Дело № 2-2-1220/2021
УИД 18RS0011-01-2021-002111-88
Решение
Именем Российской Федерации
пос. Яр УР 17 июня 2021 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кротовой Е. В.,
при секретаре Веретенниковой Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Уканское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую ФИО1
Установил:
Администрация Муниципального образования «Уканское» (далее по тексту Администрация МО «Уканское») обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее по тексту МТУ Росимущества в УР и Кировской области) о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую ФИО1.. Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение Указа Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и № 708 от 04.09.1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Администрацией Ярского района было вынесено постановление № 2 от 12 апреля 1994 года № 2 «Об утверждении уточненных списков собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района и выдаче свидетельств на право собственности», в соответствии с которым в общую долевую собственность <данные изъяты> гражданину был предоставлен земельный участок размером <данные изъяты> га из категории «земли сельскохозяйственного назначения» из состава земель, предоставленных ранее <данные изъяты>» <адрес>. Доля каждого собственника составила <данные изъяты> га. Администрация МО «Уканское» в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в районной газете <адрес> УР «Сельская правда» ДД.ММ.ГГГГ№, а также список был размещен на официальном сайте в сети «Интернет» МО «<адрес>», на информационных щитах МО «Уканское». После опубликования на сайте и в районной газете Администрацией МО «Уканское» в <адрес> в здании <адрес> сельского дома культуры было назначено собрание участников общей долевой собственности бывшего <данные изъяты>». Из <данные изъяты> участников общей долевой собственности на собрание явилось <данные изъяты> человек. Таким образом, собрание признано не состоявшимся. Решением Совета депутатов МО «Уканское» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден список в количестве <данные изъяты> невостребованных земельных долей, в который вошел ФИО1
Истец просит признать право собственности муниципального образования «Уканское» на земельную долю площадью <данные изъяты> га, принадлежащую ФИО1 на праве собственности в земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м.
Представитель истца Администрации МО «Уканское» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без их участия.
Судом дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ без участия представителя истца.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в УР и Кировской области в предварительное судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации органы государственной власти выступают в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Приказом от 19 декабря 2016 года № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее – Положение), согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. В соответствии с п. 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Полученные ответы нотариуса о том, что наследники с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, не является безусловным доказательством того, что после смерти умершего собственника отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Получение свидетельства о праве на наследство является правом наследников, а не обязанностью. Существенных доказательств того, что наследники отсутствуют, не предоставлено. Кроме того, из разъяснений, содержащихся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 (далее – Постановление) следует, что «под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. На основании статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. И только лишь иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Между тем истцом не учтено, что в порядке статьи 61 Основ законодательства о нотариате нотариус не извещал Межрегиональное территориальное управление об открытии наследства умершего собственника и о том, что оно является выморочным. Администрация муниципального образования «Уканское» не извещала Межрегиональное территориальное управление о том, что на территории муниципального образования «Уканское» имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и о том, что спорная земельная доля перешла в собственность Российской Федерации. С учетом того, что Межрегиональное территориальное управление не было проинформировано ни со стороны нотариуса, ни со стороны администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на выморочную земельную долю, распорядиться данным земельным участком. В исковом заявлении указано, что Администрацией муниципального образования «Уканское» опубликованы списки лиц, имеющих права на земельные доли. Однако ни в одном из имеющихся в материалах дела списках не указана Российская Федерация, равно как и Межрегиональное территориальное управление. Следовательно, Администрация муниципального образования «Уканское» не предоставила Межрегиональному территориальному управлению предусмотренного законом права направить свои возражения в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей и нарушила порядок, установленный пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с пунктом 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежавшие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, до их передачи решением суда в муниципальную собственность входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Истец не учитывает, что Российской Федерации стало известно о наличии земельной доли, имеющей признаки выморочного имущества, только со дня поступления в адрес Межрегионального территориального управления искового заявления по иску Администрации муниципального образования «Уканское» о признании права собственности на невостребованные земельные доли. С момента, когда ответчику стало известно о наличии выморочной доли не прошло трех и более лет, соответственно у истца не было оснований прийти к выводу, что Российская Федерация не распорядилась данной земельной долей в установленный законом срок. Кроме того, Межрегиональное территориальное управление считает, что данный вывод сделан истцом при не правильном применении материального права. Исходя из смысла данного Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», следует понимать, что выморочная земельная доля может быть признана невостребованной, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалось земельной долей на протяжении трех и более лет. Все вышеперечисленные доводы являются важными для определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, однако истцом оставлены без внимания. В исковом заявлении истец не делает вывод, по каким основаниям Межрегиональное территориальное управление должно было узнать о наличии выморочного имущества, расположенного на территории Муниципального образования «Уканское» для вступления в наследственные права на земельные доли, оставшиеся после смерти собственника и дальнейшего распоряжения ими. Истец не указывает по каким признакам, в опубликованных Администрацией муниципального образования «Уканское» списках о невостребованных земельных долях, Межрегиональное территориальное управление должно было определить, что в указанных в списке лиц, именно доля умершего собственника является выморочной и реализовать свое право, предусмотренное пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В силу приведенных выше норм наследственного права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9, а также в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец обязан доказать факт перехода имущества умерших собственников, как выморочного имущества в собственность Российской Федерации, факт что Российская Федерация знала о перешедшей к ней по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалась земельной долей на протяжении трех и более лет. Таких доказательств материалы дела не содержат. В соответствии с вышеизложенным, Межрегиональное территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Уканское» в связи с чем, в удовлетворении исковых требований к Межрегиональному территориальному управлению должно быть отказано.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из постановления № главы <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении уточненных списков собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района и выдаче свидетельствует на право собственности» следует, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации в части выдачи свидетельств на право собственности каждому члену коллективного сельскохозяйственного формировании его земельного пая, утверждены уточненные списки собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района.
