Дело № 2-3/2014 (2-60/2014)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Верховье 15 апреля 2014 года
Верховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего - федерального судьи Фомина И.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Верховского района Орловской области Головиной Т.Ю.,
при секретаре Токаревой М.В .,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Верховского района Орловской области в интересах главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО1, ФИО1 к Администрации Верховского района Орловской области, Управлению образования молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района Орловской области о понуждении к совершению действий и обязании произвести перерасчет заработной платы,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Верховского района Орловской области об обязании произвести перерасчет заработной платы.
В обоснование иска ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ между нею и Администрацией Верховского района Орловской области заключен трудовой договор, согласно которому она назначена на муниципальную должность главного специалиста (ответственного секретаря) комиссии по делам несовершеннолетних. В соответствии с п.8 Трудового договора работнику установлен должностной оклад, надбавки за особые условия замещения должностей, за стаж муниципальной службы и за квалификационный разряд в соответствии с законом Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области». Вопросы премирования и оказания материальной помощи регулируются Положением «О материальном стимулировании работников районной администрации». 13.04.2013 года принят Закон Орловской области №1469-ОЗ "О внесении изменений в закон Орловской области «О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" вместе с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Орловской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, в связи с чем у истицы возникло право на перерасчет заработной платы с 13.04.2013 года из расчета надбавки к должностному окладу в размере <данные изъяты> рублей и ежемесячной премии в размере <данные изъяты> рубля. С учетом принятого 13.04.2013г. Закона №1469-ОЗ заработная плата с апреля 2013 года должна составлять <данные изъяты> рублей, и состоять: <данные изъяты>
ФИО1 просила суд обязать Администрацию Верховского района Орловской области произвести ей перерасчет заработной платы с 13.04.2013 года, выплатив данную сумму в ближайшую дату выплаты заработной платы после вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено Управление образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района Орловской области.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении данного гражданского дела определением суда в качестве третьего лица привлечен Финансовый отдел администрации Верховского района Орловской области.
В ходе рассмотрения дела истица ФИО1 неоднократно дополняла и уточняла исковые требования.
Окончательно ФИО1 просила суд обязать Администрацию Верховского района Орловской области, Управление образования молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района произвести ей перерасчет заработной платы в соответствии с Положением «О денежном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» с момента вступления в законную силу решения суда, выплатить произведенный расчет в ближайшую дату выплаты заработной платы, в дальнейшем производить выплату заработной платы в соответствии с произведенным перерасчетом.
При этом ФИО1 представила следующий расчет заработной платы: <данные изъяты> рублей (базовый должностной оклад муниципального служащего) х 1,7 (коэффициент соотношения должностного оклада к базовому должностному окладу главного специалиста) + <данные изъяты> рублей (30% за выслугу лет на муниципальной службе) + <данные изъяты> рублей (премия в размере 120% должностного оклада) + <данные изъяты> рублей (100% поощрение в размере оклада) = <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ с требованиями к администрации Верховского района Орловской области, аналогичными исковым требованиям ФИО1, обратился прокурор Верховского района Орловской области в интересах главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО1.
В обоснование иска прокурор Верховского района Орловской области Савоськин В.Г. указал, что прокуратурой района была проведена проверка доводов обращения ФИО1 по вопросу соблюдения органами местного самоуправления трудового законодательства, о муниципальной службе, Конституции РФ, в ходе которой было установлено, что до 2009 года оплата труда главному специалисту – ответственному секретарю по делам несовершеннолетних производилась на основании Положения о денежном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района, утвержденного Решением сессии Совета народных депутатов ФИО5 района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. №160р/с. Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 также устанавливается ежемесячное содержание в соответствии с указанным положением, но уже с учетом выделенных субвенций на осуществление полномочий главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних на основании Закона Орловской области от 30.06.2006г. №602-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Орловской области по формированию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав». С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 переведена на должность главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних в структуре Управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района с оплатой труда согласно штатного расписания, сотрудники которого, в соответствии с Положением об Управлении образования, являются муниципальными служащими.
