ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-147/2021 от 07.12.2021 Инсарского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2-2-147/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Кадошкино, Республика Мордовия 07 декабря 2021 г.

Инсарский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Белоусова А.А., при секретаре Калининой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия к ФИО2, ФИО3 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие и направления оружия на утилизацию,

установил:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия (далее по тексту – Управление Росгвардии по Республике Мордовия) обратилось в суд с иском ФИО2, ФИО3 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие и направления оружия на утилизацию. В обоснование иска указано, что 15 июля 2019 года должностными лицами ММО МВД России «Ковылкинский» у ФИО2 изъято гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие <ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ТИП ОРУЖИЯ>, ранее принадлежавшее ФИО1, умершему <ДАТА СМЕРТИ>. Указанное оружие помещено на ответственное хранение в КХО ММО МВД России «Ковылкинский».

Наследниками по закону к имуществу ФИО1 являются его супруга ФИО2 и дочь ФИО3, которыми до настоящего времени не предпринято никаких действий, направленных на оформление разрешительного документа на право хранения или хранения и ношения оружия либо отчуждение его в установленном законом порядке. Оружие в течение продолжительного времени находится на объединенном складе Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия». Хранение и бремя содержания указанного оружия требует определенных материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств.

Управлением Росгвардии по Республике Мордовия наследникам умершего направлены уведомления №5764/380, №5764/381 от 15 мая 2021 года, №5764/484, № 5764/485 от 26 июля 2021 года о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения или хранения и ношения оружия либо принять решение об отчуждении оружия в установленном законом порядке, однако, до настоящего времени никаких действий ими совершено не было.

В целях оформления разрешительного документа на право хранения или хранения и ношения оружия принадлежавшего ранее гражданину ФИО1, либо в целях отчуждения оружия в установленном законом порядке наследники умершего не обращались. При указанных обстоятельствах оружие фактически является брошенным. Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия.

Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.

Просит прекратить право собственности ФИО2, ФИО3 на гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие <ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ТИП ОРУЖИЯ>. Разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия уничтожение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия <ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ТИП ОРУЖИЯ>, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года №226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

В судебное заседание представитель истца - Управления Росгвардии по Республике Мордовия, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела не явился, в заявлении старший инспектор отделения лицензионно-разрешительной работы (по Ельниковскому, Инсарскому, Кадошкинскому, Ковылкинскому, Краснослободскому, Старошайговскому районам) Управления Росгвардии по Республике Мордовия ФИО4, действующая на основании доверенности №574/349 от 17 февраля 2021 года, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчицы ФИО2, ФИО3 о дне, времени и месте судебного разбирательства извещались в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по адресу регистрации: Республика Мордовия, р.<...>. Конверты возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения».

Приказом ФГУП «Почта России» от 05 декабря 2014 года №423-п, утверждены Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», в силу пунктов 3.4. и 3.6 которых при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Неврученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

Возвращение в суд не полученного ответчицами после нескольких извещений заказных писем с отметкой «истек срок хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресатов за получением судебного документа.

В силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела. Согласно положениям части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Указанный основополагающий принцип осуществления гражданских прав закреплен также и положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которых не допускается злоупотребление правом. Уклонение стороны от явки в судебное заседание не может являться препятствием для рассмотрения гражданского дела, поскольку ведет к нарушению гарантированных каждому право на судебную защиту, при этом с учетом положения части 1 статьи 6.1 ГПК РФ, судопроизводство во всяком случае должно осуществляться в разумный срок, не рассмотрение гражданского дела в случае не явки стороны по делу, нарушает законные права и интересы других лиц, участвующих в деле. Право на судебную защиту является неотъемлемым правом гражданина и реализация данного Конституционного права не может ставиться в зависимость от того, пожелает ли лицо, участвующее в деле явиться в судебное заседание и реализовать свои процессуальные права или будет уклоняться от явки и участия в судебном заседании. Согласно части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу положений статьи 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылается судом по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считается доставленной даже в том случае, если адресат по указанному адресу более не проживает или не находится.

