ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1912/20 от 18.08.2020 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-1912/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2020 года г. Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – Кунице Е.В.,

с участием прокурора – ФИО4,

представителя истца – ФИО5,

ответчика – ФИО1,

представителя ответчика – адвоката Рудковского М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона Военной прокуратуры Черноморского флота РФ, действующего в интересах Российской Федерации в лице Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым к ФИО1 о взыскании суммы причиненного ущерба государству в виде неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л:

Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона Военной прокуратуры Черноморского флота РФ, действующий в интересах Российской Федерации в лице Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы причиненного ущерба государству в виде неосновательного обогащения. В обоснование заявленных требований указал о том, что в ходе прокурорской проверки сохранности федеральной собственности установлено, что ФИО1 с 19.04.2018 года проходит военную службу по контракту в Главном управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по РК и г. Севастополю в воинском звании «полковник», в должности начальника финансово-экономического отдела. В период с 04.06.2014 по 18.04.2018 года ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 6914, дислоцированной в г. Симферополе, в воинской должности помощника командира по финансово-экономической работе – начальника финансовой службы (главного бухгалтера), в воинском звании «подполковник». В соответствии с распоряжением главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 02.12.2014 года , на основании приказа командира войсковой части с/ч от 08.12.2014, ФИО1 в период с 06.12.2014 по 12.12.2014 года для оказания контроля и помощи по закрытию бюджетного года, находился в служебной командировке в Объединенном пункте управления командующего объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ (далее по тексту – ОПУК ОГВ (с) и в войсковой части 3025, дислоцированных в Чеченской Республике. Согласно служебного задания подполковник ФИО1 в период с 08.12.2014 по 12.12.2014 года выполнял обязанности по организации бюджетного учета в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2010 года н и от 06.12.2010 года н, приказом ГКВВ МВД России от 06.03.2009 года и по автоматизации бюджетного учета нефинансовых активов в ОПУК ОГВ (с) и в войсковой части 3025, дислоцированных в Чеченской Республике. 27.01.2015 года в н.п. Ханкала Чеченской Республики издан приказ командира войсковой части 6881 от 27.01.2015 года «О непосредственном участии военнослужащих в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в декабре 2014 года», в который должностными лицами указанной воинской части незаконно включен ФИО1 12.03.2015 года ФИО1 обратился к командиру войсковой части 6914 и председателю комиссии с заявлением по выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» в Северо-Кавказском региональном командовании внутренних войск, для чего была предоставлена выписка из указанного приказа, после чего получил удостоверение серии ВВ от 14.05.2015 года. 01.09.2016 года ФИО1 обратился в УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», куда предоставил в качестве документа, подтверждающего его право на получение ЕДВ, полученное удостоверение ветерана боевых действий. 21.02.2017 года ФИО1 с целью получения большей суммы выплат обратился в УПФ РФ в г. Симферополе РК с заявлением о полном отказе от получения набора социальных услуг, предусмотренных п.1 и п.2 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в связи с чем с 2018 года ФИО1 увеличена ЕДВ на сумму оплаты набора социальных услуг. 27.08.2019 года военным прокурором 201 военной прокуратуры гарнизона – войсковая часть 20102 на приказ командира войсковой части 6881 от 27.01.2015 года «О непосредственном участии военнослужащих в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в декабре 2014 года» принесен протест, который удовлетворен, внесены изменения – соответствующий пункт об участии ФИО1 в проведении контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в декабре 2014 года исключен. По изложенным фактам 09.11.2018 года ст. следователем-криминалистом 534 военного СО СК РФ капитаном юстиции ФИО7, в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ, в ходе предварительного следствия достоверно установлено, что ФИО1 в декабре 2014 года, в том числе в период нахождения в служебной командировке, в Республику Дагестан не выезжал, участия в проведении контртеррористической операции на территории Республики Дагестан и иных регионов РФ не принимал. 09.10.2019 года уголовное дело в отношении ФИО1 было прекращено в связи с тем, что в ходе предварительного следствия сведений о его причастности к внесению недостоверных сведений в приказ командира войсковой части 20 от 27.01.2015 года «О непосредственном участии военнослужащих в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан» о своем участии в проведении контртеррористической операции 09 и 10 декабря 2014 года на территории Республики Дагестан, его осведомленности о внесении в указанный приказ ложных сведений на момент обращения в подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации для получения денежной выплаты не установлено. Согласно сведениям УПФ РФ в г. Симферополе за период с 12.03.2015 по 05.07.2019 года ФИО1, как ветерану боевых действий, произведены начисления и выплата ЕДВ в сумме 82085,45 руб. Таким образом, ответчик неосновательно обогатился на сумму указанных денежных средств при получении социальных выплат, установленных п.п. 1-4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», предоставив ложные сведения, причинив тем самым ущерб на указанную сумму государству в лице УПФ РФ в г. Симферополе РК. Учитывая изложенное, истец просит взыскать с ФИО1 в пользу УПФ РФ в г. Симферополе сумму причиненного государству ущерба в виде неосновательного обогащения в размере 82085,45 руб.

