ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19/2022 от 11.01.2022 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

89RS0007-01-2021-001848-09

Дело № 2-19/2022 (№ 2-818/2021)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале ЯНАО 11 января 2022 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Козловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Хановой Н.Д.,

с участием помощника прокурора Пуровского района Бородина А.Ю.,

представителя истца - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Сыроежкиной А.И.,

представителя Управления социальной политики администрации Пуровского района Ковшевникова Я.А.,

представителя ответчиков - Филимоновой Л.М. и недееспособного ФИО4 - адвоката адвокатской палаты ЯНАО Алексеева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района к Филимоновой Людмиле Михайловне, ФИО1, о принудительном изъятии объектов недвижимого имущества на условиях выплаты возмещения (выкупной цены), прекращении права собственности ответчиков на объекты недвижимости и признании права собственности на объекты недвижимого имущества за муниципальным округом Пуровский район, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, Управление социальной политики администрации Пуровского района, администрация Ардатовского муниципального района Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района обратился в Пуровский районный суд с названным иском к Филимоновой Л.М. и ФИО1, указав о том, что в соответствии с Положением о Департаменте строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, утвержденным решением Думы Пуровского района № 74 от 22.10.2020 с 01.01.2021 осуществляет полномочия в части заключения соглашений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Пуровского район на территории г. Тарко-Сале. До 31.12.2020 вышеуказанные полномочия осуществлял Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района.

Ответчики - Филимонова Л.М. и ФИО1 являются собственниками жилого помещения - комнаты а, общей площадью 18,1 кв.м., в жилом <адрес>, расположенном по адресу: ЯНАО, <адрес>, - по ? доли каждый. При этом постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 установлена опека вследствие признания его недееспособным в судебном порядке. Опекуном ФИО1 назначена его мать - Филимонова Л.М.

Распоряжением администрации Пуровского района № 658-РА от 21.10.2016 многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение названного многоквартирного жилого дома запланировано в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 г.г., утвержденной постановлением Правительства ЯНАО № 346-П от 05.04.2019, в срок до 31.12.2020.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района № 894-ДП от 12.09.2019 принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером площадью 1537 кв.м., расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, для муниципальных нужд - в целях сноса жилого многоквартирного дома, признанного в установленном порядке варийным. Вместе с земельным участком подлежат изъятию все находящиеся в его границах объекты недвижимого имущества, с последующим прекращением в отношении них права частной собственности.

23.04.2021 Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района направил по почте в адрес ответчиков предложение рассмотреть и подписать один из вариантов Соглашения об изъятии объектов недвижимости - либо путем предоставления денежного возмещения, либо путем предоставления взамен иного пригодного жилого помещения по адресу: <адрес>, пом. , с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости. В связи с неполучением ответчиками документов, ДД.ММ.ГГГГ почтовое отправление возвращено в Депаратмент, однако в силу п. 6 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ оно считается доставленным адресатам. До настоящего времени ответчиками Соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества не подписано, в то время, как срок, установленный ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ истек. С учетом этого, руководствуясь требованиями ст.ст. 281, 282, 235 ГК РФ, ст. 32 ЖК РФ, истец просил суд изъять у ФИО1 и у Филимоновой Л.М. принадлежащее им на праве общей долевой собственности жилое помещение - комнату а, общей площадью 18,1 кв.м., в жилом <адрес>, расположенном по адресу: ЯНАО, <адрес>, с выплатой им в качестве выкупной цены 1 231 000 руб.; возложить на ФИО1 и на Филимонову Л.М. обязанность принять причитающееся им возмещение (выкупную цену) в размере 1 231 000 руб. за изымаемое жилое помещение, и предоставить банковские реквизиты для перечисления денежных средств; прекратить право общей долевой собственности ФИО1 и Филимоновой Л.М. на жилое помещение - комнату а, общей площадью 18,1 кв.м., в жилом <адрес>, расположенном по адресу: ЯНАО, <адрес>, в связи с изъятием его для муниципальных нужд; признать право собственности на изъятое жилое помещение за муниципальным округом Пуровский район.

Исковое заявление Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района принято к производству Пуровского районного суда 30.09.2021, возбуждено гражданское дело.

Определением от 14.10.2021 к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление социальной политики администрации Пуровского района, при этом Департамент образования администрации Пуровского района исключен из числа участников по данному делу.

