ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1906/18 от 04.10.2018 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1906/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2018 года г. Златоуст Челябинская область

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Куминой Ю.С.,

при секретаре Васениной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Златоустовского городского округа, Главному Управлению лесами Челябинской области Челябинскому областному бюджетному учреждению «Златоустовское лесничество», Главному Управлению лесами Челябинской области о признании незаконным отказа о внесении изменений в карту градостроительного зонирования г. Златоуста, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Златоустовского городского суда Челябинской области (далее по тексту - администрация ЗГО Челябинской области), Главному Управлению лесами Челябинской области ЧОБУ «Златоустовское лесничество» о признании незаконным отказа во внесении изменений в карту градостроительного зонирования г.Златоуста, в части изменения территориальных зон А.4.1 (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи), К.7 (магистральные улицы общегородского и районного значения, магистральные дороги, основные улицы в застройке) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) по земельному участку с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресному ориентиру: <адрес>; возложении на Главное Управление лесами Челябинской области ЧОБУ «Златоустовское лесничество» обязанности исключить земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий истцу на праве собственности, из земель лесного фонда ЧОБУ «Златоустовское лесничество» Златоустовское участковое лесничество квартал выдел (л.д.3-4).

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что на основании договора купли-продажи, заключенного с ФИО3, она является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, разрешенный вид использования: для строительства индивидуального жилого дома, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Предыдущему собственнику данный участок принадлежал на основании постановления Главы администрации города Златоуста Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию ЗГО Челябинской области с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальных зонах А.4.1 «Парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи» и К.7 «Зона магистралей городского и районного значения основных улиц в городской застройке», ей было подано заявление о внесении изменений в Генеральный план г.Златоуста и Правила землепользования и застройки г.Златоуста в части изменения вида территориальной зоны на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки). 19.05.2017г. на комиссии по землеотводам было принято решение рекомендовать администрации ЗГО в установленном порядке внести изменения в Генеральный план г.Златоуста и Правила землепользования и застройки г.Златоуста в части вида территориальной зоны. Подготовленный администрацией ЗГО проект распоряжения «О подготовке предложений по внесению изменений в Генеральный план г.Златоуста и Правила землепользования и застройки г.Златоуста» был направлен на согласование в Управление по экологии и природопользованию ЗГО, где был отклонен, поскольку по результатам выездного совещания ДД.ММ.ГГГГ с представителями ЧОБУ «Златоустовское лесничество» и Управления по экологии и природопользованию администрации ЗГО установлено, что земельный участок попадает на земли лесного фонда. Письмом администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, на основании ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в ЧОБУ «Златоустовское лесничество» с заявлением об уточнении границ земельного участка. Заключением ЧОБУ «Златоустовское лесничество от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что согласно схемы расположения, земельный участок с кадастровым номером , частично относится к землям лесного фонда ЧОБУ «Златоустовское лесничество» квартал выдел .

ДД.ММ.ГГГГ истицей повторно было подано заявление о внесении изменений в карту градостроительного зонирования г.Златоуста, в части изменения территориальных зон А.4.1 (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи), К.7 (магистральные улицы общегородского и районного значения, магистральные дороги, основные улицы в застройке) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) по земельному участку, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресному ориентиру: <адрес>. Письмом администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения было принято решение об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Златоуста, т.к. по информации ЧОБУ «Златоустовское лесничество» земельный участок с кадастровым номером частично относится к землям лесного фонда Златоустовского участкового лесничества квартал выделы ,.

Истец находит отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку он нарушает права и законные интересы собственника. Указывает на то, что собственник земельного участка, права на которые возникли до ДД.ММ.ГГГГ, и который в результате уточнения границ оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового пояса, подлежит исключению из лесопаркового пояса.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101оборот) занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное Управления лесами Челябинской области.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в свое отсутствие, с участием представителя (л.д. 106).

