ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1911/2023 от 21.02.2024 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2-89/2024

УИД: 68RS0004-01-2023-002463-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тамбов 21 февраля 2024года

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Обуховой И.Е.,

при секретаре Митиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махортовой И. А. к администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, администрации г.Тамбова, Министерству сельского хозяйства Тамбовской области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Махортова И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Тамбовского района Тамбовской области, указав в административном исковом заявлении, что постановлением администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области № 319 от 08.11.2019 г. семья Махортовой И.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет в очередь под № 240 с 08.11.2019 г. и являлась участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»

22.11.2022 г. Махортова И.А. с помощью ипотечного кредитования приобрела в собственность квартиру с кадастровым номером , общей площадью 32,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, о чем уведомила администрацию Цнинского сельсовета Тамбовского района.

27.04.2023 г. администрацией Тамбовского района Тамбовской области со ссылкой на Закон Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З Махортовой И.А. учетное дело было возвращено. Из текста уведомления от 27.04.2022 года следует, что истца лишили возможности получить социальную выплату в рамках программы по улучшению жилищных условий. На момент включения семьи истца в программу, она в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям. Государство, признав семью истца участником Госпрограммы и право истца на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке, произвольный отказ от выполнения которого недопустим.

Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26.07.2023 г. принято решение о переходе рассмотрения дела по правилам гражданского судопроизводства.

Согласно уточненных исковых требований, Махортова И.А. просит признать за ней право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

По делу произведена замена ответчика - администрации Тамбовского района Тамбовской области на правопреемника - администрацию Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства Тамбовской области, администрация г.Тамбова, Министерство сельского хозяйства РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Тамбовской области.

К участию в деле привлечен Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В.

В судебном заседании представитель истца Махортовой И.А. по доверенности Струкова А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.

В судебном заседании представитель Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина В.В.Синюкова Г.С., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования Патрина С.Г. с учетом уточнений, просила их удовлетворить. В представленном в материалы дела заключении Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина В.В. указано, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных заявителем материалов, Махортова И.А., являясь с 2019 года участником государственных программ для граждан, проживающих и работающих в сельских территориях, в настоящее время участником Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий (далее - Госпрограмма), разработанной и утвержденной в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», соответствовала всем ее критериям.

Будучи уверенной в том, что государство надлежаще выполнит перед ней свои обязательства по предоставлению социальной выплаты, Махортова И.А. в целях улучшения жилищных условий и с использованием заёмных средств (ипотечный кредит) в 2022 году купила квартиру в многоквартирном доме, расположенном в селе Бокино Тамбовского района, правомерно рассчитывая реализовать право на предоставление указанной выплаты и использовать её на погашение кредита.

Однако, постановлением администрации Тамбовского района от 27.04.2023 № 421 Махортова И.А. была исключена из районного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан. При этом, в письме администрации на имя Махортовой И.А. (от 27.04.2023 №3/3702) указывалось, что основанием исключения истца из Госпрограммы явилось принятие Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З, в соответствии с которым село Бокино было объединено с городским округом - город Тамбов, являющимся также административным центром Тамбовской области. А расположение в административном центре региона места жительства заявителя исключает возможность быть участником Госпрограммы.

Между тем, указанный Закон не содержал норм регулирования, согласно которым участники Госпрограммы в связи с присоединением сельских территорий к городскому округу - город Тамбов подлежали исключению из неё.

В связи с этим полагает, что решение администрации Тамбовского района об исключении Махортовой И.А. из числа участников Госпрограммы в связи с принятием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 является необоснованным и незаконным. Указанное решение грубо нарушает права Махортовой И.А.

