ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-199/2022 от 20.01.2022 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

№ 2-199/2022

70RS0001-01-2021-004533-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Шмаленюка Я.С.,

при секретаре Бондаревой Е.Е.,

помощник судьи Некрасова Е.В.,

с участием представителя истца Нестеренко О.Г.,

действующей на основании доверенности № 8 от 10.01.2022 сроком по 31.12.2022,

представителя ответчика Прудниковой Т.А.,

действующей на основании устава школы, приказа №31-к от 11.03.2016 департамента образования администрации г. Томска,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Томской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Томской области обратилось в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, в котором указано, что специалистами Управления Роспотребнадзора по Томской области в период с 13.04.2021 по 28.04.2021 проведена плановая выездная проверка в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска (далее - МБОУ СОШ № 49 г. Томска), осуществляющем деятельность по адресу: /________/, /________/. В результате проверки выявлены длительные нарушения требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», ст. ст. 11, 28, 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный Закон № 52-ФЗ).

По фактам выявленных нарушений постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача по Томской области № 5/38 от 07.06.2021 директор МБОУ СОШ № 49 г. Томска подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа, в отношении юридического лица выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 128 от 28.04.2021, согласно которому учреждению предложено: в срок до 01.09.2021:

1) провести ремонт кровли здания школы, устранить следы протекания в учебных кабинетах, рекреациях, в спортивном зале, раздевалке при спортивном зале, провести косметический ремонт в мастерской для мальчиков (основание: п. 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20),

2) в срок до 01.09.2021 в мастерскую для мальчиков приобрести новые учебные столы и стулья с отделкой, позволяющей проведение влажной обработки и дезинфекции (основание: п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20),

3) провести измерения эффективности работы системы приточно-вытяжной вентиляции, представить результаты инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха (основание: п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20).

4) в учебных кабинетах №№ 315, 225, 119, 124 на окнах установить солнцезащитные устройства (основание: п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20),

5) в кабинете химии, в учебных кабинетах №№ 119, 123, 224, 303, 316 оборудовать местное освещение досок (основание: п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20),

6) в медицинских книжках педагогов Альмухаметовой Н.А, Бердичевой О.А., Цупенко О.В. проставить сведения о проведении прививки против кори, Безменниковой О.А.- сведения о проведении прививок против кори и АДСМ, в медицинских книжках педагогов Ждановой И.В., Ломакиной М.И., Ложниковой Е.П. - АДСМ, в медицинских книжках Прудниковой Т.А., Щукиной Н.В.- прививки против гепатита и кори, в медицинских книжках сотрудников поставить сведения о проведении прививок против клещевого энцефалита (основание: п. 1.5 СП 2.4.3648-20).

Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области 05.10.2021 с целью контроля выполнения пунктов предписания № 128 от 28.04.2021 проведен внеплановый инспекционный визит.

Актом проверки от 05.10.2021. № 156 установлено, что пункты 1, 3, 4, 6 указанного предписания в установленный срок не выполнены, а именно: не проведен ремонт кровли здания школы, не представлены документы, подтверждающие проведение ремонта кровли, не проведен косметический ремонт мастерских для мальчиков; не проведены измерения эффективности работы системы приточно-вытяжной вентиляции, не представлены результаты инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха; в учебных кабинетах № № 315, 225, 119, 124 на окнах не установлены солнцезащитные устройства.

За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица об устранении нарушений законодательства, 12.10.2021 в отношении МБОУ СОШ № 49 г. Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ материалы административного дела в отношении юридического лица для рассмотрения и назначения административного наказания были направлены мировому судье судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Томска. Юридическому лицу было выдано новое предписание № 2590 от 05.10.2021 со сроком исполнения п. 1-01.09.2022, п. 2, 3- 11.01.2022, п. 4 - 30.05.2022.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулировано Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

МАОУ СОШ № 49 г. Томска является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Устранение выявленных нарушений требований санитарного законодательства МБОУ СОШ № 49 г. Томска, возможно только при выделении образовательному учреждению бюджетных средств.

В соответствии с ч. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБОУ СОШ № 49 г. Томска не позволяет обеспечить гарантированный уровень охраны жизни и здоровья детей, нарушает их права на охрану здоровья.

