Дело № 2-193/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года г. Аша
Ашинский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи О.С.Шкериной,
при секретаре Н.А.Исаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Управлению образованием Ашинского муниципального района Челябинской области, администрации Ашинского муниципального района Челябинской области об оспаривании итогов аттестации на вакантную должность,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к вышеуказанным ответчикам об оспаривании итогов аттестации на вакантную должность.
Просит признать незаконным отказ в участии в аттестации на вакантную должность руководителя муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» г.Миньяра Ашинского района Челябинской области, обязать провести аттестацию на указанную должность, обязать допустить к обязательной аттестации на указанную должность, признать незаконным отказ в приеме на работу, обязать заключить трудовой договор и принять на работу на указанную должность.
Указывает на то, что 05.08.2021г. Управлением образования Ашинского муниципального района Челябинской области (далее по тексту - Управление образованием) было объявлено о проведении аттестации кандидатов на должность руководителя муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» г.Миньяра Ашинского района Челябинской области, она подала соответствующий пакет документов, 17.08.2021г. от Управления образованием ей получено уведомление, что ее заявление с приложенными к нему документами принято. Вместе с тем, на аттестацию ее не вызвали, узнала об отказе ей в участии аттестации из ответа Министерства образования и науки Челябинской области от 03.12.2021г. на ее обращение.
В судебном заседании истец ФИО1 на иске настаивала, пояснила, что она подала пакет документов на участие в аттестации на указанную должность, о результатах аттестации ей не сообщили, поэтому 08.09.2021г. она обратилась в Управление образованием с письменным заявлением о разъяснении по вопросу ее участия в аттестации на должность, так как на сайте Управления образованием она увидела, что вышеуказанная вакансия закрыта, примерно 08.10.2021г. она получила ответ на свое обращение, датированный 06.10.2021г., в котором ей сообщили о включении в кадровый резерв. Так как она из данного ответа не поняла, каков результат аттестации на должность, она обратилась в Министерство образования и науки Челябинской области, из ответа которого ей стало известно, что ей было отказано в участии в аттестации.
Представитель истца адвокат Луткова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, полагала, что при проведении аттестации не были соблюдены требования Положения о порядке назначения и проведения аттестации кандидата на должность руководителя муниципального казенного образовательного учреждения.
Представитель ответчиков ФИО2, действующий по доверенности, с иском не согласился, пояснил, что решение по отбору кандидата на аттестацию на должность принято по результатам рассмотрения заявлений кандидатов ФИО3 и ФИО1, оформлено соответствующим протоколом, ФИО3 аттестована и рекомендована на вакантную должность, с ней заключен трудовой договор. Обратил внимание, что истцом пропущен срок для обращения с иском в суд, установленный ст.392 ТК РФ (л.д.81-84).
Законные представители ответчиков Управления образованием Ашинского муниципального района Челябинской области, администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, третье лицо ФИО3 в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимали, от ФИО3 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором она указала, что с иском не согласна.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
Приказом начальника Управления образованием № 810 от 04.08.2021г. утверждено Положение о порядке назначения и проведения аттестации кандидата на должность руководителя муниципального казенного образовательного учреждения (л.д.112-123).
05.08.2021г. на официальном сайте Управления образованием по адресу http://uo-asha.educel.ru/ было размещено объявление о проведении аттестации на замещение вакантной должности руководителя муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» г.Миньяра Ашинского района Челябинской области (л.д.126).
13.08.2021г. ФИО1 подала заявление и пакет документов на аттестацию кандидата на замещение указанной должности (л.д.18).
Уведомлением от 17.08.2021г. ФИО1 сообщено, что ее заявление от 13.08.2021г. с приложенными к нему документами принято (л.д.35).
17.08.2021г. на заседании аттестационной комиссии Управления образованием принято решение о допуске кандидата ФИО4 к процедуре обязательной аттестации как состоящую в резерве, а кандидату ФИО1 отказано в дальнейшем участии в процедуре обязательной аттестации как представившей не все обязательные документы (в частности не представлено Согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов) и не состоящей в кадровом резерве руководящих кадров (л.д.31-32).
31.08.2021г. состоялось заседание аттестационной комиссии, согласно протоколу заседания ФИО3 большинством голосов рекомендована на вакантную должность, ФИО1 рекомендована на включение в резерв руководящих кадров (л.д.33-34).
Приказом начальника Управления образованием № 153-к от 01.09.2021г. ФИО3 назначена на должность руководителя муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» г.Миньяра Ашинского района Челябинской области, с ней заключен трудовой договор (л.д.111).
Исходя из положений статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, в том числе, в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 1999 N 19-П, закрепленный ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не препятствует при осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать в федеральном законе особые условия замещения отдельных должностей, если вводимые тем самым различия в правовом статусе лиц объективно оправданны, обоснованы и соответствуют конституционно значимым целям. Различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требованиях определенной работы, не считаются дискриминацией.
Согласно ст. 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Согласно ст. 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое) (ст. 275 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с Положением о порядке назначения и проведения аттестации кандидата на должность руководителя муниципального казенного образовательного учреждения, утвержденного приказом начальника Управления образования № 810 от 04.08.2021г., замещение должности руководителя образовательного учреждения возможно только после обязательной аттестации кандидата, допущенного к процедуре обязательной аттестации (пункт 2.1 Положения).