29.11.2021 судом к участию в рассмотрении дела привлечена администрация Ардатовского муниципального района Нижегородской области, исполняющая отдельные государственные полномочия по организации осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан.

В судебном заседании 11.01.2022 представитель истца - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Сыроежкина А.И. заявленные требования уточнила, просила суд по основаниям, указанным в иске, принять решение о принудительном изъятии у ответчиков объектов недвижимого имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 18,1 кв.м., принадлежащего ответчикам на праве общей долевой собственности - по ? доли каждому, и долей в праве собственности на земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, пропорциональных размеру общей площади изымаемого жилого помещения на условиях выплаты возмещения (выкупной цены) в размере 1 231 000 руб. - по 615 500 руб. каждому; прекратить право собственности ответчиков на указанные объекты недвижимости и признать право собственности на указанные объекты недвижимого имущества за муниципальным округом Пуровский район. Дополнительно представитель истца - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Сыроежкина А.И. суду пояснила о том, что предложение рассмотреть и подписать один из вариантов Соглашения об изъятии недвижимости - либо путем предоставления денежного возмещения, либо путем предоставления взамен иного пригодного жилого помещения по адресу: <адрес>, пом. , с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости, направлялось в адрес ответчиков Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики администрации <адрес> по почте на адрес: ЯНАО, <адрес>, <адрес>, и не получено ими, поскольку по этому адресу ФИО1 и Филимонова Л.М. длительное время не проживают. В ходе рассмотрения гражданского дела специалистами жилищного отдела Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района было установлено, что ФИО1 в настоящее время проживает в Нижегородской области, а Филимонова Л.М. в связи с болезнью ее мужа, находится на территории Украины. При этом Филимонова Л.М. выразила согласие на получение денежных средств за изымаемые у нее и у ее недееспособного сына ФИО1 объекты недвижимого имущества в размере 1 231 000 руб. - по 615 500 руб. каждому, и предоставила реквизиты для зачисления денежных средств на ее и ФИО1 счета в банке.

Ответчик Филимонова Л.М. при надлежащем извещении в судебное заседание 11.01.2022 не явилась. Суду Филимонова Л.М. направила письменное заявление, в котором сообщила о том, что действуя от своего имени, и как опекун недееспособного сына ФИО1, признает исковые требования Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района в полном объеме, просит иск удовлетворить. В связи с отдаленностью проживания Филимонова Л.М. просила суд рассмотреть гражданское дело без своего участия и без участия ее сына ФИО1

Ответчик ФИО1, извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела по всем известным адресам, в том числе по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в судебное заседание 11.01.2022 не явился, своего мнения по существу заявленных истцом требований суду не довел.

Назначенный судом на основании ст. 50 ГПК РФ в качестве представителя Филимоновой Л.М. и ФИО1 адвокат адвокатской палаты ЯНАО Алексеев В.А. в судебном заседании 11.01.2022 возражал против удовлетворения иска Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, ссылаясь на то, что изъятие у ответчиков спорных объектов недвижимого имущества, на условиях выплаты денежного возмещения в размере 1 231 000 руб. - по 615 500 руб. каждому, нарушит их права на получение взамен другого жилого помещения без доплаты, с учетом того, что расселение многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, запланировано в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 г.г., утвержденной постановлением правительства ЯНАО № 346-П от 05.04.2019. При этом истцом не представлено доказательств в пользу того, что Филимоновой Л.М. разъяснено надлежащим образом право получить взамен изымаемых объектов недвижимого имущества иного пригодного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> без доплаты, рыночная стоимость которого значительно больше предлагаемого денежного возмещения. Более того, администрация Ардатовского муниципального района Нижегородской области, исполняющая отдельные государственные полномочия по организации осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, не предоставила в суд пердварительное разраешение Филимоновой Л.М. на совершение сделки с имуществом опекаемого ФИО1 на условиях и способом, указанным в иске Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района.

Аналогичного мнения по существу заявленных Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района требований придерживались в судебном заседании 11.01.2022 также представитель Управления социальной политики администрации Пуровского района Ковшевников Я.А. и помощник прокурора Пуровского района Бородин А.Ю.

Представитель администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области, исполняющей отдельные государственные полномочия по организации осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан - глава Жесткова О.Н. при надлежащем извещении в судебное заседание 11.01.2022 не явилась, ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела без своего участия. Суду Жесткова О.Н. направила отзыв на иск, в котором оставила разрешение вопроса об удовлетворении заявленных Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района требований на усмотрение суда. При этом Жесткова О.Н. полагала, что ответчики должны получить возмещение за изымаемые у них объекты недвижимости, размер которого должен быть определен в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, а имущественные права и интересы недееспособного ФИО1 принятым решением суда не должны быть ущемлены.

Представитель третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района Комарова Н.Ю. при надлежащем извещении в судебное заседание 11.01.2022 не явилась, суду направила письменное мнение, где указала о том, что поддерживает исковые требования Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, предъявленные к ответчикам, в полном объеме.

Суд на основании ст. 167, 233 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчиков Филимоновой Л.М. и ФИО1, представителя администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области Жестковой О.Н., представителя третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района Комаровой Н.Ю., в порядке заочного производства.

Изучив доводы иска, заслушав пояснения представителя истца - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Сыроежкиной А.И., возражения представителя Филимоновой Л.М. и ФИО1 - адвоката адвокатской палаты ЯНАО Алексеева В.А., представителя Управления социальной политики администрации Пуровского района Ковшевникова Я.А. заключение помощника прокурора Пуровского района Бородина А.Ю., с учетом мнений представителя администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области, исполняющей отдельные государственные полномочия по организации осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан - глава Жестковой О.Н. и представителя третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района Комаровой Н.Ю., доведенных суду в письменной форме, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

По данным выписок из ЕГРН, ответчики Филимонова Л.М. и ФИО1 с 29.12.2008 являются собственниками жилого помещения, с кадастровым номером площадью 18,1 кв.м., расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, - по ? доли в праве общей долевой собственности каждый, и части земельного участка, с кадастровым номером , площадью 1537 кв.м., расположенного по этому же адресу.

Основание возникновения права собственности - договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в администрации муниципального образования <адрес>.

На основании решения Собрания Депутатов муниципального образования г. Тарко-Сале 3 созыва от 23.06.2015 № 216, муниципальное казенное учреждение - администрация муниципального образования г. Тарко-Сале, зарегистрированное по адресу: 629850, РФ, Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, ликвидировано.

01.11.2015, согласно постановлению главы администрации муниципального образования Пуровский район от 13.10.2015 № 259-ПА «Об исполнении полномочий администрации муниципального образования г. Тарко-Сале», к исполнению полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Тарко-Сале приступила администрация муниципального образования Пуровский район

Далее, законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования <адрес>, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ <адрес>», муниципальные образования <адрес>, Пуровское, <адрес>, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ <адрес>.

Со дня вступления в силу названного закона - ДД.ММ.ГГГГ, муниципальные образования <адрес>, Пуровское, <адрес> и <адрес> утратили статус муниципальных образований (ст. 1 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО).

Далее, в соответствии с Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «Об изменении административно-территориального устройства <адрес> путем преобразования населенных пунктов в форме присоединения, об организации местного самоуправления на территории городского округа <адрес> и изменении его границ», населенные пункты <адрес>, расположенный в границах <адрес>, и <адрес> преобразованы в форме присоединения <адрес> к <адрес>, за которым сохранен статус и наименование - <адрес>. При этом <адрес> утратил статус поселка, и его территория стала частью территории <адрес>.

Как указано в Уставе муниципального образования муниципальный округ <адрес>, утвержденном решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный округ <адрес> имеет собственную территорию, которую составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 1 ст. 5 Устава).

Административным центром муниципального округа <адрес> является <адрес> (п. 3 ст. 5 Устава, ч. 3 ст. 2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО).

Исполнительно-распорядительным органом муниципального округа <адрес> является администрация <адрес> (п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава, ч. 3 ст. 3 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО).

На основании п. 1.1 Положения о Департаменте строительства, архитектуры и жилищной политики администрации <адрес>, утвержденного решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации <адрес> является структурным подразделением администрации <адрес>, обеспечивающим реализацию государственной политики и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, градостроительной, архитектурной деятельности и жилищной политики по полномочиям, возложенным на администрацию <адрес> в данных сферах деятельности на территории муниципального округа <адрес>, в пределах задач и функций, определенных разделами 3, 4 Положения.

В соответствии с п. 3.64 раздела 3 Положения, Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации <адрес> осуществляет функции по заключению соглашений об изъятии земельных участков и расположеных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд <адрес> на территории <адрес>.

Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, утвержденному решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент является структурным подразделением администрации Пуровского района, наделен полномочиями по решению от имени дминистрации Пуровского района вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с решениями представительного органа муниципального округа Пуровский район.

Департамент от имени муниципального округа Пуровский район осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального округа Пуровский район (п. 1.1 раздела 1); обеспечивает постановку на кадастровый учет недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну муниципального округа Пуровский район (п. 1.1.5 раздела 3); осуществляет прием в собственность муниципального округа Пуровский район: а) имущества, приобретаемого на основании совершения гражданско-правовых сделок, и т.д. (п. 1.1.7 раздела 3); осуществляет изъятие земельных участков для муниципальных нужд (п. 1.13 раздела 4).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Распоряжением администрации Пуровского района -РА от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключений межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. При этом Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации <адрес> предписано провести работу по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п. 3).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как указано в ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, содержатся разъяснения о том, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в прядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Там же содержится разъяснение о том, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В случае, когда жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.

Расселение многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, запланировано в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 г.г., утвержденной постановлением Правительства ЯНАО № 346-П от 05.04.2019 (п. 543 Перечня).

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района № 894-ДП от 12.09.2019 принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером , площадью 1537 кв.м., расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, для муниципальных нужд - в целях сноса жилого многоквартирного дома, признанного в установленном порядке варийным и подлежащим сносу. Вместе с земельным участком подлежат изъятию все находящиеся на нем объекты недвижимого имущества, с последующим прекращением в отношении них права частной собственности.

Разделом IV Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2024 годах, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений по изъятию у ответчиков объектов недвижимости для муниципальных нужд - в сентябре 2019 года, предусмотрено, что источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.

Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень.

Согласно Разделу III Программы цена муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда в рамках Программы определяется как произведение общей площади расселяемого жилого помещения, подлежащего расселению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по автономному округу, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

В случае заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда ЖКХ на приобретение жилых помещений по стоимости, превышающей стоимость приобретения жилых помещений, определенной в рамках Программы, или приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого гражданином помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов либо средств бюджета автономного округа.

Принимая во внимание приведенные нормы материального права, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, положения Региональной адресной программы, суд полагает, что поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащая ответчикам комната, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Филимоновой Л.М. и ФИО1 принадлежит право выбора любого из названных способов обеспечения жилищных прав.

При этом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой, действующей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на момент принятия решения об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

На основании ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Аналогичный порядок установлен ч.ч. 1, 2 ст. 282 ГК РФ, Земельным кодексом РФ для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Возможность органов местного самоуправления сократить в одностороннем порядке срок рассмотрения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, для собственника этого имущества законом не предусмотрена.

23.04.2021 Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района направил ответчикам предложение рассмотреть и подписать один из вариантов Соглашения об изъятии недвижимости - либо путем предоставления денежного возмещения в размере 1 231 000 руб. - по 615 500 руб. каждому, либо путем предоставления взамен иного пригодного жилого помещения по адресу: <адрес>, пом. , с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости, без доплаты.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Региональный экспертный центр» подготовлен отчет , согласно которому рыночная стоимость объекта оценки - жилого помещения, с кадастровым номером , площадью 18,1 кв.м., расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, <адрес> доли общего имущества в многоквартирном жилом доме, и доли земельного участка с кадастровым номером , площадью 1537 кв.м., расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, составила 1 231 000 руб.

Согласно отчету ООО «Региональный экспертный центр» , рыночная стоимость объекта оценки - жилого помещения , комнаты в двухкомнатной квартире, площадью 16,1 кв.м., расположенной по адресу: ЯНАО, <адрес>, доли общего имущества в многоквартирном жилом доме, и доли земельного участка с кадастровым номером , площадью 2871 кв.м., расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, составила 1 342 000 руб.

Проекты Соглашений направлены ответчикам по почте по адресу: ЯНАО, <адрес>, , и не получены ими, поскольку по указанному адресу Филимонова Л.М. и ФИО1 не проживают.

В связи с неполучением ответчиками документов, ДД.ММ.ГГГГ, почтовое отправление возвращено в Депаратмент.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом второй группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена бессрочно, что подтверждеатеся справкой, серии <данные изъяты>.

Решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан недееспособным.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 установлена опека вследствие признания его недееспособным в судебном порядке. Опекуном ФИО1 назначена его мать - Филимонова Л.М.

Ответчики ФИО1 и Филимонова Л.М. зарегистрированы по месту жительства по адресу: ЯНАО, <адрес>, <адрес>, однако фактически по указанному адресу не проживают, что подтверждается актами обследования сохранности жилья, составленными специалистами Управления социальной политики администрации Пуровского района, где недееспособный совершеннолетний гражданин ФИО1 состоял на учете.

По сведениям ЕГРН, ФИО1, кроме спорных объектов недвижимого имущества, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилое помещение, площадью 62,1 кв.м., по адресу: <адрес>, и земельный участок по этому адресу. Основание - договор купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с переменой места жительства недееспособный совершеннолетний гражданин ФИО1 принят на учет в администрации Ардатовского муниципального района <адрес>, о чем вынесено постановление -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Специалистам Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района было известно о том, что ФИО1 является недееспособным, что он с его опекуном Филимоновой Л.М. не проживает по по адресу: ЯНАО, <адрес>, <адрес>, а также о необходимости получить для совершения сделки по изъятию объектов недвижимого имущества разрешения органа опеки и попечительства, что не оспаривалось в судебных заседаниях представителем истца и отражено в проектах Соглашений.

Вместе с тем, мер к выяснению адреса фактического места жительства ответчиков Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района предпринято не было, при наличии связи с Филимоновой Л.М. Орган опеки и попечительства, в том числе - Управление социальной политики администрации Пуровского района, где изначально недееспособный совершеннолетний гражданин ФИО1 состоял на учете, не был уведомлен о предстоящем изъятии его имущества, несмотря на отсутствие каких-либо препятствий к этому.

Поскольку истцом не представлено доказательств в пользу того, что ответчикам разъяснено надлежащим образом право получить взамен изымаемых объектов недвижимого имущества иного пригодного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> без доплаты, рыночная стоимость которого значительно больше предлагаемого денежного возмещения, также как не представлено доказательств в пользу того, что ФИО1, Филимоновой Л.М. и органом опеки и попечительства были получены проекты Соглашений об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, и с этого времени прошло более трех месяцев, оснований для удовлетворени иска Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района суд не находит.

Принимая указанное решение, суд учитывает таже, что защита прав подопечных со стороны государства (публично-правовая защита) возложена на органы опеки и попечительства посредством выдачи ими предварительного разрешения на совершение сделок в соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства выдается с целью соблюдения требований, установленных п. 2 ст. 37 ГК РФ и ч. 1 ст. 21 Закона об опеке, согласно которым опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать действия, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Как следует из п. 2 ст. 157.1 ГК РФ, предварительное разрешение органа опеки и попечительства относится к одному из видов согласий на совершение сделки в силу закона. С точки зрения механизма правового регулирования согласие является одним из юридических фактов, необходимых для заключения той сделки, которая согласуется. Данное согласие, как прямо следует из его названия, является исключительно предварительным.

Однако администрацией Ардатовского муниципального района Нижегородской области, исполняющая отдельные государственные полномочия по организации осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, не предоставлено в суд пердварительного разраешения Филимоновой Л.М. на совершение сделки с имуществом опекаемого ФИО1 на условиях и способом, указанным в иске Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении уточненных исковых требований Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района к Филимоновой Людмиле Михайловне, ФИО1, о принудительном изъятии объектов недвижимого имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 18,1 кв.м., принадлежащего ответчикам на праве общей долевой собственности - по ? доли каждому, и долей в праве собственности на земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, пропорциональных размеру общей площади изымаемого жилого помещения на условиях выплаты возмещения (выкупной цены) в размере 1 231 000 руб. - по 615 500 руб. каждому; прекращении права собственности ответчиков на указанные объекты недвижимости и признании права собственности на указанные объекты недвижимого имущества з а муниципальным округом Пуровский район, отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.01.2022.

Председательствующий М.В. Козлова