ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188/2022 от 21.09.2022 Мазановского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-188/2022

УИД 28RS0011-01-2022-000342-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21сентября2022 годас. Новокиевский Увал

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Потапова А.А.

при секретаре Суровской А.Н.,

с участием помощника прокурораМазановского района Малышевской П.Н., законного представителя несовершеннолетней Афанасьевой Д.А. – Гринько О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Мазановского района Амурской области к администрации Мазановского района, финансовому управлению администрации Мазановского района о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор Мазановского района обратился с иском в интересах несовершеннолетней Афанасьевой Д.А. в суд к администрации Мазановского района, её финансовому управлению о взыскании морального вреда, в обоснование которого указал, чтопрокуратурой Мазановского района по факту нападения -- животного без владельца (собаки) на несовершеннолетнюю --1,-- года рождения, проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и подведомственными им организациями законодательства по обращению с животными без владельцев.

Проверкой установлено, что -- в районе -- малолетнюю --1, -- г.р. укусила бездомная собака. В результате нападения собаки ребенок получил телесные повреждения в виде укушенной раны правой кисти. Несовершеннолетней проведена антирабическая вакцинация в полном объеме.

В результате укуса собаки несовершеннолетнему причинены моральные, нравственные страдания, а также физическая боль. Она испытала сильный болевой и эмоциональный шок, из-за боли в ранах длительный период неложилась спать без слез, плохо спала, по ночам просыпалась и плакала, боится гулять даже в присутствии родителей, стала более нервной и раздражительной.

Указанное обстоятельство подтверждается сведениями о количестве пострадавших от укусов безнадзорных животных, предоставленными ГАУЗ АО «Мазановская больница», обращением в прокуратуру района матери несовершеннолетней.

Поскольку полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории Мазановского района возложены на орган местного самоуправления, обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории муниципального образования, в должной мере не исполнялась, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации Мазановского района и нападением на несовершеннолетнюю Афанасьеву Д.А. безнадзорной собаки.

Неисполнение администрацией возложенных законом обязательств приводит к негативным последствиям в виде нападения безнадзорных животных на граждан, в том числе на несовершеннолетних. Безнадзорные животные могут быть разносчиками различных заболеваний, опасных для людей.

Прокурор, с учетом уточнений просит взыскать с финансового управления администрации Мазановского района, за счет средств казны муниципального образования «Мазановский район» в пользу Афанасьевой Д.А. в лице её законного представителя Гринько О.В.компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Администрация Мазановского района в письменном отзыве с исковымитребованиями прокурора не согласилась, указала, что администрация ведет активную работу, направленную на отлов и транспортировку к месту содержания животных без владельца в пределах выделенных средств из областного бюджета.

Исполняться за счёт средств районного бюджета могут только те полномочия, которые предусмотрены ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ, в противном случае исполнение полномочий, не возложенных законодательством приведёт к нецелевому использованию бюджетных средств, соответственно приведет к нарушению ст. 306.4. Бюджетного кодекса РФ.

Дополнительных источников доходов в районном бюджете на данный вид расходов не имеется и не прогнозируется, в противном случае расходование собственных средств, не подтвержденных доходными источниками будет трактоваться со стороны фискальных органов, как нецелевое использование бюджетных средств, что влечёт за собой ответственность за нарушение норм бюджетного законодательства.

В исковом заявлении нет полной информации, как произошёл несчастный случай. Где находились родители Афанасьевой Д.А. в момент укуса собаки. Почему их не было рядом. Где гарантия, что ребенка укусила не домашняя собака, живущая на подворье, где проживает семья Гринько О.В.

Нет информации о наличии или отсутствии бирок, или чипов на собаке, которая укусила гр. Афанасьеву, что напрямую указывало бы, что собака является без хозяина, так как ранее отловленные и возвращенные в привычную среду обитания животные, все имеют бирку и чип.

Утверждение прокурора Мазановского района о том, что администрацией Мазановского района не принимаются меры направленные на реализацию государственных полномочий по обращению с животными без владельцев не обоснованы, так как работа ведется в полном объеме, заключался муниципальный контракт, объявлялись электронные аукционы и 09.09.2022 будут подписаны два муниципальных контракта. Всего в 2022 году администрацией района фактически освоены денежные средства, выделенные из областного бюджета в сумме – 819185,15 руб.

