Дело № 2-19/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2020 года с.Калманка
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Дубовицкой Л.В.
при секретаре Дячун Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Калманского района Алтайского края к Пернай А. А. о признании недействительными договора аренды земельного участка, постановления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Калманского района Алтайского края обратилась с иском в суд к Пернай А. А. о признании недействительными договора аренды земельного участка от 12 декабря 2011 года, постановления администрации Калманского района Алтайского края от 12 декабря 2011 года №932 «О предоставлении земельного участка в аренду Пернай А.А.». В обоснование иска указала, что на основании постановления администрации Калманского района от 12.12.2011 года №932 «О предоставлении земельного участка в аренду Пернай А.А.» между администрацией Калманского района (арендодатель) и Пернай А.А. (арендатор) заключен договор №54 сх аренды земельного участка с кадастровым номером ....... из земель сельскохозяйственного назначения площадью 0,1442 га расположенный примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом по адресу <адрес>, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования на срок с 12.12.2011 года по 12.12.2060 (п.2.1 договора). Полагает сделка является недействительной (ничтожной) поскольку земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Калманка. Реки относятся к водотоками, в силу ст.8 ВК РФ находятся в федеральной собственности. Согласно ст.24 ВК РФ владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, относятся к полномочиям органов государственной власти РФ в области водных отношений. Полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, принятие решений о предоставлении водных объектов в пользование переданы РФ органами государственной власти РФ (п.1 ч.1 ст.26 ВК РФ). Органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2 ст.11 ЗК РФ), а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.2 ст.3.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Арендованный земельный участок не является муниципальной собственностью в связи с нахождением на нем объекта федеральной собственности, не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, при заключении договора аренды земельного участка Администрация Калманского района вышла за пределы своих полномочий, поскольку РФ не наделяла органы местного самоуправления муниципального района полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал. Пояснила, что границы водного объекта река Калманка не определены, однако визуально из кадастровой карты видно, что земельный участок расположен вблизи реки Калманка, при этом предоставлять другие доказательства, в том числе ходатайствовать о назначении по делу экспертизы на предмет определения границ береговой полосы не желают. Считают, что срок для обращения в суд не нарушен, поскольку о нарушении своего права узнали из представления прокурора где было указано, что земельный участок граничит с водным объектом.
В судебном заседании ответчик Пернай А.А. иск не признал. Пояснил, что ему на законных основаниях был предоставлен спорный земельный участок, договор прошел государственную регистрацию, он надлежащим образом исполнял обязательства по договору, производил арендную плату. Полагает, что нахождение земельного участка в водоохранной зоне, в силу закона, не препятствует передаче его в аренду, иск является необоснованным подлежит оставлению без удовлетворения также и по основанию пропуска истцом срока исковой давности, поскольку при подписании договора и вынесении оспариваемого постановления администрация Калманского района знала о том, какой земельный участок предоставляется в аренду и где он располагается месторасположения.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Верхне-Обское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, Федеральная, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пояснений сторон, представленных документов, 09.11.2011 г. земельный участок с кадастровым номером ....... поставлен на кадастровый учет.
Постановлением администрации Калманского района Алтайского края от 12 декабря 2011 г. № предоставлен Пернай А. А. в аренду земельный участок с кадастровым номером ....... из земель сельскохозяйственного назначения площадью 0,1442 га расположенный примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом по адресу <адрес>, сроком на 49 лет, для сельскохозяйственного использования (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> (арендодатель) и Пернай А.А. (арендатор) заключен договор № сх аренды земельного участка с кадастровым номером ....... из земель сельскохозяйственного назначения площадью 0,1442 га расположенный примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом по адресу <адрес>, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1 договора) (л.д.6-8, 12), зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке (л.д.36, 37) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества - земельном участке с кадастровым номером ....... из земель сельскохозяйственного назначения площадью 0,1442 га расположенном примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом по адресу <адрес>.