Согласно штатному расписанию на ДД.ММ.ГГГГ годы ежемесячное денежное содержание ФИО1 составляет <данные изъяты> рубль в месяц и до настоящего времени выплачивается в соответствии с методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Орловской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий – приложения к Закону Орловской области от 30.06.2006 г. №602-ОЗ (в ред. от 11.06.2009г.) и рассчитывается по формуле: О=D+N1+N2+P, где O-месячное денежное содержание муниципального служащего, D- должностной оклад муниципального служащего, N1 - ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, N2 - ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 80% должностного оклада, P - ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада.
В связи с изменениями, внесенными Законом Орловской области от 13.04.2013г. №1469-ОЗ, ежемесячное денежное поощрение должно рассчитываться по формуле : O1 = D1 + A1 + B1 + P1, где:
D1 - должностной оклад ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области, который определяется исходя из следующих коэффициентов по отношению к должностному окладу государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность государственной гражданской службы Орловской области главного специалиста:
в муниципальных образованиях с численностью населения от 10001 до 17000 человек - 0,607; A1 - ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 30 процентов от должностного оклада ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; B1 - ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 75 процентов от должностного оклада ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области; P1 - ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада.
Кроме того, указанной методикой в годовом фонде оплаты труда предусмотрены премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также иные премии, которые ФИО1 не выплачиваются.
Положением «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы предусмотрена в размере до 120%, тогда как методикой расчета нормативов – приложения к Закону Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №602-ОЗ (в ред. от 11.06.2009г.) установлена в размере 80% должностного оклада.
Положение «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» устанавливает порядок оплаты труда всем муниципальным служащим без ограничений и специальных условий для муниципальных служащих, исполняющих отдельные государственные полномочия и не ограничиваться выделенными субвенциями, что существенно нарушает трудовые права главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО1.
Прокурор Верховского района Орловской области Савоськин В.Г. в интересах главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Верховского района Орловской области ФИО1 просил суд обязать администрацию Верховского района Орловской области обеспечить ежемесячное денежное содержание ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с Положением «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» (утв. Решением сессии Совета народных депутатов Верховского района Орловской области от 17.04.2008 года №160 р/с), состоящее из: должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных заданий и сложных заданий, а также иных премий, ежемесячного денежного поощрения.
ДД.ММ.ГГГГ определением судьи ФИО9 гражданские дела по иску ФИО1 и иску прокурора Верховского района Орловской области объединены в одно производство.
ДД.ММ.ГГГГ объединенные гражданские дела № по иску прокурора Верховского района Орловской области в интересах главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО1 к Администрации Верховского <адрес> о понуждении к совершению действий и № по иску ФИО1 к Администрации Верховского района Орловской области об обязании произвести перерасчет заработной платы приняты в производство судьей Фоминым И.Г..
ДД.ММ.ГГГГ определением суда в качестве третьего лица к участию в рассмотрении данного гражданского дела был привлечен Верховский районный Совет народных депутатов.
Старший помощник прокурора ФИО5 района Орловской областиГоловина Т.Ю. в судебном заседании исковые требования в интересах главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО1 поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, указывая на то, что в соответствии с Законом Орловской области от 09.01.2008 года №736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» и Положением «О денежном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с занимаемой должностью муниципальной службы, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Полностью поддержала доводы прокурора Верховского района Орловской области, изложенные в исковом заявлении.
Указала, что коэффициент соотношения должностного оклада главного специалиста составляет 1,7 к базовому окладу муниципального служащего, размер которого <данные изъяты> рублей. При стаже муниципальной службы свыше 15 лет выплачивается ежемесячная надбавка в размере 30% от установленного должностного оклада. Старшим должностям ежемесячно выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 120% должностного оклада, тогда как ей установлено 80%. Также выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере 100% от должностного оклада. Таким образом, размер ежемесячного денежного содержания у неё должен составлять <данные изъяты> рублей. В октябре 2013 года из ответа Прокуратуры Орловской области она узнала о возникшем у неё праве на перерасчет заработной платы. Считает, что главные специалисты администрации должны получать равную оплату за свой труд.
Методика распределения нормативов не предусматривает изменения, связанные с оплатой за особые условия труда, так как при распределении работодателем выделенного общего объема субвенции на оплату труда штатного сотрудника КДНиЗП, обеспечение КДНиЗП достаточно на доплату с 80% до 120%, если бы работодатель проявил волю и произвел распределение выделенной субвенции с учетом оплаты за особые условия труда в размере 120%, но денежные средства, выделенные на обеспечение КДНиЗП, расходовались на бензин, установку пластикового окна, поощрительные призы для несовершеннолетних и т.д.
