ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1936/20 от 13.08.2020 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Решение в окончательной форме принято 13 августа 2020 г.

Дело

УИД:

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Дзержинск 07 августа 2020 г.

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Буциной И.Б.,

при секретаре Калаяновой Е.К.,

с участием ст. помощника Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО2, представителя ответчиков ФКУ Исправительная колония № 9 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО1.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ "Исправительная колония № 9" ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области об обязании создать помещения для проведения отпусков,,

У С Т А Н О В И Л:

Нижегородский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском, мотивируя тем, что Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокуратурой) проведены проверки соблюдения законов администрацией ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области (далее - ИК-9), в результате которых установлено, что администрацией учреждения надлежащим образом не обеспечено право трудоустроенных осужденных на проведение отпусков при учреждении. В нарушении требований статьи 99 УИК РФ в ИК-9 отсутствует помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении.

Согласно части 4 статьи 104 УИК РФ работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск 12 рабочих дней.

В соответствии с частью 3 статьи 99 УИК РФ нормы материально­бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 07.07.2006 (далее - приказ ), утверждена номенклатура объектов коммунально-бытового назначения.

В главе 13 приложения № 2 приказа предусмотрено, что в исправительных колониях должно быть помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении, а также регламентированы нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода данного помещения.

В настоящее время 197 трудоспособных осужденных, отбывающих наказание в ИК-9, привлечены к оплачиваемому труду, в связи с чем, они пользуются правом на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней.

Между тем, в нарушение требований статьи 99 УИК РФ в ИК-9 отсутствует специальное помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении, оборудованное в соответствии с требованиями ведомственных нормативно-правовых актов. Вследствие этого, осужденные, находящиеся в ежегодных оплачиваемых отпусках, вынуждены пребывать в тех же отрядах и условиях, где они проживали повседневно.

Отсутствие соответствующих объектов коммунально-бытового назначения негативно сказывается на процессе исправления осужденных, так как в первую очередь нарушаются права трудоустроенных осужденных, что ухудшает их стимулирование к законопослушному поведению.

Согласно поступившей из учреждения информации (справке от 13.02.2020) администрацией исправительного учреждения сообщено, что среднестатистическое количество привлеченных к труду осужденных в 2019 году составило 206 человек (в 2018 году - 180 человек); за 2019 год -146 лицам предоставлены отпуска (2018 год - 101). Осужденные проводили отпуска в отрядах, расположенных на территории жилой зоны учреждения, без выезда. Факт отсутствия помещений для проведения осужденными отпусков не отрицается.

С целью устранения выявленных нарушений закона начальнику ИК-9 ранее 15.07.2019 вносилось представление.

Ввиду не устранения указанного нарушения 21.01.2020 прокуратурой внесено представление на имя начальника ГУФСИН России по Нижегородской области.

Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Нижегородской области от 21.02.2020 на вышеуказанное представление в ИК-9 отдельное помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении отсутствует из-за недостаточности свободных площадей. Осужденные, находящиеся в отпуске, проводят его в помещениях отрядов.

Таким образом, ИК-9 и территориальный орган не отрицают наличие вышеуказанных нарушений закона в исправительном учреждении. Между тем, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, действенные меры по устранению выявленных прокуратурой нарушений закона со стороны администрации ИК-9 и территориального органа до настоящего времени не приняты.

ИК-9 является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области», утвержденном Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 07.02.2011 (далее - Устав).

В соответствие с пунктом 2.1 Устава, предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

ГУФСИН России по Нижегородской области в соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 (приложение ), осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Таким образом, ответчики, являясь федеральным казенным учреждением и территориальным органом, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ИК-9 нарушений закона по обеспечению осужденных помещением для проведения отпусков на территории исправительного учреждения.

С учетом того, что принимаемые меры прокурорского реагирования не привели к устранению выявленных нарушений закона в качестве способа защиты нарушенных прав выбран судебный порядок.

Количество трудоустроенных осужденных в ИК-9 постоянно меняется, в связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

Обязать ИК-9 и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Нижегородской области в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу ^создать на территории исправительного учреждения помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении и оборудовать его в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы исполнения наказаний «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 07.07.2006 .

Представитель истца старший помощник Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчиков ФКУ Исправительная колония № 9 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО1 действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала.

Пояснила, что указанные исковые требования считает не законными, не обоснованными и подлежащими удовлетворению судом по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодек Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденн гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и ин: законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка условий отбывания конкретного вида наказания (ч. 4 ст. 10 УИК РФ).