Махортова И.А. фактически продолжает являться сельским жителем, не меняла ни места жительства, ни места работы, не по своей воле лишена права на получение социальной выплаты в рамках Госпрограммы, имея при этом бремя погашения ипотечного кредита, справедливо рассчитывая погасить 70% его размера социальной выплатой как участник Госпрограммы. По сути, она стала заложницей решений органов власти. При этом городской округ - город Тамбов не имеет реальных возможностей для поддержки Махортовой И.А. и других граждан, оказавшихся в аналогичной ситуации, в улучшении жилищных условий, в том числе разрабатывать и принимать соответствующие целевые программы.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области – Швайбович Д.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. В представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление указано, что постановлением администрации Тамбовского района от 21.11.2019 истец была включена в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан в рамках Госпрограммы. На основании договора купли-продажи от 22.11.2022 истцом с привлечением ипотечного кредитования была приобретена квартира по адресу: <адрес>. С принятием Закона Тамбовской области от 23 декабря 2022 г. №201-З Махортова И.А. стала являться жителем городского округа - город Тамбов, что не соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам и дающим им право на получение социальной выплаты. Право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания Махортовой И.А. администрацией Тамбовского района участником программы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году Министерством сельского хозяйства Тамбовской области. Факт признания истца участником программы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку Махортова И.А. должна отвечать предъявляемым требованиям, дающим право на получение социальной выплаты на весь период участия в программе вплоть до включения в список претендентов.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Тамбовской области – Власов Г.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. Считает министерство сельского хозяйства Тамбовской области ненадлежащим ответчиком по данным правоотношениям, поскольку Министерство действует в соответствии с федеральным законодательством, региональные нормативные акты, касающиеся предоставления субсидий, были приняты в соответствии с федеральными законами. В данном случае присоединение сельских территорий к городскому округу - г.Тамбову, где находится административный центр субъекта РФ, влечет исключение из очереди граждан – участников Госпрограммы, проживающих на данных территориях, в связи с несоответствием условиям Госпрограммы.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Тамбова Тамбовской области – Бурлина С.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указано, что получателями субсидий в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского поселения» государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённой постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696, являются, в том числе, жители сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст.7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в ред. от 23.12.2022) и ст. 2 Устава муниципального образования городской округ — город Тамбов (в ред. от 25.01.2023 № 755) в состав городского округа - город Тамбов входят город областного значения - г. Тамбов и сельские населенные пункты - пос. Первомайский, пос.Строитель, пос.Тригуляй, с. Бокино, с. Покрово-Пригородное, д.Лужки, д.Перикса.

Согласно ст.1 Устава город Тамбов является административным центром Тамбовской области Российской Федерации.

Учитывая изложенное, у администрации города Тамбова Тамбовской области отсутствуют полномочия по реализации данной Программы, а также ее подпрограмм, соответственно, отсутствуют полномочия и по включению/исключению из участников, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках данной Программы.

Истец – Махортова И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. От представителя по доверенности Зыковой А.Н. поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что принятие решений о выплате средств субсидии или об отказе в выплате, а также дальнейшее доведение средств федерального бюджета до конечных получателей осуществляется муниципальными образованиями на основании нормативного правового акта, устанавливающего порядок и условия предоставления средств государственной поддержки, а также перечень документов, необходимых для получения субсидии, в том числе, на основании постановления администрации Тамбовской области от 31.12.2019 № 1506 «Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий».

Согласно п. 24 Правил №696, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696, одним из условий для получения гражданами права на социальные выплаты является постоянное проживание на сельских территориях или изъявление желания постоянно проживать на сельских территориях. В случае, если гражданин прекращает соответствовать одному или нескольким условиям, предусмотренным Правилами № 696, то он утрачивает право на получение субсидии.

Как следует из искового заявления, истцом совместно с супругой и сыном в 2020 г. заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории п. Строитель Тамбовского района Тамбовской области.

В соответствии с Законом Тамбовской области от 21 июня 1996 г. № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области», с учетом изменений внесенных Законом Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», п. Строитель вошел в состав города областного значения Тамбов, в связи с чем не может быть отнесен к сельским территориям для целей государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий. Следовательно, истец перестал постоянно проживать на сельских территориях, в связи с чем утратил право получения субсидии.

Решение о включении населенных пунктов в состав городов или сельских населенных пунктов принимается законодательным органом субъекта Российской Федерации по представлениям соответствующих районных, городских представительных органов, согласованным с исполнительными органами местного самоуправления и Правительством субъекта Российской Федерации.

