ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-198/2013 от 18.03.2013 Мончегорского городского суда (Мурманская область)

 Дело № 2-198/2013              Изготовлено 18 марта 2013 года

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Мончегорск                              12 марта 2013 года

 Мончегорский городской суд Мурманской области в составе

 председательствующего судьи Кораевой В.Б.,

 при секретаре Александровой Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.А.А., М.О.П. и С.Т.В. к Открытому акционерному обществу «Авиакомпания «ЮТэйр» о защите прав потребителя,

 установил:

 М.А.А., М.О.П. и С.Т.В. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «ЮТэйр» (далее – ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр») о защите прав потребителей.

 В обоснование заявленных требований указывают, что <дд.мм.гггг> они следовали трансферными рейсами ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» из Новосибирска в Мурманск через Москву. Рейс из Новосибирска прибыл в аэропорт «Внуково» <адрес> с опозданием на 52 минуты (вместо 18-40 час. в 19-32 час.), в связи с чем они не были допущены к посадке на рейс №...., вылетавший в Мурманск по расписанию в 20-20 час., несмотря на то, что регистрацию на указанный рейс они прошли в <адрес>. В отправлении в аэропорт <адрес> ближайшим рейсом другой авиакомпании им было также отказано. Фактически их вылет в <адрес> состоялся на следующий день <дд.мм.гггг> в 20-20 час. той же авиакомпанией. Считают, что ответчик ненадлежащим образом выполнил услуги по перевозки пассажиров, в связи с чем им причинен моральный вред, заключающийся в перенесенных физических и нравственных страданиях. Из-за действий ответчика они вынуждены были пребывать в аэропорту без отдыха, находились в подавленном эмоциональном состоянии, устали физически, испытывали бытовые и гигиенические неудобства, не имели горячего питания в течение длительного времени. Ссылаясь на ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ст. 116, 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, просят взыскать с ответчика в пользу каждого из них штраф за просрочку доставки пассажиров в размере 600,00 руб., 10000 руб. в счет компенсации морального вреда и 5300 руб. штраф за неисполнение требования потребителя, а также судебные расходы за составление искового заявления в сумме 670 руб. каждому.

 В судебном заседании истцы М.А.А. и С.Т.В. на требованиях настаивают по основаниям, изложенным в иске. Указывают, что ими <дд.мм.гггг> ответчику вручены претензии с требованием компенсации морального вреда, на которые <дд.мм.гггг> получены ответы с указанием на проведение служебного расследования, о результатах которого они уведомлены не были, и их требования в добровольном порядке не удовлетворены.

 Истец М.О.П. в судебном заседании не участвовала, представила заявление о рассмотрении дела без нее, на заявленных требованиях настаивает.

 Представитель ответчика – ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в суд не явился, представил возражения на исковое заявление, в которых требования не признал. Полагает, что поскольку отношения по воздушной перевозке пассажиров регулируются Гражданским и Воздушным кодексами Российской Федерации, то применению подлежат указанные нормы, а не Закон «О защите прав потребителей». Кроме того, указывает, что задержка прибытия воздушного судна в аэропорт Москва (Внуково) произошла по причине скопления воздушных судов в аэропорту назначения, то есть по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика, в связи с чем вина ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» отсутствует, следовательно, оснований для привлечения авиакомпании к какому-либо виду ответственности не имеется.

 Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дд.мм.гггг> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от <дд.мм.гггг> N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

 В соответствии с частью 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

 Судом установлено, что между М.А.А., М.О.П., С.Т.В. и ОАО авиакомпании «ЮТэйр» были заключены договоры воздушной перевозки пассажиров по маршруту Новосибирск (Толмачево) - Мурманск через Москву (Внуково), с вылетом из Новосибирска в Москву рейсов №.... в 17-35 час. (по местному времени), прибытием в Москву в 18-40 час. (по московскому времени), вылетом из Москвы (Внуково) в Мурманск <дд.мм.гггг> в 20-20 часов, прибытием в пункт назначения <дд.мм.гггг> в 23-00 часов (л.д. 11,12,62).

 Положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривают, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

 Согласно статье 795 Гражданского кодекса Российской Федерации, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

 Установлено, что прибытие рейса №.... ОАО «Авиакомпании «ЮТэйр» фактически состоялось <дд.мм.гггг> в 19-32 часов, вместо предусмотренного договором в 18-40 час. того же дня, о чем имеются отметки на электронных авиабилетах (л.д.11-12), в связи с чем трансферные пассажиры (истцы) не были допущены к посадке на рейс №.... по маршруту Москва (Внуково) – Мурманск, вылетающий в 20-20 час., несмотря на то, что регистрацию на данный рейс пассажиры прошли в аэропорту <адрес>. В отправлении в аэропорт <адрес> ближайшим рейсом другой авиакомпании им было отказано и фактически их вылет в <адрес> состоялся <дд.мм.гггг> в 20-20 час. той же авиакомпанией.