Работодатель не применил и не применяет положения ст.86 п. 1,3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Считает, что в Уставе Верховского района имеется правовой пробел, который не позволяет использовать дополнительные финансовые средства на ежемесячное денежное содержание главного специалиста КДНиЗП администрации района и ограничивает его право, так как Положение «О денежном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» № р/с от ДД.ММ.ГГГГ. предусматривает выплаты главному специалисту КДНиЗП, как муниципальному служащему администрации Верховского района в полном объеме.
Между тем условия трудового договора с ней, условия оплаты труда с 2008 года не изменены. Разница в размере денежного содержания главного специалиста КДНиЗП и главных специалистов администрации Верховского района Орловской области достигает 100%.
Указывает, что во исполнение требований прокурора области Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Орловской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, утвержденная Законом Орловской области от 30.06.2006 г. №602-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями Орловской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий», приведена в соответствие с действующим законодательством о муниципальной службе, однако работодатель не привел заработную плату в соответствии с изменениями.
Информация в органы специальной компетенции Орловской области о недостаточности выделенной субвенции на содержание должности главного специалиста КДНиЗП, работодателем не направлялась.
Просит суд обязать Администрацию Верховского района Орловской области произвести ей перерасчет заработной платы в соответствии с Положением «О денежном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» с момента вступления в законную силу решения суда, выплатить произведенный расчет в ближайшую дату выплаты заработной платы, в дальнейшем производить выплату заработной платы в соответствии с произведенным перерасчетом.
Представитель ответчика – администрации Верховского района Орловской области ФИО2 ., выступившая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Прокурора Верховского района и ФИО1 не признала, считая их незаконными и необоснованными, указав, что администрация Верховского района Орловской области не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку не состоит с истицей в трудовых отношениях, так как Распоряжением администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> на основании согласия работника от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена в порядке перевода в Управление образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского <адрес> в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ г..
Кроме того, в соответствии с п.24.1 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.199 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации и осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ. В соответствии со ст.19. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Законом Орловской области от 30.06.2006 N 602-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" местные администрации муниципальных районов Орловской области наделяются государственными полномочиями Орловской области по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Орловской области. Ассигнования, необходимые для осуществления государственных полномочий по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, включают в себя расходы на оплату труда штатных сотрудников комиссий (с начислениями) и на обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Расчет нормативов при определении общего объема субвенций для осуществления государственных полномочий Орловской области проводится в соответствии с методикой, изложенной в приложении к Закону № 620-ОЗ от 30.06.2006 г., и Законом Орловской области "О межбюджетных отношениях в Орловской области".
Статьей 21 Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
В соответствии с Положением «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района», утвержденным Решением Верховского районного Совета народных депутатов № р/с от ДД.ММ.ГГГГ выплаты по данному положению производятся в пределах выделенных ассигнований на содержание работников районной администрации.
Уставом Верховского района Орловской области не предусмотрено право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно Закона Орловской области от 13.04.2013 г № 1469-ОЗ « О внесении изменений в Закон Орловской области «О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», Закона Орловской области от 07.12.2012 №1431-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» общий объем субвенции на 2013 год, предоставляемый Верховскому району на формирование и организацию деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав составляет 222,5 (двести двадцать две тысячи пятьсот рублей) тыс.рублей из них <данные изъяты>
На основании внесенных изменений в Методику расчета нормативов для определения общего объема субвенции, месячное денежное содержание ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с 01.01.2013 г определяется исходя из должностного оклада, который определяется исходя из коэффициента 0,607 по отношению к должностному окладу государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность государственной гражданской службы Орловской области главного специалиста, размер которого составляет <данные изъяты> рублей.
В связи с этим, расчет месячного денежного содержания главного специалиста - ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должен производиться следующим образом:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Администрация Верховского района Орловской области не вправе осуществлять дополнительное финансирование на формирование и организацию деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в частности, осуществлять перерасчет заработной платы ФИО1 в целях соответствия размеру заработной платы, установленного для главного специалиста штата администрации района.