Непринятие мер по устранению нарушений санитарного законодательства является бездействием со стороны МБОУ СОШ № 49 г. Томска. Уточнив исковые требования, просит:

1) обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обеспечить финансирование работ для проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий и устранения нарушения пункта 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, фактически осуществляющего деятельность по адресу: /________/, а именно: на проведение ремонта кровли здания школы, с целью устранения ее протекания, на ремонт мастерских для мальчиков, с целью устранения нарушения целостности отделочного слоя на стенах и потолке, осыпания штукатурного слоя, устранения дефектов и повреждений пола, в срок до 01.05.2022,

2) обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, фактически осуществляющего деятельность по адресу: 634045. Томская область г. Томск, ул. Мокрушина, 10, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия и устранить нарушения требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а именно:

- провести ремонт кровли здания школы, с целью устранения ее протекания, представить документы, подтверждающие проведение ремонта кровли здания школы, в соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и -провести ремонт мастерских для мальчиков, с целью устранения нарушения целостности отделочного слоя на стенах и потолке, осыпания штукатурного слоя, устранения дефектов и повреждений пола, в соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в срок до 01.09.2022,

- провести измерения эффективности работы системы приточно-вытяжной вентиляции, представить результаты инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха, в соответствии с п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в срок до 01.09.2022,

- в учебных кабинетах №№ 315, 225, 119, 124 на окнах установить солнцезащитные устройства, в соответствии с п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в срок до 01.04.2022,

- в медицинских книжках сотрудников проставить сведения о проведении прививок против клещевого энцефалита, в соответствии с п. 1.5 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», «Национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям», утвержденный приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н, в срок до 01.04.2022.

В судебном заседании представитель истца Нестеренко О.Г. исковые требования в их окончательной редакции поддержала. Уточнила, что предписание № 259 от 05.10.2021 образовательным учреждением не выполнено ни по одному из пунктов. Отметила, что в просительной части исковых требований в их окончательной редакции речь идет о капитальном ремонте кровли школы и капитальном ремонте мастерских для мальчиков. Сведений об установке на окнах в кабинетах №№ 315, 225, 119, 124 солнцезащитных устройств (жалюзи) со стороны ответчика не поступало, соответствующих документов о выполнении предписания в этой части не представлено. В исковом заявлении не указаны конкретные фамилии сотрудников школы, которым необходимо пройти вакцинацию и проставить сведения о проведении прививок в медицинских книжках от клещевого энцефалита, однако речь идет о всех педагогах школы и персонале образовательного учреждения. В этой части требование надзорного органа не исполнено в связи с наложением графика прививок от клещевого энцефалита и новой коронавирусной инфекции COVID-19, участковым врачом не рекомендовано одновременное проставление вакцин, поэтому прививки от клещевого энцефалита будут проставлены весной 2022 года. Просит иск удовлетворить.

Представитель юридического лица ответчика МБОУ СОШ № 49 г. Томска Прудникова Т.А. в судебном заседании с обоснованностью исковых требований согласилась, отметив, что она как директор образовательного учреждения неоднократно обращалась в Департамент образования администрации г. Томска с целью выполнения требований предписаний Управления Роспотребнадзора в Томской области № 128 от 28.04.2021, № 259 от 05.10.2021, на нужды школы для выполнения предписаний департаментом образования администрации Города Томска выделены денежные средства в 2020 и 2021 годах, текущий ремонт кровли проведен, денежные средства частично потрачены на иные нужды, после текущего капитального ремонта течь с кровли проявилась вновь. Утверждала, что проведение ремонта кровли и помещений мастерских для мальчиков невозможно без выделения бюджетных средств. В предложенные истцом сроки осуществить ремонт не представляется возможным, поскольку в 2022 году будет разработана лишь проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта школы. Она присутствовала 14.01.2022 на совещании в Департаменте капитального строительства администрации г. Томска, где ей сообщили, что проведение капитального ремонта школы запланировано в 2023 году в рамках федеральной программы. Утверждала, что предписание № 259 от 05.10.2021 не исполнено ни в какой части. На окнах в кабинетах №№ 315, 225, 119, 124 не установлены солнцезащитные устройства (жалюзи), они находятся с теневой стороны здания школы. Относительно требования о вакцинации педагогов школы от клещевого энцефалита отмечала, что в этой части предписание Управления Роспотребнадзора в Томской области не выполнено, поскольку осенью 2021 года произошло наложение прививок от гриппа и ковида с вакцинацией от клещевого энцефалита, поэтому прививки от клещевого энцефалита педагогам школы и персоналу учреждения будут проставлены весной 2022 года. Против удовлетворения иска не возражала, однако просила указать сроки выполнения исковых требований – 2023 год.

Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска в суд представителя не направил, от представителя ответчика Мальковой А.С., действующей на основании доверенности от 05.10.2021 № 7630 сроком на 1 год, поступил отзыв на исковое заявление, в котором заявлена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. По существу заявленных требований указано, что, по мнению представителя, надлежащим ответчиком по данному делу является департамент образования администрации города Томска. Отмечала, что департаментом образования администрации Города Томска выделено образовательному учреждению на выполнение предписаний надзорных органов в 2020 году 454 582 руб., в 2021 году 300 000 руб., в подтверждение чего представлены письмо департамента образования администрации Города Томска, муниципальный контракт, задание на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБОУ СОШ № 49, локальный сметный расчет, письмо департамента капитального строительства, акт выездной проверки, письма директора МБОУ СОШ № 49, акт обследования крыши здания МБОУ СОШ № 49 от 08.12.2021 № 01-22/5390, на устранение требований предписаний надзорных органов.

Решением Думы Города Томска от 04.12.2018 № 980 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации Города Томска было выделено 10 552712, 7 рублей на расходы в сфере образования (Приложение 1 к решению Думы Города Томска от 04.12.2018 № 980).

Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска надлежащим образом исполнила свою обязанность по финансированию деятельности подведомственных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации города Томска.

В соответствии с п. 3 Положения, департамент образования администрации Города Томска, в том числе утверждает сметы расходов подведомственных учреждений по бюджетным средствам, является распорядителем бюджетных средств по разделу «Образование», осуществляет финансирование деятельности подведомственных учреждений.

Выделение бюджетных средств муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы № 49 г. Томска осуществляет департамент образования администрации Томска, а не муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска. Таким образом, именно на Департамент образования администрации Города Томска возложена обязанность по фактическому доведению средств до конечного получателя, что им не было сделано. Истцом не приведены доказательства, что у МБОУ СОШ № 49 г. Томска отсутствовали денежные средства и имущество на исполнение предписаний, вынесенных должностным лицом, в связи с чем требование о выделении бюджетных средств для исполнения предписаний, является необоснованным. Работы, которые просит выполнить истец, должны производиться, в том числе, в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым предусмотрена длительная по времени процедура. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третье лицо департамент образования администрации Томска представил отзыв на исковое заявление и дополнение к отзыву, в котором просил о проведении судебного заседания в отсутствие третьего лица. По существу заявленных требований представитель департамента Шимко К.В., действующая на основании доверенности от 17.01.2022 сроком до 31.12.2022, указала, что по требованиям истца (п. 1 и п. 2 просительной части школа является ненадлежащим ответчиком в споре, поскольку капитальный ремонт муниципальных объектов капитального строительства является предметом деятельности администрации г. Томска. Финансирование расходов на ремонт школы должно быть возложено на Администрацию г. Томска. Указала, что по состоянию на 07.12.2021 изготовлена проектно-сметная документация по ремонту кровли на сумму 22007933, 36 руб. Отмечала, что предписание № 259 от 05.10.2021 учреждением частично исполнено, а именно приобретены жалюзи в кабинеты № 119 и № 124. Считала необходимым скорректировать сроки выполнения исковых требований, так как в 2022 году бюджетные ассигнования на ремонт кровли школы не предусмотрены. Проведение капитального ремонта кровли запланировано на 2023 год за счет средств субсидии из федерального бюджета Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Пункт 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

МБОУ СОШ № 49 г. Томска является юридическим лицом, некоммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в сфере образования на основании Устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу п. 1.25.3 Устава МБОУ СОШ № 49 г. Томска учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения.

Согласно п. 1.7 Устава МБОУ СОШ № 49 г. Томска учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска.

В соответствии с п. 1.9 Устава учреждение является юридическим лицом со дня государственной регистрации и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Как следует из Устава МБОУ СОШ № 49 г. Томска фактически осуществляет образовательную деятельность по адресу: /________/, /________/, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления (п. 1.11 Устава), а именно нежилое здания по адресу: /________/, /________/.

При этом п. 1.7 Устава предусматривает, что учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска. От имени учредителя в отношениях с учреждением функции и полномочия осуществляет департамент образования администрации Города Томска.

