66RS0051-01-2019-002824-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Серов Свердловской области 02 июня 2020 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре судебного заседания Ведерниковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-192/2020 по исковому заявлению
ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Уральский банк реконструкции и развития» о возмещении ущерба в результате списания банком денежных средств,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Серовский районный суд Свердловской области с вышеуказанным иском.
В обоснование исковых требований указал о том, что является клиентом ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» (ПАО «УБРиР»), имеет в указанном банке карточные счета №, 408№, № и счет для размещения банковского вклада 42№, используемый через карточный счет №. ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 часов 13 минут до 14 часов 50 минут по данным счетам были осуществлены операции, часть из которых произведены истцом по указанию неизвестных лиц, позвонивших с телефонов, указанных на официальном сайте ответчика, а часть без ведома истца. В результате данных операций принадлежащие истцу денежные средства в сумме 424125 рублей были перечислены на банковские счета неизвестных лиц, а за совершение операций банком удержана комиссия в сумме 25882 руб. 50 коп. Считает, что ответчик должен был приостановить исполнение распоряжений о совершении операций, поскольку они обладают признаками осуществления перевода денежных средств без согласия клиента. Просит взыскать с ответчика возмещение ущерба в сумме 450 007 руб. 50 коп, в том числе 424125 руб. незаконно перечисленных денежных средств и 25 882 руб. 50 коп. комиссий, полученных ответчиком в результате указанных операций.
В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, подтвердив изложенные в нем обстоятельствам.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала о том, что о зачислениях истец не знал, банк его не информировал. Банк должен был уведомить о каждой операции. Совершенные операции имели признаки нехарактерных операций, за короткий период произведено 15 операций включая списание комиссий. Банком разглашена банковская тайна.
Представитель ответчика ПАО КБ «УБРиР» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен. Представителем ответчика ФИО3 представлено суду ходатайство о рассмотрении искового заявления ФИО1 без участия представителя ответчика.
В представленных суду письменных возражениях и уточнении к возражению представителя ответчика ФИО3 в обоснование просьбы об отказе в удовлетворении исковых требований указано о том, что между ПАО КБ «УБРиР» и ФИО1 заключен договор потребительского кредита № № в форме Анкеты-заявления № от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор обслуживания счета с использованием банковских карт. Открыт карточный счет №, выдана кредитная карта на сумму 50 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании Анкеты-заявления №.4 предоставлен пакет банковских услуг Активный ТП 42-9 к действующему счету (АКЦИЯ 1500), включающий в себя: банковскую карту Visa Classic ТП Активный 42-9; информирование и управление карточным счетом с использованием мобильного телефона СМС-банк. Выдана банковская карта к счету № (карта 4301**** ****0378). Между Банком и ФИО1 заключен договор потребительского кредита № в форме Анкеты-заявления №.13 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 60 000 руб. (Тарифный план 18 «Кредитная карта 120 дней»). Открыт карточный счет № (карта 4301**** ****8620). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании Анкеты-заявления №.4 открыт вклад № № на сумму 400 000 руб. Номер счета по вкладу №. Выдана банковская карта к счету № (карта 4301**** **** 0087). Частичное изъятие суммы вклада, в т.ч. начисленных процентов возможно только путем перевода денежных средств на карточный счет № с использованием банковской карты через банкоматы Банка и/или системы Интернет-банк. ДД.ММ.ГГГГ безналичным переводом между счетами истца осуществлен перевод денежных средств в сумме 420 000 руб. на счета неизвестным лицам. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Банк с заявлением о спорной/несанкционированной операции по снятии наличных с карточных счетов в размере 423651 руб. Причина опротестования : вышеуказанные операции совершены не им (мошенничество). Письмом Банк сообщил о том, что ДД.ММ.