ФИО2 просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований и произвести перерасчет заработной платы ФИО1 в соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Орловской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, изложенной в приложении к Закону Орловской области от 30.06.2006 г. №602-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями Орловской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий», и Законом Орловской области от 26 декабря 2005 года № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области».
Представитель соответчика - Управления образования, молодежной политики, физической культуры и спортаадминистрации Верховского района Орловской области ФИО3 , действующая по доверенности, исковые требования Прокурора Верховского района и ФИО1 не признала, указывая на то, что, начисление и выплата заработной платы главному специалисту – ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав производится в соответствии со штатным расписанием, Законом Орловской области от 09.01.2008 года №736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» и с учетом Положения «О денежном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района». Произведение перерасчета заработной платы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Орловской области №1469-ОЗ "О внесении изменений в закон Орловской области «О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" с приложенной к нему Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Орловской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий без учета норм, содержащихся Положении «О денежном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района», повлекло бы уменьшение размера заработной платы ФИО1 и составило бы <данные изъяты>
Представитель третьего лица – начальник Финансового отдела администрации Верховского района Орловской области ФИО4 исковые требования не признала, пояснив, что осуществление деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав происходит за счет средств областного бюджета, предоставляемых бюджету Верховского района в виде субвенции. Денежное содержание КДНиЗП складывается из фонда оплаты труда с начислениями и текущих расходов на исполнение расходных обязательств по формированию и организации деятельности Комиссии. Основным критерием для исчисления месячного содержания является численность населения в районе. По состоянию на 01.01.2013 года численность населения в Верховском районе составила 16530 человек.
Исходя из данной численности, применяется коэффициент к должностному окладу государственного служащего 0,607. Должностной оклад государственного служащего <адрес> составляет <данные изъяты> рублей. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ зарплата ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассчитывается:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В течение 2013 года ФИО1 выплачивалась заработная плата в размере <данные изъяты>. Из выше указанного видно, что уменьшения по заработной плате не было.
Размер заработной платы ФИО1 в 2008 году был больше ввиду того, что решением сессии народных депутатов Верховского района на 2008 год главному специалисту КПДНиЗП была предусмотрена ежемесячная премия. В 2009 году и в последующие годы данных решений принято не было. Расчет субвенций на содержание комиссий по делам несовершеннолетних не зависит от запроса районной администрации. Все расчеты зависят от размера оклада и численности населения района.
На доведение заработной платы ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних до главного специалиста муниципального служащего администрации Верховского района согласно Положения «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» денежные средства не выделялись.
Уставом Верховского района не предусмотрено право дополнительно использовать собственные денежные средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Для этого в Устав Верховского района должны быть внесены соответствующие изменения.
Представитель третьего лица – Верховского районного совета народных депутатов – ФИО6 ., действующая по доверенности, исковые требования не признала, указывая на то, что согласно части 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Аналогичные требования закреплены ст.21 ч.2 Закона Орловской области от 09.01.2008 №736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».
В соответствии с вышеуказанными нормами Решением Верховского районного Совета народных депутатов № р/с от «ДД.ММ.ГГГГ. утверждено Положение о денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района( в ред. от 27.03.2014г.). Частью 1.1. Положения установлено, что денежное содержание работников, исполняющих переданные органам местного самоуправления государственные полномочия и являющихся муниципальными служащими, осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными нормативными правовыми актами Орловской области, за счет субвенций из областного бюджета.
Законом Орловской области от 30.06.2006 № 602-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" местные администрации муниципальных районов Орловской области наделяются государственными полномочиями Орловской области по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Орловской области; регулируются отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам осуществления органами местного самоуправления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав; устанавливается порядок осуществления контроля со стороны органов государственной власти Орловской области за исполнением полномочий по вопросам формирования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Орловской области. Настоящий Закон вводится в действие ежегодно соответствующим законом Орловской области о бюджете на очередной финансовый год.
Приложением к Закону установлена Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных районов и городских округов по осуществлению государственных полномочий Орловской области по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
В соответствии со ст. 6 Закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, выделяются в виде предоставления местным бюджетам субвенций, которые ежегодно предусматриваются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Ассигнования, необходимые для осуществления государственных полномочий по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, включают в себя расходы на оплату труда штатных сотрудников комиссий (с начислениями) и на обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Расчет нормативов при определении общего объема субвенций для осуществления государственных полномочий Орловской области проводится в соответствии с методикой, изложенной в приложении к Закону № 620-ОЗ от 30.06.2006 г.
