Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Семикаракорск 25 апреля 2018 года
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохорова И.Г.
при секретаре Митяшовой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог" "Сибирь" Федерального дорожного агентства (ФКУ"Сибуправтодор") к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов в сумме 60 758 руб.23 коп.
У С Т А Н О В И Л :
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (далее ФКУ"Сибуправтодор") обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге при провозке тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения IР-402 "Тюмень-Омск" с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства без специального разрешения, в сумме 60 758 руб.23 коп.
Обосновав заявленные исковые требования следующим образом.
6 июля 2015 года, в 19 часов 59 минут, на стационарном пункте весового контроля – СПВК-52, расположенном на федеральной автомобильной дороге 589 км IР-402 "Тюмень-Омск", сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Омской области по надзору в сфере транспорта было произведено взвешивание транспортного средства-автомобиля ВОЛЬВО FH12 государственный регистрационный номер *** с прицепом ( полуприцепом) LECI TRAILER, регистрационный знак *** принадлежащих ФИО1 на праве собственности, под управлением водителя С.., в ходе которого было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза. Сумма ущерба автомобильным дорогам составила 60 758 руб.23 коп. 26 сентября 2017 года, в адрес ФИО1 была направлена претензия с требованием возместить ущерб, которая осталась без удовлетворения, в связи с чем Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" обратилось в суд.
Представитель истца- ФКУ "Сибуправтодор" в судебное заседание, состоявшееся 25 апреля 2018 года, не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, при обращении в суд представителем истца заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия ФКУ, в с чем суд, в силу требования части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание, состоявшееся 25 апреля 2018 года, не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, в с чем суд, в силу требования части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно требований части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с распоряжением Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 4 августа 2003 года №1833-р автомобильная дорога IР-402 "Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск" (Омская область) закреплена на праве оперативного управления за государственным учреждением " Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" (л.д.36-37).
В силу требований п.3.3.18 Устава Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" предметом деятельности учреждения является проведение соответствующей претензионно-исковой работы по взысканию с владельцев тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих движение по автомобиль-ным дорогам общего пользования федерального значения, не уплаченной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесными транспортными средствами (л.д.20-30).
Таким образом,Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление
автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" вправе выступать в качестве истца по данной категории дел.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие - сверхнормативные - расходы должны возмещаться не за счет налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с ч. 2 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется: согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи; наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности (ч. 6 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно требований части 12-13 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" установлены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 5 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно приказа Росавтодора от 22.05.2015 N 429 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2015 году" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2015 N 37567) установлен перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (участков таких автомобильных дорог), включая автомобильные дороги, переданные в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", на которых вводится временное ограничение движения, и сроки начала и окончания временного ограничения движения с указанием подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных государственных учреждений (федеральных управлений автомобильных дорог, управлений автомобильных магистралей, дирекций строящихся дорог), а также Государственной компании "Российские автомобильные дороги", обеспечивающих временное ограничение движения, согласно приложению N 1 к настоящему Приказу. Также установлены на период временного ограничения движения предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства в соответствии с приложением N 2 к настоящему Приказу.
В приложением №3 к приказу Федерального дорожного агентства от 22.05.2015 N 429 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения ( участков таких автомобильных дорог), на которых вводится временное ограничение движения в летний период, среди дорог указана дорога IР-402 "Тюмень-Ялутовский- Ишим-Омск".
Согласно товаро-транспортной накладной №** от 2 июля 2015 года, ИП ФИО2 в адрес ООО овощная база Новосибирск был отгружен картофель общей массой 20 500 кг., который был принят к перевозке С. (л.д.56-57), который управлял автомобилем ВОЛЬВО FH12 государственный регистрационный номер *** с прицепом (полуприцепом) LECI TRAILER, регистрационный знак *** принадлежащим ФИО1
6 июля 2015 года, транспортное средство ВОЛЬВО FH12 государственный регистрационный номер *** с прицепом ( полуприцепом) LECI TRAILER, регистрационный знак *** осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерально-го значения 1Р-402 "Тюмень-Омск" с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства,без специального разрешения. Транспортное средство находилось под управлением водителя С.