ГГГГ по карточным счетам истца № (карта 4301**** **** 8520) и № (карта 4301 **** **** 0087) с помощью системы Интернет-Банк проведены операции. Вышеуказанные операции были совершены с использованием банковских карт и подтверждались вводом корректного ПИНа, который известен только истцу. Денежные средства по указанным операциям были отправлены в платежную систему в указанную дату для зачисления на карты №***8232 и №***6718. Отменить в одностороннем порядке уже проведенную операцию Банк не имеет ни оснований, ни технической возможности. Денежные средства на сумму операции блокируются по карточному счету в момент проведения операции для последующего списания на основании требования, получаемого Банком через платежную систему. В соответствии с Федеральным законом № ст. 9 ч. 4 «О национальной платежной системе» Банк информировал истца о совершении каждой операции путем направления соответствующих обязательных уведомлений на электронный адрес. Согласно Тарифов Банка при переводе денежных средств в банкоматах ПАО КБ «УБРиР» на счета и банковские карты, открытые в ПАО КБ «УБРиР», а также банковские карты сторонних банков взимается комиссия в размере 4,99 % от суммы операции, но не менее 500 руб. в момент совершения операции. При обслуживании банковских карт в рамках Тарифного плана «Максимум» при переводе денежных средств в банкоматах ПАО КБ «УБРиР» на банковские счета сторонних банков взимается комиссия в размере 1,5 % от суммы перечисления, но не менее 50 руб. в момент совершения операции. Пунктом 10.3 Правил открытия, обслуживания счета и пользования банковской картой регламентировано, что клиент несет ответственность за совершенные операции по Счету, в том числе совершенные доверенными лицами Клиента, а также третьими лицами по Картам (с использованием их реквизитов), выданным в рамках Договора СКС. При этом согласно п. 10.4 Правил Банк не несет ответственности за операции, совершенные с использованием Карты или ее реквизитов, Клиентом, доверенными лицами, а также третьими лицами с последующим отказом Клиента от данных операций. Пунктами 8.3, 9.3 Правил обслуживания клиентов по системе интернет-банк установлено, что при работе в Системе Интернет-Банк Клиент обязан не предоставлять третьим лицам информацию о Коде аутентификации, полученном в текстовом сообщении на мобильный телефон по электронной почте, а также соблюдать сохранность Идентификационных параметров. В соответствии с п. 8.4, 8.5 Договора обслуживания счета Банк не несет ответственности в случае, если конфиденциальная информация, а также информация о проведенных клиентом операциях станет известна иным лицам в результате недобросовестного выполнения клиентом условий ее хранения и использования. Банк не несет ответственности за ущерб, возникший вследствие несанкционированного использования третьими лицами секретного кода, ПИН-кода, Кода аутентификации, о факт и риске компроментации которых Клиент был осведомлен, но своевременно не осведомил об этом Банк. При указанных обстоятельствах Банк считает, что описание денежных средств со счета ФИО1 стало возможным только вследствие того, что последний нарушил условия договора о недопустимости разглашения конфиденциальной информации Банка и сообщил полученную от Банка информацию третьим лицам, а не в результате ненадлежащего оказания Банком финансовых услуг и несоблюдения требований Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей». Все СМС-сообщения, содержащие одноразовые динамические пароли, содержали предупреждение о неразглашении данного пароля – «НИКОМУ не сообщайте этот код». СМС-сообщения поступали на номер сотового оператора Мегафон: 9089275255. Согласно выписки из лог-файла по операциям и направлениям СМС-сообщений ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был совершен вход в Интернет-Банк, смена ПИН Интернет-банк, перевод и платеж путем введения полученных от банка кодов. Перевод денежных средств осуществлялся с согласия клиента, операции были совершены истцом лично с использованием банковских карт №**** ****8520 и №**** **** 0087 и подтверждались вводом корректного ПИНа, который известен только истцу, что свидетельствовало о даче истцом распоряжения на списание денежных средств. Операции производились истцом в банкомате, расположенном в самом Банке – Филиал «Серовский» <адрес> в рабочее время ДД.ММ.ГГГГ. У истца имелась возможность обратиться к любому специалисту Банка по спорному вопросу. Истец лично вводил корректный ПИН, указывал номер карты получателя третьего лица. Денежные средства по указанным операциям были отправлены в платежную систему ДД.ММ.ГГГГ для зачисления на карты №***8232 и №***6718, что подтверждается логи по транзакциям. С учетом того, что ФИО1 лично и добровольно сообщил третьим лицам всю конфиденциальную информацию о своей банковской карте (номер карты, срок действия, фамилия и имя держателя, кодовое значение CVV2|CVC2), а также передал секретные 3-D Seсure пароли из СМС-сообщений для подтверждения операций, нарушений действующего законодательства о защите прав потребителей и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в действиях Банка не усматривается. Списание денежных средств произведено по распоряжению истца, истцом были нарушены условия заключенного с ответчиком договора и Правил обслуживания клиентов по системе Интернет-Банк в ПАО КБ «УБРиР», ответственность за причиненный материальный ущерб, не может быть возложена на Банк, поэтому в удовлетворении исковых требований ФИО1 должно быть отказано.