Установление денежного содержания, которое противоречит методике расчета, является нарушением действующего законодательства, в связи с чем исковые требования считает незаконными и необоснованными и просит отказать в их удовлетворении.
Выслушав стороны, старшего помощника прокурора Головину Т.Ю., представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Согласно ч.2 ст. 132 ТК РФ не допускается какая бы то ни было дискриминация при установлении условий оплаты труда.
Из положений ст. ст. 11, 172 Трудового кодекса РФ следует, что действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется на отношения муниципальной службы с особенностями, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, что заработная плата (оплата труда работника) включает в себя, в том числе, стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В силу ч. 2 названной нормы системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами или положениями о дисциплине.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела Администрацией Верховского района Орловской области с ФИО1 был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого она назначена на муниципальную должность главного специалиста (ответственного секретаря) комиссии по делам несовершеннолетних администрации Верховского района Орловской области. (№2-3/2014, т.1 л.д.4-6).
Согласно дополнительному соглашению к указанному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 устанавливается должностной оклад в соответствии с замещаемой ею должностью муниципальной службы и иные дополнительные выплаты в соответствии с Положением «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района». (№2-3/2014, т.1 л.д.7).
В статье 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, а также в Уставе муниципального образования Верховский район (ст.4) перечислены вопросы, отнесенные к полномочиям муниципального района, к которым не относится вопрос по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Законом Орловской области от 30.06.2006 № 602-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" местные администрации муниципальных районов Орловской области наделяются государственными полномочиями Орловской области по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Орловской области.
Настоящий Закон вводится в действие ежегодно соответствующим законом Орловской области о бюджете на очередной финансовый год.
В силу ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, а также статьей 15 Закона Орловской области от 04.06.2012 № 1350-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области" определено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определена взаимосвязь муниципальной и государственной службы, предусмотрена соотносимость основных условий оплаты труда муниципальных и государственных служащих.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" №25-ФЗ от 02.03.2007г. оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.
Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 26 названного Закона предусмотрено, что виды поощрений муниципального служащего и порядок их применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Вышеуказанные положения содержит и Закон Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области", статьей 21 которого установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
На основании Закона Орловской области от 08.09.2008 № 804-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Орловской области" в Закон № 602-ОЗ от 30.06.2006 года были внесены изменения. В частности изменена была Методика расчета нормативов специалисту - члену комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающему на постоянной оплачиваемой основе, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации Верховского районо издано распоряжение №р о внесении изменений в условия оплаты труда отдельных категорий работников, в том числе и главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ДД.ММ.ГГГГ составлено дополнительное соглашение к трудовому договору с ФИО1, в соответствии с которым ФИО1 устанавливается должностной оклад в соответствии с замещаемой ею должностью муниципальной службы и иные дополнительные выплаты в соответствии с Положением «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» с учетом выделенных субвенций на осуществление полномочий главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Подпись ФИО1 на дополнительном соглашении отсутствует.(№2-3/2014, т.1 л.д.8).
Законность начисления денежного содержания ФИО1 за 2009, 2010 и 2011 годы рассматривалась судом в рамках гражданского дела №2№. Согласно решению суда от ДД.ММ.ГГГГ года, признанного судом кассационной инстанции законным и обоснованным, и вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., суд пришел к выводу, что начисление денежного содержания главному специалисту комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Верховского района ФИО1 производится с ДД.ММ.ГГГГ обоснованно, в соответствии с действующим законодательством, локальными нормативными актами.(№2-60/2014, л.д.55-64).
В связи с изменением структуры администрации Верховского района на основании Решения Верховского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №№рс, Распоряжением администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №№) ФИО1 была уволена в порядке перевода с согласия работника на работу к другому работодателю в Управление образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ (№ т.1 л.д.63,66).
Согласно п.1.2 Положения об Управлении образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района Орловской области – Учредителем Управления является муниципальное образование Верховский район в лице администрации Верховского района, в связи с чем довод представителя ответчика ФИО2 о том, что администрация Верховского района Орловской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, суд находит несостоятельным.
