РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2019 года г. Батайск
Батайский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Каменской М.Г.
при секретаре Татаркиной К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 1908/19 по иску ФИО1 <данные изъяты> действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> к Администрации г. Батайска, Лященко <данные изъяты>, третьи лица: Управление федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по РО, Управлении по архитектуре и градостроительству г. Батайска, о признании жилого дома домом блокированной застройки, признании права общей долевой собственности, прекращении права общей долевой собственности, разделе земельного участка.
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 <данные изъяты>, действующая от своего имени и от имени несовершеннолетних ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Администрации г. Батайска, Лященко <данные изъяты> о признании жилого дома домом блокированной застройки, признании права общей долевой собственности, прекращении права общей долевой собственности, разделе земельного участка, указав в обоснование, что она является собственником 10600/29601 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, площадью 227,7 кв.м. и 10/26 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 423 кв.м. по адресу: г. <адрес>
ФИО1 <данные изъяты>., ФИО1 <данные изъяты>., ФИО1 <данные изъяты>. являются собственниками по 1060/29601 и 1/26 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок соответственно.
Лященко <данные изъяты> принадлежит 1217/2277 доли в праве общей долевой собственности на данный жилой дом и 1/2 доли в праве на указанный земельный участок.
Между собственниками сложился определенный порядок пользования жилым домом и земельным участком.
Согласно заключению специалиста части жилого дома, находящиеся в пользовании истцов и ответчика, являются изолированными жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания граждан и соответствуют требованиям, предъявляемым к автономным жилым блокам одноквартирной жилой застройки. Жилой дом, по адресу: <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам блокированной застройки.
17.07.2019 года они обратились в Администрацию г. Батайска с заявлением о признании жилого дома домом блокированной застройки.
Согласно ответа управления по архитектуре и градостроительству г. Батайска от 30.07.2019 года № 720, истцам отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома блокированной застройки, на основании п.1. ч.6. ст. 55 ГрК РФ, в связи с отсутствием документов, указанных в ч.3 ст. 55 Гр К РФ, а именно отсутствием разрешения на строительство жилого дома блокированной застройки, а также п. 5 ч.6 ст. 55 ГрК РФ - не соответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка.
Просят суд признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 227,7 кв.м. домом блокированной застройки, состоящим их двух блоков, признать за истцами право общей долевой собственности на одноквартирный жилой дом (блок 1) соразмерно доли каждого из них в праве общей долевой собственности на жилой дом, признать за ответчиком право собственности на одноквартирный жилой дом (блок № 2), прекратив право общей долевой собственности между истцами и ответчиком.
Также просили суд произвести раздел земельного участка в соответствии со сложившимся порядком пользования земельным участком с прекращением права общей долевой собственности между сторонами.
В судебном заседании истец и ее представитель, по доверенности ФИО2 <данные изъяты>., заявленные исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске и просил их удовлетворить.
Пояснили, что фактически спорный жилой дом изначально построен как два двухэтажных блока, предназначенных для проживания одной семьи в каждой, имеющих общую стену без проемов, расположенных фактически на отдельных земельных участках и имеющих отдельные входы и выходы на придомовую территорию.
Указали, что они обратились в суд, поскольку в переводе жилого дома в дом блокированной застройки им будет отказано Управлением по архитектуре и градостроительству г. Батайска.
Просили учесть, что в настоящее время их право ограничено тем, что при осуществлении продажи жилого дома и земельного участка, находящегося в долевой собственности его рыночная стоимость будет существенно ниже одноквартирного жилого дома с отдельным земельным участком.
При этом указали, что произвести раздел земельного участка возможно только после перевода жилого дома в дом блокированной застройки, учитывая, что площадь земельного участка при разделе будет составлять менее трех соток, что не допустимо для индивидуального жилого дома, но возможно для дома блокированной застройки.
Ответчик Лященко <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом надлежащим образом, однако судебная корреспонденция неоднократно возвращалась в суд с указанием «истек срок хранения».
В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Порядок доставки (вручения) почтовых отправлений регламентирован Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи». Приказом Минкомсвязи России от 13.02.2018 № 61, вступившим в законную силу 09.04.2018, были внесены изменения в Правила касаемо порядка доставки (вручения) почтовых отправлений разряда «Судебное», в силу которых при неявке адресата за такими почтовыми отправлениями в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются вторичные извещения. В силу пункта 34 Правил почтовые отправления разряда «судебное» при невозможности вручения их адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. Не полученные адресатами почтовые отправления из разряда «судебное» возвращаются в суд. При этом, обязанность вручения под расписку вторичного извещения при неявке адресатами за почтовым отправлением и почтовым переводом после доставки первичного извещения исключена из правил оказания услуг почтовой связи.
Если участник дела в течение срока хранения заказной корреспонденции, равного семи дням, не явился без уважительных причин за получением судебной корреспонденции по приглашению органа почтовой связи, то суд вправе признать такое лицо извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В соответствии со статьей 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших ответчика возможности являться за судебными уведомлениями в отделение связи, не представлено.