Заслушав объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, исследовав письменные доказательства, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
В силу статьи 847 Гражданского кодекса Российской Федерации права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.
Клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.
Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
В силу статьи 848 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
В силу положений ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Статьей 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (часть 4). В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (часть 13). В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица (ч. 15).
Из приведенных правовых норм следует, что Банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа и возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если клиент направил уведомление оператору в предусмотренной договором форме не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.
В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.
При этом в силу части 15 статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" обязанность доказывания того обстоятельства, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица, возложена на оператора по переводу денежных средств, т.е. на Банк.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2.3 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Центральным Банком РФ 19.06.2012 N 383-П, удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с п. 1.24 настоящего Положения.
Пунктом 4.2 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Центрального Банком РФ 15.10.2015 N 499-П, при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей. В указанном случае идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится. При этом сообщения с телефона, пароли, направляемые банком на номер телефона, позволяют банку подтвердить, что операция и распоряжение составлено именно владельцем карты.
Порядок осуществления кредитными организациями операций с платежными картами установлен Положением ЦБ РФ от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт".
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 2.10 Положения, банковская карта представляет собой инструмент для безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом.
Списание денежных средств в Интернете предусматривает особый порядок идентификации личности физического лица, дающего распоряжение о списании денежных средств со счета, и не предусматривает введение ПИН-кода, в этом случае используются лишь реквизиты банковской карты.
В пунктах 1.24, 2.3. Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 года за N 383-П, указано, что распоряжение плательщика в электронном виде подписывается электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).
Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в пункте 1.24 Положения.
Порядок использования банковских карт регламентируется разделом 4 Правил предоставления и использования банковских карт.
Согласно пункту 4.13 Правил, подписанный слип/чек/квитанция, правильно введенный ПИН при совершении операции, а также оформленный по почте, телефону или Интернету предприятию торговли (услуг) заказ с указанием в нем реквизитов карты (в том числе: номер и срок действия карты, коды *** и/или логин и пароль ***) являются для Банка распоряжением клиента списать сумму операции со счета.
Порядок осуществления кредитными организациями операций с платежными картами установлен Положением ЦБ РФ от 24.12.2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт".
В силу п. п. 1.4, 1.5, 2.10 Положения банковская карта представляет собой инструмент для безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом. Карта является инструментом для осуществления платежей.
Согласно п. 2.10 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт N 266-П, утвержденным Центральным банком РФ 24.12.2004 г., клиенты могут осуществлять операции с использованием платежной карты посредством кодов, паролей в рамках процедур их ввода, применяемых в качестве аналога собственноручной подписи и установленных кредитными организациями в договорах с клиентами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является держателем банковской карты ПАО КБ «УБРиР» 4301**** ****9213 с кредитным лимитом в размере 50 000 руб., на основании договора потребительского кредита № № в форме Анкеты-заявления № от 05.05.2012, а также договора обслуживания счета с использованием банковских карт. Ему открыт карточный счет №.
Также, ФИО1 является держателем карты 4301**** **** 0378 к счету №, выданной 19.08.2014 на основании Анкеты-заявления №.4.
Кроме того, между ПАО КБ «УБРиР» и ФИО1 заключен договор потребительского кредита № № в форме Анкеты-заявления №.13 от 27.10.2018 на сумму 60 000 руб., ему был открыт карточный счет №, выдана карта 4301**** ****8520.
26.03.2019 ФИО1 на основании Анкеты-заявления №.4 открыт вклад № № на сумму 400 000 руб. Номер счета по вкладу №. Выдана банковская карта к счету № (карта 4301**** **** 0087).
В соответствии с Анкетой-заявлением №.4 от 19.08.2014 предоставлена услуга «СМС-БАНК», адрес сообщений 9089275255. Банк информирует Клиента о совершении каждой операции с использованием банковской карты путем направления клиенту уведомления на адрес электронной почты: 2028861@card.ubrr.ru, не позднее для, следующего за днем совершения операции.
В соответствии с дополнительным соглашением от 19.08.2014 клиент обязан соблюдать Правила предоставления услуг (п. 3.3) Следить за сохранностью полученной от Банка конфиденциальной информации, незамедлительно сообщать Банку обо всех фактах несанкционированного использования такой информации либо о случаях, когда есть основания полагать, что конфиденциальная информация стала известна третьим лицам. (п. 3.4) Уплачивать комиссии и иные вознаграждения, установленные Банком за банковское обслуживание Клиента в соответствии с условиями Договора предоставления услуги. (п. 3.6). Банк не несет ответственности в случае, если конфиденциальная информация, а также информация о проведенных Клиентом операциях, станет известна иным лицам в результате недобросовестного выполнения Клиентом условий ее хранения и использования. (п. 8.4) Банк не несет ответственности за ущерб, возникший вследствие несанкционированного использования третьими лицами секретного кода, ПИН-кода, Кода аутентификации, о факте или риске компроментации которых Клиент был осведомлен, но своевременно не известил об этом Банк (п.8.5.)
