ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1983/2022 от 22.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-1983/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск 22 июня 2022 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи: Космачевой О.В.

при секретаре Аксенцовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Аппарату Администрации Смоленской области, Первому заместителю Губернатора Смоленской области-Руководителю Аппарата Администрации Смоленской области ФИО2, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании убытков и морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Аппарату Администрации Смоленской области, Первому заместителю Губернатора Смоленской области – Руководителю Аппарата Администрации Смоленской области ФИО2, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о солидарном взыскании убытков в сумме 1 000 руб. и компенсации морального вреда в сумме 1 000 руб. в связи несоблюдением порядка рассмотрения её обращения от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в форме электронного документа на электронный адрес region@admin-smolensk.ru, используемый Губернатором Смоленской области.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков Аппарата Администрации Смоленской области и Первого заместителя Губернатора Смоленской области - Руководителя Аппарата Администрации Смоленской области ФИО2 – ФИО4. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержала представленные письменные возражения (л.д. 87-89).

Представитель Департамента бюджета и финансов Смоленской области ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме ввиду их необоснованности.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан РФ предусмотрен нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу п.1, п.5 ст.4 названного Федерального закона под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 Закона).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ч.1 ст.10).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 Закона).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Аппарате Администрации Смоленской области, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 01.02.2008 года № 64, Аппарат Администрации Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим обеспечение деятельности Губернатора Смоленской области, Администрации Смоленской области по реализации ими полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также исполнительно-распорядительные функции в сферах.

Аппарат обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета в финансовом органе Смоленской области (п.1.5).

Руководство Аппаратом осуществляет первый заместитель Губернатора - руководитель Аппарата (п. 5.1).

Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция, которая определяет порядок организации рассмотрения и учета обращений граждан Российской Федерации (далее - граждане), поступивших на имя членов Администрации Смоленской области, в адрес Администрации Смоленской области (далее также - обращения) в письменной форме, в форме электронного документа, а также устных обращений граждан.

Согласно данной Инструкции.. работу с обращениями граждан, поступившими на имя членов Администрации Смоленской области, в адрес Администрации Смоленской области, организует Аппарат Администрации Смоленской области. Структурным подразделением Аппарата Администрации Смоленской области, организующим рассмотрение и учет обращений граждан, является Управление по работе с обращениями граждан (п.1.2); с момента регистрации письменного обращения или обращения, поступившего в форме электронного документа, гражданин имеет право на получение информации о ходе рассмотрения соответствующего обращения, на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (п.2.3); обращение в форме электронного документа может быть направлено через официальный сайт Администрации Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае направления обращения в форме электронного документа в адрес Губернатора Смоленской области и (или) его заместителей на официальные электронные адреса указанных лиц и (или) на официальный электронный адрес Управления заявитель информируется в день обработки входящей корреспонденции о необходимости обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием ссылки на этот ресурс по указанному в обращении адресу электронной почты (п.3.1.2).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании учредителей Общественного движения «Объединение граждан России «Источник Власти» было учреждено данное общественное объединение, утвержден его устав, председателем Общественного движения избрана ФИО1 (л.д. 25).

Согласно уставу Общественного движения - Объединения граждан России «Источник власти» движение является массовым общественным объединением, преследующим социальные и иные общественно полезные цели, не является юридическим лицом (л.д. 18-23,25).

Как следует из пояснений стороны истца, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Губернатора Смоленской области было направлено электронное обращение (письмо) с электронного ящика на электронный ящик за подписью председателя Общественного движения «Объединение граждан России «Источник Власти» ФИО1 с просьбой оказать содействие в реализации конституционного права граждан Смоленской области (л.д. 14,16). Однако на указанное обращение ответ уполномоченным лицом в установленный законом срок ей не поступил.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ИП ФИО3 заключен договор на оказание услуг в области права , в соответствии с которым последний принял на себя обязательства по подготовке и подаче в прокуратуру Смоленской области жалобы на незаконные действия Администрации Смоленской области при рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО1 – выплатить вознаграждение в сумме 1 000 руб. (л.д. 57).