Просят отказать в удовлетворении исковых требованийв полном объёме.

На основании ст. 167 ГПК РФ, учитывая установленные гражданским процессуальным кодексом РФ, сроки рассмотрения дел, рассмотрено без участия ответчиков надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, сведений уважительности причин в суд не представили, ходатайств об отложении не поступало.

В судебном заседании помощник прокурора Мазановского района Малышеская П.Н.настаивалана удовлетворении заявленных требований, по изложенным в иске основаниям с учетом уточнений.

Законный представитель несовершеннолетней Афанасьевой Д.А.Гринько О.В. настаивала на удовлетворении иска, суду пояснила, что 2 мая 2022 года в с. Новокиевка по ул. Пролетарская её дочь укусила бездомная собака за кисть правой руки, дочь испытала сильную боль, из-за чего не могла полноценно спать, плакала, ежедневно, в течение десяти дней, после школы ходила в больницу, где ей обрабатывали рану делали уколы. Её дочь укусила бродячая собака, так как такой собаки, которую описала дочь, у проживающих по ул. Пролетарская нет, у соседей собаки находятся на привязи.

Несовершеннолетняя Афанасьева Д.А. пояснила, что 2 мая 2022 года она находилась у подруге, проживающей по ул. Пролетарская. Находясь на дороге, к ней подбежала собака темного окраса с белыми пятнами и укусила за руку. Ей было очень больно, она испугалась, закричала, и собака убежала. Мама её подруги обработала ей рану, она пошла домой и сообщила маме. Затем с мамой пошли в больницу где ей обработали рану, а на следующий день ходили к врачу в больницу, ей назначили лечение. В течение десяти дней после занятий в школе она ходила в больницу, где ей обрабатывали рану, делали уколы. Имеется ли владелец собаки, которая её укусила она не знает, ранее такую собаку она не видела.

Выслушав прокурора, несовершеннолетнюю Афанасьеву Д.Е., её законного представителя Гринько О.В. исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьями 20 и 41 Конституции РФ, к числу основных и неотчуждаемых прав человека отнесены право на жизнь и на охрану здоровья.

В соответствии с Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 (ред. от 25.05.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 8 названного Федерального закона, отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 15 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

В соответствии со статьей 3 Закона № 498-ФЗ, под обращением с животными понимается содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье.

Согласно подпунктам 49 и 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии с Законом Амурской области от 07.11.2019 № 428-03 «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», определяются полномочия органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными.Органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области наделяются государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления путем организации проведения мероприятий: по отлову животных без владельцев, транспортировке животных без владельцев, по содержанию и учету отловленных животных без владельцев, по мечению животных без владельцев, по кастрации (стерилизации) животных без владельцев.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что обязанность по отлову безнадзорных животных возложена намуниципальное образование «Мазановский район».

Как следует из материалов дела, 29 июля 2022 Гринько О.В. обратилась к прокурору Мазановского района с заявлением, в котором просит прокурора обратиться в суд с иском в интересах её несовершеннолетнего ребенка Афанасьевой Д.А. о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявления указано, что её дочь Афанасьеву Д.А. 02.05.2022 года укусила собака в районе улицы Пролетарская с. Новокиевка, в результате чего её дочь пострадала, испытала физическую боль, моральные и нравственные страдания, страдала бессонницей, плакала.

Согласно сведениям главного врача ГБУЗ АО «Мазановская больница», в период с 01.01.2021 – 01.06.2022 количество зарегистрированных поступлений несовершеннолетних с укусами от бродячих (безнадзорных) собак составляет 1 человек: Афанасьева Диана Артёмовка, -- г.р., --. -- – укушенная рана правой кисти. Легкая степень тяжести. Назначен курс антирабической помощи. Собака не известна.

Также, факт причинения Афанасьевой Д.А. телесных повреждений в результате нападения безнадзорных животных, подтверждается сведениями из амбулаторной карты несовершеннолетней Афанасьевой Д.А., из которой следует, что 02.05.2022 года она обращалась в медицинское учреждение по поводу укуса собаки.