Указанный факт установлен актом №**, согласно которого 6 июля 2015 года, в 19 часов 59 минут, на стационарном пункте весового контроля – СПВК-52, расположенном на федеральной автомобильной дороге 589 км IР-402 "Тюмень-Омск", сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Омской области по надзору в сфере транспорта было произведено взвешивание транспортного средства: ВОЛЬВО FH12 государственный регистрационный номер *** с прицепом (полуприцепом) LECI TRAILER, регистрационный знак *** принадлежащих ФИО1 на праве собственности, под управлением водителя С.., двигавшегося по маршруту –Тюмень-Ивановка, и выявлено превышение массы груза -допустимая 40 000, фактическая -40 430, осевая нагрузка допустимая 9.00010.000 7.500 7.500 7.500; фактическая -7.02011.320 7.600 7.160. 7.240, о чем был составлен соответствующий акт №** (л.д.18).
Согласно п. 34 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,осуществляющих перевозки автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 при размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272, а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера.
Пунктом 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, определено,что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам, не предусматривает распределения нагрузки по осям, с учетом положений вышеперечисленных норм права, не освобождает перевозчика от соблюдения требований, предъявляемым к допустимым нагрузкам на ось.
Согласно произведенного представителем истца расчета размер вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования по акту №** от 6 июля 2015 года составил 60 758 руб.23 коп. (1 Х ( 5454 руб.+(0+3139,0+0+0))Х 3,62Х1,5900) (л.д.19).При этом ущерб рассчитан за превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Суд не находит оснований для признания данного расчета неправильным. Ответчиком ФИО1 не представлено надлежащих доказательств иного размера ущерба, причиненного истцу.
Исходя из представленных доказательств, судом установлен факт осуществления перевозки транспортным средством ВОЛЬВО FH12 государствен-ный регистрационный номер ***, с прицепом ( полуприцепом) LECI TRAILER, регистрационный знак ***, тяжеловесного груза по автомобильной дороге с превышением предельно допустимых нагрузок, в результате чего автомобильным дорогам был причинен ущерб.
При этом суд учитывает, что перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. В связи с чем такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. То есть, при перевозке тяжеловесного груза с превышением предельно допустимой нагрузки, причинение ущерба автомобильной дороге, на которую рассчитана определенная нагрузка, предполагается.
6 сентября 2017 года, в адрес ответчика ФИО1 была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, в котором последнему было предложено оплатить ущерб в сумме 60 758 руб.23 коп., причиненный транспортным средством принадлежащим ФИО1, под управлением С.. (л.д.33).
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих погашение ответчиком ФИО1 ущерба в сумме 60 758 руб.23 коп..
С учетом всего выше изложенного, ответчик ФИО3, как владелец транспортного средства: ВОЛЬВО FH12 государственный регистрационный номер *** и прицепа ( полуприцепа) LECI TRAILER, регистрационный знак ***, обязан компенсировать вред, причиненный данными транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства без специального разрешения при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в связи с чем исковые требования Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог" "Сибирь" Федерального дорожного агентства (ФКУ"Сибуправтодор") к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов в сумме 60 758 руб.23 коп. подлежат удовлетворению.
Согласно требований части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством
Российской Федерации.
С учетом принятого судом решения, принимая во внимание, что истец Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог" "Сибирь" Федерального дорожного агентства освобождено от уплаты госпошлины при обращении в суд, государственная пошлина в сумме 2022 руб. 75 коп. подлежит взысканию с ответчика.
На основании выше изложенного, руководствуясь требованиями статьи 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог" "Сибирь" Федерального дорожного агентства (ФКУ"Сибуправтодор") к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов в сумме 60 758 руб.23 коп.-удовлеторить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог" "Сибирь" Федерального дорожного агентства (ФКУ"Сибуправтодор")- 60 758 руб.23 коп., в возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в сумме 2022 руб.75 коп.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2018 года