ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-1111/17 от 18.05.2017 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-2-1111/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Бирюковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Стрельник Е.С.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным и отмене постановления об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы и снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в составе участников указанной подпрограммы и на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 614 от 29.02.2016 года об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы и снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области восстановить ее семью в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исковые требования обоснованы тем, что согласно постановлению администрации муниципального образования город Балаково от 29.10.2012 года № 1058 семья истца в составе трех человек была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. 23.07.2014 года у истца родилась дочь ФИО5. Постановлением администрации Балаковского муниципального района № 2834 от 06.07.2015 года семью истца, состоящую из четырех человек, включили в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. 29.02.2016 года администрацией Балаковского муниципального района вынесено постановление № 614 об исключении семьи истца из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В постановлении имеется ссылка на решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 09.02.2016 года. Данное решение не было предоставлено истцу, ей не известно, что послужило поводом для снятия семьи с жилищного учета. 08.02.2017 года супруг истца ФИО3 обратился для получения информации о состоянии очерёдности. Ему сообщили о принятии обжалуемого постановления № 2834 от 06.07.2015 года.

Истец ФИО4, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась в судебное заседание.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании считал исковые требования подлежащими удовлетворению, дал аналогичные объяснения, дополнительно объяснил, что 18.05.2005 года жилое помещение, расположенное по адресу: <...> дом № 26\7, квартира № 116, было передано в общую долевую собственность по 1/3 доле каждому родителям и сестре ФИО6 на основании договора на передачу жилья в собственность граждан от 18.05.2005 года № 58210/8. Супруг истца ФИО3 в 2005 году отказался от участия в приватизации данного жилого помещения, когда проходил службу в армии и планировал продолжить военную службу. У ответчика не было оснований признавать данное обстоятельство намеренным ухудшением жилищных условий.

Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, ФИО3 в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования, дал аналогичные объяснения.

Представитель ответчика ФИО2 В судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, объяснил, что семья истца была снята с жилищного учета по причине намеренного ухудшения жилищных условий; срок исковой давности пропущен.

Представитель третьего лица муниципального казенного учреждения Балаковского муниципального района «Управление жилищно-коммунального хозяйства», извещённый о месте и времени судебного разбирательства, не явился в судебное заседание, представил письменные объяснения, в которых указал следующее.

Согласно решению Совета муниципального образования город Балаково от 27.03.2009 года № 55 «Об утверждении Положения «О муниципальном жилищном фонде муниципального образования город Балаково», действовавшему на момент постановки семьи М-вых на жилищный учет, нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде признавались граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, равной 12,0 кв.м. (пункт 5.3). По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения для признания их в качестве нуждающихся в жилых помещениях, изменяли свое место жительства, представляют соответствующие документы за последние пять лет с каждого места жительства, в котором они проживали. Заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий было подано семьей М-вых 18.10.2012 года, соответственно проверялся временной период с 18.10.2007 года по 18.10.2012 года. В момент постановки на жилищный учет молодая семья М-вых была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, общей площадью 47,9 кв.м., собственником которого являлась бабушка – ФИО7 В указанной квартире было зарегистрировано 4 человека. В проверяемый временной период ФИО3 был снят с регистрационного учёта по месту жительства из жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 63,2 кв.м. В данной квартире вместе с ним было зарегистрировано 4 человека: ФИО3, его родители и сестра. 18.05.2005 года жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, было передано в общую долевую собственность по 1/3 доли родителям и сестре ФИО6 на основании договора на передачу жилья в собственность граждан от 18.05.2005 года № 58210/8. ФИО3 отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения. На дату принятия семьи на жилищный учёт обеспеченность жильем на каждого члена семьи М-вых превышала учетную норму и составляла 17,25 кв. м. из расчёта: (47,9 кв.м. : 4 человека Х 3 человека) + (63,2 кв.м. : 4 человека) = 35, 94 кв.м. + 15, 8 кв.м. = 51,74 кв.м. : 3 человека.

Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 года № 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050» в названии федеральной целевой программы «Жилище» цифры «2011-2015» заменены на цифры «2015-2020».

В соответствии с пунктами 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).

