ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-192 от 07.05.2015 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2-192, 193/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 07 мая 2015 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлениям Буковой Нины Леонидовны и Букова Дмитрия Николаевича об оспаривании решений администрации Лахденпохского городского поселения и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Букова Н.Л. и Буков Д.Н. обратились в суд с аналогичными заявлениями об оспаривании решений Администрации Лахденпохского городского поселения (далее по тексту ЛГП) и понуждении к действиям.

Заявленные требования обоснованы тем, что заявители являются арендаторами земельных участков с кадастровыми номерами и категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуальной жилой застройки», площадь <данные изъяты> кв.м каждый, расположенные по адресу: <адрес>. Право аренды принадлежит заявителям на основании договоров аренды №№ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с администрацией Лахденпохского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ Буковой Н.Л. и Букову Д.Н. выданы разрешения на строительство.

На земельных участках, предоставленных заявителям под строительство жилых домов, произрастают деревья, которые препятствуют строительству. ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в администрацию ЛГП с заявлениями, в которых просили разрешить свод деревьев. ДД.ММ.ГГГГ администрация ЛГП в письмах №№ и отказала заявителям в выдаче разрешений на свод деревьев, по основаниям, изложенным в заключении ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в границах земель лесного фонда: в квартале 18, выдел 8 Лахденпохского лесничества. Заявители считают отказы администрации ЛГП не соответствующими закону. Решениями администрации ЛГП созданы препятствия к осуществлению заявителями права пользования земельными участками. Как следует из договоров аренды, а также из кадастровых паспортов, земельные участки, предоставленные заявителям, расположены на землях населенного пункта с разрешенным использованием - для индивидуальной жилой застройки. Таким образом, получив в аренду земельные участки, а также разрешение на строительство заявители в настоящее время не могут реализовать свои права арендатора в соответствии с установленной категорией земель и разрешенным использованием.

В связи с чем, заявители просили признать незаконными решения АЛГП, оформленные письмами и от ДД.ММ.ГГГГ, которыми отказано в выдаче разрешений на свод деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами и и устранить допущенное нарушение путем выдачи разрешений на свод деревьев на указанных участках.

Заявители Буков Д.Н. и Букова Н.Л., извещенные надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовали.

В судебном заседании представитель заявителей, по доверенностям Шестаков А.В., заявления поддержал по основаниям, в них изложенным. Также дополнил, что выдача разрешений на свод деревьев, относится к полномочиям администрации ЛГП. Имеется необходимость в своде деревьев, так как заявители планируют строительство жилых домов, хозяйственных построек, газонов, септиков и др. Свод деревьев также необходим для возможности подвоза строительных материалов. Администрация ЛГП в отказе ссылается на то, что земельные участки расположены на землях лесного фонда, вместе с тем документами подтверждается иное. Земельные участки расположены в населенном пункте на улице <адрес>. Права заявителей на земельные участки никем не оспорены. Кроме того, отказ в своде деревьев является непоследовательным решением администрации ЛГП, так как именно они выдавали разрешение на строительство домов.

Представитель органа, решения которого обжалуются, администрации ЛГП по доверенности Трояновская О.Н., полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество». Согласно Генеральному плану Лахденпохского городского поселения, земельный участок Букова Д.Н. расположен в зоне малоэтажной жилой застройки «Ж1», земельный участок Буковой Н.Л. расположен на границе зон малоэтажной жилой застройки «Ж1» и озелененной ОТ2. Точно определить, в какой зоне участок Буковой нельзя, так как границы зон не сформированы. Генеральный план поселения действующий, все согласования были пройдены, никто указанный план не оспаривал.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Недвижимость» в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представители ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» Мартынюк Е.Н. полагала заявления не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве. Считает утверждение о том, что земельные участки находятся в границах поселения, не может быть принят во внимание, так как Генеральный план Лахденпохского городского поселения не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства.