При таких обстоятельствах неявку за получением заказного письма и судебным извещением следует считать отказом от получения судебного извещения, а неблагоприятные последствия, в связи с не получением судебных уведомлений, в силу ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ должно нести само лицо.
Таким образом, учитывая все обстоятельства, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Администрации г. Батайска в судебное заседание не явилась, о времнеи и месте судебного заседания извещен, предсатвила возражения на сиковое заявление, санслн которым она возражала против удовлетворения исковых требований, полагая их не законными и не обоснованными.
В своем возражении указала, что земельный участок, расположенный <адрес> согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Батайск», утвержденных решением Батайской городской Думы от 27.08.2009 года №358 (с изменениями и дополнениями), расположен в территориальной зоне Ж.2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами в 1-3 этажа». Зона застройки малоэтажными жилыми домами в 1-3 этажа выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов комфортного жилья на территориях застройки при повышении плотности использования территории и преимущественном размещении объектов индивидуального жилищного строительства и жилых домов блокированной застройки.
К основным видам разрешенного использования данной территориальной зоны относятся: объекты индивидуального жилищного строительства; детские дошкольные учреждения; общеобразовательные и специализированные школы; специализированный жилищный фонд (общежития,служебные помещения, приюты и иные относящиеся к данному виду объекты) профессиональные образовательные учреждения.
К условно разрешенным видам использования данной территориальной зоны относятся помимо прочего жилые дома блокированной застройки.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства регламентирован статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Представители Управления по архитектуре и градостроительству г. Батайска и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, представителя истцов, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцам на основании договора купли-продажи от 14.04.2018 года, принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>
ФИО1 <данные изъяты> является собственником 10600/29601 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, площадью 227,7 кв.м. и 10/26 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 423 кв.м. по адресу: <адрес>
ФИО1 <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты>., ФИО1 <данные изъяты> принадлежит по 1060/29601 и по 1/26 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок соответственно.
Ответчику Лященко <данные изъяты> принадлежит 1217/2277 доли в праве общей долевой собственности на данный жилой дом и 1/2 доли в праве на указанный земельный участок.
Согласно выписке из ЕГРН объект капитального строительства, в котором сторонам принадлежат доли, имеет кадастровый номер № площадь 227,7 кв.м., назначение: жилой дом, наименование: объект индивидуального жилищного строительства, количество этажей: 2. (л.д.25-27)
Данный объект с кадастровым номером №, площадью 227,7 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 423 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты индивидуального жилищного строительства.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истцы просили изменить назначение объекта капитального строительства по <адрес> с «объект индивидуального жилищного строительства» на «жилой дом блокированной застройки».
Вместе с тем, как установлено судом земельный участок по адресу: <адрес> согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Батайск», утвержденных решением Батайской городской Думы от 27.08.2009 года №358 (с изменениями и дополнениями), расположен в территориальной зоне Ж.2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами в 1-3 этажа».
Зона застройки малоэтажными жилыми домами в 1-3 этажа выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов комфортного жилья на территориях застройки при повышении плотности использования территории и преимущественном размещении объектов индивидуального жилищного строительства и жилых домов блокированной застройки.
К основным видам разрешенного использования данной территориальной зоны относятся: объекты индивидуального жилищного строительства; детские дошкольные учреждения; общеобразовательные и специализированные школы; специализированный жилищный фонд (общежития,служебные помещения, приюты и иные относящиеся к данному виду объекты) профессиональные образовательные учреждения.
К условно разрешенным видам использования данной территориальной зоны относятся помимо прочих отнесены жилые дома блокированной застройки.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
В соответствии со ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства регламентирован статьей 39 ГрК РФ.
В силу положений указанной статьи физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, учитывая, что в настоящее время согласно сведений ЕГРН объект капитального строительства по адресу: <...> имеет назначение «объект индивидуального жилищного строительства», дома блокированной застройки отнесены к условно разрешенному виду использования объекта капитального строительства, какого-либо решения комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Батайск» об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства не имеется, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку согласно ч. 1 ст. 11 ГК РФ и ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя.
Ссылки истца на то, что их право ограничено тем, что при осуществлении продажи жилого дома и земельного участка, находящегося в долевой собственности его рыночная стоимость будет существенно ниже одноквартирного жилого дома с отдельным земельным участком, не имеют какого-либо правового значения для рассматриваемого спора.
Следует учесть, что изначально истцы покупали долю в праве общей долевой собственности на дом и земельный участок с ответчиком Лященко <данные изъяты>., что свидетельствует о согласии их на приобретение объектов в долевую собственность, таким образом данное обстоятельство не может быть расценено как ущемление их прав.
Утверждения истцов о том, что им отказано в переводе жилого дома в дом блокированной застройки материалами дела не подтверждены, поскольку уведомление об отказе в предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, имеющийся в материалах дела не является документом, принимаемым по итогу рассмотрения заявления комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Батайск» на основании ст. 39 ГрК РФ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты>, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> к Администрации г. Батайска, Лященко <данные изъяты> о признании жилого дома домом блокированной застройки, признании права общей долевой собственности, прекращении права общей долевой собственности, разделе земельного участка., отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Каменская М.Г.
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2019 года