Правила обслуживания клиентов по системе Интернет-банк (Приложение № 1 к распоряжению вице-президента ПАО КБ «УБРиР» от 13.10.2015 №) определяют порядок предоставления доступа в Систему Интернет-банк и условия обслуживания Клиента в соответствии с Договором на обслуживание по системе Интернет-банк.
В соответствии с п. 3.5. Правил идентификация Клиента при входе в Систему Интернет-банк производится на основании введенных им Идентификационных параметров и Кода аутентификации. Клиент считается идентифицированным при одновременном выполнении следующих условий: при входе в Систему Интернет-банк правильно введены Идентификационные параметры; введенный Код аутентификации соответствует действительному Коду аутентификации, предоставленному Банку данному Клиенту для доступа в Систему Интернет-банк.
При работе в Системе Интернет-банк Клиент обязан выполнять следующие требования: не предоставлять третьим лицам информацию о Коде аутентификации, полученном в Текстовом сообщении на мобильный телефон или по электронной почте.
В п. 9.3 Правил предусмотрена обязанность Клиента соблюдать сохранность Идентификационных параметров.
В пунктах 10.3, 10.4 Правил открытия, обслуживания счета и пользования банковской картой предусмотрено о том, что Клиент несет ответственность за совершенные операции по счету, в том числе совершенные доверенными лицами Клиента, а также третьими лицами по Картам (с использованием их реквизитов), выданным в рамках Договора СКС (за исключением случает, предусмотренных настоящими Правилами). Банк не несет ответственности за операции, совершенные с использованием карты или ее реквизитов, Клиентом, доверенными лицами, а также третьими лицами с последующим отказом Клиента от данных операций (за исключением случае, предусмотренных настоящими Правилами).
ДД.ММ.ГГГГ по карточным счетам ФИО1 № (карта 4301*** ****8520) и № (карта 4301**** ****0087) были проведены операции: 14:34:16 на сумму 120 000,00 руб. и 5988,00 руб. перевод с карты на карту и комиссия за перевод соответственно; 14:35:14 на сумму 120 000,00 руб. и 5988,00 руб. перевод с карты на карту и комиссия за перевод соответственно; 14:36:49 на сумму 60 000,00 руб. и 2994,00 руб. перевод с карты на карту и комиссия за перевод соответственно, 14:45:16 на сумму 120 000,00 руб. и 1800,00 руб. перевод с карты на карту и комиссия за перевод соответственно, с использованием банковских карт и подтверждались вводом корректного ПИНа. С указанных счетов ФИО1 на карты иных лиц переведено 420000 руб.
В своих объяснениях, данных ДД.ММ.ГГГГ следователю МО МВД России «Серовский» ФИО1 пояснил о том, что на его имя оформлены банковские карты банка ПАО «УБРиР». Одна карта дебитовая №, на которой находилось 25 000 руб. К данной карте был привязан вклад на общую сумму около 320 000 руб. На кредитной карте № находился доступный лимит 50 000 руб. на кредитной карте № находился доступный лимит в 20000 руб. Данные карты были привязаны к мобильному банку. Мобильный банк привязан к номеру №, зарегистрированному на его имя. ДД.ММ.ГГГГ в 14.59 находился на доставке цветов, ему на телефон поступил звонок с неизвестного номера №. Ответив на звонок услышал мужской голос, который представился представителем банка УБРиР. Мужчина пояснил, что в <адрес> проходит операция с использованием его банковской карты, спросил блокировать ли данную операцию. Он ответил согласием, сказал блокировать. Мужчина сказал взять карточку, на которой указан номер телефона регионального банка УБРиР, с которого ему должны будут перезвонить. Мужчина отключился. Сразу ему перезвонили с номера телефона, указанного на банковской карте. Ответив, услышал другой мужской голос, который также представился сотрудником банка. Что этот мужчина говорил, он не помнит, перевел его на специалиста по сомнительным операциям. Ответила женщина, которая стала пояснять, что необходимо заблокировать его банковские карты, а также онлайн банк. Женщине были известны его фамилия, имя, отчество, адрес, номера его банковских карт. До общения с женщиной, когда общался с мужчиной, он говорил на телефон придет код подтверждения, который он должен будет сообщить роботу. Ему пришла СМС с кодом, который он называл после сигналов в телефоне. Что именно еще содержалось в СМС, он не читал. Потом увидел, что кто-то сменил пароли и вошел в его онлайн банк. Женщина сообщила о том, что перевод совершает сотрудник банка и предложила проехать к ближайшему банкомату и совершить операции по переводу денежных средств с его банковских карт на выпущенные для него новые банковские карты. Он проехал к банкомату банка ПАО УБРиР по <адрес>, где вставил банковскую карту ХХХ8520 и в ходе общения по телефону с женщиной произвел три операции по переводу денежных средств на номер карты, который указала ему женщина. Затем женщина попросила вставить другую карту. Он вставили в банкомат карту № и произвел операцию по перечислению денежных средств на карту, которую сообщила ему женщина. Согласно чеков из банкомата, он произвел перевод на общую сумму 420 000 без комиссий. Откуда были такие суммы на его счетах, понять не мог. После того как совершил данные операции, понял, что его обманули. Позвонил на горячую линию. Затем обратился в банк УБРиР, где специалист пояснила, что со всех банковских карт были сняты денежные средства.
