ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1914/20 от 16.07.2021 Солнечногорского городского суда (Московская область)

(2-1914/2020)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

г. Солнечногорск 16 июля 2021 г.

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, с учетом уточнений, Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области, действующей в интересах Российской Федерации в лице управления Роспотребнадзора по Московской области к ФИО2 (третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, АО «Мосводоканал») о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее- ЕГРН) сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка, обязании использовать земельный участок в соответствии с установленными ограничениями,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с иском к ФИО2 с учетом уточненных требований просил внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером в соответствии с п. 4.4. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, обязать ответчика использовать земельный участок в соответствии с указанными ограничениями, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., принадлежащий ответчику на праве собственности, расположен в границах 100-метровой и 500-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Истринского водохранилища, однако в правоустанавливающих документах на указанный земельный участок сведений об особых условиях (ограничениях) их использования с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, не содержится. Использование спорного земельного участка без ограничений в виде его вхождения в границы второго пояса зоны санитарной охраны противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, и также нарушает право каждого на благоприятную окружающую среду и затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 поддержал заявленные требования с учетом их уточнений.

Представитель ответчика ФИО5 исковые требования с учетом их уточнения признал.

Представители третьих лиц – АО «Мосводоканал», Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся сторон, суд определил перейти к рассмотрению дела по существу при данной явке.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой проверки законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при использовании земельных участков вблизи водных объектов установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., принадлежащий ответчику на праве собственности, расположен в границах 100-метровой и 500-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Истринского водохранилища.

Однако в правоустанавливающих документах на указанный земельный участок сведений об особых условиях (ограничениях) их использования с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, не содержится.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положениями статьи 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В том числе, ограничения могут быть установлены в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (статья 56 ЗК РФ).

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при решении вопросов размещения объектов гражданского назначения зданий и сооружений культурно-бытового назначения должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно ч. 1 ст. 34 Водного кодекса РФ в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Зоны санитарной охраны Истринского водохранилища установлены постановлением Совнаркома РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения в границах ЛПЗП».

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарные правила и нормы СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения », в соответствии с которыми (п. 2.3.4) второй пояс зоны санитарной охраны включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) водоохранные зоны рек и водоемов были отнесены к землям природоохранного назначения. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» указанный подпункт был признан утратившим силу.

В то же время на основании подпункта 5 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения относятся иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Пунктом 4 статьи 97 Земельного кодекса РФ установлено, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Следовательно, нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка.

Судом, по ходатайству стороны ответчика назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «БИОН» и повторная судебная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «ПРОЕКТЭКОСЕРВИС».

По результатам исследования эксперт ООО «БИОН» пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером по сведениям ЕГРН полностью расположен в 100 метровой полосе 2-ого пояса ЗСО источников питьевого водоснабжения; участок частично расположен в границах береговой полосы Истринского водохранилища, площадь пересечения 128 кв.м.

Эксперт ООО «ПРОЕКТЭКОСЕРВИС» пришел к выводу о том, что строение, расположенное на земельном участке является не капитальным; часть земельного участка и расположенные на нем объекты строительства могут быть пригодными для использования по целевому назначению; также эксперт представил геоданные части земельного участка пригодного для использования по целевому назначению.

Оснований не доверять заключениям судебной землеустроительных экспертизы у суда не имеется, поскольку выводы экспертов согласуется с собранными по делу доказательствами, являются логичными и никем не оспорены. Кроме того, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п. 4.4.4 СП 2.1.42625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения », утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объекта отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались не менее 100 метров от уреза воды. В зоне рекреации в полосе 100 метров от уреза воды не допускается капитальная застройка, допускается установка малых архитектурных форм.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нахождение земельного участка ответчика в границах особо охраняемых территорий (расположение земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны Истринского водохранилища) устанавливает публично-правовые ограничения по использованию таких участков, суд находит требования истца о возложении обязанности на ответчика установить особые условия использования и режим хозяйственной деятельности в отношении спорного земельного участка в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения », ст. 65 Водного кодекса РФ – обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем сведения о нахождении земельного участка в зоне санитарной охраны водных объектов и (или) источников питьевого водоснабжения, подлежат включению в ЕГРН.

Следовательно, в силу приведенных выше положений закона при формировании земельного участка в ЕГРН должны были быть внесены сведения о нахождении данного участка во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения , поскольку отсутствие указанных сведений в ЕГРН создает угрозу химического и биологического загрязнения источника водоснабжения, и как следствие, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также законные интересы государства, на которое возложены функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране окружающей среды.

При этом с учетом требований постановления Совнаркома РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения в границах ЛПЗП», а также СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения » (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ) суд считает уточненные исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление, с учетом уточнений, Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области действующей в интересах Российской Федерации в лице управления Роспотребнадзора по Московской области – удовлетворить.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером в соответствии с п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ- 10, а именно:

При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм;

На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.

Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Обязать ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым номером в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения ».

Снять запрет Управлению Росреестра по Московской области на совершение регистрационных действий с земельным участком, имеющим кадастровый , наложенный определением Солнечногорского городского суда Московской от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по обеспечению иска.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Н. Артемова