В отзыве указали, что земельные участки, предоставленные заявителям, находятся в особо охраняемой зоне - в квартале 18, выдел 8 Лахденпохского участкового лесничества. Ссылаясь на положения ст. 214 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 7,8, 17, 27 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 8, 3, 67, 69, 72, 91 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 39, 45, 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», указали, что спорные участки входят в земли лесного фонда, права на данный участок зарегистрированы за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Границы этого земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, вместе с тем, они достоверно определены по материалам лесного фонда. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.То, что спорные участки входят в данную площадь подтверждается также и лесохозяйственным регламентом, выписками из таксационных описаний, копиями лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявлений.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В процессе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между заявителями и администрацией Лахденпохского муниципального района заключены договоры аренды №и земельных участков с кадастровыми номерами и , площадью <данные изъяты> кв.м каждый, расположенные по адресу: <адрес>. Земельные участки предоставлены из земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки (л.д. <данные изъяты>).

Указанные договоры прошли государственную регистрацию.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией ЛГП заявителям выданы разрешения на строительство индивидуальных жилых домов со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и утверждены градостроительные планы земельных участков (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Буков Д.Н. и Букова Н.Л. обратились в администрацию ЛГП с заявлениями о выдаче разрешений на свод деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами и (л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей администрация ЛГП направила оспариваемые ответы на указанные заявления, согласно которым они не могут выдать разрешение на свод деревьев, по изложенным в заключении ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» основаниям (л.д. <данные изъяты>

Согласно заключению ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» по данным государственного лесного реестра земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в границах земель лесного фонда в квартале выдел Лахденпохского лесничества. Использование лесных участков (рубка лесных насаждений) осуществляется в соответствии со ст. 24, 25, 29, 30, 71 Лесного кодекса РФ. Следовательно, рубка деревьев в границах лесного участка с нарушением требований лесного законодательства, будет иметь признаки преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ (л.д. <данные изъяты>).

Порядок свода лесных насаждений в Лахденпохском городском поселении регулируется главой 31 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Лахденпохском городском поселении, утвержденных решением Совета Лахденпохского городского поселения от 07.05.2014 года VIII/№ 53-III.

Согласно п. 1 указанной главы, снос лесных насаждений, находящихся на земельных участках, не принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, может быть разрешен, в том числе, в случае обеспечения условий для размещения тех или иных объектов строительства, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией.

Снос зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, не принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, допускается только по разрешениям установленной формы (п. 2).

Порядок оформления разрешений на снос зеленых насаждений, выдаваемых Комиссией по обследованию зеленых насаждений, утверждается постановлением Администрации ЛГП (п. 8).

Анализ объяснений, изложенных сторонами в ходе судебного разбирательства, позволяет прийти к выводу о том, что отказ заявителям в выдаче разрешений на снос деревьев мотивирован единственным основанием - наличием заключения ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» о расположении земельных участков с кадастровыми номерами и в границах земель лесного фонда.

Вместе с тем, суд находит оспариваемые отказы необоснованными.

В силу ст. 16 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Пунктом 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений и предоставления в аренду земельных участков истцам) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 29 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В силу статей 68, 70 ЗК РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.

Подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, являются сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости). В силу ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу п. 9 ст. 38 указанного закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.

Вопреки утверждениям представителей ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», доказательства, представленные в дело, свидетельствуют, что земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в границах города Лахденпохья, относятся к категории земель «земли населенных пунктов», что подтверждается также и сведениями Государственного кадастра недвижимости.

Из объяснений представителей ГКУ РК «Лахденпохского центрального лесничества» следует, что границы земельного участка лесного фонда ими были определены по материалам лесного фонда. Однако, указанные объяснения не могут быть приняты судом во внимание при принятии решения по заявленным требованиям, поскольку изложенные выше нормы свидетельствуют об ином порядке установления границ земельных участков вне зависимости от их категорий.

В соответствии с ч.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В силу ч. 1 ст. 84 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района.