В соответствии со статьёй 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с пунктом 5.3 Положения «О предоставлении жилых помещений, находящихся в собственности Балаковского муниципального района», утверждённого решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 30.01.2009 № 678, учётная норма площади жилого помещения для постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма устанавливается в размере 12 кв. метров общей площади.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со статьями 123 частью 3 Конституции Российской Федерации, 12,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании объяснений лиц, участвующих в деле, копии учётного дела истца, выписок из единого государственного реестра прав на недвижимость, иных письменных доказательств, представленных сторонами, установлены следующие обстоятельства.

В период с 06.06.1989 года по 23.05.2008 года супруг истца ФИО3 был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 69,0 кв.м., расположенном по адресу: <...>. Кроме него в указанном жилом помещении были зарегистрированы по месту жительства его родители ФИО8, ФИО9, сестра ФИО4, брат ФИО10, племянник ФИО11

Копией свидетельства о заключении брака подтверждается, что 29.08.2009 года истец ФИО4 и ФИО3 заключили брак.

Согласно копии свидетельства о рождении 06.01.2011 года в станице Динская Динского района Краснодарского края у истца ФИО4 и ФИО3 родился сын Максим.

В августе 2011 года ФИО4, её супруг ФИО3 были сняты с регистрационного учёта по месту жительства в доме 110 по ул. Спартаковская ст. Васюринская Динского района Краснодарского края.

Согласно копии постановления администрации муниципального образования город Балаково от 29.10.2012 года № 1058 семья истца ФИО4 в составе трех человек (ФИО4, её супруга ФИО3, их сына ФИО12) была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Копией свидетельства о рождении подтверждается, что 23.07.2014 года в г. Балаково Саратовской области у истца ФИО4 и ФИО3 родилась дочь ФИО5

Постановлением администрации Балаковского муниципального района № 2834 от 06.07.2015 года семью истца, состоящую из четырех человек, включили в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29.02.2016 года № 614 семья истца была исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 09.02.2016 года.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями указанных постановлений.

Из копии письма муниципального казенного учреждения Балаковского муниципального района «Управление жилищно-коммунального хозяйства» от 03.03.2016 года следует, что причинной принятия обжалуемого постановления стал вывод о намеренном ухудшении ФИО3 своих жилищных условий и отсутствии оснований для признания ФИО4 нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются целенаправленные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения.

Анализируя в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для вывода о том, что 23.05.2008 года ФИО3 снялся с регистрационного учёта по месту жительства в <...> с целью постановки на жилищный учёт. Указанные действия совершены им до заключения брака и рождения детей. После снятия с регистрационного учёта он выехал из г. Балаково, более трёх лет проживал совместно с истцом и её родственниками в ст. Васюринская Динского района Краснодарского края. Истец не скрывала указанные обстоятельства, представила подтверждающие их документы с заявлением о принятии на жилищный учёт. 29.10.2012 года она была принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, 06.07.2015 года семья истца была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. При принятии данных решений снятие ФИО3 с регистрационного учёта 23.05.2008 года не было расценено как умышленное ухудшение жилищных условий с целью постановки на жилищный учёт. Основания для переоценки данного обстоятельства отсутствовали.

В соответствии со статьёй 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Заявление о пропуске истцом срока исковой давности ответчик обосновал тем, что 03.03.2016 года муниципальное казенное учреждение Балаковского муниципального района «Управление жилищно-коммунального хозяйства» направило истцу почтовым отправлением с уведомлением о вручении копию постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 614 от 29.02.2016 года об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы и снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Установлено, что данное письмо не было вручено истцу, было возвращено отправителю. В связи с необходимость оплаты почтовых услуг за возвращение письма, отправитель не получил у оператора почтовой связи возвращённое письмо. Впоследствии оно было уничтожено. В представленной почтовой квитанции и отчёте об отслеживании отправления (листы дела 67, 68) не указан адрес получателя письма. Невозможность установления адреса, по которому истцу направлялось данное письмо, препятствует применению положений статьи 165.1 ГК РФ «Юридически значимые сообщения».

Доводы истца о том, что о принятии оспариваемого постановления она узнала в феврале 2017 года не опровергнуты. 15.03.2017 года истец обратилась в суд. Срок исковой давности не пропущен.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить исковое заявление ФИО4.

Признать незаконным постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 614 от 29.02.2016 года об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы и снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области восстановить в составе участников указанной подпрограммы и на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО4 и ее семью составом семьи 4 человека:

Взыскать с администрации Балаковского муниципального района в пользу ФИО4 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей

В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья И.Г. Бирюкова

«Согласовано»

Судья