В соответствии с п. 1.11 указанного Положения, специалисты Управления являются муниципальными служащими.
На основании заявления ФИО1, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района Орловской области ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №№ назначении ФИО1 главным специалистом – секретарем комиссии по делам несовершеннолетних с оплатой труда согласно штатному расписанию. В этот же день ФИО1 ознакомлена с приказом, о чем имеется её подпись. Подписывать трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказалась, не согласившись с п.12 договора «Условия оплаты труда», в связи с чем был составлен Акт об отказе работника от подписания трудового договора (№ т.1 л.д.44,45,59).
Согласно штатному расписанию в структурном подразделении – Управлении образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района Орловской области на период с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена должность главного специалиста – секретаря комиссии по делам несовершеннолетних с оплатой в размере <данные изъяты> рубль, состоящего из оклада – <данные изъяты>. (№ т.1 л.д.54).
В ходе проверки исполнения требований трудового законодательства по обращению ФИО1 Прокуратурой Верховского района Орловской области указано на недопустимость включения должности главного специалиста КДНиЗП в структуру Управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта, в связи с чем Главе администрации Верховского района было вынесено представление. (№2-3/2014 т.1 л.д.73-75).
Главой Администрации Верховского района данное представление признано обоснованным, издано постановление о внесении соответствующих изменений в Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Верховском районе и подготовлен проект решения о внесении изменений в структуру администрации района. (дело 2-3/2014 т.1 л.д.76-81).
Решением Верховского районного Совета народных депутатов №№рс от ДД.ММ.ГГГГ структура администрации Верховского района изменена. Данное решение вступает в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ (№ т.2 л.д.132-133).
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 86 Бюджетного Кодекса РФ определено, что расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе, в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 6 Закона Орловской области от 30.06.2006 № 602-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, выделяются в виде предоставления местным бюджетам субвенций, которые ежегодно предусматриваются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Ассигнования, необходимые для осуществления государственных полномочий по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, включают в себя расходы на оплату труда штатных сотрудников комиссий (с начислениями) и на обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Расчет нормативов при определении общего объема субвенций для осуществления государственных полномочий Орловской области проводится в соответствии с методикой, изложенной в приложении к Закону № 620-ОЗ от 30.06.2006 г., и Законом Орловской области "О межбюджетных отношениях в Орловской области".
Законом Орловской области от 13.04.2013 № 1469-ОЗ "О внесении изменений в Закон Орловской области "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (вместе с "Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета»), рассчитывается по формуле:
SКДН = M1 x N1 + M2 x N2 + C, где:
SКДН - объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета, для осуществления отдельных государственных полномочий Орловской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий;
M1 - расходы на денежное содержание ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области;
N1 - численность ответственных секретарей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающих на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области;
M2 - расходы на денежное содержание инспектора по работе с несовершеннолетними комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области;
N2 - численность инспекторов по работе с несовершеннолетними комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающих на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области;
C - расходы на обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района или городского округа Орловской области.
M1 = F1 + Н1, где:
F1 - годовой фонд оплаты труда ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области;
Н1 - начисления на годовой фонд оплаты труда ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области.
F1 = O1 x 12 + Е1 + R1, где:
O1 - месячное денежное содержание ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области;
Е1 - единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области, и материальная помощь в размере одного должностного оклада ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области;
R1 - премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также иные премии.
O1 = D1 + A1 + B1 + P1, где:
D1 - должностной оклад ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области, который определяется исходя из следующих коэффициентов по отношению к должностному окладу государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность государственной гражданской службы Орловской области главного специалиста:
в муниципальных образованиях с численностью населения от 10001 до 17000 человек - 0,607;
A1 - ежемесячная надбавка к должностному окладу ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области, за выслугу лет на муниципальной службе в размере 30 процентов от должностного оклада ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области;
B1 - ежемесячная надбавка к должностному окладу ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области, за особые условия муниципальной службы в размере 75 процентов от должностного оклада ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области;
P1 - ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области.
Из сообщения первого заместителя прокурора Орловской области ФИО15 № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанная Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета, утвержденная Законом Орловской области №602-ОЗ, приведена в соответствие с действующим законодательством о муниципальной службе на основании Закона Орловской области от 13.04.2013 № 1469-ОЗ "О внесении изменений в Закон Орловской области "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (№ т.1 л.д.60).