Вместе с тем, как указано выше, протоколом заседания аттестационной комиссии от 17.08.2021г., после проверки пакета документов, представленных кандидатом ФИО1, ей отказано в участии в дальнейшей процедуре обязательной аттестации как представившей не все обязательные документы в нарушение п.2.16 Положения (в частности не представлено Согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов) и не состоящей в кадровом резерве руководящих кадров.
Указанное решение комиссии принято простым большинством голосов и оформлено протоколом от 17.08.2021г., заседание аттестационной комиссии было правомочным, поскольку на нем, в соответствии с п.2.9 Положения о порядке назначения и проведения аттестации кандидата на должность руководителя муниципального казенного образовательного учреждения, присутствовали председатель комиссии ФИО5, заместитель председателя комиссии <ФИО>1, секретарь комиссии <ФИО>2. и 4 члена комиссии <ФИО>3<ФИО>4, <ФИО>5., <ФИО>6., протокол подписан председателем и секретарем комиссии.
Данное решение аттестационной комиссии соответствует пп.2 п.2.23, п.п.2, 4 п.2.24 вышеназванного Положения.
Несвоевременное направление секретарем аттестационной комиссии, в нарушение пп.2 п.2.26 Положения о порядке назначения и проведения аттестации кандидата на должность руководителя муниципального казенного образовательного учреждения, ФИО1 уведомления о ее недопуске к дальнейшему участию в процедуре обязательной аттестации не является безусловным основанием для признания итогов обязательной аттестации на вышеуказанную должность, состоявшейся 31.08.2021г., недействительными.
Ранее направленное уведомление от 17.08.2021г. лишь сообщало ФИО1 о принятии ее заявления с приложенными документами, но, вопреки мнению истца, не свидетельствовало о допуске ее к участию в обязательной аттестации на вакантную должность.
Порядок опубликования объявления об аттестации на вакантную должность и порядок ее проведения не нарушен. Перечень документов, необходимых для аттестации, указан в п.2.16 Положения о порядке назначения и проведения аттестации кандидата на должность руководителя муниципального казенного образовательного учреждения, названное Положение также размещено на официальном сайте Управления образованием.
Ссылки истца на письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 03.12.2021г. № 13217 (л.д.16), содержащее выводы о допущенных нарушениях при проведении аттестации на вышеуказанную должность, не могут быть приняты судом во внимание. В соответствии Положением о Министерстве образования и науки Челябинской области, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 410, задачей Министерства является реализация в Челябинской области единой государственной политики в сфере образования, науки, научно-технической деятельности с учетом социально-экономических, демографических, национальных, экологических, культурных и других особенностей Челябинской области, а государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и т.п., к функциям Министерства не отнесен.
Доводы о нарушении порядка проведения аттестации, в частности, непроведение собеседования с кандидатами, суд отклоняет, поскольку ФИО1 к участию в обязательной аттестации допущена не была, а ФИО3 результаты аттестации на должность не оспаривает.
В то же время заслуживает внимание довод ответчика о несоблюдении истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст.392 ТК РФ, в силу которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Предусмотренный частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника и по своей продолжительности является достаточным для обращения в суд; при пропуске срока по уважительным причинам он согласно части третьей данной статьи может быть восстановлен судом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018 N 38-П, от 14.07.2020 N 35-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2005 N 312-О, от 05.03.2009 N 295-О-О, от 18.10.2012 N 1877-О, от 23.04.2013 N 618-О и др.).
В судебном заседании установлено, что 08.09.2021г. ФИО1 было доподлинно известно, что вакансия закрыта, данную информацию она получила на официальном сайте Управления образованием и письменно обратилась за соответствующим разъяснением (л.д.37). Следовательно, с 08.09.2021г. в течение трех месяцев истец имела право на подачу искового заявления. Однако, с иском в суд ФИО1 обратилась только 28.02.2022г., ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на заявляла. Столь длительный период пропуска срока на обращение с заявлением в суд свидетельствует, по мнению суда, об утрате истцом интереса к замещению спорной должности.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом исходя из правовой природы трудового спора обязанность доказать отсутствие нарушения трудовых прав лица, обратившегося в суд за защитой, лежит на ответчике.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается, что со стороны ответчика Управления образованием имелись произвольные действия. Решение аттестационной комиссии от 17.08.2021г. о недопуске ФИО1 к участию в обязательной аттестации на вакантную должность было принято в соответствии с Положением о порядке назначения и проведения аттестации кандидата на должность руководителя муниципального казенного образовательного учреждения, утвержденного приказом начальника Управления образования № 810 от 04.08.2021г.
Оснований для возложения на ответчика обязанности в проведении аттестации на вакантную должность, для признания незаконным отказа истцу в приеме на работу и в понуждении ответчика к заключению трудового договора, не имеется, так как замещение должности руководителя дошкольного образовательного учреждения возможно только после обязательной аттестации, к которой истец обоснованно была не допущена, аттестация на указанную должность была проведена 31.08.2021г., по ее результатам руководителем дошкольного образовательного учреждения был назначен допущенный до обязательной аттестации кандидат - ФИО3
На основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению образованием Ашинского муниципального района Челябинской области, администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в участии в аттестации на вакантную должность руководителя муниципального каченного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» г.Миньяра Ашинского района Челябинской области, об обязании провести аттестацию на указанную должность, об обязании допустить к обязательной аттестации на указанную должность, о признании незаконным отказа в приеме на работу, об обязании заключить трудовой договор и принять на работу на указанную должность, - отказать.
Решение обжалуется в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий