ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-199/2022 от 19.04.2022 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0016-01-2022-000204-20

Дело № 2-199/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года город Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего – Стародубцевой М.А.,

при секретаре – Сандара Ш.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению областного казенного учреждения «Углегорский центр занятости населения» к Власову Леониду Владимировичу о расторжении договора о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан, взыскании единовременной финансовой помощи, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

03 марта 2022 года областное казенное учреждение «Углегорский центр занятости населения» (далее – ОКУ «Углегорский ЦЗН») обратилось в суд с иском к Власову Л.В. о расторжении договора о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан, взыскании единовременной финансовой помощи, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

В обоснование иска указано, что в период с 17 января по 27 февраля 2019 года ответчик Власов Л.В. состоял на регистрационном учете безработных граждан в ОКУ «Углегорский ЦЗН». По предложению центра занятости ответчику предоставлена государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан. 15 февраля 2019 года между учреждением и Власовым Л.В. был заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан. По условиям договора ответчик взял на себя обязательство зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и заниматься ею не менее 24 месяцев с даты её регистрации. 28 февраля 2019 года ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в ЕГРИП. 11 марта 2019 года на основании договора от 15 февраля 2019 года истец перечислил ответчику субсидию в размере 128 000 рублей, исполнив принятые на себя обязательства по договору. Пунктом 2.1.5 договора также установлена обязанность гражданина в срок не позднее трех месяцев с даты перечисления единовременной помощи предоставить отчет о расходовании субсидии с приложением копий отчетно-финансовых документов. В установленный срок отчет и документы об использовании субсидии ответчиком не представлены. Кроме того, центром занятости установлено, что 15 февраля 2021 года Власов Л.В. прекратил предпринимательскую деятельность, таким образом ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность менее 24 месяцев со дня внесения записи в ЕГРИП, тем самым нарушил условия договора, в связи с чем обязан возвратить единовременную финансовую помощь.

30 декабря 2021 года в адрес Власова Л.В. было направлено письмо о необходимости добровольного возврата единовременной финансовой помощи в размере 128 000 рублей. Письмо ответчиком не получено, до настоящего времени единовременная финансовая помощь не возвращена. В этой связи, истец просил суд расторгнуть договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан от 15 февраля 2019 года, взыскать с Власова Л.В. в пользу ОКУ «Углегорский ЦЗН» денежные средства в размере 128 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 12 марта 2019 года по 14 февраля 2022 года в размере 22 644, 43 рублей, а также, начиная с 15 февраля 2022 года проценты за пользование чужими денежными средствами исходя из размера ключевой ставки, установленной Банком России, по день фактической уплаты взыскателю денежных средств.

Представитель истца ОКУ «Углегорский ЦЗН» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Власов Л.В. извещался судом по адресу, указанному в иске, по этому же адресу согласно адресной справке он зарегистрирован по месту жительства, однако уведомления о времени и месте судебного разбирательства, возвращены в суд без их вручения с отметкой об истечении установленного срока хранения и о неявке адресата за получением.

На основании части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ и статьи 117 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает доставленным сообщение в адрес ответчика, поскольку оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено, и адресат не ознакомился с ним. Таким образом, суд признает ответчика Власова Л.В. извещенным о времени и месте судебного заседания.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 7.1-1 указанного выше Закона РФ № 1032-1, органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в том числе в качестве индивидуального предпринимателя гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 06 февраля 2012 года № 55 утвержден Порядок предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, которым установлены правила, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи.

В силу пункта 1.2. указанного Порядка единовременная финансовая помощь предоставляется при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Получателями единовременной финансовой помощи являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости (пункт 1.3).

Пунктом 1.5 Порядка установлено, что Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области является главным распорядителем бюджетных средств, областные казенные учреждения центры занятости населения Сахалинской области - получателями бюджетных средств.

Агентство разрабатывает, утверждает и доводит до Центров занятости типовую форму договора о предоставлении единовременной финансовой помощи (далее - Договор), заключение которого предусмотрено настоящим Порядком.

Обязательными условиями, включаемыми в Договор, являются: обязательство гражданина, получившего единовременную финансовую помощь, осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 24 месяцев с даты ее регистрации или постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; согласие гражданина на осуществление Центром занятости проверок соблюдения целей и условий предоставления единовременной финансовой помощи (пункт 1.6).

