Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2018 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Холодовой О.С.,
с участием представителя ответчика ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГКУ НО «Управление социальной защиты населения города Дзержинска» об обязании отменить незаконные удержания,
Установил:
Истец ФИО1 обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он пенсионер Министерства Обороны РФ, участник боевых действий в Афганистане, награжден правительственными орденами и медалями, проживающий по адресу <адрес>, более десяти лет назад, единственный раз, обратился в ГКУ «Управление социальной защиты населения города Дзержинска» о предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных платежей. До марта 2017 года не знал, что на него открыт лицевой счет и положенные суммы ежемесячно перечисляются. Об открытии лицевого счета его не уведомили и десять лет средства откладывались на беспроцентный вклад, об этом истцу случайно рассказала заведующая отделением Сберегательного банка РФ, когда он оформлял кредит в марте 2017 года. В конце ноября 2017 года впервые решил обратиться в ГКУ «УСЗН» на счет путевки в санаторий и выяснилось, что злостный должник. В марте 2013 года, по семейным обстоятельствам, он выписался с адреса <адрес>, <адрес>, переехал и прописался по адресу <адрес>. Так как он много лет не обращался в ГКУ «УСЗН», то и в мыслях не было сообщить о смене адреса. В начале истцу было предложено добровольно уплатить в кассу ответчика полностью всю сумму за последние три года, затем получил уведомления за № от 08.12.2017 года и № от 31.01.2018 года, в которых говориться, что с него будет удержано в полном объеме за пять лет (с марта 2013 года) компенсация по оплате услуг ЖКХ в сумме 51879,58 рублей в связи с несвоевременным сообщением о смене адреса жительства. При посещении ГКУ «УСЗН» в конце ноября 2017 года, он письменно подтвердил, что готов к перерасчету, если действительно сумма будет превышать выданные истцу средства за услуги ЖКХ по новому адресу. Но в нарушение Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года истца вычеркнули из списков живых на пять лет и начали вычет средств в полном объеме. Просит обязать ответчика отменить незаконные удержания с истца и вернуть удержанные средства, взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения морального вреда 30000 рублей.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, поддержал ранее данные объяснения. В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 исковые требования поддержал, пояснил, что впервые обращался к ответчику около 10 лет назад, его пригласили расписаться о перечислении ему льгот за коммунальные услуги, это было примерно в 2003-2004 годах. В конце ноября 2017 года он обратился к ответчику, чтобы узнать о положенных ему льготах, возможно, ему положена путевка в санаторий, и ему сообщили, что он сменил адрес места жительства, должен был об этом сообщить. Сначала ему сказали, чтоб он выплатил перечисленную льготу за три года, а потом прислали письмо, что с него начались удержания за пять лет. У него есть сбергательная книжка, на счет перечислялась льгота, но он об этом не знал. Заявление на применение льготы по новому адресу <адрес><адрес> написал в ноябре 2017 года. Ответчик мог бы поинтересоваться судьбой льготника, ему не понятно, почему паспортный стол не передал данные о его месте жительства. Считает, что с его стороны никаких нарушений не было, согласен на перерасчет, так как не согласен возвращать всю сумму ответчику, если ему начисляли льготу по старому месту жительства, а по новому месту жительства он платил коммунальные услуги полностью. По старому месту жительства он подавал сведения, в 2004 году в составе семьи было 5 человек, потом старшая дочь вышла замуж, в квартире остались проживать он, супруга и две дочери. В марте 2013 года он расторг брак, прописался по другому месту жительства, а члены его семьи остались в квартире по адресу <адрес>, <адрес>. В марте 2017 года он обращался в банк по поводу кредита, заведующая банком ему сказала, что на его имя открыт счет и поступают денежные средства, тогда и узнал о перечислениях. Ему не было смысла копить деньги на беспроцентном вкладе, денежные средства он снял. Он знал, что ему перечисляют за ордена 2700 рублей, а что еще перечисляют 1100 рублей льготу по квартире не знал. С 2013 года по 2017 года считал, что льгота ему должна начислять автоматически, всех тонкостей не знал, в квитанциях раньше указывалась льгота, но раньше этим вопросом занималась супруга, она ему говорила, он приезжал и расписывался.
