Дело № 2-188 / 2012 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,
с участием заместителя прокурора Барышского района Колпикова И.В.,
при секретаре Лапиной Ю.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барышского района Ульяновской области к администрации муниципального образования «... сельское поселение» Барышского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Барышского района обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц, в котором указал, что в результате проверки соблюдения бюджетного законодательства в деятельности органов местного самоуправления МО «... сельское поселение» были выявлены нарушения закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением бюджета, относится к вопросам местного значения поселения. При этом указанные полномочия в силу ч. 3 ст. 52 данного Федерального закона осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
Согласно статьям 6 и 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации включает в себя бюджеты всех уровней, в том числе и местные бюджеты городских и сельских поселений, и является единой. Следовательно, соблюдение требований бюджетного законодательства в процессе осуществления бюджетных полномочий муниципальным образованием должно исполняться безусловно.
В силу требований п. 5 статьи 3 БК РФ на органы местного самоуправления возложены обязанности по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьёй 9 БК РФ определены бюджетные полномочия муниципальных образований, к числу которых отнесены установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами, а также иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Между тем, проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «... сельское поселение», которая в силу требований ст. 152 БК РФ и ст. 34 Устава МО «... сельское поселение» является участником бюджетного процесса и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, не приняты нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, обязательность принятия которых предусмотрена Бюджетным кодексом РФ.
Так, вопреки требованиям действующего законодательства администрацией муниципального образования не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие:
Кроме того, не приняты:
Несмотря на то, что в целях устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства прокуратурой района ... и ... года на имя главы администрации МО «... сельское поселение» были внесены представления, в которых указывалось на необходимость регламентации бюджетных отношении в указанных сферах, администрацией поселения до настоящего времени соответствующие муниципальные правовые акты не приняты.
Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-Ф3 и ст. 6 БК РФ местный бюджет, под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, является одним из составляющих экономической основы местного самоуправления.
При этом, в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-Ф3 местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Таким образом, несоблюдение требований Бюджетного кодекса РФ о принятии муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетную сферу, нарушает права жителейпоселения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку ввиду процессов рождаемости, смертности, миграции населения определить четкий круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в данной сфере невозможно.
Таким образом, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «... сельское поселение» Барышского района, выразившегося в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих: порядок разработки проекта социально-экономического развития муниципального образования; порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации; порядок проведения и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ; порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ; порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий; порядок определения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых заемщиком (за исключением юридических лиц) для получения бюджетного кредита; порядок исполнения бюджета по расходам; порядок санкционирования оплаты денежных обязательств; порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета; порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году; порядок взыскания в доход бюджета неиспользованного остатка межбюджетных трансфертов (субсидий и субвенций) в случае его неперечисления в доход соответствующего бюджета при завершении финансового года; порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года, а также в непринятии правового акта, регулирующего состав, порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу; правового акта, регулирующегопорядок и методику планирования бюджетных ассигнований; правового акта, устанавливающего случаи и порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года.
Заместитель прокурора Барышского района Колпиков И.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и привел аналогичные доводы.
Представитель ответчика А.А.В. возражая против иска, признала, что ни один нормативный акт, указанный прокурором, администрацией МО «... сельское поселение» не разработан и не принят. При этом полагает, что основания для удовлетворения иска прокурора отсутствуют, поскольку частично необходимые нормативные акты в сфере бюджетных правоотношений разработаны администрацией МО «Барышский район» и Управлением финансов МО «Барышский район». Администрация МО «... сельское поселение» в своей деятельности использует данные акты на основании имеющихся соглашений. Принятие акта, регулирующего состав порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу, не требуется, поскольку порядок внесения информации в долговую книгу предусмотрен ст. 121 БК РФ. Кроме того, прокурор не представил доказательств того, какие права и интересы общества нарушены бездействием администрации МО «... сельское поселение». Следовательно, его обращение в суд противоречит требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к вопросам местного значения поселения.
В силу ч. 3 ст. 52 того же закона указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
Пункт 5 статьи 3 БК РФ предусматривает возложение на органы местного самоуправления обязанности по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьёй 9 БК РФ определены бюджетные полномочия муниципальных образований, к числу которых отнесены установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами, а также иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «... сельское поселение» не приняты нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, обязательность принятия которых предусмотрена Бюджетным кодексом РФ.
В частности, в соответствии с п. 2 ст. 173 БК РФ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.Прогноз социально-экономического развития поселения может разрабатываться местной администрацией муниципального района в соответствии с соглашением между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
Порядок разработки проекта социально-экономического развития муниципального образования ответчиком не установлен.
