ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-190/2022 от 31.08.2022 Кыринского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-190/2022

УИД 75RS0032-02-2022-000380-43

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кыра 31 августа 2022 года

Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Курсиновой М.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным И.А.,

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Кыринского района Рыкзыновой Ц.Б.,

представителя истца Базаровой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краюкФИО2 о прекращении права собственности на оружие и о передаче оружия в собственность Российской Федерациис возмещением стоимости имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что Военной прокуратурой гарнизона Дровяная проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности оружия и боеприпасов, в ходе которой установлено, что на основании счета-наряда от ДД.ММ.ГГГГ из в/части (в настоящее время - в/часть ), дислоцированной в городок, Совету ВВО ЗабВО продан «ОПСКС», № ЛК 3389, калибра 7,62x39 мм, 1952 г.в.. В настоящее время указанный карабин принадлежит на праве собственности ФИО2.ДД.ММ.ГГГГФИО2получено РОХА на ношение и хранение огнестрельного оружия «ОП СКС», № ЛК 3389, калибра 7,62x39 мм, 1952 г.в.. В соответствии с заключением специалиста Филиала ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» МО РФ о проведенном баллистическом исследовании от ДД.ММ.ГГГГ, на образце огнестрельного оружия «ОП СКС», № ЛК 3389, калибра 7,62x39 мм, 1952 г.в.на правой боковой поверхности ствольной коробки дополнительно нанесены маркировочные обозначения: «ОП-СКС» - Охотничий Промысловый карабин, свидетельствующие о переделывании боевого нарезного огнестрельного оружия в охотничье нарезное огнестрельное оружие. Также отсутствует крепление штык-ножа. Других изменений в первоначальный набор и компоновку частей (механизм) модели оружия, свидетельствующих о переделывании боевого нарезного огнестрельного оружия в охотничье нарезное огнестрельное оружие, не обнаружено. Таким образом, образец огнестрельного оружия «ОП СКС», № ЛК 3389, калибра 7,62x39 мм, 1952 г.в.являетсяизготовленным на предприятии «Тульский оружейный завод» самозарядным карабином конструкции Симонова /СКС-45/ калибра 7,62 мм, предназначенными для стрельбы промежуточными патронами обр. 1943 г. 7,62х39 мм и относится к одноствольному боевому ручному стрелковому нарезному автоматическому огнестрельному оружию.Вместе с тем, законных оснований для нахождения в собственности у ФИО2 боевого ручного стрелкового нарезного огнестрельного оружия не имеется. Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об оружии» к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативнымиправовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение государственных военизированных организаций, исчерпывающий перечень которых приведен в указанной статье, а также отнесенное к продукции военного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами. Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1 названных Правил оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия осуществляется в государственных военизированных организациях, перечень которых содержится в данном пункте. Таким образом, самозарядный карабин «ОП СКС», № ЛК 3389, калибра 7,62x39 мм, 1952 г.в., незаконно выбыл из собственности Министерства обороны РФ иФИО2 в силу закона не может иметь право собственности на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие «ОП СКС», серия ЛК , калибра 7,62x39 мм, 1952 г.в., поскольку оспариваемым оружием ФИО2 ииные лица не награждались, соответствующий приказ руководителя государственной военизированной организации о награждении не издавался, ФИО2 и иным лицам это оружие для хранения или ношения не передавалось. Принудительное изъятие у собственников имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу. В случаях, когда имущество не отчужденособственником в указанные сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность. На основании п.79 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.Согласно действующему законодательству, изъятое огнестрельное оружие надлежит передать в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Просит суд прекратить право собственности ФИО2 на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие –самозарядный карабин конструкции Симонова «ОП СКС», № ЛК 3389, калибра 7,62x39 мм, 1952 г.в. с передачей указанного оружия в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и возмещением бывшему собственнику стоимости имущества.

Представитель истца помощник прокурора ФИО4, действующая по поручению, в судебном заседании исковые требования поддержала, уточнив их в части возмещения ФИО2 стоимости имущества в размере 2056 рублей.

Представитель истца Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации поФИО5, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнений.

Ответчик ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Третьи лица войсковая часть 59313-47, Министерство обороны РФ, Военно-охотничье общество Забайкалья МСОО,надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, войсковая часть 59313-47, Министерство обороны РФ обратились с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, Военно-охотничье общество Забайкалья МСООо причинах неявки суду не сообщило.

Министерство обороны РФ в отзыве, направленном в суд, указало, что считает исковое заявление военного прокурора подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения представителей истцов, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе, Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение государственных военизированных организаций, исчерпывающий перечень которых приведен в указанной статье, а также отнесенное к продукции военного назначения всоответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.

Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

В соответствии с п. 1 названных Правил оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия осуществляется в государственных военизированных организациях, перечень которых содержится в данном пункте.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственные военизированные организации имеют право: продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами; продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю этим оружием и патронами к нему; временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации; приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях; передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование соответствующих видов оружия; передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.

В соответствии с п.6 Правил руководители государственных военизированных организаций имеют право в установленном порядке награждать военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций оружием, формировать соответствующие наградные фонды оружия и патронов к нему. Награждение оружием оформляется приказом руководителя государственной военизированной организации.

Согласно п.7 Правил руководители государственных военизированных организаций вправе передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие с комплектом патронов в количестве, равном емкости двух магазинов (барабанов), отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии.

В соответствии с заключением специалиста отделения судебно-медицинских экспертиз филиала ФГКУ "111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз" о проведенном баллистическом исследовании от ДД.ММ.ГГГГ, образец огнестрельного оружия № ЛК3389 является изготовленным на предприятии "Тульский оружейный завод" в 1952 г. самозарядным карабином конструкции Симонова/СКС-45/калибра 7,62 мм., предназначенными для стрельбы промежуточными патронами обр. 1943г. 7,62х39мм, то есть является одноствольным боевым ручным стрелковым нарезным автоматическим огнестрельным оружием калибра 7,62 мм. На правой боковой поверхности ствольной коробки дополнительно нанесены маркировочные обозначения «ОП-СКС» - Охотничий Промысловый карабин, свидетельствующие о переделывании боевого нарезного огнестрельного оружия в охотничье нарезное огнестрельное оружие (огражданивание). Отсутствует крепление для штык-ножа. Других изменений в первоначальный набор и компоновку частей (механизмов) модели оружия, свидетельствующих о переделывании боевого нарезного огнестрельного оружия в охотничье нарезное огнестрельное оружие не обнаружено.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения войсковой части 21250, в соответствии со справочником цен 2014 годастоимость самозарядного карабина Симонова СКС составляет 2056 руб.

Согласно справки, выданной ЛРР (по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому) районам Управления Росгвардии поот ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является владельцем огнестрельного оружия с нарезным стволом марки «ОП СКС» клб. 7,62х39 мм., серии ЛК , 1952 г.в., на которое ОП по МО МВД России «Акшинский» ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на хранение и ношение.

ФИО2в силу закона не может иметь право собственности на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие – «ОП СКС» клб. 7,62х39 мм., серии ЛК , 1952 г.в. с разрешением РОХа от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оспариваемым оружием ФИО2 и иные лица не награждались, соответствующий приказ руководителя государственной военизированной организации о награждении не издавался, ФИО2и иным лицам это оружие для хранения или ношения не передавалось.

В соответствии со ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

В соответствии со ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанные сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа, подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность.

Согласно ст. 27 Закона об оружии изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях:

грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения;

смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие;

ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия.

Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

На основании п. 79 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возлагается выполнение различных задач, включая федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Кроме того, п. п. 12 и 27 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что войска национальной гвардии наделены полномочиями по осуществлению приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также по исполнению решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.

Таким образом, согласно действующему законодательству, изъятое огнестрельное оружие надлежит передать в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, с возмещением стоимости изымаемого имущества ответчику ФИО2 за счет казны Российской Федерации.

Абзацем третьим пункта 2 статьи 235 ГК РФ закреплено, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 ГК РФ.

Согласно ст.306 ГК РФ убытки, связанные с прекращением права собственности в силу закона возмещаются государством.

В статье 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Подпунктом 90 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Исполнение настоящего решения связано с реализацией возложенных на Росгвардию полномочий по осуществлению контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан. Следовательно, убытки, связанные с прекращением права собственности ответчика на оружие, подлежат взысканию с главного распорядителя бюджетных средств от имени Российской Федерации, которым выступает Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Определяя стоимость имущества, подлежащую возмещению бывшему собственнику, суд исходит из балансовой стоимости аналогичного боевого ручного стрелкового оружия, которая согласно справке войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ/РАВ составляет рублей.

Данные денежные средства следует возместить бывшему собственнику оружия за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю к ФИО2 о прекращении права собственности на оружие и о передаче оружия в собственность Российской Федерации с возмещением стоимости имущества удовлетворить.

Прекратить право собственности ФИО2 (паспорт ) на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие – . и передать указанное оружие в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с возмещением бывшему собственнику ФИО2 стоимости имущества в размере рублей.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ОГРН ) за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 (паспорт ) денежные средства в размере 2056 рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.И. Курсинова

Мотивированное решение составлено 2 сентября 2022 года.