Положениями ст. 8 ЗК РФ определено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об изменении границ населенного пункта г. Лахденпохья, в частности отнесение земельных участков с кадастровыми номерами и к землям категории «земли лесного фонда», суду не предоставлено.

Довод представителей ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» о том, что Генеральный план Лахденпохского городского поселения утвержден с нарушениями, так как не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства, не может быть принят судом во внимание. Так, порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен ст. 24 Градостроительного кодекса РФ. В настоящее время Генеральный план Лахденпохского городского поселения утвержден представительным органом Лахденпохского городского поселения и никем до настоящего времени не оспорен.

Кроме того, Генеральный план Лахденпохского городского поселения с очевидностью свидетельствует, что земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в границах Лахденпохского городского поселения. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Все приведенные представителями ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» доводы об отнесении земельных участков заявителей к категории земель «земли лесного фонда» суд находит голословными.

Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в п. 20 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании, в том числе решений органов местного самоуправления, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Кроме того, Порядок сноса лесных насаждений в Лахденпохском городском поселении регулируется главой 31 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Лахденпохском городском поселении, утвержденных решением Совета Лахденпохского городского поселения от 07.05.2014 года VIII/№ 53-III, при принятии муниципальным образованием решения о сносе зеленых насаждений в границах населенного пункта не предусматривает обязательного согласования такого решения с Министерством по природопользованию и экологии РК (иным органом, учреждением).

Таким образом, суд находит отказ администрации ЛГП в выдаче заявителям разрешений на снос деревьев, расположенных на участках, предоставленных им в аренду под индивидуальное жилищное строительство, по основанию отнесения этих земельных участков к категории земель «земли лесного фонда», не соответствующим действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, требования заявителей о признании незаконными отказов администрации ЛГП №и от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешений на свод деревьев, подлежат удовлетворению, поскольку такие отказы нарушают права заявителей, как арендаторов земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, учитывая, что решение о сносе зеленых насаждений и их количестве принимается Комиссией по обследованию зеленых насаждений после соответствующего обследования земельных участков, а такое обследование, как установлено в судебном заседании, не проводилось из-за наличия заключения ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», суд находит требование заявителей о возложении на администрацию ЛГП обязанности выдать соответствующие разрешения (которые должны содержать количество и вид лесных насаждений подлежащих сносу) преждевременным, поскольку необходимость сноса зеленых насаждений в определенном объеме с учетом предстоящего строительства на конкретном земельном участке и градостроительного плана земельного участка, Комиссией фактически не проверялась.

Суд приходит к выводу, что в силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ, в целях устранения нарушения прав заявителей, на администрацию ЛГП подлежит возложение обязанности по повторному рассмотрению заявлений Букова Д.Н. и Буковой Н.Л. о сносе зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами и , учитывая при разрешении заявлений, что указанные земельные участки отнесены к категории «земли населенных пунктов» и имеют разрешенное использование «для индивидуальной жилой застройки».

Руководствуясь ч.3 ст.258 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, учитывая объем предстоящих мероприятий по рассмотрению заявлений, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в данной части 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявления удовлетворить частично.

Признать незаконными отказы администрации Лахденпохского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешений по заявлениям Буковой Нины Леонидовны и Букова Дмитрии Николаевича на свод деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами и

Обязать администрацию Лахденпохского городского поселения в пятнадцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, повторно рассмотреть заявления Буковой Нины Леонидовны и Букова Дмитрия Николаевича от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешений на свод деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами и из категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки» начиная со стадии обследования земельных участков Комиссией АЛГП по обследованию зеленых насаждений.

Взыскать с Администрации Лахденпохского городского поселения в пользу Буковой Нины Леонидовны и Букова Дмитрия Николаевича судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной заявителями при подаче заявлений в размере по 300 (триста) рублей в пользу каждого.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.Б.Каменев

Мотивированное решение изготовлено 12.05.2015 года.

Председательствующий: А.Б.Каменев