Представитель истца ФИО1 – ФИО2, допущенная к участию в деле на основании письменного ходатайства (л.д.106), в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что земельный участок приобретен ФИО1ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи. Предыдущему собственнику ФИО3, спорный земельный участок принадлежал на основании постановления Главы Администрации г.Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ. В государственный кадастр недвижимости сведения о границах земельного участка были внесены в ДД.ММ.ГГГГ. На основании выписки из ГКН, данный земельный участок относится к землям <данные изъяты> с назначением <данные изъяты>. Спорный земельный участок освоен, границы на местности определены. Прежний собственник участка не возвел на нем домовладение, но выполнил ограждение. Ее доверительница обращалась в администрацию ЗГО с заявлением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования г.Златоуста, в части изменения территориальных зон А.4.1 (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи), К.7 (магистральные улицы общегородского и районного значения, магистральные дороги, основные улицы в застройке) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки). Данное заявление было рассмотрено на комиссии по землеотводам, был совершен выезд на местность, во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Златоуста было отказано, поскольку заключением ЧОБУ «Златоустовское лесничество» установлено, что согласно схемы расположения, земельный участок частично принадлежит к землям лесного фонда. В последующем ФИО1 было подано повторное заявление, комиссия уже не создавалась, был дан письменный ответ об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Златоуста по тем же основаниям. Считает отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Златоуста незаконным, поскольку согласно определению Конституционного суда РФ от 21.09.2017 года № 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, был принят Федеральный закон от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными указанным ФЗ в ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН (п.5 ст.7). Кроме того, в ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки, этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникло до 01.01.2016 года (п.2 ст.5 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ). Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участок у граждан, которые приобрели их на законном основании.

Представитель ответчика администрации ЗГО – ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.36), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснил, что при рассмотрении заявления ФИО1 о внесении изменений в Генеральный план г.Златоуста и Правила землепользования, было установлено, что спорный земельный участок частично относится к землям лесного фонда, т.е. является государственной собственностью. В ДД.ММ.ГГГГ году, земельный участок был предоставлен предыдущему собственнику под застройку на основании постановления Главы Администрации города и договора. По условиям договора застройщик должен был возвести на участке жилой дом и получить акт приемки. Согласно договору о возведении жилого дома, в случае не использования участка по назначению в течение двух лет, участок должен был быть изъят, до настоящего времени на участке нет домовладения, участок не изымался. Принадлежал ли участок к землям лесного фонда ранее, пояснить затрудняется. Публичные слушания о внесении изменений в Генеральный план г.Златоуста и Правила землепользования не проводились, поскольку при рассмотрении заявления ФИО1 было установлено, что земельный участок частично относится к землям лесного фонда, в связи с чем, принято решение об отказе во внесении изменений в Генеральный план города и Правила землепользования.

Представитель ответчиков Главного управления лесами Челябинской области, ЧОБУ «Златоустовское лесничество», ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.107), доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37), в судебном заседании возражал против заявленных требований. Суду пояснил, что спорный земельный участок частично находится на землях лесного фонда. Согласно имеющейся информации, принадлежность участка к лесам федерального значения прослеживается уже с ДД.ММ.ГГГГ года. Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет без согласования с лесничеством, уточнения границ перед постановкой на учет, не требовалось. В настоящее время процедура изменилась, и без согласования с лесничеством, постановка участка на учет невозможна.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7 – копия договора купли-продажи)

Согласно выписке из ЕГРН (л.д.8-9,93-95), земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, кадастровый номер присвоен ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресному ориентиру: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома.

Согласно градостроительному плану № (л.д.10-18), земельный участок расположен в территориальной зоне А.4.1 (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи) и К.7 (магистральные улицы общегородского и районного значения, магистральные дороги, основные улицы в застройке), в связи с чем истцу рекомендовано внести изменения в Генеральный план г.Златоуста и Правила землепользования и застройки г.Златоуста, утв. решением Собрания депутатов ЗГО от 02.03.2007г. № 10-ЗГО.

Как следует из искового заявления, пояснений представителя истца, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в администрацию ЗГО с заявлениями о внесении изменений в карту градостроительного зонирования г.Златоуста в части изменения территориальных зон А.4.1 (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи), К.7 (магистральные улицы общегородского и районного значения, магистральные дороги, основные улицы в застройке) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

Администрацией Златоустовского городского округа Челябинской области, во внесении изменений в карту градостроительного зонирования г.Златоуста, в части изменения территориальных зон А.4.1 (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи), К.7 (магистральные улицы общегородского и районного значения, магистральные дороги, основные улицы в застройке) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ФИО1 отказано, со ссылкой на то, что в соответствии с Генеральным планом г.Златоуста и Правилами землепользования и застройки г.Златоуста, утвержденных решением Собрания депутатов ЗГО Челябинской области № 10-ЗГО от 02.03.2007 года, вышеуказанный земельный участок расположен в зонах А.4.1 (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи), предназначена для организации мест массового, разностороннего отдыха населения; К.7 (магистральные улицы общегородского и районного значения, магистральные дороги, основные улицы в застройке) – для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования, строительство индивидуальных жилых домов в данных зонах не предусмотрено. Кроме того, указанный земельный участок попадает на земли лесного фонда.

