ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1964/2014 от 15.07.2014 Павловского городского суда (Нижегородская область)

     Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 15 июля 2014 года г. Павлово.

 Судья Павловского городского суда <адрес> Макаров А.Ю., при секретаре Киселевой С.Г., с участием истца Кирсанова В.Ф., его представителя Анисимовой А.В., представителя ответчика (УПФ РФ по <адрес>) Поспелова С.В., представителя третьего лица (ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>») Пелевиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

 Кирсанова В.Ф. к УПФ РФ по <адрес> о признании незаконным решения УПФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии,

 У С Т А Н О В И Л:

 Кирсанов В.Ф. обратился в Павловский городской суд <адрес> с исковым заявлением к УПФ РФ по <адрес> о признании незаконным решения УПФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсию, указав при этом следующее.

 Кирсанов В.Ф. на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №4656, от ДД.ММ.ГГГГ № назначен опекуном над несовершеннолетними Стариковым А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Стариковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданным Управлением образования Администрации Павловского муниципального района.

 ДД.ММ.ГГГГ Кирсанов В.Ф. и его супруга Кирсанова Е.В. на основании предоставленной опеки над детьми, в соответствии со ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об опеке и попечительстве", заключили с Администрацией Павловского муниципального района <адрес> договор № о передаче двух детей (Старикова А.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Стариковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на воспитание в приемную семью, т.е. осуществление опеки на возмездной основе.

 На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Павловского муниципального района <адрес> выдано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче двух детей в семью и назначены меры социальной поддержки на их содержание.

 Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам;

 1) (...) опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;

 Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", 1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 Поскольку, приемный ребенок истца - Старикова Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом с детства, опека над ней назначена, начиная с ноября 2009 года, т.е. в момент принятия в семью ребенку было не более трех лет, следовательно, Кирсанов В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет право на назначение ему трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста, т.е. начиная с 58 - летнего возраста.

 В связи с чем, по достижению 58-летнего возраста Кирсанов В.Ф. обратился в Управление пенсионного фонда по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 28 Закона РФ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Однако, Пенсионный фонд по <адрес> в назначении досрочной трудовой пенсии Кирсанову В.Ф. отказал, ввиду отсутствия права в назначении (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ года).

 В своем письме, Пенсионный фонд по <адрес> ссылается на то, что Кирсанов В.Ф. является по представленным документам приемным родителем, а в соответствии с п. 1. пп. 1 с. 28 Закона РФ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ право на досрочную пенсию имеют только опекуны инвалидов с детства.

 Кроме прочего, в данном письме, Пенсионный фонд по <адрес> указывает на различия в правовом статусе приемных родителей и опекунов.

 Вместе с тем, истец с решением УПФР по <адрес> не согласен, считает, что оно вынесено при неправильном истолковании правового статуса «опекуна» и неверного определения правовой природы возникновения приемной семьи, в связи с чем является необоснованным, нарушающим конституционные права и законные интересы истца.

 В силу изложенного истец обращается в суд, и свои исковые требования мотивирует нижеследующим.

 Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции РФ устанавливаются законом.

 В Постановлении КС РФ от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", отмечается принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение.

 Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 1(1) ст. 28 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными (Постановление Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" п. 13), и представляет собой гарантию особой социальной защиты (льготу) лица, выполнявшей социально значимую функцию воспитания ребенка -инвалида с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

 Кирсанов В.Ф., на основании вышеизложенного постановления администрации <адрес> назначен опекуном над несовершеннолетней Стариковой Е.Р. что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданным Управлением образования Администрации Павловского муниципального района.

 Старикова Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года, является инвалидом с детства.

 П.п. 1 п. 1 ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определен круг лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с воспитанием детей-инвалидов с детства до достижения ими возраста 8 лет. К указанному кругу лиц относятся опекуны инвалидов с детства и лица, являвшиеся опекунами инвалидов с детства.

 В соответствии со статьей 36 ГК РФ, обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

 Случаи возмездного исполнения опекунами своих обязанностей установлены Семейным кодексом РФ и Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

 Согласно ст. 14 ФЗ № 48 от 24.04.2008 "Об опеке и попечительстве" установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

 2. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

 3. При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

 Согласно ст. 16 ФЗ № 48 от 24.04.2008 "Об опеке и попечительстве" орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (т.е. заключить договор о приемной семье).

 У истца уже имелся акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна над несовершеннолетними детьми, в т.ч. над Стариковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., - Постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года.

 ДД.ММ.ГГГГ с Кирсановым В.Ф. и Администрацией Павловского муниципального района <адрес>, на основании ФЗ - 48 от ДД.ММ.ГГГГ, Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"), а также Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 423) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (далее - ПП N 423 от ДД.ММ.ГГГГ года) был заключен договор № о передаче двух несовершеннолетних детей в приемную семью.

 Очевидно, что статус "опекун" возникает на основании изданного Акта органами опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства, и не исчезает после заключения договора об осуществлении опеки на возмездной основе, в том числе договора о приёмной семьи. Так как к стороне договора о приемной семье "приемный родитель" применяется обязательное требование - наличие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, то СК РФ в ст. 153 предусмотрел тождественные требования для лица заключающего гражданско-правовой договор как и для лиц, изъявивших желания быть опекунами.

 Согласно п. 2 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье (утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года N 423), приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

 Согласно статьям 145, 152 Семейного кодекса РФ, статье 14 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", приемная семья является не самостоятельной формой устройства ребенка в семью, а одной из разновидностей опеки, а именно опеки по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения Семейного кодекса, устанавливаемые в отношении опеки. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.

 Лицо, являющееся опекуном ребенка по договору о приемной семье, не состоит в трудовых отношениях с органами опеки. Договор о приемной семье относится к договорам гражданско-правового характера.

 При этом, в период действия договора, с сумм вознаграждения приемного родителя органами опеки перечисляются платятся взносы в Пенсионный фонд (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

 Тем самым, согласно ст. 10 173-ФЗ от 17.12.2001 период действия договора о приемной семье включается в страховой стаж при исчислении пенсии лица, являющегося опекуном.

 Согласно ГК РФ, название сторон в договоре не может влиять на предмет договора, а предметом договора о приемной семье является осуществление опеки над несовершеннолетним ребенком, в связи с этим по смыслу название одной стороны договора "опекун" или "приемный родитель" тождественны, и само по себе не может влиять на получение каких либо льгот и форм поддержки, в отличии от существенных условий исполнения такого договора.

 Заключение с Кирсановый В.Ф. договора о приемной семье не уменьшает уже имеющиеся обязанности по отношению к опекаемому ребенку - Стариковой Екатерине Руслановне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., но и отношение государства к гражданину, как к опекуну, сохраняется. Согласно пункту 11 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 423), контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 423. Данные обстоятельства свидетельствуют о фактическом сохранении правовых отношений между опекуном, подопечным и органами опеки и попечительства, сложившихся до заключения договора о приемной семье. Сам договор лишь дополнят эти отношения, но не может изменять их предмет и саму природу образования правовых отношений. Если отношение к опекуну не меняется в зависимости от опеки, осуществляемой возмездно, либо безвозмездно, то логично, что и гарантии данные другими федеральными законами, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", должны сохраняться для опекуна вне зависимости от того, как называется сторона в договоре, осуществляющая опеку над ребенком, оказывая тем самым услугу Российской Федерации.

 Таким образом, решение УПФР по <адрес> о том, что истцу законом не предусмотрено право на досрочную трудовую пенсию по старости, как приемному родителю, воспитывающему приемного ребенка-инвалида, основано на неверном истолковании норм права.

 Управление Пенсионного Фонда ошибочно полагает, что законодатель предусмотрел разные способы компенсации для опекунов и приемных родителей детей-инвалидов. Государственная поддержка предусмотрена только для опекунов - опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации видов государственной поддержки (п. 1 ст. 31 48-ФЗ).

 Законодатель не предусматривает разную поддержку в зависимости от осуществления опеки или попечительства на безвозмездных или возмездных условиях, в том числе приемным родителям.

 Вознаграждения опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, не является государственной поддержкой, а является оплатой стоимости услуг оказываемых гражданином РФ (опекуном) возмездно, и зависит от условий договора об осуществлении опеки на возмездной основе, в том числе договора о приёмной семье. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, когда это не отвечает интересам ребенка (подопечного).

 Таким образом, в интересах ребенка (подопечного) жить и воспитываться в семье (ст. 54, 145 СК РФ), для реализации прав и законных интересов ребенка была создана возмездная опека. Опекунами, осуществляющими свои обязанности возмездно, преимущественно являются лица, не связанные родством с подопечными, поэтому необходимо иных (не связанных родством) граждан РФ мотивировать материально, о чем законодатель сообщает в Письме Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4226п-П44 "Заключение на проект федерального закона "Об опеке и попечительстве", вносимый депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым и другими". "В целях организации эффективной работы по защите прав и законных интересов лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, еще не лишившихся родительского попечения, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, представляется необходимым:.. . Реализация мероприятий, связанных с выплатой вознаграждения опекунам (попечителям) за исполнение их обязанностей и обеспечением государственной поддержки физических и юридических лиц...".

 Очевидно, что и другие опекуны, вне зависимости от названия сторон в договорах об осуществлении опеки на возмездной основе, в том числе приемные родители и патронатные воспитатели, имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости лет.

 В силу изложенного УПФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пришло к неправильному решению, отказав Кирсанову В.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии.

 Просит суд:

 1.Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Кирсанову В.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 28 Закона РФ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года.

 2.Назначить с ДД.ММ.ГГГГ Кирсанову В.Ф. досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 28 Закона РФ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года.

 3.Взыскать с Управления пенсионного фонда по <адрес> в пользу Кирсанова Виктора Федоровича судебные расходы на оплату услуг нотариуса в размере <данные изъяты> руб.

 В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом было привлечено ГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>».

 В судебном заседании истец Кирсанов В.Ф. и представитель истца Анисимова А.В. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

 Представитель ответчика (УПФ РФ по <адрес>) Поспелов С.В. в судебном заседании исковые требования Кирсанова В.Ф. не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Кирсанов В.Ф. обратился в Управление Пенсионного фонда по <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 п. 1 пп.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно данной статьи трудовая пенсия по старости назначается одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижению возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности. Согласно вышеуказанной статьи сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости «приемным» родителям не предусмотрено. Согласно удостоверения Управления образования Администрации Павловского муниципального района № Кирсанов В.Ф. является «Приемным родителем» несовершеннолетней Стариковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ и срок опеки на дату назначения составляет 4 года 3 месяца. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом РФ. В соответствии со статьей 31 п. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеки и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Приемной семьей в соответствии с Семейным кодексом РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок указанный в этом договоре. Договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях рассматривается Федеральным законом ФЗ-48 от ДД.ММ.ГГГГ как гражданско-правовой договор. Учитывая, что предметом договора, предусматривающего оплату труда опекунов, попечителей приемных родителей, являются действия - фактические и юридические, связанные, в части, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Считает, что в отличие от опекунов, исполняющих обязанности по опеки, как правило, безвозмездно, приемные родители исполняют обязанности по договору за вознаграждение. Кроме того, Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 829, установлено, что на содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей и детей. Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций. Для опекуна, который осуществляет свои полномочия на безвозмездной основе, законодателем установлены иные меры социальной поддержки: в соответствии со статьей 256 Трудового кодекса РФ отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; в соответствии со статьей 28 п.1.пп.1 Федерального закона от 17.12.2001г. ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии, социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за обучение подопечного; право на досрочное назначение трудовой пенсии. Законодательством установлен различный правовой статус приемных родителей и опекунов и разные виды государственной поддержки для опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно, и для приемных родителей. Однако, из этого не следует, что они имеют одинаковый статус и пользуются в равной степени всеми видами государственной поддержки.

 Представитель третьего лица (Управления образования Администрации Павловского муниципального района <адрес>) в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие с иском Кирсанова В.Ф. согласны.

 Представитель третьего лица (ГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>») Пелевина Л.А. в судебном заседании пояснила, что через их учреждение производится выплата сумм приемным родителям по заключенным договорам. Они получают из управления образования пакет документов и производят начисление средств приемным родителям. В настоящее время размер оплаты приемным родителям составляет немногим больше 11 000 руб. Поскольку жена истца также является приемным родителем, то эта сумма делится на двоих. Кроме того, на детей, находящихся под опекой выплачиваются и другие пособия. Но эти пособия целевые и предназначены именно на детей.

 Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Кирсанова В.Ф. удовлетворению не подлежат.

 При этом суд исходит из следующего.

 В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что Кирсанов Виктор Федорович (истец по данному делу) на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №4656, от ДД.ММ.ГГГГ № назначен опекуном над несовершеннолетними Стариковым Александром Руслановичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Стариковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданным Управлением образования Администрации Павловского муниципального района (л/<адрес>).

 ДД.ММ.ГГГГ Кирсанов В.Ф. и его супруга Кирсанова Е.В. заключили с Администрацией Павловского муниципального района <адрес> договор № о передаче двух детей (Старикова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Стариковой Е.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на воспитание в приемную семью (л/<адрес>).

 На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Павловского муниципального района <адрес> было издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче двух детей в семью и назначены выплаты денежных средств на содержание приемных детей в порядке и в размере, предусмотренном действующим законодательством с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставлены несовершеннолетним меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (л/<адрес>).

 ДД.ММ.ГГГГ Кирсанову В.Ф. и Кирсановой Е.Ф. было выдано удостоверение № о том, что они в соответствии с договором о передаче двух детей на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ № являются «Приемными родителями» несовершеннолетних детей Стариковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Старикова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л/<адрес>).

 ДД.ММ.ГГГГ Кирсанов В.Ф. и его супруга Кирсанова Е.В. заключили с Администрацией Павловского муниципального района <адрес> соглашение о продлении договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ №32. Данное соглашение заключено сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л/<адрес>).

 Один приемный ребенок Кирсанова В.Ф. и Кирсановой Е.В. - Старикова Е.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом с детства. Данное обстоятельство в судебном заседании никем не оспорено.