Согласно части 11 статьи 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Работающие осужденные в силу части 4 статьи 104 УИК РФ имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 УИК РФ. Время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

Исковые требования Истца не основаны на нормах закона.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, в частности, статья 99 УИК РФ, не содержит требований о наличии при исправительном учреждении помещений для проведения осужденными отпусков, а также о том, что осужденные должны проводить отпуска в указанных помещениях.

Вместе с тем, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (УИК РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 Приказ Минюста России от 16.12.2016 <Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений») не установлены нормы, регламентирующие условия содержания (порядок отбывания наказания) в указанных помещениях осужденных, находящихся r отпуске.

В соответствии с частью 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы материально-­бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» установлены минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы (на 1 человека) относительно средств гигиены (хозяйственное мыло, туалетное

мыло, зубная паста (порошок), зубная щетка (на 6 месяцев), одноразовая средства личной гигиены, туалетная бумага).

Приказ ФСИН России от 27.07.2006 «Об утверждении номенклатуры, н обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовное наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» устанавливает лишь нормы обеспечения и глава указывает лишь на то, что при наличии помещения для проведения осуждененных отпусков при учреждении, оно должно быть оборудовано в соответствии с т нормами, которые утверждены указанным приказом.

Статья 87 УИК РФ устанавливает условия отбывания наказания осужденные, лишению свободы. Так, в пределах одной исправительной колонии осужденных лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условий отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. Осужденные находящиеся в соответствующих условиях отбывания наказания, обладают соответствующим объемом прав и ограничений.

Кроме того, уголовно-исполнительным законодательством РФ установлены условия содержания для осужденных, водворенных в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа, одиночные камеры (статья УИК РФ, глава XXIV Приказа Минюста России от 16.12.2016 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»),

В уголовно-исполнительном законодательстве РФ норм относительно содержания осужденных, находящихся в отпуске, в помещении для проведения отпусков осужденными при исправительном учреждении не содержится.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования Истца основаны на нормах закона. Нарушений действующего законодательства со стороны Ответчика не имеется.

В силу части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов России, субъектов РФ. муниципальных образований или в защиту прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссы на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

Иск подан в защиту интересов неопределенного круга лиц, однако Истцом указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какие их права нарушены и содержится ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривает способы защиты этих интересов.

Права и законные интересы лиц, в защиту которых обратился Истец, не являют нарушенными.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В исковом заявлении Истец сослался на наличие представлений, свидетельствующих о наличии различных нарушений, однако доказательств, подтверждающих как наступление вреда в настоящее время, так реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем, не содержится. Также не содержится и правовых норм, которые обязывают исправительные учреждения создавать помещения для проведения отпусков осужденными.

Вместе с тем, из обстоятельств, на которых основаны требования Истца, не ясно, какие действия и каким из Ответчиков должны быть произведены. В какой части ответчики должны нести ответственность по указанным требованиям, не ясно, по какому обязательству и в каком размере ответчики должны нести ответственность.

Исковые требования Истца носят «размытый» характер. Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть законным и обоснованным, кроме того, исполнимым.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Задачами уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

ИК-9 является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области», утвержденном Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 07.02.2011 (далее - Устав).

В соответствие с пунктом 2.1 Устава, предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

ГУФСИН России по Нижегородской области в соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 (приложение ), осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г., статей 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Условия и порядок содержания на объектах УИС регулируются Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 .

Как следует из материалов дела и пояснения сторон, Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по результатам проведенных проверок в деятельности администрации ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области (далее - ИК-9) выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Так, в ходе проверки в ИК-9 установлено, что администрацией учреждения надлежащим образом не обеспечено право трудоустроенных осужденных на проведение отпусков при учреждении. В нарушении требований статьи 99 УИК РФ в ИК-9 отсутствует помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении.

ФКУ "Исправительная колония " ГУФСИН России по Нижегородской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1.1 Устава).

