ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-194/2021 от 16.07.2021 Ульчского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-194/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Богородское 16 июля 2021 года

Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Вьюшиной И.И.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Зайдуллиной О.М.

помощника прокурора Ковальчук А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ульчского района Хабаровского края о признании движимого имущества бесхозяйным, обращении его в собственность Российской Федерации и разрешении об уничтожении,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ, прокурор Ульчского района Хабаровского края, обратился в Ульчский районный суд с вышеуказанным заявлением, согласно которого просит, признать охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие ИЖ-27М, калибр 12 серии , 1992 года выпуска бесхозяйным, обратить его в собственность Российской Федерации. В связи с тем, что данное оружие исторической ценности не представляет, давностью изготовления и длительным сроком хранения утратило покупательский спрос, разрешить Управлению Росгвардии по Хабаровскому краю уничтожение вышеуказанного охотничьего огнестрельного гладкоствольного. В качестве заинтересованного лица по делу Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю.

В обоснование требований в заявлении указано, что Прокуратурой Ульчского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере оборота оружия. Должностными лицами ОМВД России по Ульчскому району ДД.ММ.ГГГГ у гражданки ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, изъято: охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие ИЖ-27М калибра 12 серия № , 1992 года выпуска, ранее принадлежавшие гражданину ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшего по адресу: <адрес>, умершему ДД.ММ.ГГГГ. Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД по Ульчскому району по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Юбилейная, д. 2, где и хранится по настоящее время. Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия ОМВД по Ульчскому району по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Юбилейная, д. 2, хранение и бремя содержания указанного оружия требует определенных материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств. Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, представитель заинтересованного лица ФИО3, поддержал заявленные требования прокурора района полностью, как законные и обоснованные просил их удовлетворить.

В судебных заседаниях помощник прокурора района Ковальчук А.А., требования прокурора района просила удовлетворить как законные и обоснованными. Дополнительно суду пояснив, что данное оружие, при дальнейшей эксплуатации представляет опасность в связи, с чем подлежит обязательной утилизации и передаваться потенциальным наследникам собственника оружия передаваться по наследству не может.

Заинтересованное лицо привлеченное судом к участию в деле МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, в судебное заседание своего представителя не направило, на требования прокурора направило отзыв. Согласно которому, ссылаясь на требования федерального законодательство об оружие, ВРИО руководителя ФИО4 указала, что управление не наделено полномочиями и не имеет правовых оснований для принятия в собственность Российской Федерации оружия и дальнейшим им распоряжением.

Рассмотрев представленные материалы дела, выслушав доводы участвующих по делу лиц, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно требованиям ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной.

Гражданским законодательства установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

Вместе с этим отказ собственника от права собственности и принадлежащее ему имущество может быть осуществлен путем прямого объявления об этом либо путем совершения других действий, определено свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество является основанием для прекращения на него права собственности (п. 1 ст. 209, ст. 225, 235, 236 ГК РФ).

В соответствии с требованиями статьи 226 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи Согласно которой лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Согласно положениям Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии, право граждан на приобретение оружия, его хранение и ношение ограничено соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

В соответствии с ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона, уполномоченным в сфере оборота или его территориальными органами производится изъятие оружия и патронов к нему случаях нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ, законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

К таким объектам в частности относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно требованиям ст. 1180 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 12.04.2020) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по управлению федеральным имуществом, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в частности: организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение.

В соответствии с пунктом 4 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 данного Положения. Согласно которому определены способы распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства: переработка (утилизация); уничтожение; реализация.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об оружии", на территории Российской Федерации запрещаются оборот в качестве гражданского и служебного оружия: оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия (ст. 6).

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения (ст. 28 ФЗ N 150от 13.12.1996).

Согласно Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ (п. 12, ч. 1 ст.9).

До решения вопроса о наследовании имущества и получения при необходимости лицензии на приобретение гражданского оружия оружие умершего изымается для ответственного хранения Федеральной службой войск национальной гвардии или ее территориальным органом, выдавшим разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия, а в местностях, в которых отсутствуют подразделения данного территориального органа, - органами внутренних дел с последующей передачей в территориальный орган Федеральной службой войск национальной гвардии. Если нотариусу стало известно, что в состав наследства входит оружие, он уведомляет об этом Федеральную службу войск национальной гвардии. В случае смерти собственника оружия (признания его судом без вести пропавшим) оно изымается для ответственного хранения. Ответственное хранение осуществляется до момента решения вопроса о наследовании и получения лицензии на приобретение гражданского оружия наследником, но не более 1 года. После истечения этого срока оружие будет продано (выкуплено) (ч. 5 ст. 27 Закона об оружии; ст. ст. 235, 238, 243, 1180 ГК РФ). Вырученные от продажи деньги за вычетом расходов на реализацию оружия возвращаются наследнику (ст. 20 ФЗ N 150от 13.12.1996).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2, принадлежало охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие ИЖ-27М, калибр 12 серии , 1992 года выпуска. ДД.ММ.ГГГГ, участковый уполномоченный изъял данное оружие у ФИО1, в связи со смертью ФИО2 умершего ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра данного оружия комиссия в составе представителе ОМВД России по Ульчскому району, эксперта ОАЭ ЭКЦ УМВД России по Хабаровскому краю, инспектора ОЛРР (по Николаевскому и Ульчскому районами) Управления Росгвардии по Хабаровскому краю, пришли к заключению о том что осматриваемое оружие, принадлежащее ФИО2, при дальнейшей его эксплуатации представляет опасность разрывом, признано не пригодным к реализации и подлежит уничтожению. При таких обстоятельствах, рассматривая вопрос о потенциальных наследниках умершего наследодателя ФИО2, суд приходит к выводу, что указанное в иске оружие подлежит изъятию из гражданского оборота, которое после смерти ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени находится на хранении в ОМВД по Ульчскому району. За период хранения, заинтересованные лица о своих правах на данное оружие не заявили.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 31.12.2020)"О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему"), оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами (п. 79).

Проведя анализ юридически значимых обстоятельств по денному делу, на основании исследованных письменных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению

Поскольку, в отношении указанного прокурором имущества установлено, что оно представляет опасность при дальнейшей его эксплуатации, следовательно должно быть изъято из оборота, поскольку не имеет культурной ценности, в том числе не относиться к старинному (антикварному) оружию, не является копией старинного (антикварного) оружия. С учетом изложенного, данное оружие подлежат обращению в собственность Российской Федерации и последующему уничтожению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора Ульчского района Хабаровского края - удовлетворить.

Признать охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие ИЖ-27М, калибр 12 серии , 1992 года выпуска бесхозяйным, обратить его в собственность Российской Федерации.

Передать огнестрельное гладкоствольное оружие ИЖ-27М, калибр 12 серии , 1992 года выпуска Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю для уничтожения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивировочная часть решения составлена 21.07.2021

Судья подпись И.И. Вьюшина

<данные изъяты>

Судья И.И. Вьюшина