Согласно справкам Департамента образования, молодежной политики, физкультуры и спорта Орловской области и Департамента финансов Орловской области, представленным по запросу суда, должностной оклад главного специалиста государственной гражданской службы Орловской области составляет <данные изъяты> рублей.(№ т.2 л.д.57-58).
Основным критерием для исчисления месячного содержания главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних согласно Методике расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета, является численность населения в районе.
Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, численность постоянного населения Верховского района Орловской области на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> человек.(№2-3/2014, т.2 л.д.52).
Исходя из данной численности, применяется коэффициент к должностному окладу государственного служащего 0,607.
Из пояснений представителей ответчиков ФИО2, ФИО3 и представителя третьего лица ФИО4 следует, что начисление заработной платы главному специалисту комиссии по делам несовершеннолетних в соответствии с вышеуказанной Методикой с учетом данного коэффициента повлекло бы уменьшение заработной платы ФИО1.
Проверив представленные расчеты, суд находит их арифметически верными и приходит к выводу о том, что начисление заработной платы главному специалисту комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета, изложенной в приложении к закону Орловской области от 13.04.2013 № 1469-ОЗ, повлекло бы ущемление трудовых прав ФИО1.
В данном же случае, права истицы нарушены не были.
Изучив существующий порядок расчета заработной платы ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и сопоставив их с нормами, содержащимися в Законе Орловской области от 09.01.2008 года №736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», Положении «О денежном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» и Методике расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета, суд не усматривает нарушений при начислении заработной платы истцу ФИО1.
Доводы прокурора Верховского района Орловской области о том, что выплата ФИО1 надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 80% и не выплаты ей премий за выполнение особо важных и сложных заданий, а также иных премий, не соответствует Положению «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района», утвержденному Решением Верховского районного Совета народных депутатов № р/с от ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит необоснованными.
Так, указанным Положением предусмотрена надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере до 120%, то есть не более 120%. Уменьшение размера надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы не запрещено правовыми актами.(№2-60/2014, л.д.98-100)
Изменениями, внесенными в Методику расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета, предусмотрена выплата премии и за выполнение особо важных и сложных заданий, а также иные премии. При этом, данные выплаты включены в годовой фонд оплаты труда ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области, а не в месячное денежное содержание и рассчитываются по формуле:
R1 = D1 x 0,6,
где D1 -должностной оклад ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающего на постоянной (штатной) основе в муниципальном районе или городском округе Орловской области, который определяется исходя из следующих коэффициентов по отношению к должностному окладу государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность государственной гражданской службы Орловской области главного специалиста
Таким образом, выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий должна производиться за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций, предусмотренных на указанные виды выплат.
Выплата дополнительных премий за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премий является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда за выполнение особо важных и сложных заданий, а также конкретного личного вклада муниципального служащего в обеспечение задач и полномочий муниципального образования, выплачивается на основании распоряжения работодателя, относится к поощрениям, не носит постоянный безусловный характер, ее начисление является правом, а не обязанностью работодателя.
Кроме того, в соответствии с Положением «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района», выплаты по данному Положению производятся в пределах выделенных ассигнований на содержание работников районной администрации.
Так, приказом начальника Управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О поощрении ФИО1» по результатам проделанной в 2013 году работы, ФИО1 была выдана премия в размере <данные изъяты> рублей в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств областного бюджета в соответствии с Законом Орловской области от 30.06.2006г. №602-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». (№2-3/2014 т.2 л.д.5).
В статье 4.1 Устава Верховского района Орловской области, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в ГУ Минюста России по ЦФО перечислены права муниципального района на решение вопросов в осуществлении иных государственных полномочий, не отнесенных к вопросам местного значения районов. Право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий Уставом не предусмотрено.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в Верховский районный Совет народных депутатов о вынесении на очередное заседание районного Совета народных депутатов вопроса о доведении её денежного содержания до размера денежного содержания главного специалиста муниципальной службы администрации Верховского района. Данное заявление рассмотрено не было (дело2-3/2014 т.2 л.д.102-115).
