Дело № 2-1а-1666/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2016 года г.Ливны Орловская область
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Альяновой Е.Л.,
при секретаре Пчельниковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению внутренних дел России по Орловской области, ФИО2 о признании незаконным решения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику УВМ УМВД России по Орловской области ФИО2, УВМ УМВД России по Орловской области о признании незаконным решения по предоставлению статуса вынужденного переселенца, в обоснование указав, что он, его жена ФИО3 и дочь ФИО4 являются вынужденными переселенцами, имеют удостоверение установленного образца, поскольку переехали в Российскую Федерацию из республики Узбекистан в 2001 году. Ежегодно они подтверждают статус вынужденного переселенца.
Уведомлением №62/3573 от 06 октября 2016 года был уведомлен, что решением комиссии по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, принятию решения о лишении и утрате статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев от 22 сентября 2016 года ему отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поскольку член его семьи ФИО5 является собственником жилого помещения.
Считает отказ о продлении статуса вынужденного переселенца незаконным, поскольку он зарегистрирован в жилом доме, принадлежащем его матери и брату, но по адресу регистрации не проживал. Членами его семьи являются жена ФИО3 и дочь ФИО4.
Просил суд признать незаконным решение комиссии по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, принятию решения о лишении и утрате статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев от 22 сентября 2016 года об отказе ему в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, признать незаконным уведомление заместителя начальника УВМ УМВД России по Орловской области ФИО2 от 06 октября 2016 года №62/3573, обязать УВМ УМВД России по Орловской области продлить ему срок действия статуса вынужденного переселенца на 1 год до 15 августа 2017 года.
Административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Бахтин С.В. в судебном заседании исковые требования уточнили, просили признать незаконным решение комиссии по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока действия, принятию решения о лишении и утрате статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев от 22.09.2016 года об отказе ему в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязать УВМ УМВД России по Орловской области устранить допущенные нарушения его прав.
Административный ответчик заместитель начальника УВМ УМВД России по Орловской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку решение об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1 принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель административного ответчика УМВД России по Орловской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованные лица ФИО3, ФИО5 в судебном заседании считали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что считает исковые требования обоснованными.
Представитель заинтересованного лица администрации Ливенского района Орловской области в лице Управления муниципального имущества ФИО6 в судебном заседании считала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Из обстоятельств дела следует, что в апреле 2001 году семья ФИО1 с женой ФИО3, дочерью ФИО4 приехал из Республики Узбекистан. 15.08.2001 году ФИО1, его жене ФИО3 и дочери предоставлен статус вынужденных переселенцев (л.д.10,11,108-110)
Истец ФИО1 совместно с женой и дочерью 07.07.2001 года были зарегистрированы по адресу: <адрес> На момент регистрации указанных лиц, жилой дом находился в собственности Администрации Вахновского сельского поселения, в нем проживали родители ФИО1 – У. и Н. (л.д.111-114,
Администрацией Вахновского сельского поселения 08.06.2004 года указанный дом был передан в собственность У. и Н. (л.д.127,128).
После смерти Н. собственником ? доли указанного жилого дома в порядке наследования по завещанию стал е. – брат истца (л.д.13,129)
Действие статуса вынужденных переселенцев административному истцу ФИО1 продлевалось ежегодно до 2014 года в установленном законом порядке по его письменным заявлениям, так же как и его жене и дочери.
Решением комиссии по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, принятию решения о лишении и утрате статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев от 22 сентября 2016 года ФИО1 отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, на основании пп.1 п.5 ст.5 Закона РФ от 19.02.1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах, поскольку член его семьи мать У. является собственником жилого помещения (л.д.122-126)
Этим же решением жене и дочери ФИО1 – ФИО3 и ФИО4 продлен срок действия статуса вынужденного переселенца до 15.08.2017 года, по тем основаниям, что они не являются нанимателями и собственниками жилых помещений, и не имеют членов семьи выступающих в данном качестве.
В соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в редакции от 30.12.2015 N 467-ФЗ, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
В указанном Федеральном законе, в редакции от 30.12.2015 N 467-ФЗ, обозначено понятие членов семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке (ст.1 п.3)
Согласно статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В судебном заседании установлено, подтверждено показаниями административного истца, заинтересованных лиц, свидетелей е., к., В., О., Р., П., А., М., С., Г., письменными доказательствами договором найма жилого помещения от 18.07.2012 года (л.д.16), трудовой книжкой ФИО1 (л.д.64-79), справкой от 25.08.2016 года №30 МБОУ Гимназия (л.д.84), договорами предоставления образовательных услуг (л.д.80-83,88, дипломом бакалавра ФИО4 (л.д.85-87), справкой Подольской районной больницы от 22.08.2016 года (л.д.98), расписками (л.д.98-101), трудовой книжкой ФИО4 (л.д.102-104), листком по учету кадров (л.д.115-116),учетной карточкой вынужденного переселенца (л.д.169), справками с места работы ФИО1, трудовой книжкой ФИО3, что ФИО1 совместно с женой ФИО3 и дочерью ФИО4 проживали с 2001 года по 2012 год на съемных квартирах в г.Ливны Орловской области, с 2012 года по настоящее время живут в съемной квартире в г.Подольск Московской области.
Из представленных суду УМВД России по Орловской области материалов личного дела ФИО1 следует, что членами его семьи являются жена ФИО3 и дочь ФИО4.
Из представленных суду Администрацией Ливенского района Орловской области материалов личного дела ФИО1 следует, что ФИО1 имеет состав семьи из трех человек (он, жена и дочь), которые включены в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом из вышеизложенных доказательств следует, что административный истец не является членом семьи собственника жилого дома У., совместно с ней по месту регистрации не проживал и не проживает, жильем не обеспечен, его регистрация в д.Вахново носит административный характер и была необходима для получения статуса вынужденного переселенца.
Административным ответчиком, в нарушение части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательств того, что ФИО1 является членом семьи У., проживает совместно с ней в жилом доме в д.Вахново и ведет общее хозяйство, суду не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что с момента предоставления ФИО1 статуса вынужденного переселенца до настоящего времени, изменений фактических обстоятельств, в том числе жилищного обустройства не произошло, государственная поддержка на обустройство в новом месте жительства ему не оказана, суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Наличие постоянной регистрации в жилом помещении, принадлежащем матери административного истца, не свидетельствует об отсутствии обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации, и не может служить бесспорным основанием для отказа в продлении статуса вынужденного переселенца.
Отказ в продлении статуса вынужденного переселенца лишает административного истца прав, установленных статьями 6, 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в связи с чем оспариваемое решение не может быть признано законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение комиссии по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, принятию решения о лишении и утрате статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев Управления по вопросам миграции Управления внутренних дел России по Орловской области от 22 сентября 2016 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО1.
Обязать Управление внутренних дел России по Орловской области в лице Управления по вопросам миграции устранить допущенные нарушения прав ФИО1
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья