ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-196/19 от 23.08.2019 Макушинского районного суда (Курганская область)

Дело 2-196/2019 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Макушино 23 августа 2019 года

Макушинский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Новоселова И. А.,

при секретаре Кошелевой Л. В.,

с участием: истца ФИО2

её представителя адвоката Панова Ю. В. действующего на основании ордера от 23.08.2019 г.

представителя ответчика МУ Администрация города Макушино – ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации г. Макушино о признании права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, обязании принять в ведение жилой дом, включив его в реестр жилищного фонда муниципального образования и заключении договора социального найма жилого дома,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации г. Макушино о признании права пользования жилым домом по адресу: <адрес> на основании договора социального найма, обязании принять в ведение жилой дом, включив его в реестр жилищного фонда муниципального образования и заключении договора социального найма жилого помещения.

В обоснование своих требований истец указала на то, что около 30 лет назад ее мама, ФИО10, получила данный жилой дом на условиях договора найма в связи с работой в Зерносовхозе «Макушинский». 16 мая 2002г. городской администрацией г. Макушино был вновь выдан ордер на указанное жилое помещение в связи с утратой первоначального. ДД.ММ.ГГГГ. мать истицы умерла. В настоящее время в этом доме проживает истец.

4 марта 2019г. ФИО2 обратилась в администрацию г. Макушино с заявлением о заключении с ней договора социального найма. Однако 05.03.2019г. ей было отказано в заключении договора социального найма с ссылкой на то, что указанное жилое помещение не стоит в реестре жилищного фонда муниципального образования г. Макушино. ФИО2 полагая, что указанное жилое помещение является муниципальным, длительное время оплачивала за ремонт и содержание жилого помещения в администрацию г. Макушино. Считает, что имеет право пользования данным жилым домом на условиях социального найма.

В судебном заседании истец и её представитель поддержали требования иска.

Представитель ответчика Администрации г. Макушино в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным во втором отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что указанный дом находится на землях муниципального образования г. Макушино. Право пользования ФИО2 указанным домом не оспаривает. Пояснить почему взымалась плата за найм и ремонт указанного дома затруднилась, но истец может их вернуть.

В первом отзыве на исковое заявление, ответчик МКУ администрация г. Макушино указывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес> предоставлено согласно выписке из решения профкома от 1987г. ФИО1. В ордер на жилое помещение вписаны в качестве членов семьи нанимателя- ФИО2, ФИО3, ФИО7 Предоставленное жилье в реестре муниципальной собственности муниципального образования г. Макушино не стоит. В 2002г. зерносовхоз «Макушинский» реорганизован, в связи с этим передача социальных объектов в муниципальную собственность, в случае реорганизации колхозов и совхозов происходит по их волеизъявлению. При этом доказательств того, что в связи с реорганизацией зерносовхоза было принято решение о передаче спорного жилого дома в муниципальную собственность не представлено. Просит отказать в исковых требованиях ФИО2

Во втором отзыве ответчик МКУ администрация г. Макушино указывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежало макушинскому зерносовхозу. В период процедуры банкротства данный дом в муниципальную собственность не передавался. Истец вправе в ином порядке признать право муниципальной собственности в порядке ст. 225 ГК РФ о бесхозяйной вещи. Просит отказать в исковых требованиях ФИО2

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРН, жилой дом, находящийся по адресу <адрес> стоит на кадастровом учете, сведений о собственниках не имеется.

На л.д. 8 имеется технический паспорт на жилой дом, находящийся по <адрес>, 1954 года постройки, владельцем которого являлась Макушинская государственная сортоиспытательная станция (л.д. 8).

Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления, следовательно и на Администрацию г. Макушино Макушинского района Курганской области.

Доводы представителя Администрации г. Макушино о том, что дом по <адрес> не входит в реестр и не является муниципальной собственностью суд находит не состоятельным, свидетельствующими о злоупотреблении правом в нарушении ст. 10 ГК РФ.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» в состав приватизируемого имущества предприятий не могли быть включены объекты жилищного фонда. Данные объекты должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Также, пунктом 2унктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, а именно жилищный и нежилой фонд независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Кроме того, согласно абзаца 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан.

Кроме того, согласно ст. 18 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан.

В силу закона ст.1151 ГК РФ, пункт 5 статьи 2 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статья 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года N 1541-1, в случае если жильё не принадлежит физическому или юридическому лицу, оно является муниципальной собственностью, т. к. жилое помещение не может быть не чьим.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.06.1995 г. №724 «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность» рекомендовано безвозмездно передать жилищный фонд в муниципальную собственность.