Факт нападения безнадзорного животного на несовершеннолетнюю Афанасьеву Д.А. и причинения ей телесных повреждений подтверждаются также объяснениями --7, --8, --9, проживающих по --, данными участковому уполномоченному МО МВД России «Мазановский» о том, что -- в районе ----1 укусила собака. Кому принадлежит собака им не известно, собака была без ошейника, По -- ежедневно бегают собаки, в том числе с бело-черным окрасом, кому принадлежат собаки им не известно.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что 02.05.2022 в районе ул. Пролетарская, с. Новокиевка, на несовершеннолетнюю Афанасьеву Д.А. совершено нападение безнадзорной собаки, в результате чего ребенок получила телесные повреждения в виде укушенной раны правой кисти.

В ходе судебного разбирательства установлено также, что в связи с нападением собаки, Афанасьева Д.А. в этот же день была доставлена в центральную районную больницу, где ей была оказана первая медицинская помощь, назначен курс антирабической помощи.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.

Согласно статье 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Положения статей 151, 1101 ГК РФ предусматривают возможность взыскания компенсации морального вреда с причинителя вреда, исходя из степени его вины и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20 декабря 1994 года «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимается нравственные или физически страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ). При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Из материалов дела следует, что собака, которой Афанасьевой Д.А. причинены телесные повреждения, является безнадзорной.

Учитывая, что обязанность по отлову безнадзорных животных возложена на муниципальное образование «Мазановский район», суд приходит к выводу о наличии причинно-следственной связи между бездействием органов МО «Мазановский район», и телесными повреждениями, полученными Афанасьевой Д.А., физическими и нравственными страданиями, перенесенными ребенком в результате произошедшего.

Проведение администрацией Мазановского района мероприятий по отлову животных без владельцев в пределах выделенных средств из областного бюджета, отсутствие дополнительных доходов в районном бюджете, отсутствие во время укуса собаки родителей Афанасьевой Д.А. не освобождает от обязанности администрации о возмещении вреда причиненного без владельцев животными (собакой).

С учетом установленных по делу обстоятельств, принципа разумности и справедливости, принимая во внимание малолетний возраст ребенка, причинение вреда её здоровью, от которого она испытывала физическую боль, нравственные страдания, ребенок от боли плохо спал, плакал, суд приходит к выводу, что компенсация морального вреда в сумме 20 000 рублей является соразмерной той степени нравственных и физических страданий, которые испытала несовершеннолетняя Афанасьева Д.А.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.

На финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Предъявление иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд определяет, какие органы будут представлять интересы органа местного самоуправления в процессе.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, вышеприведенными нормами права в их толковании Пленумом Верховного Суда Российской Федерации закреплены правила определения лица, на которое подлежат отнесению компенсация морального вреда, и соответствующего источника исполнения обязательства по возмещению вреда.

Как следует из Положения о финансовом управлении администрации МО «Мазановский район», утвержденном постановлением от 15.12.2016года № 404, финансовое управление входит в структуру администрации МО «Мазановский район», является её функциональным органом по осуществлению на территории муниципального образования единой бюджетной политики.

К полномочиям финансового управления Положением отнесены, в том числе, организация исполнения бюджета и управление средствами на едином счете Мазановского района, а также принятие к исполнению судебных актов, предусматривающие обращение на взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений-должников, а также по искам к администрации Мазановского района о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) органов местного самоуправления Мазановского района, либо должностных лиц данных органов.

Таким образом, финансовое управление администрации Мазановского района является финансовым органом администрации Мазановского района, являющимся распорядителем бюджетных средств от имени казны муниципального образования «Мазановский район», а согласно вышеперечисленным правовым нормам, исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов местного самоуправления, осуществляется финансовым органом муниципального образования, за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда.

При таких обстоятельствах, иск прокурора Мазановского района, действующего в интересах несовершеннолетней Афанасьевой Д.А. в лице законного представителя Гринько О.В., подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд-

решил:

Исковые требования прокурора Мазановского района Амурской области, действующего в интересах несовершеннолетней Афанасьевой Дианы Артёмовны в лице законного представителя Гринько Оксаны к администрации Мазановского района, Амурской области, финансовому управлению администрации Мазановского района Амурской области о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с финансового управления администрации Мазановского района Амурской области (ИНН2819000840), за счет средств казны муниципального образования «Мазановский район» Амурской области (ИНН 2819000470) в пользу Афанасьевой Дианы Артёмовны в лице её законного представителя Гринько Оксаны Викторовны(паспорт -- выдан отделение УФМС России ипо -- в ---- 280-020) компенсацию морального вреда в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований взыскания оставшейся части суммы компенсации морального вреда в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Потапов