Минсельхоз России не может нести ответственность за действия (бездействие) органов местного самоуправления либо органов власти субъекта Российской Федерации. В правоотношения по предоставлению субсидий с гражданами, проживающими на сельских территориях, Минсельхоз России не вступает и никаких обязательств перед ними не имеет. Вмешиваться в полномочия органа власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления но принятию решений о выплате средств государственной поддержки или об отказе в выплате Минсельхоз России не вправе. Равно в силу п.4 ст.126 ГК РФ Минсельхоз России не отвечает по обязательствам и не может нести ответственность за действия (бездействие) органов местного самоуправления либо органов власти субъекта Российской Федерации. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тамбовской области – Магнутова М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым Правительство области не согласно с заявленными исковыми требованиями и считает требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего. Реализация государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий, направления которой определены Правилами, являются Госпрограмма КРСТ и Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденное постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206.

В пункте 2.1 Приложения № 8 Госпрограммы КРСТ указано, что под сельскими территориями понимаются сельские поселения, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - город Тамбов), рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - города Тамбова). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 24.01.2020 №44 «Об утверждении Перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских поселений Тамбовской области, относящихся к сельским территориям».

Истец была поставлена на учет по соответствующей программе, в то же время, субсидия получена ею не была, право на получение меры социальной поддержки (субсидии) у истца не возникло. Таким образом, правовое положение истца не было ухудшено ответчиками.

В соответствии со ст. 7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в редакции от 23.12.2022) населенные пункты: пос. Первомайский, пос. Строитель, с.Бокино, д. Лужки, пос. Тригуляй, д. Перикса, с.Покрово-Пригородное, которые стали входить в состав города областного значения – Тамбов, не являются сельскими территориями в рамках Госпрограммы КРСТ, а на территорию города Тамбова действие Госпрограммы КРСТ не распространяется

Итоги публичных слушаний о присоединении территорий муниципалитетов к городскому округу - городу Тамбов обжалованы не были.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, представителя Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области, суд находит исковые требования Махортовой И.А. подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Пунктом 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», созданная для реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р.

В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.

Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.

Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:

предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности;

софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; " использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;

увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

Судом установлено, что по результатам рассмотрения заявления Махортова И.А. постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 22.11.2019 № 1993 была включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной администрацией Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2018 №625 по категории «молодая семья» согласно дате подачи заявления 14.11.2019.

На момент формирования администрацией Тамбовского района списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, истец работала МБОУ «Цнинская СОШ №2» в должности старшей вожатой, проживала с семьей по адресу: <адрес>. Совместно с ней проживал супруг — Махортов А.А. и сын – Махортов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 №696 утверждена Государственная программа комплексного развития сельских территорий, в соответствии с чем Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» утратила свое действие.

Постановлением администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 10.10.2022г. в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в состав семьи Махортовой И.А. внесены изменения, состав семьи: сын – Махортов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГМахортовой И.А. согласно договора купли-продажи с привлечением кредитных денежных средств была приобретена в собственность однокомнатная квартира площадью 32,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер объекта недвижимости: .

В соответствии со ст.7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в ред. от 23.12.2022), Законом Тамбовской области от 23.12.2022 №201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», с.Бокино вошло в состав города областного значения Тамбов.

Согласно ст.1 Устава город Тамбов является административным центром Тамбовской области Российской Федерации.

Согласно Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, утв. постановлением правительства Российской Федерации от 31.05.2019 года №696 (в ред. от 31.07.2023), под сельскими территориями понимаются:

сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района;

сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации);

рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений;

рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).

В соответствии с п.5а) Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 31.05.2019г. №696, право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий постоянно проживающий на сельских территориях.

В силу п.п.5, 5.1 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением правительства Тамбовской области от 19.12.2022г. №206 (в ред. от 21.06.2023), право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства).