В объяснениях ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 также сообщил о том, что произвел переводы с его банковской карты № на карту 4276***3822, два раза по 120 000 руб. и один раз 60 000 руб. Неизвестный в онлайн банке произвел перевод с его указанной карты на его карту № руб., а затем он сделал перевод на карту неизвестного 5469***06718 в сумме 120 00 руб. Неизвестный совершил платеж в ОА НКО «Москлирингцентр» на сумму 4 125 руб.
Сведения об операциях перевода с карты №************8520 на сумму 120 000 руб., взимании комиссии в размере 5 988,00 руб., на сумму 60000 руб., взимание комиссии в размере 2994,00 руб., с карты № ************0087 на сумму 120000 руб., взимание комиссии в размере 1800,00 руб. были известны ФИО1 на карты иных лиц, т.к. совершались им лично в банкомате, при этом ему были выданы на руки соответствующие документы, представленные им в полицию, находящиеся в материале проверки КУСП № от 08.08.2019 по факту мошеннических действий в отношении ФИО1
Из детализации оказанных услуг, основной лицевой №, на абонентский №, принадлежащий ФИО1, фототаблицы к протоколу осмотра места происшествия от 08.08.2019 следует о том, что на данный номер поступали входящие сообщения от абонента UBRR 08/08/2019 14:05:56, 14:08:00, 14:38:20, 14:39:56, 15:11:20; 15:11:40, содержащие код, предупреждение «НИКОМУ не сообщайте этот код!», наименование операции.
В день совершения операций 08.08.2019 ФИО1 обратился в ПАО КБ «УБРиР» с заявлениями о спорной/несанкционированной операции по карточным счетам.
Установив, что платежи 08.08.2019 проведены с использованием банковских карт, подтверждались вводом корректного ПИНа, денежные средства по указанным операциям были отправлены в платежную систему в указанную дату для зачисления на карты №***8232 и №***6718 банк в возврате средств по оспариваемым операциям отказал.
Поскольку банк несет ответственность за необоснованное списание денежных средств со счета клиента - физического лица, ставшее результатом неправомерных действий, которые совершены третьими лицами с использованием системы интернет-банкинга, если не докажет, что единственной причиной списания нарушение клиентом правил безопасности при использовании указанной системы, в рассматриваемом случае имело место несоблюдение клиентом ФИО1 требований по безопасности, а именно обязанности не разглашать третьим лицам код (пароль) для совершения операций, правовые основания для возложения ответственности на банк в виде возмещения истцу убытков отсутствуют.
Доводы стороны истца о том, что ответчиком не предприняты меры по проверке законности операций в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", при установленных обстоятельствах, не могут служить основанием для возложения на ответчика ответственности, и взыскания с ответчика перечисленных в пользу третьих лиц денежных средств.
При таких установленных обстоятельствах, поскольку установлен факт нарушения ФИО1 порядка использования банковских карт, выразившего не соблюдении мер безопасности при использовании принадлежащих ему карт, в сообщении поступившего от банка кода третьему лицу, что повлекло совершение части операций без согласия клиента, факт совершения остальных операций самим истцом, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Серовский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 июня 2020 года.
Председательствующий Холоденко Н.А