В соответствии с п. 1 ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Нормативный правовой акт, регламентирующий порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации, администрацией МО «... сельское поселение» не принят.
Согласно статье 179 БК РФпо каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Ответчиком такой порядок никаким нормативным актом не установлен.
В соответствии со ст. 179.3 БК РФ вфедеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Администрацией МО «... сельское поселение» порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ также не разработан и не принят.
Статьей 117 БК РФ предусмотрено, что отимени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий ответчиком не принят.
В силу ст. ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.
Администрация МО «... сельское поселение» нормативный акт, регулирующий такой порядок, не разработала и не приняла.
Статьей 219 БК РФ предусмотрено, что исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса.
В силу ст. 6 БК РФ органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов входят в число финансовых органов. Соответственно, вопреки требованиям ст. 219 БК РФ, администрацией МО «... сельское поселение» не принят нормативный акт, регулирующий порядок исполнения бюджета по расходам.
Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Администрация МО «... сельское поселение» нормативный акт, регулирующий такой порядок, не разработала и не приняла.
В силу ст. 219.2 БК РФ Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом.
Нормативный акт, регулирующий такой порядок, ответчиком не принят.
В соответствии с п. 1 ст. 242 БК РФ Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году ответчиком не разработан.
Пункт 5 ст. 242 БК РФ предусматривает, что в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
В суде установлено, что порядок взыскания в доход бюджета неиспользованного остатка межбюджетных трансфертов (субсидий и субвенций) в случае его неперечисления в доход соответствующего бюджета при завершении финансового года ответчиком не определен.
Согласно п. 6 ст. 242 БК РФ порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового годаустанавливает финансовый орган.
Ответчиком такой порядок не установлен.
В п. 4 ст. 121 БК РФ установлено, что в муниципальную долговую книгу в обязательном порядке должны вноситься сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств. Состав иной информации о долговых обязательствах муниципального образования, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливает местная администрация.
Ответчик никаким нормативным актом не определил состав информации о долговых обязательствах муниципального образования, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу, что свидетельствует о его бездействии.
В соответствии с п. 1 ст. 174.2 БК РФ планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.
Между тем, ответчиком не принят нормативный акт, предусматривающий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований.
Согласно п. 1 ст. 226.1 БК РФ вслучае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнения бюджета по расходам могут предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования).
Ответчиком нормативный акт, регламентирующий такие случаи такой порядок, не принят.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора основаны на законе, а потому подлежат удовлетворению.
Согласно статьям 6 и 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации включает в себя бюджеты всех уровней, в том числе и местные бюджеты городских и сельских поселений, и является единой. Следовательно, соблюдение требований бюджетного законодательства в процессе осуществления бюджетных полномочий муниципальным образованием должно исполняться безусловно.
При этом полномочия, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в силу ч. 3 ст. 52 данного Федерального закона осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
Следовательно, доводы представителя ответчика о том, что в своей деятельности администрация МО «... сельское поселение» руководствуется нормативными актами разработанными и принятыми администрацией и управлением финансов МО «Барышский район» на законе не основаны.
Доказательств того, что администрацией или управлением финансов МО «Барышский район» на основании представленных ответчиком соглашений о передаче части полномочий разработаны какие-либо правовые акты для администрации МО «... поселение» суду не представлено.
Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с настоящим иском, поскольку не доказал чьи права нарушены бездействием ответчика.
Часть 1 ст. 45 ГПК РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Суд считает заслуживающими внимание доводы прокурора о том, что несоблюдение требований Бюджетного кодекса РФ о принятии муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетную сферу, нарушает права жителейпоселения.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-Ф3 местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-Ф3 и ст. 6 БК РФ местный бюджет, под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, является одним из составляющих экономической основы местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «... сельское поселение» Барышского района Ульяновской области, выразившееся в непринятия нормативных правовых актов, регламентирующих: порядок разработки проекта социально-экономического развития муниципального образования; порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации; порядок проведения и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ; порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ; порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий; порядок определения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых заемщиком (за исключением юридических лиц) для получения бюджетного кредита; порядок исполнения бюджета по расходам; порядок санкционирования оплаты денежных обязательств; порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета; порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году; порядок взыскания в доход бюджета неиспользованного остатка межбюджетных трансфертов (субсидий и субвенций) в случае его неперечисления в доход соответствующего бюджета при завершении финансового года; порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года, а также в непринятии правового акта, регулирующего состав, порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу; правового акта, регулирующегопорядок и методику планирования бюджетных ассигнований; правового акта, устанавливающего случаи и порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.С. Челбаева