В п. 2.1 Устава поименованы предмет и цели деятельности Учреждения, к числу которых отнесено, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регулируется ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), однако положения указанной нормы Закона находятся в неразрывной нормативной взаимосвязи с другими положениями Кодекса и нормативными актами.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ ФСИН России ) утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

В Приложении N 1, 2 к Приказу ФСИН России предусмотрено, что общежития отрядов учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы должны оборудоваться спальными помещениями, комнатами отдыха, кухнями, комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатами хранения личных вещей повседневного пользования, кабинетами начальников отрядов, комнатами для умывания, постирочными и т.д.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" регистрации в Минюсте подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, либо устанавливающие правовой статус организаций и имеющие межведомственный характер. Данный Приказ не подпадает под признаки нормативных правовых актов, подлежащих регистрации в Минюсте России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 763, так как является исключительно ведомственным актом, не устанавливает правовой статус учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы, а лишь регулирует материально-бытовое обеспечение осужденных в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, права, свободы и обязанности человека и гражданина не затрагивает.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 года N 130дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, пункт 1.1 которой гласит, что нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

В соответствии с Приказом Минстроя от 20 октября 2017 года N 1454/пр "Об утверждении свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исправительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", согласно п.9.5 СП « при проектировании в жилой зоне ИК общего, строго режимов выделяют следующие локальные изолированные участки …со зданием общежития для осужденных, находящихся в трудовом отпуске».

Согласно п.9.12 СП при новом строительстве, реконструкции ИК общего, строгого режимов… допускается в одном здании размещать следующие помещения:..общежития с обычными условиями отбывания наказания и блок помещений для осужденных, находящихся в трудовом отпуске.

Факт нарушений, которые допущены ответчиком вопреки требованиям законодательства, судом установлен.

Ответчики, являясь федеральным казенным учреждением и территориальным органом, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ИК-9 нарушений закона по обеспечению осужденных помещением для проведения отпусков на территории исправительного учреждения.

Строительство объектов в ФКУ "Исправительная колония № 9" ГУФСИН России по Нижегородской области в соответствии с ранее действовавшими нормативами не служит обстоятельством, которое бы препятствовало их переоборудованию в настоящее время с целью создания надлежащих условий содержания.

Отсутствие финансирования, на которое имеется ссылка ответчика не освобождает администрацию ФКУ "Исправительная колония № 9" ГУФСИН России по Нижегородской области от соблюдения требований материально-бытового обеспечения осужденных.

Согласно информационному письму ГУФСИН России по Нижегородской области ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, расположенное <адрес> создано в ДД.ММ.ГГГГ году. Набор зданий и помещений соответственно формировался в соответствии с действующими на тот момент нормами и правилами.

Помещение для проведения отпусков предусмотрено как и в ранее действующей и в настоящее время отмененной СП 17-02, утвержденной Приказом Минюста России от 02.06.2004 года -дсп, так и в утвержденной и введенной в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования.

Осужденные ФКУ ИК-9, привлекаемые к труду в соответствии со статьей 103 и 104 УИК РФ, должны проводить отпуска в отдельных помещениях (комнатах для проведения отпусков) в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Ранее в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области имелась возможность проведения отпусков осужденных в пределах учреждения в выделенном для указанных целей наборе комнат, предназначенных для проведения отпусков, расположенном в здании <данные изъяты> Однако, с целью оборудования наиболее приоритетного режимного объекта - отряда строгих условий содержания в ФКУ ИК-9 в 2012 году данные комнаты были переоборудованы под набор помещений для содержания осужденных в строгих условиях содержания.

В настоящее время помещение для проведения отпусков в ФКУ ИК-9 отсутствует, но учреждением изыскиваются свободные помещения с целью дальнейшего переоборудования их под комнаты для отпускников.

Установив нарушения положений, предусмотренных ст. 99 УИК РФ, Приложением N 1, 2 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.

Отсутствие соответствующих объектов коммунально-бытового назначения негативно сказывается на процессе исправления осужденных, так как в первую очередь нарушаются права трудоустроенных осужденных, что ухудшает их стимулирование к законопослушному поведению.

Согласно поступившей из учреждения информации (справке от 13.02.2020) администрацией исправительного учреждения сообщено, что среднестатистическое количество привлеченных к труду осужденных в 2019 году составило 206 человек (в 2018 году - 180 человек); за 2019 год146 лицам предоставлены отпуска (2018 год - 101). Осужденные проводили отпуска в отрядах, расположенных на территории жилой зоны учреждения, без выезда. Факт отсутствия помещений для проведения осужденными отпусков не отрицается.

С целью устранения выявленных нарушений закона начальнику ИК-9 ранее 15.07.2019 вносилось представление.

Ввиду не устранения указанного нарушения 21.01.2020 прокуратурой внесено представление на имя начальника ГУФСИН России по Нижегородской области.

Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Нижегородской области от 21.02.2020 на вышеуказанное представление в ИК-9 отдельное помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении отсутствует из-за недостаточности свободных площадей. Осужденные, находящиеся в отпуске, проводят его в помещениях отрядов.

Таким образом, администрацией ИК-9 и ГУФСИН России по Таким образом, ИК-9 и территориальный орган не отрицают наличие вышеуказанных нарушений закона в исправительном учреждении. Между тем, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, действенные меры по устранению выявленных прокуратурой нарушений закона со стороны администрации ИК-9 и территориального органа до настоящего времени не приняты.

ИК-9 является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области», утвержденном Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 07.02.2011 (далее - Устав).

В соответствие с пунктом 2.1 Устава, предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

ГУФСИН России по Нижегородской области в соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 (приложение ), осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 103-ФЗ задачами законодательства, регулирующего содержания лиц под стражей, являются признание и гарантии прав и свобод человека и гражданина, установление порядка и условий содержания заключенных под стражу. Государство предъявляет особые требования к содержанию под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью (статья 2). Они являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием.

В Федеральном законе № 103-ФЗ сформулированы базовые требования, обеспечивающие соблюдение прав обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных УПК РФ. На их основе издан такой нормативно-правовой акт, как приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Главным назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Согласно пункту 42 статьи 5 УПК РФ содержание под стражей представляет собой пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, существенно ограничивающей права и свободы гражданина. Данная мера пресечения теоретически должна избираться только в том случае, если есть основания полагать, что предусмотренными законодательством другими мерами пресечения обеспечить надлежащее поведение гражданина и реальное пресечение совершения им противоправных действий не представляется возможным. При этом следует обратить внимание, что содержание под стражей не является наказанием, поскольку обвиняемые в совершении преступления, в силу презумпции невиновности до вступления в законную силу приговора суда не считаются виновными, а следовательно, и содержание под стражей не является ни уголовным наказанием, ни средством исправления и не преследует цель перевоспитания обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии с требованиями законодательства условия, в которых содержатся обвиняемые, не должны причинять им излишних физических страданий или унижать их человеческое достоинство. Бытовые условия мест содержания под стражей не должны отрицательно влиять на здоровье обвиняемых. Данные условия оказывают существенное влияние на уголовно-процессуальную деятельность. Они выступают в качестве объективной детерминанты поведения обвиняемых, создавая основу для взаимодействия в ходе следствия и содержания под стражей либо, напротив, вызывая озлобление, физическую деградацию, создавая почву для противодействия режиму и законным требованиям персонала.

Государство гарантирует необходимое материально-бытовое обеспечение обвиняемых. Данная деятельность означает создание необходимых условий их содержания, призванных удовлетворить потребности в одежде, жилище, средствах гигиены и других принадлежностях, способных обеспечить нормальное существование в местах содержания под стражей.

В настоящее время согласно информационному письму ГУФСИН России по Нижегородской области помещение для проведения отпусков в ФКУ ИК-9 отсутствует, но учреждением изыскиваются свободные помещения с целью дальнейшего переоборудования их под комнаты для отпускников.

На основании изложенного, принимая во внимание, что на момент прокурорской проверки в 2019г. администрацией ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области надлежащим образом не обеспечено право трудоустроенных осужденных на проведение отпусков при учреждении. В нарушении требований статьи 99 УИК РФ в ИК-9 отсутствует помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении.

Доказательств обратного, в силу положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, ФКУ "Исправительная колония № 9" ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области следует обязать устранить вышеперечисленные нарушения.

Доводы представителей ответчиков об отсутствии достаточного финансирования для устранения перечисленных нарушений судом во внимание не принимаются в силу наличия обязанности, согласно ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части материально-бытового обеспечения. Также несостоятельными являются и доводы ответчиков о том, что истцом не указано, кто из ответчиков должен произвести и какие действия по устранению нарушений, поскольку они также не основаны на действующем законодательстве. Ответчики, являясь государственным органом (ГУФСИН России по Нижегородской области) и федеральным казенным учреждением (ИК-9), в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ИК-9 нарушений законов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,55, 56, 67,192-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Нижегородской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории исправительного учреждения помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении и оборудовать его в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы исполнения наказаний «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 07.07.2006

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Дзержинский городской суд в апелляционном порядке.

Судья: п.п. И.Б.Буцина

Копия верна:

Судья: И.Б.Буцина