приказа ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности", п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 6-П и ст. 50 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Этого ответчиком сделано не было.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество.

В силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что в силу ч. 1 ст. 1102 ГК РФ ответчик обязан возвратить истцу неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение), однако не в полном объеме, поскольку письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщил в УФСБ России по КК, что проходит служ­бу в таможенных органах РФ, однако финансово-экономический отдел УФСБ России по КК приостановил выплату пенсии ФИО1 только с ДД.ММ.ГГГГ го­да.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ го­да ответчику Управлением ФСБ России по КК были добровольно произведены выплаты пенсии дважды 04.03.2013г. в размере <данные изъяты> руб. и 01.04.2013г. в размере <данные изъяты> руб., то есть всего на сумму <данные изъяты> руб.

Следовательно, положения п. 3 ст. 1109 ГК РФ (неосновательное обогащение, не подлежащее возврату) должны быть применены к сумме <данные изъяты> руб., поскольку со стороны ФИО1 отсутствовал признак недобросовестности при её получении.

Кроме того, ответчиком и его представителем в судебном заседании было заявлено о применении срока исковой давности, в связи с чем суд считает возможным взыскать с ответчика неосновательно приобретенные денежные средства за три года, предшествующие обращению Управления ФСБ России по КК в суд (с 17.04.2011г. по 17.04.2014г.).

Согласно расчету на единовременное удержание с пенсионера от ДД.ММ.ГГГГ, за указанный период с 17.04.2011г. по 17.04.2014г. ФИО1 выплачена пенсия в размере <данные изъяты> руб.

Таким образом, сумма неосновательного обогащения, подлежащая взысканию с ответчика за предшествующие три года, за вычетом суммы добровольно выплаченной Управлением ФСБ России по КК пенсии 04.03.2013г. и 01.04.2013г. в размере <данные изъяты> руб., составляет <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления ФСБ России по <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с Шамро <данные изъяты> сумму необоснованного обогащения в размере <данные изъяты> в федеральный бюджет, обязав Шамро <данные изъяты> перечислить указанную сумму на расчетный счет военных пенсий в структурное подразделение Сбербанка РФ в г. Новороссийске.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г.Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Копия верна: Судья О.Н. Перваков

Решение изготовлено в окончательной форме 10.06.2014 г.