Под сельскими территориями в настоящем положении понимаются: сельские поселения;

сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа – города Тамбова);

рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений;

рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа – города Тамбова) (п.4 Положения).

Включение пос.Строитель и других указанных населенных пунктов (ранее Тамбовского района) в состав города Тамбова, являющегося административным центром Тамбовской области, повлекло несоответствие граждан работающих и проживающих в вышеуказанных населенных пунктах условиям Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия администрацией Тамбовского района постановления от 27.04.2023 №421 об исключении Махортовой И.А. из районного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020-2025 годы».

Статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путём признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Постановлением администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области" (в ред. от 01.11.2019г., действовавшей на дату подачи истцом заявления) утверждено Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов (далее –Положение).

Ответственным исполнителем Государственной программы является Управление сельского хозяйства области.

В соответствии с п.1.1 Положения разработано в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Правила).

В силу п.1.3 Положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям, молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета и бюджета области.

Согласно п.1.7.4 Положения под сельской местностью понимаются сельские поселения, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, на территориях которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Перечень указанных населенных пунктов и рабочих поселков установлен постановлением администрации области от 06.03.2014 N 250 "Об утверждении Перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских поселений Тамбовской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная производством и переработкой сельскохозяйственной продукции".

Пунктом 2.14 Положения определено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 2.12 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют учетные дела, формируют и утверждают правовым актом списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению и направляют их в уполномоченный орган.

При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Одновременно орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения, подтверждающие строительство жилья в границах территории, на которой реализуются проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку (в случае строительства жилья в границах указанной территории); учетные дела граждан.

Указанные в настоящем пункте списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане подали заявления в орган местного самоуправления, с соблюдением пункта 2.2 настоящего Положения. Граждане, подавшие заявления в один и тот же день, указываются в этих списках в алфавитном порядке.

Согласно п.2.15 Положения на основании поступивших от органов местного самоуправления списков и документов и после доведения лимитов финансирования на очередной финансовый год уполномоченный орган утверждает сводный список получателей социальных выплат на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные сводные списки.

Органы местного самоуправления в 5-дневный срок с даты принятия решения о признании граждан участниками мероприятий информируют об этом в письменной форме указанных граждан.

Таким образом, ранее принятое Положение, действовавшее в период признания семьи истца участником государственной программы, не содержит условий, предусматривающих исключение участника программы в связи с изменением статуса административно-территориального образования.

Изданием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области» фактически внесено изменение в условия предоставления социальных выплат, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).

К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).

Таким образом, согласно общему принципу действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.

Принимая решение об исключении истца из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», администрацией Тамбовского района Тамбовской области не было принято во внимание, что закон об изменении статуса административно-территориального образования на момент возникновения права у истца не действовал. При этом названные правовые нормы не содержат указаний на придание им обратной силы.

Реализация в порядке очерёдности ранее возникшего права с учётом соответствия семьи истца всем критериям, установленным действующим законодательством и необходимым для участия в государственной программе, за исключением преобразования статуса пос. Строитель с посёлка на город, не может быть поставлена в зависимость от объективных, не зависящих от воли истца обстоятельств, появление которых обусловлено решением законодательного органа субъекта и не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на участие в государственной программе по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

Изменение статуса административно-территориального образования не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельской территории».

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 года №N 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-0, от 15 февраля 2005 года № 17-0, от 1 декабря 2005 года № 521-0 и др.).

При таких обстоятельствах при разрешении заявленных требований Махортовой И.А. суд приходит к выводу о незаконном исключении истца из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках государственной программы.

На основании изложенного, суд считает, что право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» истцом не утрачено, и семья истца подлежит восстановлению в списке граждан - участников мероприятий в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и администрация г.Тамбова являются ненадлежащими ответчиками по делу, в связи с чем требования истца к указанным ответчикам удовлетворению не полежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Махортовой И. А. - удовлетворить.

Признать за Махортовой И. А., <данные изъяты> право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - И.Е. Обухова

Решение принято в окончательной форме: 1 марта 2024 года.

Судья - И.Е. Обухова