С заявлением о внесении соответствующих изменений в Устав Верховского района Орловской области ФИО1 не обращалась.
Решением сессии Верховского районного Совета народных депутатов №№ от ДД.ММ.ГГГГ в Положение «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района» внесены изменения, раздел 1 дополнен частью 1.1 следующего содержания:
«Денежное содержание работников, исполняющих переданные органам местного самоуправления государственные полномочия и являющихся муниципальными служащими, осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными нормативными правовыми актами Орловской области, за счет субвенций из областного бюджета».
Данное решение было опубликовано в Верховской районной общественной газете «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и вступило в законную силу. (№2-3/2014, т.2 л.д.148-155).
Доводы ФИО1 о не целевом использовании субвенций, выделенных для осуществления отдельных государственных полномочий Орловской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий суд находит необоснованными.
Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сверх установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами.
Судом проверялось распределение субвенций на ДД.ММ.ГГГГ. в бюджет Верховского района на формирование и организацию деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также бюджетные сметы за ДД.ММ.ГГГГ с поправками и изменениями показателей.
Не целевого расходования субвенций, направленных в <данные изъяты> на обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Верховского <адрес> в сумме <данные изъяты> рублей, судом не установлено. Расходы на организацию деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не превысили сумму в <данные изъяты> рублей в год, установленную приказом Департамента финансов Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ и составили <данные изъяты> рублей. Остальные денежные средства направлены на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда ФИО1 (№ т.2 л.д.28,40-42, 51).
Согласно справке Финансового отдела администрации Верховсокго района № от ДД.ММ.ГГГГ. органом местного самоуправления в Департамент финансов Орловской области не направлялось уведомление о выделении денежных средств для содержания должности главного специалиста КДНиЗП. (№2-3/2014 т.2 л.д.46).
Доводы истицы ФИО1 об обязанности работодателя направлять в органы специальной компетенции Орловской области информацию о недостаточности выделенной субвенции на содержание должности главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних, суд считает несостоятельными, поскольку такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена. Расчет нормативов при определении общего объема субвенций для осуществления государственных полномочий Орловской области проводится в соответствии с методикой, изложенной в приложении к Закону № 620-ОЗ от 30.06.2006 г., и Законом Орловской области "О межбюджетных отношениях в Орловской области".
Статьей 86 Бюджетного кодекса установлено, что в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Аналогичные положения содержаться в ст.28 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области".
Согласно бюджетным сметам, представленным представителем соответчика ФИО3, превышения нормативов при расчете субвенций на организацию деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Верховском районе в ДД.ММ.ГГГГ не было. (№ т.2 л.д.40-45).
Расчет заработной платы, представленный истицей ФИО1, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства, а именно положений ст. 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" №25-ФЗ от 02.03.2007г., Закона Орловской области от 30.06.2006 № 602-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", Закона Орловской области от 13.04.2013 № 1469-ОЗ "О внесении изменений в Закон Орловской области "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по формированию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (вместе с "Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета»), а также Положения «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района», утвержденного Решением Верховского районного Совета народных депутатов № №.
Прокурором Верховского района Орловской области расчет заработной платы главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в обоснование исковых требований, суду не представлен.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, начисление заработной платы главному специалисту – ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Верховского района ФИО1 производится в соответствии с действующим трудовым и муниципальным законодательством, не противоречит Методике расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района или городского округа Орловской области из областного бюджета, а также Положению «О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Верховского района».
Невыплата премий не может свидетельствовать о нарушении работодателем трудовых прав ФИО1, так как не носит для ответчиков обязательный характер. Решение о премировании либо не премировании сотрудника работодателем принимается на его усмотрение, на основе индивидуального подхода, оценки трудовой деятельности, достижения определенных целей в труде, личного вклада в конечный результат.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Верховского района Орловской области в интересах главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО1, ФИО1 к Администрации Верховского района Орловской области, Управлению образования молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района Орловской области о понуждении к совершению действий и обязании произвести перерасчет заработной платы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований прокурора Верховского района Орловской области в интересах главного специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО1, ФИО1 к Администрации Верховского района Орловской области, Управлению образования молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района Орловской области о понуждении к совершению действий и обязании произвести перерасчет заработной платы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Верховский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2014 года.
Председательствующий И.Г.Фомин