В судебном заседании прокурор и представитель УПФ РФ в г. Симферополе просили исковые требования удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что 09.10.2019 года возбужденное в отношении ФИО1 уголовное дело прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, в том числе органом предварительного следствия не установлено наличие у ФИО1 умысла на завладение государственными бюджетными средствами как участника боевых действий. Денежную надбавку к денежному довольствию ответчик получал на законных основаниях, при наличии статуса участника боевых действий, полученного на основании приказа от 27.01.2015 года «О непосредственном участии военнослужащих в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в декабре 2014 года». Изменения в данный приказ внесены только в 2019 году. О том, что ФИО1 ошибочно внесен в приказ от 27.01.2015 года, ему стало известно лишь после возбуждения в отношении него уголовного дела. Считают, что в соответствии со ст. 1109 ГК РФ выплаченные ответчику денежные средства являются денежными суммами, предоставленными в качестве средств к существованию, ЕДВ как участнику боевых действий выплачивались в порядке и размерах, действовавших на день выплаты. Необоснованно выплаченная гражданину ежемесячная денежная выплата может быть взыскана с него при недобросовестности (злоупотребления) с его стороны или при наличии счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности ответчика лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения. При этом факт добросовестности гражданина-приобретателя презюмируется.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 6.1 и п. 1,2 ст. 6.2 Федерального закона от17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ) имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Из смысла вышеуказанной статьи следует, что для наделения лица статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 названного закона, и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к этому же Федерального закону перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действии, указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предоставлены дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - сотрудники и военнослужащие), входящим в состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки). При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (пп. «в» п. 4 Постановления).

Из содержания названного нормативного правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.

В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года № 282, основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 настоящей Инструкции, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористической операции на территории названного региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Из изложенного следует, что наличие оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях.

Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ.

В соответствии с распоряжением главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 02.12.2014 года , на основании приказа командира войсковой части с/ч от 08.12.2014, ФИО1 в период с 06.12.2014 по 12.12.2014 года для оказания контроля и помощи по закрытию бюджетного года, находился в служебной командировке в Объединенном пункте управления командующего объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ и в войсковой части 3025, дислоцированных в Чеченской Республике.

27.01.2015 года в н.п. Ханкала Чеченской Республики издан приказ командира войсковой части 6881 от 27.01.2015 года «О непосредственном участии военнослужащих в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в декабре 2014 года», в который должностными лицами указанной воинской части незаконно включен ФИО1

12.03.2015 года ФИО1 обратился к командиру войсковой части 6914 и председателю комиссии с заявлением по выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» в Северо-Кавказском региональном командовании внутренних войск, для чего была предоставлена выписка из указанного приказа, после чего получил удостоверение серии ВВ от 14.05.2015 года.

Согласно информации УПФ РФ в г. Симферополе от 18.07.2019 года, 01.09.2016 года ФИО1 обратился с заявлением об установлении ЕДВ , на основании чего ему была назначена ЕДВ как ветерану боевых действий (л.д.38).

27.08.2019 года военным прокурором 201 военной прокуратуры гарнизона – войсковая часть 20102 на приказ командира войсковой части 6881 от 27.01.2015 года «О непосредственном участии военнослужащих в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в декабре 2014 года» принесен протест, который удовлетворен, по факту поступившего протеста проведено разбирательство и внесены изменения – соответствующий пункт об участии ФИО1 в проведении контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в декабре 2014 года исключен (л.д.19-21).

Также из материалов дела следует, что 09.11.2018 года старшим следователем-криминалистом 534 военного следственного отдела СК РФ капитаном юстиции ФИО7 в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ. Поводом для возбуждения уголовного дела явилось сообщение о преступлении, содержащееся в рапорте старшего оперуполномоченного отдела ФСБ России войсковая часть 6880 майора ФИО8 об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 159 УК РФ, в действиях бывшего военнослужащего по контракту войсковой части 6914 подполковника ФИО1 (л.д.11-18).

В ходе предварительного следствия по уголовному делу достоверно установлено, что во время нахождения в командировке в период с 06.12.2014 по 12.12.2014 года ФИО1 в Республику Дагестан не выезжал, какие-либо задачи и обязанности в указанном регионе не выполнял, участия в проведении контртеррористической операции на территории Республики Дагестан и иных регионов РФ не принимал.

09.10.2019 года уголовное дело (уголовное преследование) в отношении ФИО1 прекращено ввиду отсутствия в деянии состава преступления, поскольку сведений о причастности ФИО1 к внесению недостоверных сведений в приказ командира войсковой части 20 от 27.01.2015 года «О непосредственном участии военнослужащих в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан» о своем участии в проведении контртеррористической операции 09 и 10 декабря 2014 года на территории Республики Дагестан, его осведомленности о внесении в указанный приказ ложных сведений на момент обращения в подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации для получения денежной выплаты установлено не было.

Общая сумма выплат с сентября 2016 по июль 2019 года в соответствии с данными ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе РК составила 82085,45 руб. (л.д.40-41).

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно ч. 12 ст. 12.1 Федерального закона от17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В судебном заседании установлено, что ответчик с заявлением о прекращении выплаты ЕДВ в УПФ РФ в г. Симферополе РК не обращался.

Расчет взыскиваемых сумм, представленный истцом, ответчиком не оспаривался.

Исходя из установленных обстоятельств, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований о взыскании с ФИО1 в пользу УПФ РФ в г. Симферополе суммы причиненного им государству ущерба в виде неосновательного обогащения в размере 82085,45 руб.

Доводы ответчика и его представителя о том, что денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, не подлежат возврату, являются несостоятельными, ввиду следующего.

Статьей 1109 ГК РФ определено неосновательное обогащение, не подлежащее возврату, к которому отнесены в том числе заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом, ответчик не мог не знать о неправомерности получения им выплаты ЕДВ, как ветерану боевых действий, в связи с чем запрет на возврат в качестве неосновательного обогащения денежных средств, установленный статьей 1109 ГК РФ, на ответчика не распространяется в силу его недобросовестности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

р е ш и л :

Исковые требования заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона Военной прокуратуры Черноморского флота РФ – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым сумму причиненного ущерба государству в виде неосновательного обогащения в размере 82 085,45 руб. (восемьдесят две тысячи восемьдесят пять рублей 45 копеек).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено 24.08.2020 года.