Согласно свидетельству на право собственности на землю <данные изъяты>№, выданному ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №, на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления № главы района от ДД.ММ.ГГГГФИО1, проживающий в <адрес>, приобретает право общей долевой собственности на землю по адресу – <адрес>» общей площадью <данные изъяты> га; земельная доля с оценкой <данные изъяты> баллогектар, кадастровый номер № для сельскохозяйственного использования, сельхозугодий <данные изъяты> га, из них пашни <данные изъяты> га.
Из кадастровой выписки о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике следует, что по адресу: <адрес>», расположен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, правообладателем доли в праве общей долевой собственности является ФИО1.
Представленные в суд доказательства свидетельствуют о том, что ФИО1. при жизни являлся собственником земельной доли в размере <данные изъяты> га, полученной в порядке, установленном ранее действовавшими нормативно-правовыми актами: Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 год № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».
Из справки Администрации МО «Уканское» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что умерший ФИО1 проживал по адресу - УР, <адрес>. Вместе с ним проживала ФИО4, брак не зарегистрирован.
Согласно справки о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации нотариуса ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после смерти ФИО1 умершего ДД.ММ.ГГГГ не заводилось.
В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В это период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»».
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» названный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 8 ст.12.1 вышеуказанного Закона установлено право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Согласно п.1 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Согласно п.2 этого же Закона невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Из положений п.3,4 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, затем опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Согласно п.5,7 ст.12.1 Закона на общем собрании участников долевой собственности утверждается Список невостребованных земельных долей. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Согласно п.8 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Порядок признания спорной земельной доли невостребованной истцом соблюден, о чем свидетельствует копия газеты «Сельская правда» <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ№, где было опубликовано объявление МО «Уканское» с просьбой об ознакомлении со списком лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по <данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ за №, где было опубликовано информационное сообщение о проведении ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников долевой собственности <данные изъяты>», протоколом собрания участников долевой собственности ТОО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, решением Совета депутатов МО «Уканское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка невостребованных долей <данные изъяты>». В списке невостребованных долей под № значится ФИО1.
Принимая во внимание приведенные положения закона и установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что земельная доля, предоставленная ФИО1, является невостребованной.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.
Согласно приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 года № 462 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике 17.03.2017 года переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.
Приказом от 19.12.2016 года № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.1151 ГК РФ (в редакции, действующей на момент смерти собственника спорной земельной доли) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432).
Согласно п.50 указанного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Суд приходит к выводу о том, что согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом – невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым также относится ответчик по делу, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Доводы ответчика о том, что он не имел возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, судом отклоняются по следующим основаниям.
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный орган о существовании выморочных земельных долей.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей, установлен в п.4 ст.12.1 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Данный порядок администрацией МО «Уканское» соблюден.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не заявило права собственника на указанную земельную долю, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданского права является признание права.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии достаточных законных оснований для удовлетворения заявленных требований о признание права собственности муниципального образования «Уканское» <адрес> Удмуртской Республики на невостребованную земельную долю, принадлежавшую ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333 НК РФ ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как государственный орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации Муниципального образования «Уканское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике и <адрес> о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую ФИО1, удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования «Уканское» <адрес> Удмуртской Республики на невостребованную земельную долю, принадлежавшую на праве общей долевой собственности ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства на право собственности на землю <данные изъяты>№, выданному ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №, площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>».
Право собственности муниципального образования «Уканское» <адрес> Удмуртской Республики на земельную долю площадью 10, 5 га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>» подлежит обязательной государственной регистрации в регистрирующем органе.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд.
Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания или отдельного процессуального действия и в течение пяти дней со дня подписания протокола подать в письменной форме замечания на такие протокол и аудиозапись с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Судья Е. В. Кротова