Представитель ответчика МБОУ СОШ № 49 г. Томска директор Прудникова Т.А. поясняла, что проведен текущий ремонт кровли школы к учебному году 2021-2022 года, однако нарушение целостности кровли невозможно устранить без проведения капитального ремонта кровли. На ремонт помещений мастерских для мальчиков, измерение эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции, приобретение жалюзи в кабинеты требуется финансирование.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В силу ч. 3 ст. 39 вышеназванного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», являющиеся обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил.

Согласно п. 2.5.3. СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

В соответствии с п. 2.7.4. СП 2.4.3648-20 помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции. Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением. Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

Пунктом 2.4.13 СП 2.4.3648-20 предусмотрено, что окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды, - москитными сетками.

Согласно п. 1.5 СП 2.4.3648-20 работники хозяйствующих субъектов должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи -ежегодно) вакцинации и иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

В отношении МБОУ СОШ № 449 г. Томска Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена проверка, о чем составлен акт проверки № 351 от 28.04.2021. По результатам выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно пунктов 1.5, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.13, 2.7.4, 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20,что не позволяет обеспечить гарантированный уровень охраны жизни и здоровья учащихся. По результатам визуального обследования выявлены следы протекания в учебных кабинетах, рекреациях, в спортивном зале, раздевалке при спортивном зале, выявлена необходимость проведения текущего ремонта в мастерской для мальчиков, устранение дефекты и повреждения ученических столов и стульев мастерской для мальчиков, проведения измерения эффективности работы системы приточно-вытяжной вентиляции, установки на окнах в учебных кабинетах № № 315, 225, 119, 124 солнцезащитных устройств, оборудовать местное освещение досок в кабинете химии, в учебных кабинетах №№ 119, 123, 224, 303, 316, в медицинских книжках педагогов Альмухаметовой Н.А, Бердичевой О.А., Цупенко О.В. проставить сведения о проведении прививки против кори, Безменниковой О.А.- сведения о проведении прививок против кори и АДСМ, в медицинских книжках педагогов Ждановой И.В., Ломакиной М.И., Ложниковой Е.П.- АДСМ, в медицинских книжках Прудниковой Т.А., Щукиной Н.В.- прививки против гепатита и кори, в медицинских книжках сотрудников поставить сведения о проведении прививок против клещевого энцефалита.

Предписание № 128 от 28.04.2021 образовательным учреждением выполнено частично, а именно: приобретены столы в мастерские для мальчиков, смонтировано освещение досок в учебных кабинетах, в медицинских книжках педагогов Альмухаметовой Н.А, Бердичевой О.А., Цупенко О.В. проставлены сведения о проведении прививки против кори, Безменниковой О.А.- сведения о проведении прививок против кори и АДСМ, в медицинских книжках педагогов Ждановой И.В., Ломакиной М.И., Ложниковой Е.П.- АДСМ, в медицинских книжках Прудниковой Т.А., Щукиной Н.В.- проставлены сведения о прививках против гепатита и кори, в остальной части в установленный срок до 01.09.2021 требования предписания № 128 от 28.04.2021 образовательным учреждением не исполнено, что установлено в результате внепланового инспекционного визита.

Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области 05.10.2021 составлен акт проверки от 05.10.2021 № 156, из которого следует, что образовательным учреждением не проведен ремонт кровли здания школы, не представлены документы, подтверждающие проведение ремонта кровли, не проведен косметический ремонт мастерских для мальчиков; не проведены измерения эффективности работы системы приточно-вытяжной вентиляции, не представлены результаты инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха; в учебных кабинетах №№ 315, 225, 119, 124 на окнах не установлены солнцезащитные устройства.

05.10.2021 образовательному учреждению выдано новое предписание № 259, согласно которому проведение ремонта кровли здания школы, представление документов, подтверждающих проведение ремонта кровли, проведение косметического ремонта мастерских для мальчиков предписано провести до 01.09.2022, измерение эффективности работы системы приточно-вытяжной вентиляции и представить результаты инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха – до 11.01.2022, установить солнцезащитные устройства на окнах в учебных кабинетах №№ 315, 225, 119, 124 - до 11.01.2022, в медицинских книжках сотрудников поставить сведения о проведении прививок против клещевого энцефалита – до 30.05.2022.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки № 351 от 28.04.2021, актом внепланового инспекционного визита № 156 от 05.10.2021, предписаниями № 128 от 28.04.2021, № 259 от 05.10.2021.