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка перечисление единовременной финансовой помощи осуществляется на счет гражданина, открытый в установленном порядке в кредитных организациях, не позднее 15 дней с даты принятия Центром занятости решения о предоставлении гражданину единовременной финансовой помощи.

Размер единовременной финансовой помощи составляет 128 000 рублей, за исключением случаев, указанных в пункте 2.10 (пункт 2.9).

Гражданин, получивший единовременную финансовую помощь, в том числе обязан, в срок не позднее трех месяцев с даты перечисления единовременной финансовой помощи представляет в Центр занятости отчет о расходовании единовременной финансовой помощи с приложением копий отчетно-финансовых документов, подтверждающих предусмотренные бизнес-планом расходы, связанные с организацией предпринимательской деятельности (копии оплаченных счетов, счетов-фактур за приобретенное оборудование, материально-технические ресурсы, товарные накладные, квитанции об оплате, товарные и кассовые чеки, договоры аренды, договоры на оказание образовательных услуг, акты приема-передачи товара и денежных средств, другие документы, подтверждающие фактически произведенные затраты); предъявляет по запросу Центра занятости, направленному в соответствии с подпунктом 3.1.2.2 пункта 3.1.2 настоящего Порядка, не менее одного раза в год до истечения 24 месяцев с даты регистрации предпринимательской деятельности, постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход копии документов, подтверждающих фактическое осуществление предпринимательской деятельности, постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (копии деклараций о доходах, представляемых в налоговый орган, справку о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход по форме КНД 1122036), другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности) (пункт 2.11).

Пунктом 3.1 Порядка установлено, что Центр занятости осуществляет проверку соблюдения гражданином целей и условий предоставления единовременной финансовой помощи, в том числе, проверяет фактическое осуществление гражданином предпринимательской деятельности и проверку статуса индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, налогоплательщика налога на профессиональный доход с использованием электронного сервиса налогового органа не менее одного раза в год до истечения 24 месяцев с даты регистрации предпринимательской деятельности, постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

В силу пункта 3.2 Порядка гражданин, получивший единовременную финансовую помощь, обязан вернуть единовременную финансовую помощь в полном объеме в случае: прекращения осуществления предпринимательской деятельности, снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход до истечения 24 месяцев с даты государственной регистрации, постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Возврат средств единовременной финансовой помощи производится гражданином в течение 10 календарных дней с момента получения требования о возврате единовременной финансовой помощи, выставленного Центром занятости: в случае возврата денежных средств в текущем финансовом году - на лицевой счет Центра занятости; в случае возврата денежных средств в следующем финансовом году - на лицевой счет Агентства (пункт 3.3).

В случае невозврата единовременной финансовой помощи в установленный срок либо неполучения требования о возврате единовременной финансовой помощи Центром занятости принимаются меры по взысканию единовременной финансовой помощи в судебном порядке (пункт 3.4 Порядка).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 15 февраля 2019 года между ОКУ «Углегорский ЦЗН» и Власовым Л.В. заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан, по условиям которого Власов Л.В. обязался зарегистрировать и предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по следующему виду деятельности «деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием на вынос» и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 24 месяцев с даты её регистрации, а учреждение, в свою очередь, приняло на себя обязательство предоставить Власову Л.В. единовременную финансовую помощь в целях содействия предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 2.1.5 договора ответчик обязался в срок не позднее трех месяцев с даты перечисления единовременной финансовой помощи представить в Центр занятости отчет о расходовании единовременной финансовой помощи с приложением копий отчетно-финансовых документов, подтверждающих предусмотренные бизнес-планом расходы, связанные с организацией предпринимательской деятельности (копии оплаченных счетов, счетов-фактур за приобретенное оборудование, материально-технические ресурсы, товарные накладные, квитанции об оплате, товарные и кассовые чеки, договоры аренды, договоры на оказание образовательных услуг, акты приема-передачи товара и денежных средств, другие документы, подтверждающие фактически произведенные затраты).

На основании пункта 2.1.8 названного договора Власов Л.В. обязан возвратить финансовую помощь, в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности до истечения 24 месяцев с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; установления факта нецелевого расходования единовременной финансовой помощи при государственной регистрации и предоставления недостоверных документов.

28 февраля 2019 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации Власова Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя, и приказом ОКУ «Углегорский ЦЗН» от 06 марта 2019 года принято решение об оказании Власову Л.В. единовременной финансовой помощи в размере 128 000 рублей в целях содействия самозанятости гражданина, признанного в установленном порядке безработным. 11 марта 2019 года учреждение перечислило Власову Л.В. на банковский счет, указанный в договоре, помощь в сумме 128 000 рублей. 15 февраля 2021 года Власов Л.В. прекратил предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Ввиду нарушения ответчиком положений пунктов 2.1.1, 2.1.8 договора, 30 декабря 2021 года истец направил ответчику письменное требование о возврате предоставленной единовременной финансовой помощи, которое ответчиком не получено.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, условий заключенного 15 февраля 2019 года между ОКУ «Углегорский ЦЗН» и Власовым Л.В. договора о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан , при установлении факта исполнения договора со стороны истца, и не предоставления ответчиком отчета о расходовании единовременной финансовой помощи с приложением копий отчетно-финансовых документов, подтверждающих предусмотренные бизнес-планом расходы, связанных с организацией предпринимательской деятельности, а также прекращения 15 февраля 2021 года Власовым Л.В. предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение положений пунктов 2.1.1, 2.1.8 договора, тогда как доказательств невозможности исполнения ответчиком условий договора вследствие объективных, непредвиденных и непредотвратимых обстоятельств, наступление которых находилось полностью либо в значительной степени вне его воли и контроля, материалы дела не содержат, суд приходит к выводу о наличии правовых основания для удовлетворения требования о взыскании с ответчика суммы единовременной финансовой помощи в размере 128 000 рублей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только, в частности, при существенном нарушении договора другой стороной.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Исследовав совокупность представленных истцом в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности доводов ОКУ «Углегорский центр занятости населения» о существенном нарушении ответчиком условий заключенного между сторонами договора ввиду не предоставления ответчиком отчета о расходовании субсидии и неосуществления предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев.

С учетом изложенного, требование учреждения о расторжении договора также подлежит удовлетворению.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика Власова Л.В. процентов за пользование чужими денежными средствами, в порядке положений статьи 395 Гражданского кодекса РФ, устанавливающих ответственность за неисполнение денежного обязательства, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств», проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства.

Применение положений статьи 395 Гражданского кодекса РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (пункт 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 года № 99-О).

Из изложенного следует, что положения статьи 395 Гражданского кодекса РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

Однако в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение субсидии, предоставляемой за счет бюджетных средств в качестве меры социальной поддержки безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в целях реализации их права на труд и решения вопросов занятости населения.

Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Постановлением Правительства Сахалинской области от 06 февраля 2012 года № 55, утвердившим Порядок предоставления единовременной финансовой помощи, которыми возможность взыскания процентов с получателей субсидии на полное или частичное возмещение затрат по организации самозанятости безработных граждан за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса РФ не предусмотрена.

Поскольку отношения по предоставлению Власову Л.В. мер социальной поддержки в виде субсидии на организацию самозанятости в рамках специального правового регулирования не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 Гражданского кодекса РФ, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (суммой субсидии) на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12 марта 2019 года по 14 февраля 2022 года в размере 22 644, 43 рублей, а также, начиная с 15 февраля 2022 года процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из размера ключевой ставки, установленной Банком России, по день фактической уплаты взыскателю денежных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, в связи с чем с Власова Л.В. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4 060 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление областного казенного учреждения «Углегорский центр занятости населения» к Власову Леониду Владимировичу о расторжении договора о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан, взыскании единовременной финансовой помощи, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, - удовлетворить частично.

Расторгнуть договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан , заключенный 15 февраля 2019 года между областным казенным учреждением «Углегорский центр занятости населения» и Власовым Леонидом Владимировичем.

Взыскать с Власова Леонида Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу областного казенного учреждения «Углегорский центр занятости населения» сумму единовременной финансовой помощи на организацию содействия самозанятости безработных граждан в размере 128 000 (сто двадцать восемь тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Власова Леонида Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «Углегорский городской округ» государственную пошлину в размере 4 060 рублей.

Областному казенному учреждению «Углегорский центр занятости населения» в удовлетворении остальной части заявленных к Власову Леониду Владимировичу, требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 апреля 2022 года.

Председательствующий М.А. Стародубцева