ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1999/2014 от 06.02.2014 Вологодского городского суда (Вологодская область)

 Дело № 2-1999/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Вологда                          06 февраля 2014 года

 Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

 председательствующего судьи Кяргиевой Н.Н.,

 при секретаре Поваровой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобанова Д. А. к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области» о регистрации права собственности на моторную ложку и лодочный мотор,

 установил:

 Лобанов Д.А. обратился в суд с иском, мотивируя тем, что в 2002 году приобрел моторную лодку «Воронеж», 1979 года постройки. 17.105.2002 года предоставил моторную лодку <данные изъяты> для регистрации в ГИМС по Вологодской области, ему был выдан судовой билет №, в котором была поставлена отметка о прохождении ежегодного технического освидетельствования. 28.03.2012 года, 04.06.2013 года лодка вновь прошла техническое освидетельствование. 20.08.2013 года начались проблемы с лодкой. 20.08.2013 года обратился в ГИМС по Вологодской области для регистрации лодочного мотора, который он купил у К. При осмотре лодки (она покрашена полностью серой краской момента приобретения). Заводской номер лодки на шильде не совпадает с номером в судовом билете. В результате чего был составлен акт технического освидетельствования маломерного судна, в котором указан заводской № и год постройки 1979 года, в результате чего было отказано в регистрации лодочного мотора и выдаче нового судового билета до решения суда. 01.10.2013 года решением Вологодского городского суда он был признан собственником моторной лодки «Воронеж» заводской номер №, 1979 года постройки, бортовой номер №. 24.12.2013 года в регистрации права собственности моторной лодки и лодочного мотора отказано.

 Просит обязать ФКУ ГИМС по Вологодской области зарегистрировать приобретенную Лобановым Д.А. моторную лодку «Воронеж» заводской номер №, 1979 года выпуска, бортовой номер №; обязать ФКУ ГИМС по Вологодской области зарегистрировать лодочной мотор <данные изъяты>.

 В судебном заседании истец Лобанов Д.А. и его представитель Ваниев Р.И. исковые требования увеличили, просят также взыскать с ответчика расходы на представителя в размере 5 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей и расходы по госпошлине в размере 200 рублей, в остальном исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Суду пояснили, что когда покупали моторную лодку в 2002 году технического паспорта на нее не было и не требовалось.

 Представитель ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» по доверенности Киркин А.В., Ярцев Д.А. с увеличенными исковыми требованиями не согласны, просят отказать. Когда Лобанов решил зарегистрировать лодку, вступил в действие новый регламент, согласно которому на судно необходим технический паспорт. Претензий к лодочному мотору нет. На него есть все необходимые документы, его можно зарегистрировать.

 Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 Установлено, что в 2002 года истец приобрел моторную лодку «<данные изъяты>» заводской номер №, год выпуска 1979, бортовой номер №.

 16.08.2013 года Лобанов Д.А. обратился в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» с заявлением о выдаче дубликата судового билета взамен утраченного и постановки на учет лодочного мотора марки <данные изъяты>, 2006 года выпуска, производства Япония, заводской номер №.

 20.08.2013 года при осмотре данной лодки выяснилось, что заводской номер не совпадает с номером в судовом билете.

 Письмом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» от 20.08.2013 года Лобанову Д.А. отказано в выдаче дубликат судового билета.

 Заочным решением Вологодского городского суда от 01.10.2013 года за Лобановым Д. А. признано право собственности на моторную лодку «<данные изъяты>» заводской номер №, год выпуска 1979, бортовой номер №. Заочное решение не обжаловано, вступило в законную силу 13.11.2013 года.

 23.12.2013 года Лобанов Д.А. обратился в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» с заявлением о регистрации моторной лодки лодку «<данные изъяты>» заводской номер №, год выпуска 1979, бортовой номер №.

 Письмом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» от 24.12.2013 года Лобанову Д.А. отказано в регистрации маломерного судна в виду не предоставления технического паспорта на судно промышленной постройки согласно требованиям п. 4 ст. 18 Приказа МЧС от 29.06.2005 года № 500.

 Статьей 8 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

 В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

 5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

 6) вследствие причинения вреда другому лицу;

 7) вследствие неосновательного обогащения;

 8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

 9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

 В соответствии с п. 1 ст. 12 Кодекса торгового мореплавания суда могут находиться в собственности: граждан и юридических лиц.

 К недвижимым вещам согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

 Пунктами 3 - 5 ст. 16 Гражданского кодекса РФ установлено, что под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством (п. 3). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4). Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5).

 В соответствии со статей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (в редакции Федерального закона от 23 апреля 2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия маломерного судна") судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

 Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

 Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

 Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

 В силу частей 1, 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

 Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке.

 На момент рассмотрения дела действуют Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приложение к Приказу МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 500).

 В соответствии с п. 12 названных Правил физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов - государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - ГИМС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) и центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - органы государственной регистрации), документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Суда промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя, также до государственной регистрации должны пройти первичное техническое освидетельствование.

 В силу п. 18 тех же Правил государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов:

 1) заполненной регистрационной карточки-заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги?

 2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство;

 3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:

 справка-счет;

 товарный чек;

 договор купли-продажи или дарения;

 свидетельство о праве на наследство;

 судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;

 документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств;

 иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

 4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации;

 5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

 Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык).

 Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.

 Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.

 Представленные для государственной регистрации судна документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления, не заверенные в установленном порядке, либо имеющие записи, выполненные карандашом, к производству регистрационных действий не принимаются (п. 21 Правил).

 Основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации.

 Государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной.

 Поскольку Лобановым Д.А. предоставлены доказательства возникновения у него права собственности на маломерное судно применительно к ст. 8 Гражданского кодекса РФ, а затребованные документы (технический паспорт на судно промышленной постройки) у истца отсутствует, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» обязано зарегистрировать моторную лодку «<данные изъяты>», заводской номер №, 1979 года выпуска, бортовой номер №, без предъявления технического паспорта и копии технического паспорта на указанную лодку, в данной части исковые требования удовлетворению подлежат.

 Однако, не подлежат удовлетворению требования об обязании ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» зарегистрировать лодочный мотор марки <данные изъяты>, 2006 года выпуска, производства Япония, заводской номер №, поскольку ответчик в регистрации подвесного мотора истцу не отказывал, право собственности на него не оспаривал, с заявлением о его регистрации истец не обращался.

 В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.1994 года № 10, под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

 В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

 Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, так как истцом не представлено доказательств причинения ему физических и нравственных страданий.

 В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

 В силу абзаца 5 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

 В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Согласно ст. 100 ГПК РФ и учитывая требования разумности и справедливости, сложность дела, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей, данные расходы подтверждаются имеющейся в материалах дела договором на оказание юридических услуг от 05.02.2014 года, распиской от 06.02.2014 года.

 В силу статьи 94 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в размере 200 рублей.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области» зарегистрировать моторную лодку «<данные изъяты>», заводской номер №, 1979 года выпуска, бортовой номер №, принадлежащую на праве собственности Лобанову Д. А., без предъявления технического паспорта и копии технического паспорта на моторную лодку «<данные изъяты>», заводской номер №, 1979 года выпуска, бортовой номер №.

 Взыскать с Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области» в пользу Лобанова Д. А. государственную пошлину в размере 200 рублей, и расходы на представителя в размере 2 000 рублей, а всего 2200 (две тысячи двести) рублей.

 В удовлетворении остальной части иска отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Судья Н.Н. Кяргиева

 Мотивировочная часть изготовлена 10.02.2014 года.