Доводом истца относительно недействительности сделки является указание на то, что спорный земельный участок располагается в водоохранной зоне реки Калманка, а потому не мог быть передан в аренду Пернаю А.А. (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно кадастровому паспорту (л.д.10) № от 09 ноября 2011 г. земельный участок с кадастровым номером ....... расположен в 120 метрах от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира <адрес> категория земель: "Земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "Для сельскохозяйственного использования". При этом согласно кадастровому паспорту земельный участок не располагается в пределах береговой полосы.
В силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
При этом, запрета на предоставление в аренду таких земельных участков законом не предусмотрено.
Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Согласно сообщениям отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления от 17.12.2019 года и от 29 января 2020 г. в соответствии с публичной картой вблизи с земельным участком с кадастровым номером ....... общей площадью 1442 кв.м расположена река Калманка, которая внесена в государственный водный реестр водных объектов №. Длина реки составляет 76 км. Согласно ст.65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны реки Калманка составляет 200 метров от среднемноголетнего уровня вод в период, когда она не покрыта льдом и находится в водоохранной зоне реки Калманка. Земельный участок с кадастровым номером ....... не расположен на землях водного фонда. На основании п.5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ – установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Алтайского края установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. После установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края направляет сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр. Федеральное агентство водных ресурсов после внесения в государственный водный реестр направляет сведения в Росреестр для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании п.6 Правил определения местоположения береговой линии – уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.
До настоящего времени береговая линия (граница водного объекта) реки Калманка не определена.
Согласно ответу на запрос Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 29.01.2020 года в соответствии с Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 года №377, уполномоченный органы вносят сведения о береговой линии, границе водоохранных зон и границе прибрежных защитных полос водных объектов в государственный водный реестр и Единый государственный реестр недвижимости. В силу п.14 Правил определения местоположения береговой линии местоположение границ считается определенным (установленным) с даты внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости. Минприроды Алтайского края мероприятия по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водных объектов, в порядке установленном вышеназванным действующим законодательством РФ, в границах Калманского района не проводились, сведения в ЕГРН не направлялись.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие наличие границы береговой полосы, дату установления границы береговой полосы, ее координаты, имеющей пересечение с земельным участком, арендуемым Пернай А.А. в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
Более того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Исходя из требований ст. ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу ч.1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Как следует из пояснений сторон, справки о поступлении арендной платы, арендуемый земельный участок был передан арендодателем и принят арендатором при подписании договора аренды 12.12.2011 года, арендная плата поступала в 2013 году – 46 рублей, в 2015 году – 92 рубля, в 2019 году 204,52 рубля.
Пунктом 4.2.2 Договора предусмотрено, что арендодатель обязан передать арендатору в пользование участок в момент подписания настоящего договора, являющегося актом приема-передачи Участка.
В связи с чем, суд соглашается с доводами ответчика о том, что срок исковой давности следует исчислять с момента начала исполнения обязательства - передачи имущества в аренду 12.12.2011 года, поскольку с этого времени началось исполнение по сделке, истец должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд полагает, что обращение в суд с иском 10.12.2019 года находится за пределами трехлетнего срока исковой давности и Администрацией Калманского района пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным иском.
Доводы истца о том, что срок исковой давности начинает течь со дня получения истцом представления прокуратуры Калманского района от 06.06.2019 года (л.д.17), суд находит несостоятельными, поскольку о заключении и исполнении договора администрации Калманского района стало известно 12.12.2011 года, то есть задолго до получения представления от 06.06.2019 года.
На основании п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании вышеизложенного, суд полагает правильным исковые требования администрации Калманского района Алтайского края о признании недействительными договора аренды земельного участка от 12 декабря 2011 года, постановления администрации Калманского района Алтайского края от 12.12.2011 года № «О предоставлении земельного участка в аренду Пернай А.А.» - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Калманского района Алтайского края к Пернай А. А. о признании недействительными договора аренды земельного участка от 12 декабря 2011 года, постановления администрации Калманского района Алтайского края от 12.12.2011 года № «О предоставлении земельного участка в аренду Пернай А.А.» - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца через Калманский районный суд Алтайского края со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Л.В.Дубовицкая