Отказы оформлены письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21,22-23,27)

В соответствии с п. п. 1, 3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу п. 8 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 - ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны, которые являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования (п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории.

Согласно ч.10 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что градостроительный план земельного участка является одним из оснований подготовки проектной документации. Градостроительный план земельного участка необходим для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 7 статьи 51, часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков.

Статьями 31,32,33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также внесение изменений в них.

В материалы дела представлен Генеральный план г.Златоуста и Правила землепользования и застройки г.Златоуста (с изм. и доп.), утвержденные Решением Собрания депутатов ЗГО Челябинской области № 10-ЗГО от 02.03.2007 года (л.д. 57-87), согласно которым зона А.4.1 (парки, скверы, бульвары, набережные) предназначена для организации мест массового разностороннего отдыха населения, зона К.7 (зона магистралей городского и районного значения основных улиц в городской застройке) предназначена для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.

Из представленной выкопировки из карты градостроительного зонирования территории г. Златоуста с нанесением границ земельного участка по заявке ФИО1 (л.д.88), усматривается, что указанный земельный участок расположен как в зоне 03 06 11 А.4.1, так и в зоне 03 61 К.7.

Таким образом, спорный земельный участок частично располагается в зонах, где не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как строительство индивидуального жилого дома.

При таких обстоятельствах Администрацией ЗГО Челябинской области обоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, установленный градостроительным регламентом в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, не предполагает возведение в пределах зоны А.4.1 и К.7 индивидуальных жилых домов, в связи, с чем требования ФИО1 о признании незаконным отказа о внесении изменений в карту градостроительного зонирования г. Златоуста в части изменения территориальных зон А.4.1 и К.7 на зону В.1.1 по земельному участку с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, не подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца о возложении обязанности исключить указанный земельный участок из земель лесного фонда Главного Управления лесами Челябинской области Челябинского областного бюджетного учреждения «Златоустовское лесничество» квартал , выдел , суд приход к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» также предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Как установлено судом из материалов дела, спорный земельный участок частично принадлежит к землям лесного фонда ЧОБУ «Златоустовское лесничество» Златоустовское участковое лесничество квартал выдел , что подтверждено заключением ЧОБУ «Златоустовское лесничество» Главное управление лесами Челябинской области (л.д.24), схемой расположения.

Из акта осмотра земельного участка (л.д.25), следует, что лесничим Златоустовского участкового лесничества ЧОБУ «Златоустовское лесничество» ФИО6ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр земельного участка, согласно таксации ДД.ММ.ГГГГ года, схемы расположения участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером частично принадлежит к землям лесного фонда ЧОБУ «Златоустовское лесничество», Златоустовское участковое лесничество квартал выдел .

Из ответа ЧОБУ «Златоустовское лесничество» Главное управление лесами Челябинской области на запрос начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ЗГО (л.д.47) следует, что согласно материалам таксации ДД.ММ.ГГГГ и предоставленному графическому материалу с местоположением земельных участков, установлено, что земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером частично относятся к землям лесного фонда ЧОБУ «Златоустовское лесничество» Златоустовское участковое лесничество квартал выделы ,.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, согласно статье 9 Земельного кодекса, осуществляет Российская Федерация.

Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в частности из состава земель лесного фонда.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, что следует из абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

На землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, из приведенных правовых норм прямо следует, что передача лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан запрещена.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, за Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности на земельный участок с категорией земель «земли лесного фонда» площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым (или условным) номером и местоположением: <адрес>, Златоустовское участковое лесничество ОГУ «Златоуствоское лесничество», в том числе, квартал , выдел (л.д. 36). Согласно изменениям нумерации кварталов Златоустовского участкового лесничества ЧОБУ «Златоустовское лесничество», квартал изменен на (л.д.50-54).