Представитель ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения города Дзержинска» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала ранее данные представителем ответчика пояснения и представленный письменный отзыв. В ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснял, что истец первично обратился к ним в феврале 2004 года, когда получил удостоверение ветерана боевых действий, с данного времени ему шли льготы в виде 50% оплаты за жилье. В 2009 году данную льготу перевели на получение ЕДК (единая денежная компенсация), на счет истца шли перечисления ЕДК по квартире по адресу <адрес>, <адрес> до 01.12.2017 года. В 2009 году был массовый перевод льготников на ЕДК, руководство заключило с ПАО Сбербанк соглашение об информированном взаимодействии, был подан запрос на открытие счета на получателя льготы, ПАО Сбербанк открывал счета на имя получателей и на них переводились ЕДК. 20.03.2013 года истец сменил место регистрации, но до ноября 2017 года в ГКУ НО «УСЗН города Дзержинска» никаких сведений о смене истцом места жительства не было. Истец должен был сообщить в ГКУ НО «УСЗН города Дзержинска» о смене места жительства в двухнедельный срок. Перерасчет ЕДК осуществляется, но в соответствии с Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2008 года № 281, предоставление ЕДК осуществляется с месяца его регистрации по новому месту жительства, но не более чем за три месяца, предшествующих месяцу обращения, с учетом сумм ЕДК, выплаченных по прежнему месту жительства. Истец обратился в ГКУ НО «УСЗН города Дзержинска» 23.11.2017 года, ЕДК назначено с 01.12.2017 года, в соответствии с пунктом 18 Положения излишне выплаченные по вине получателя суммы ЕДК подлежат удержанию из сумм последующих выплат ЕДК. Взаимодействие органов социальной защиты населения с расчетными организациями и жилищными организациями регламентируются типовыми формами соглашения об информированном взаимодействии. Необходимые показатели для расчета размера ЕДК предоставляются жилищной организацией, орган социальной защиты лишь формирует реестр и отправляет в расчетный центр, в реестре получателей ЕДК орган социальной защиты лишь подтверждает, что имеет гражданин право на получение льготы, сведения о регистрации конкретного гражданина в орган социальной защиты жилищной организацией не предоставляется. По реестру в квартире по адресу <адрес>, <адрес> прописано 4 человека, эти сведения были подтверждены. С 2012 года ЕДК рассчитывает ООО «КВЦ» на основании контракта. В соответствии с законодательством сделать перерасчет они не могут, ЕДК перечисляется ежемесячно, установить разницу невозможно, поскольку ЕДК начисляется в зависимости от площади жилого помещения, наличия счетчиков, количества проживающих, эти данные у органа социальной защиты отсутствуют.
Представитель третьего лица ООО «Кустовой вычислительный центр» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствии, указал, что параметры расчета ежемесячной денежной компенсации для расчетной организации относятся к категории «привлеченных» сведений, ответственность за актуальность, полноту и достоверность которых возложена на жилищные (ресурсоснабжающие) организации. ФИО1 расчет ежемесячной денежной компенсации произведен методически верно, согласно представленных параметров от ООО «Центр-СБК» и органа социальной защиты населения. Информацию по услугам на ФИО1 ежегодно предоставлялись следующими организациями: ООО «Центр-СБК» (содержание жилья), ООО «ЕРКЦ» (отопление, водоснабжение, канализация), ОАО «Нижегородэнергогазрасчет» (газпищеприготовление), СБК/НКО «Нижегородский фонд капремонта МКД» (взнос на капремонт).
Представитель третьего лица ООО «ДУК» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в отзыве на запрос суда указал, что ООО «ДУК» с собственниками помещений в многоквартирном <адрес><адрес> был заключен договор управления № от 31.12.2014 года, информацией о передаче сведений для предоставления ЕДК истцу ФИО1 управляющая организация не обладает.
Представитель третьего лица ООО «Центр-СБК Дзержинск» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, отзыва не предоставил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий предусмотрены статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими (подпункт 5 пункта 1 приведенной статьи).
Статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона.
Судом установлено, что истец ФИО1 состоит на учете в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения города Дзержинска» по категории «Ветеран боевых действий» с 18.02.2004 года, с указанного времени пользовался льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в виде их уменьшения к оплате в платежных документах. При постановке на учет истцом ФИО1 в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения города Дзержинска» были предоставлены сведения о его проживании по месту жительства <адрес> составе семьи из пяти человек, в последующем четырех человек.
С 01.01.2009 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные федеральным и региональным законодательством для отдельных категорий граждан, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», стали предоставляться в форме ежемесячных денежных компенсаций (Законы Нижегородской области от 4 июня 2008 года № 58-З «О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области» и от 4 июня 2008 года № 59-З «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»).
В целях реализации Законов Нижегородской области от 4 июня 2008 года № 58-З «О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области» и от 4 июня 2008 года № 59-З «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» Правительство Нижегородской области утвердило Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 12 Положения определено, что решение о предоставлении ежемесячной денежной компенсации гражданам, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2008 года и имеющим право на предоставление ежемесячных денежных компенсаций с 1 января 2009 года, принимается органом социальной защиты населения без истребования документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения на основании сведений, имеющихся в органах социальной защиты.
С 01.01.2009 года истцу ФИО1 была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация по месту жительства <адрес>, <адрес><адрес><адрес> путем выплаты денежных средств на счет истца, открытый в <данные изъяты>
При обращении 23.11.2017 года в ГКУ НО «УСЗН города Дзержинска» ФИО1 было установлено, что с 20.03.2013 года истец проживает по иному места жительства по адресу <адрес>. На этом основании ответчиком установлена переплата ЕДК истцу в период с 01.04.2013 года по 01.12.2017 года в сумме 51879,58 рублей. На основании заявления истца о предоставлении ЕДК по новому месту жительства от 23.11.2017 года, ГКУ НО «УСЗН города Дзержинска» ФИО1 назначена выплата ЕДК по адресу <адрес> с 01.08.2017 года.