Выплата вознаграждения по договору произведена ФИО1 в соответствии с распоряжением последней платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62,64).

Во исполнение обязательств по договору ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО1 на основании нотариальной доверенности ФИО3 от имени Общественного движения Объединение граждан России «Источник власти» в электронном виде (№ ) прокурору Смоленской области было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении должностными лицами Администрации Смоленской области порядка рассмотрения обращений граждан при рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 12).

На данное обращение прокуратурой Смоленской области (за подписью начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства) заявителю ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, в котором сообщено об установлении в ходе проведенной проверки факта того, что данное обращение Администрацией Смоленской области не зарегистрировано, не рассматривалось, заявитель о необходимости обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области в соответствии с п. 3.1.2 Инструкции, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, не информировался, что свидетельствует о нарушении порядка рассмотрения граждан; по выявленным нарушениям в адрес Администрации Смоленской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства; разъяснен порядок обращения к Губернатору Смоленской области; сообщено о вынесении ДД.ММ.ГГГГ определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ (л.д. 27-28,94-96).

Заместителем Губернатора Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ на внесенное представление прокурора был направлен ответ о неполучении обращения ФИО1 в адрес Губернатора Смоленской области на указанный электронный адрес, о чем также было сообщено и на запрос прокуратуры области в ходе проводимой проверки (л.д. 91, 97).

В целях устранения нарушения прав заявителя обращение ФИО1 об оказании содействия в реализации конституционных прав граждан, а также обращение ФИО3 прокуратурой Смоленской области для организации рассмотрения были направлены в аппарат Администрации Смоленской области (л.д. 98). На данное обращение Департаментом Смоленской области по внутренней политике ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО3 дан письменный ответ за о том, что решение вопросов о размещении материалов в СМИ находится в компетенции редакций, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе (л.д. 32).

На основании ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь.

В данном случае обращение от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное Губернатору Смоленской области, подписано ФИО1 как председателем Общественного движения - Объединения граждан России «Источник власти» и по существу своего содержания связано с деятельностью общественного движения. Таким образом, данное обращение исходило от ФИО1 не как от физического лица, а как от законного представителя Общественного движения в интересах неопределенного круга лиц в предусмотренных Уставом целях.

В свою очередь, договор на оказание юридических услуг ФИО1 заключен от своего имени как физическим лицом, за счет личных средств и от своего имени ею произведена оплата вознаграждения по договору; оформленной нотариальной доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 наделен полномочиями действовать исключительно от имени ФИО1, как физического лица, и в отношении принадлежащего лично ей имущества (л.д. 5-6).

Настоящий иск подан представителем истца по вышеназванной доверенности ФИО3 также в личных интересах ФИО1, как физического лица, т.е. направлено на защиту собственного интереса ФИО1, тогда как обращение Губернатору Смоленской области было подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - российских граждан и жителей Смоленской области, при этом в иске не приведены обстоятельства, указывающие на нарушение оспариваемыми действиями непосредственно ее прав и законных интересов.

Данных о принадлежности электронного адреса физическому лицу ФИО1, а не Общественному движению «Объединение граждан России «Источник власти», суду не предоставлено.

В этой связи объективных данных, свидетельствующих о том, что бездействием ответчиков по регистрации и рассмотрения обращения Общественного движения - Объединения граждан России «Источник власти», направленного ФИО1 как ее уполномоченным представителем, были нарушены личные права ФИО1, как физического лица, и это повлекло причинение материального и морального вреда судом не установлено.

По правилам ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положениями ст. 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

С учетом изложенного стороной истца суду доказательств факт причинения вреда ФИО1 ответчиками не представлено, как и не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между нарушениями при регистрации и рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ и причиненного ФИО1 ущерба и морального вреда.

Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Аппарату Администрации Смоленской области, Первому заместителю Губернатора Смоленской области-Руководителю Аппарата Администрации Смоленской области ФИО2, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании убытков и морального вреда.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2022.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи Космачева О.В.

секретарь судебного заседания________________

наименование должности уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

Аксенцова А..А.

(Фамилия, инициалы)

«__04__»___07_____2022 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД 67RS0002-01-2022-001279-09

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-1983/2022