В случае, если при ликвидации предприятия, жилищный фонд не был передан в ведение органов местного самоуправления в установленном законом порядке, право муниципальной собственности на этот жилищный фонд должно было возникнуть в силу прямого указания закона.

Таким образом, установлено, что после ликвидации Макушинского зерносовхоза, Макушинской ГСИС, право собственности на спорный объект - принадлежность <адрес>, перешло в введение органа местного самоуправления – Администрации г. Макушино.

Довод ответчика о том, что жилой дом, в котором проживает истец, не является муниципальной собственностью, поскольку при банкротстве ГУП «Макушинская государственная сортоиспытательная станция» жилой фонд не был передан конкурсным управляющим в муниципальную собственность, суд считает не состоятельным. Вышеуказанный жилой дом находится на территории муниципального образования г. Макушино и при завершении процедуры банкротства подлежал передаче в муниципальную собственность в соответствии с п.5 ст.132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 127-ФЗ от 26.10.2002, поскольку не был продан в порядке, установленном п.м 4 настоящей статьи, подлежал передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий должен был уведомить Администрацию г. Макушино. Невыполнение конкурсным управляющим требований указанного Федерального закона не свидетельствует о том, что данное имущество не является муниципальной собственностью, доказательств, что спорные жилые помещения являются собственностью субъекта Российской Федерации или собственностью Российской Федерации ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что спорное жилое помещение, расположенное по <адрес> относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона и на органы местного самоуправления возлагается обязанность по их принятию.

Суд признаёт, что не включение спорного жилого помещения в реестр муниципальной собственности Администрации г. Макушино препятствует истцу реализовать право на заключение договора социального найма указанного жилого помещения.

Согласно ордера на жилое помещение, выданного 23 мая 2002г., на основании постановления главы администрации от 16.05.2002 г. №64 ФИО1 предоставлено жилое помещение размером 57 кв.м. по адресу: <адрес>,в котором совместно с ФИО9 будут проживать 2 дочери: ФИО2 и ФИО3, сын ФИО7 (л.д.6).

В соответствии с п. 3 ст. 14 ЖК РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в пределах своих полномочий в установленном порядке предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе путем признания жилищного права.

Частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

В силу положений части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном законом порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.

Согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии со статьей 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.

Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (часть 2 статьи 70 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения ФИО1 в спорное жилое помещение, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Статья 51 Жилищного кодекса РСФСР определяет, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем и нанимателем гражданином, на имя которого выдан ордер.

Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что документами, подтверждающими наличие отношений социального найма, являются ордер и договор найма жилого помещения.

Суд приходит к выводу о том, что истец ФИО2 была вселена в спорное жилое помещение в 2002 году на законных основаниях в качестве члена семьи нанимателя ФИО1, которой был выдан ордер на указанное жилье.

Таким образом, вселившись в спорное жилое помещение на законном основании, исполняя обязанности по договору найма жилого помещения, истец ФИО2 приобрела право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

На л.д. 18-23 имеются квитанции оплаты за найм, ремонт и содержание жилого помещения по <адрес> - ФИО1, ФИО2 в МКУ администрация г. Макушино в периоды 2013-2019 гг, последний платеж был произведен 19.02.2019г.

Суд также учитывает то обстоятельство, что с момент вселения истца в спорное жилое помещение, Администрации г. Макушино претензий относительно проживания истца в доме не предъявляла, деньги за найм жилья принимались, обратно истцу не возвращались.

Анализ фактических обстоятельств по делу позволяет суду сделать вывод о наличии правовых оснований об удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании права пользования жилым помещением.

Доводы ответчика о том, что истцом не соблюден порядок признания имущества бесхозяйным также является неверным, противоречащим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, поскольку в силу закона данное жилье является муниципальной собственностью.

В соответствии с положениями статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается, в том числе на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В связи с вышеизложенным, исковые требования о возложении обязанности заключить договор социального найма также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать за ФИО2 право пользования жилым домом по адресу: <адрес>.

Обязать МУ Администрация г. Макушино принять в ведение жилой дом по адресу: <адрес> включив его в реестр жилищного фонда муниципального образования г. Макушино.

Обязать МУ Администрация г. Макушино заключить с ФИО2 договор социального найма жилого дома по адресу: <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в месячный срок со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Макушинский районный суд.

Судья: Новоселов И. А.