Доводы ответчика муниципального образования «город Томск» о том, что департаментом образования администрации Города Томска выделено образовательному учреждению на выполнение предписаний надзорных органов в 2020 году 454 582 руб., в 2021 году 300 000 руб., в подтверждение чего представлены письмо департамента образования администрации Города Томска от 08.12.2021, муниципальный контракт от 19.08.2016, задание на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБОУ СОШ № 49 (приложение № 1 к муниципальному контракту), локальный сметный расчет от 19.08.2016, письмо департамента капитального строительства от 12.10.2020, акт выездной проверки от 07.10.2020, письма директора МБОУ СОШ № 49, акт обследования крыши здания МБОУ СОШ № 49 от 30.096.2020, суд не принимает во внимание как основание для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку из представленным документов с достоверностью подтверждается, что кровельное покрытие требует капитального ремонта, рулонный материал находится в ненадлежащем состоянии, что приведет вновь к попаданию атмосферных осадков внутрь помещений школы, устройство покрытий парапетов и защитных колпаков не предусмотрено муниципальным контрактом от 19.08.2016, а выделенное финансирование потрачено учреждением на частичное выполнение предписания № 128 от 28.04.2021 - приобретение ученических столов в мастерскую для мальчиков, закупку и установку оборудования для местного освещения классных досок в кабинетах № № 119, 123, 224, 303, 316.

Пункт 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Данный перечень содержит виды работ, в том числе, капитальному ремонту (раздел III).

В просительной части исковых требований истцом не поименован вид ремонта, который необходимо провести для выполнения требований предписания № 259 от 05.10.2020. Исходя из приведенных положений, суд полагает, что в здании образовательного учреждения, о котором идет речь в исковом заявлении, требуется проведение именно капитального ремонта.

Основанием иска является невыполнение образовательным учреждением санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», их выполнение в объеме, указанном предписанием Роспетребнадзора № 259 от 05.10.2021 при недостаточности средств учреждения возможно в силу пунктов 2, 3 ст. 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет средств собственника имущества. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Томск», а потому доводы ответчика муниципального образования «город Томск» о том, что надлежащим ответчиком по требованию о финансировании капитального ремонта является департамент образования г. Томска суд считает несостоятельными.

С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для выполнения требований обеспечения безопасности и защищенности неопределенного круга лиц, а также степени опасности изложенных нарушений, в том числе в случае обрушения кровли, требующей капитального ремонта; реализации права детей на охрану здоровья во время пребывания в учреждении как одного из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития, права на образование, суд соглашается со сроками, указанными истцом, так как они отвечают требованиям разумности, доказательств невозможности совершения действий в указанные сроки согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Выполнение капитального ремонта возможно только при выделении образовательному учреждению бюджетных средств.

В соответствии с п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Суд полагает, что требование о возложении на администрацию Города Томска обязанности по обеспечению финансирования расходов, необходимых для выполнения работ для проведения капитального ремонта, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Согласно ст. 40, 61 Устава Города Томска администрация Города Томска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Томск», выступает учредителем юридических лиц, составляет проект бюджета Города Томска; обеспечивает исполнение бюджета Города Томска; осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета Города Томска, в порядке, установленном Думой Города Томска, управляет и распоряжается муниципальной собственностью осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью.

Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «Город Томск», что подтверждается п. 1.7. Устава, утвержденного департаментом образования администрации г. Томска 30.11.2015. От имени муниципального образования функции учредителя и собственника осуществляет администрация г. Томска (п.1.8 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются в том числе субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ); субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на иные цели; бюджетные инвестиции (п. 8.10).

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем (п. 8.14).

Кроме того, Устава проведение капитального ремонта за счет средств общеобразовательного учреждения не предусматривает.

Суд принимает во внимание, что здание МБОУ СОШ № 49 г. Томска находится в муниципальной собственности, обеспечение его содержания в технически безопасном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации Города Томска, которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования, а потому финансирование расходов лицея на проведение капитального ремонта должно быть возложено на собственника.

При определении срока совершения данного действий суд учитывает следующие обстоятельства. 28.09.2021 между департаментом образования г. Томска и МБОУ СОШ № 49 г. Томска заключено дополнительное соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг № 488 от 16.12.2020.

Из справки, подписанной директором МБОУ СОШ № 49 г. Томска и главным бухгалтером школы, следует, что на выполнение п. 1, 3, 4 предписания Управления Росптребнадзора по Томской области денежные средства школе не выделялись.