11.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым внесены изменения в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.

При этом, данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Как следует из правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 № 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок приобретен ФИО1 у ФИО3 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). В свою очередь, ФИО3 данный участок принадлежал на основании постановления Главы администрации города Златоуста Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97).

Согласно постановлению главы администрации г.Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности», земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> отведен ФИО3 под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением архитектуры и градостроительства, в лице начальника ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с одной стороны, и ФИО3, с другой, заключен договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке (л.д.98-99).

Согласно п.4 указанного договора, земельный участок будет изъят при неиспользовании его в течении двух лет подряд для строительства индивидуального жилого дома, или использовании его не в соответствии с той целью или не выполнении п.3 настоящего договора, предусматривающего, что строительство жилого дома должно быть закончено в течении не более 3 лет с момента получения разрешения Управления архитектуры и градостроительства на производство строительных работ.

Из пояснений представителя ответчика администрации ЗГО ФИО4 следует, что до настоящего времени, несмотря на то, что на участке домовладения нет, участок изъят не был.

В соответствии с приложением к договору (л.д.100), ФИО3 для строительства индивидуального жилого дома в <адрес>, перед началом строительства следовало согласовать со Златоустовским лесхозом и ЗЗКЭП вырубку отдельно стоящих деревьев.

Доказательств того, что данное согласование ФИО3 получено, не имеется. До настоящего времени спорный земельный участок не освоен.

В соответствии с частью 3 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении лесоустройства местоположение границ лесничества, защитных лесов и лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ранее в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом, план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными (часть 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктом 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Учитывая положения ведомственных нормативных актов (Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза № 265) основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе.

Лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, то есть по результатам проведения лесоустройства.

Материалы лесоустройства, находящиеся в материалах дела, подтверждают тот факт, что спорный земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда (л.д.49,108,120-121).

Согласно выкопировке из планшета лесоустройства за ДД.ММ.ГГГГ год, спорный земельный участок находился на землях лесного фонда.

Порядок ведения государственного лесного реестра утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 № 194 (далее - Порядок).

Частью 4 статьи 23 Лесного кодекса, пунктом 8 Порядка ведение реестра осуществляется в отношении лесничеств и лесопарков.

В соответствии с частью 2, подпунктом 2 части 3, частью 5 Лесного кодекса, лесничества и лесопарки составляют земли лесного фонда. Также лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Положениями статьи 84 Лесного кодекса органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены.

В силу пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относятся использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса.

Статья 8 Земельного кодекса устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 2.2.3 Перечня одним из оснований для внесения изменений в Акты и, соответственно, в сведения государственного лесного реестра, являются также принятые органами местного самоуправления решения, в том числе об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Спорный земельный участок находится в пределах Златоустовского городского округа.

Вместе с тем, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ года, принятому в целях обеспечения работ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, на которых в ДД.ММ.ГГГГ году зарегистрировано право собственности РФ в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года, территория лесного участка из состава земель лесного фонда - квартал (выделы ) закреплена за Златоустовским лесничеством.

Факт нахождения части земельного участка на землях государственного лесного фонда, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, следует из представленной для обозрения в судебном заседании карты лесов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, была выделена на землях, отнесенных к государственному лесному фонду, что изначально исключало возможность его использования в целях, связанных со строительством индивидуального жилого дома, факт наложения границ документально подтвержден, основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении обязанности исключить указанный земельный участок из земель лесного фонда Главного Управления лесами Челябинской области Челябинского областного бюджетного учреждения «Златоустовское лесничество» квартал , выдел , отсутствуют.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований, то в силу ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. возмещению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Златоустовского городского округа, Главному Управлению лесами Челябинской области Челябинскому областному бюджетному учреждению «Златоустовское лесничество», Главному Управлению лесами Челябинской области о признании незаконным отказа о внесении изменений в карту градостроительного зонирования г. Златоуста в части изменения территориальных зон А.4.1 и К.7 на зону В.1.1 по земельному участку с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>; возложении обязанности исключить указанный земельный участок из земель лесного фонда Главного Управления лесами Челябинской области Челябинского областного бюджетного учреждения «Златоустовское лесничество» квартал , выдел – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: Ю.С. Кумина

Решение в законную силу не вступило