 ДД.ММ.ГГГГ Кирсанову В.Ф. исполнилось 58 лет, в связи с чем Кирсанов В.Ф. обратился в Управление пенсионного фонда по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 28 Закона РФ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Однако, в назначении досрочной трудовой пенсии Кирсанову В.Ф. было отказано, ввиду отсутствия права в назначении.

 В своем письме № от 15.04.20141 года, Пенсионный фонд по <адрес> указал Кирсанову В.Ф. на то, что он является по представленным документам в ПФ - приемным родителем, а в соответствии с п. 1. пп. 1 с. 28 Закона РФ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года, право на досрочную пенсию имеют только опекуны инвалидов с детства.

 Кроме прочего, в данном письме, Пенсионный фонд по <адрес> указывает на различия в правовом статусе приемных родителей и опекунов.

 Кирсанов В.Ф. с решением УПФ РФ по <адрес> не согласен, в связи с чем и обратился в суд с данным иском.

 В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":

 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

 1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

 Из п.1 ст.123 Семейного кодекса РФ следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

 Таким образом, согласно абзацу 1 п.1 ст.1 123 СК РФ опека (попечительство) и приемная семья являются различными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 16); подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки (часть 1 статьи 31).

 Приемной семьей в соответствии со ст. 152 СК РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

 Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 СК РФ).

 Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка.

 Судом установлено, что предусмотренные договором о передаче двух детей на воспитание в приемную семью обязанности приемного родителя Кирсановым В.Ф. исполняет на возмездной основе.

 В ходе судебного разбирательства суд считает установленным отсутствие законных оснований для назначения Кирсанову В.Ф. досрочной трудовой пенсии со снижением общеустановленного возраста в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом суд исходит из того, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

 Так, установление опеки и передача ребенка на воспитание в приемную семью являются разными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемные родители, в отличие от опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно, исполняют обязанности по гражданско-правовому договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью за вознаграждение.

 Поскольку при заключении договора о приемной семье приемный родитель с органом опеки и попечительства в трудовые отношения в том смысле, который им придается нормами действующего трудового законодательства (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации) не вступает, возникающие отношения на трудовом договоре, заключаемом в соответствии с Трудовым кодексом (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации), не основаны, рассматривать предусмотренные договором о приемной семье и выполняемые истцом обязанности как трудовые функции правовых оснований не имеется.

 На вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, по смыслу части 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому для опекуна, осуществляющего обязанности на безвозмездной основе (не получающего за это материальное вознаграждение, законодателем установлены иные меры социальной поддержки, в том числе, право на досрочное назначение трудовой пенсии (пункт 1 части 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

 Доводы истца и его представителя о тождестве функций опекуна и приемного родителя, предполагающем их равные права на досрочное назначение пенсии по старости, основаны на неправильном толковании закона, поскольку из вышеприведенных норм следует, что законодательством установлен различный правовой статус приемных родителей и опекунов и разные виды их государственной поддержки.

 При этом суд учитывает, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон (часть 1 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

 Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем Определении № 1365-0-0 от 3.11.2009 года, указал следующее.

 В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

 Подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

 В целях обеспечения пенсионных прав опекунов инвалидов с детства и соблюдения принципа справедливой и равной социальной защиты законодателем предусмотрена возможность назначения указанной категории граждан трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при условии воспитания детей до достижения ими возраста 8 лет и наличия страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин. При этом в интересах обеспечения реального осуществления опекунами своих функций снижение общеустановленного пенсионного возраста для них предусмотрено из расчета на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки над ребенком, являющимся инвалидом с детства, но не более чем на пять лет в общей сложности.

 Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 11 мая 2006 года N 187-О, от 16 ноября 2006 года N 511-О и др.), само по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности досрочного назначения пенсии по старости, не затрагивает права тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу нуждающихся в повышенной социальной защите граждан, пользующихся такой льготой, и не может оцениваться как нарушающее положения Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека, в том числе в социальной сфере (статьи 2 и 7; статья 39, части 1 и 2).

 Кроме того, дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с родительскими (опекунскими) обязанностями, на которых не распространяется действие подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с предписаниями статьи 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, относящей защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета.

 При таких обстоятельствах, с учетом приведенной позиции Конституционного Суда РФ, суд полагает, УПФ РФ по <адрес> обоснованно отказало Кирсанову В.Ф. в досрочном назначении пенсии по старости, т.к. для этого не имеется предусмотренных законом оснований. В связи с этим, решение УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Кирсанову В.Ф. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является законным и обоснованным.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении иска Кирсанова В.Ф. к УПФ РФ по <адрес> о признании незаконным решения УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья А.Ю. Макаров.