Из отзыва представителя третьего лица следует, что в 2021 году специалистами МБУ «Проектно-сметное бюро» разработана проектно-сметная документация по объекту: «Капитальный ремонт кровли МБОУ СОШ № 49 г. Томска по адресу: /________/, /________/». На проектно-сметную документацию получено положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости от 12.08.2021 № 70-1-0693-21, в соответствии с которым стоимость объекта в ценах 2 квартала 2021 года составляет 22 007 933,36 руб.

Бюджетные ассигнования на выполнение капитального ремонта кровли здания МБОУ СОШ № 49 г. Томска в бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов не предусмотрены.

В бюджете муниципального образования «Город Томск» в 2022 году департаменту капитального строительства администрации Города Томска предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 318,7 тыс.руб. на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МБОУ СОШ № 49 г. Томска.

Выполнение капитального ремонта здания школы, в том числе капитального ремонта кровли, запланировано на 2023 год за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской федерации, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что для дальнейшей безопасной эксплуатации спорного здания, выполнения требований санитарных правил, о которых идет речь в предписании Управления Роспотребнадзора по Томской области № 259 от 05.10.2021, в том числе на ремонт мастерской для мальчиков, необходимо проведение капитального ремонта, на проведение измерения эффективности приточно-вытяжной вентиляции, установку солнцезащитных устройств в кабинетах № 315, 225, 119, 124 требуется дополнительное финансирование. Сведения о проведении прививок от клещевого энцефалита в медицинских книжках сотрудников следует проставить не позднее 01.04.2022. В связи с изложенным, суд считает необходимым удовлетворить требования истца в заявленном виде.

Доказательств установки солнцезащитных устройств в кабинетах №№ 119, 124 суду не представлено.

Довод ответчика муниципального образования «Город Томск» о длительности процедуры закупки для муниципальных нужд, суд оценивает следующим образом.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу п. 1 ст. 16 данного закона Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Пункт 5 данной статьи предусматривает, что планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.

В п. 6 этой статьи указано, что план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п. 2 указанной статьи конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Таким образом, процедура проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд строго регламентирована и не может быть нарушена при возложении обязанности по проведению таких работ судебным актом.

Учитывая, что осуществление мероприятий по выделению денежных средств представляет собой необходимость выполнения ряда действий, принимая во внимания изложенное выше, а также специфику деятельности, которая проводится в зданиях, а именно: в них осуществляется образовательный процесс, который начинается ежегодно с 01.09.2022, принимая во внимание объяснения представителей ответчиков о том, что денежные средства уже частично выделяются, суд приходит к выводу, что разумным следует считать срок обеспечения финансирования работ, необходимых для проведения капитального ремонта, до 01.05.2022.

Руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Томской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности совершить действия удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска в срок до 01.05.2022 обеспечить финансирование работ для проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий и устранения нарушения пункта 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, фактически осуществляющего деятельность по адресу: /________/ а именно: на проведение ремонта кровли здания школы, с целью устранения ее протекания, на ремонт мастерских для мальчиков, с целью устранения нарушения целостности отделочного слоя на стенах и потолке, осыпания штукатурного слоя, устранения дефектов и повреждений пола.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, фактически осуществляющего деятельность по адресу: 634045/________/ провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия и устранить нарушения требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а именно:

- в срок до 01.09.2022 провести ремонт кровли здания школы, с целью устранения ее протекания, представить в Управление Роспотребнадзора по Томской области документы, подтверждающие проведение ремонта кровли здания школы, в соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и -провести ремонт мастерских для мальчиков, с целью устранения нарушения целостности отделочного слоя на стенах и потолке, осыпания штукатурного слоя, устранения дефектов и повреждений пола, в соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,

- в срок до 01.04.2022 провести измерения эффективности работы системы приточно-вытяжной вентиляции, представить в Управление Роспотребнадзора по Томской области документы, результаты инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха, в соответствии с п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,

- в срок до 01.04.2022 в учебных кабинетах №№ 315, 225, 119, 124 на окнах установить солнцезащитные устройства, в соответствии с п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,

- в срок до 01.04.2022 в медицинских книжках сотрудников проставить сведения о проведении прививок против клещевого энцефалита, в соответствии с п. 1.5 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», «Национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям», утвержденный приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 27.01.2022.

Судья: (подпись) Я.С. Шмаленюк

ВЕРНО.

Судья: Я.С. Шмаленюк

Секретарь: Е.Е. Бондарева