 Как следует из представленных ответчиком документов, задержка прибытия воздушного судна в аэропорт Москва (Внуково) произошла по причине скопления воздушных судов в аэропорту назначения – полет в зоне ожидания, что подтверждается отчетом по рейсам на <дд.мм.гггг> (л.д.42-44).

 Однако, суд не может согласится с доводом представителя ответчика о том, что в данной ситуации отсутствует вина авиаперевозчика, поскольку задержка была вызвана непредвиденными и независящими от Авиакомпании обстоятельствами.

 При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик оказал истцу услугу, несоответствующую условиям заключенного между ними договора воздушной перевозки пассажира, нарушил сроки оказания услуги, при этом закон не предусматривает такого основания для освобождения Исполнителя от ответственности, как вина иного лица, с которым Потребитель не состоял в договорных отношениях, эти обстоятельства охватываются риском предпринимательской деятельности, которую ведут коммерческие транспортные организации.

 В данном случае Исполнитель не лишен возможности требовать возмещения убытков от виновного лица.

 Статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за просрочку доставки пассажиров в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более пятидесяти процентов перевозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

 Просрочка доставки пассажиров в пункт назначения (<адрес>) составила 24 часа, соответственно, сумма штрафа в пользу каждого истца составит 600 рублей (100 руб. х 25% х 24 час.). Согласно представленному электронному билету на имя М.О.П. стоимость перелета по маршруту Новосибирск – Москва – Мурманск составила 34580 руб. (л.д.62). Ответчиком расчет штрафа, содержащийся в исковом заявлении, не оспаривается.

 В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

 Суд находит обоснованными требования истцов о возмещении морального вреда, поскольку действиями ответчика им были причинены нравственные страдания, связанные с несвоевременным прибытием в место назначения, длительным пребыванием в аэропорту без отдыха, бытовыми неудобствами, отсутствием горячего питания в течение длительного времени, а также уклонением ответчика от исполнения их законных требований, как потребителей. Суд находит соразмерной и отвечающей критериям разумности сумму компенсации морального вреда каждому из истцов в размере 2000 рублей. При этом суд учитывает, что ответчиком были предоставлены потребителям размещение в гостинице с 00-10 час. до 18-00 час. <дд.мм.гггг> и питание (л.д.49).

 Таким образом, с ответчика в пользу каждого из истцов подлежит взысканию (600,00 руб. + 2000 руб.) 2600,00 руб.

 Согласно ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

 Таким образом, сумма штрафа составит (2600,00 руб. / 50%) 1300,00 руб. в пользу каждого.

 Согласно п.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям, в связи с чем, расходы на оплату услуг представителя суд полагает подлежащими возмещения в размере 500 рублей (л.д.59-61) в пользу каждого из истцов.

 В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 18000,00 руб., из которых 1200,00 руб. – по имущественным требованиям (400 руб. х 3) и 600 руб. – по требованиям неимущественного характера (200 руб. х 3).

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 Исковое заявление М.А.А., М.О.П. и С.Т.В. к Открытому акционерному обществу «Авиакомпания «ЮТэйр» о защите прав потребителя – удовлетворить частично.

 Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу М.А.А. в счет компенсации морального вреда 2000 (две тысячи) рублей, штраф за просрочку доставки пассажира в размере 600 (шестьсот) рублей, штраф за неисполнение требований потребителя в размере 1300 (одна тысяча триста) рублей, а также судебные расходы в сумме 500 (пятьсот) рублей.

 Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу М.О.П. в счет компенсации морального вреда 2000 (две тысячи) рублей, штраф за просрочку доставки пассажира в размере 600 (шестьсот) рублей, штраф за неисполнение требований потребителя в размере 1300 (одна тысяча триста) рублей, а также судебные расходы в сумме 500 (пятьсот) рублей.

 Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу С.Т.В. в счет компенсации морального вреда 2000 (две тысячи) рублей, штраф за просрочку доставки пассажира в размере 600 (шестьсот) рублей, штраф за неисполнение требований потребителя в размере 1300 (одна тысяча триста) рублей, а также судебные расходы в сумме 500 (пятьсот) рублей.

 В части взыскания с открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу М.А.А., М.О.П. и С.Т.В. в счет компенсации морального вреда в размере 8000 рублей каждому, штраф за неисполнение требований потребителя в размере 4000 рублей каждому – отказать.

 Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» госпошлину в доход местного бюджета в размере 1800 рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья                                            В.Б.Кораева