Одновременно ФИО1 был уведомлен о возникшей переплате ЕДК и возврате сумм ЕДК через кассу ответчика, при не поступлении возврата, ответчиком принято решение об удержании переплаты из сумм начисленной ЕДК по новому месту жительства, с чем истец не согласен.
В соответствии с Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области № 281 от 10.07.2008 года, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные нормативными правовыми актами, перечисленными в пункте 1 настоящего Положения, предоставляются гражданам по месту жительства на территории Нижегородской области.
Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания допускается при отсутствии регистрации по месту жительства либо при полном прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства.
Гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные нормативными правовыми актами, перечисленными в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящего Положения, зарегистрированным по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации, указанные меры социальной поддержки могут быть предоставлены по месту их пребывания в Нижегородской области при полном прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пункт 3).
Назначение гражданам ежемесячной денежной компенсации производится учреждениями социальной защиты при представлении документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения, с месяца обращения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13.1 настоящего Положения.
Ежемесячная денежная компенсация предоставляется на срок установления льготного статуса (пункт 13).
При изменении гражданином, которому предоставлялась ежемесячная денежная компенсация в соответствии с настоящим Положением, адреса регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Нижегородской области, предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется с месяца его регистрации по новому месту жительства (пребывания), с учетом сумм ежемесячной денежной компенсации, выплаченных по прежнему месту жительства (пребывания), но не более чем за три месяца, предшествующих месяцу обращения (пункт 13.1).
Прекращение предоставления осуществляется на основании решения органа социальной защиты населения об исключении гражданина из Реестра.
Решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной компенсации принимается органами социальной защиты населения, в том числе, в случае снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства (пребывания), и в других случаях, когда гражданин утратил право на получение ежемесячной денежной компенсации (пункт 14).
Расчет размера ежемесячной денежной компенсации производится расчетными организациями ежемесячно на основании реестров, представленных учреждениями социальной защиты, и сведений о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленной в разрезе услуг, наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг либо отдельных видов коммунальных услуг (далее - задолженность), лицах, зарегистрированных по данному адресу (с учетом миграции), и других необходимых показателей, представленных в расчетные организации не позднее 17-го числа текущего месяца, организациями, имеющими обязательства перед населением по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и сбору денежных средств от населения, либо организациями, действующими по их поручению (далее - жилищные организации) (пункт 16).
Ответственность за достоверность и полноту предоставляемых сведений и документов, являющихся основанием для назначения ежемесячной денежной компенсации, возлагается на заявителя. Обо всех изменениях, влияющих на право получения ежемесячной денежной компенсации либо на объем и условия предоставления ежемесячной денежной компенсации, заявитель обязан в двухнедельный срок известить учреждение социальной защиты, назначивший ежемесячную денежную компенсацию. Учреждения социальной защиты имеют право проверить достоверность предоставленных заявителем сведений. Излишне выплаченные по вине получателя суммы ежемесячной денежной компенсации подлежат удержанию из сумм последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, а при прекращении ее выплаты - возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются учреждениями социальной защиты в судебном порядке (пункт 18).
Таким образом, в силу приведенных положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, предоставление ЕДК носит заявительный характер, при этом обязанность по сообщению сведений об изменении обстоятельств, в том числе, перемене места жительства, количества членов семьи в силу вышеприведенных требований Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан лежит именно на получателе ежемесячной денежной компенсации. Истцу было достоверно известно о предоставлении ему льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, так как ранее он обращался с заявлением к ответчику по данному вопросу, изменение порядка расчета льгот в ежемесячную денежную компенсацию на обязанности истца по предоставлению достоверных сведений о месте жительства, по которому льготы назначаются, не влияют.
Сведения в расчетную организацию, начисляющую ежемесячную денежную компенсацию, жилищным органом не предоставлялись, взаимодействие по предоставлению льгот имело место с ресурсоснабжающими организациями и организациями, производящими начисление платы за жилье и коммунальные услуги, по сведениям которых в соответствии с выпиской из домовой книги с 2013 года до настоящего времени по адресу <адрес> количество зарегистрированных лиц (с учетом регистрации нового лица) не изменилось.
С учетом изложенного, действия ответчика ГКУ НО «УСЗН города Дзержинска» по удержанию излишне выплаченных сумм ЕДК, которые начислялись с учетом иного размера жилой площади, количества членов семьи истца, из сумм последующих денежных выплат по другому месту жительства на основании заявления истца являются законными, соответствующими Положению о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области № 281, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований, включая требования о компенсации морального вреда, не имеется.
В силу абзаца первого статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе, каковых судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд в апелляционном порядке.
Судья п.п. Н.А.Воробьева
Копия верна:
Судья Н.А.Воробьева