Учитывая, что ответчицы ФИО2, ФИО3 добровольно отказались от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовые отправления разряда «Судебное», суд приходит к выводу об их надлежащем извещении о дне, времени и месте судебного заседания.

В соответствии с требованиями частей 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые в силу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» ограничены в гражданском обороте, то есть могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

На основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в том числе, в случае смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Согласно пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).

Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).

На основании статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.

Исходя из положений абзаца 3 статьи 20 и пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел. оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в органе внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении права на владение оружием либо до отчуждения оружия, но не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.

В соответствии со статьей 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац 2 пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения. Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.

Из материалов дела следует, что ФИО1, <ДАТА РОЖДЕНИЯ>, принадлежало гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие <ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ТИП ОРУЖИЯ>, разрешение на хранение и ношение которого выдавалось в порядке установленном законом, со сроком действия до 27 апреля 2022 года.

<ДАТА СМЕРТИ>ФИО1, <ДАТА РОЖДЕНИЯ>, умер (запись акта о смерти <ДАТА И НОМЕР АКТА>).

В связи со смертью владельца оружия, оно было изъято и помещено на временное хранение на склад ФКУ «Центра хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Мордовия» с 28 августа 2019 года по настоящее время, что подтверждается сообщением ММО МВД России «Ковылкинский» от 30 августа 2021 года №53/13160 и протоколом изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от 15 июля 2019 года.

15 июля 2019 года на основании заключения, утвержденного начальником отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республики Мордовия, разрешение на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему серии РОХа 18063025 сроком действия до 27 апреля 2022 года, выданное ММО МВД России «Ковылкинский» ФИО1, аннулировано. Гладкоствольное оружие <ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ТИП ОРУЖИЯ>, помещено на временное хранение в КХО ММО МВД России «Ковылкинский».

Наследниками по закону после смерти ФИО1, умершего <ДАТА СМЕРТИ>, являются его супруга ФИО2 и дочь ФИО3

Из материалов дела следует, что истцом 15 июня 2021 года, 26 июля 2021 года наследникам умершего ФИО2 и ФИО3 направлялись уведомления о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения или хранения и ношения оружия либо принятии решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, однако, никаких действий до настоящего времени ими предпринято не было.

Истцом направлялись информационные письма в специализированные магазины по продаже оружия с просьбой о предоставлении на реализацию оружия <ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ТИП ОРУЖИЯ>, однако, в связи с плохим состоянием оружия и низким спросом на данный товар, ему было отказано в его реализации.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что мер, направленных на оформление разрешительных документов на право хранения (хранения и ношения) оружия либо отчуждения оружия в установленном законом порядке наследниками ФИО2 и ФИО3 не принято. Доказательств, подтверждающих принятие таких мер, материалы дела не содержат, не представлены они и ответчицами в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03 июля 2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Порядок приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ определен Приказом Росгвардии от 15 января 2018 года №9 «Об утверждении Порядка приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814 (далее по тексту - Правила №814), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.

Из указанных правовых норм следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы войск национальной гвардии. Иные органы государственной власти правом по изъятию, приему, хранению и уничтожению оружия не наделены.

Кроме того, подпунктом «а» пункта 14 указанных выше Правил №814 предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.

В соответствии с пунктом 83 Правил №814 изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что изъятое в установленном порядке оружие может быть уничтожено при условии его технической непригодности к эксплуатации.

Принимая во внимание, что после смерти ФИО1 его наследниками в течение года и до настоящего времени необходимых действий, направленных на оформление разрешительного документа на право хранения или хранения и ношения оружия либо принятии решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке не произведено, реализация оружия невозможна, суд считает исковые требования Управления Росгвардии по Республике Мордовия обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росгвардии по Республике Мордовия освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей, организациями - в размере 6000 рублей.

Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги, сборы, страховые взносы.

Таким образом, с ответчиц ФИО2 и ФИО3 подлежит взысканию в бюджет Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия государственная пошлина в размере 300 рублей, в равных долях, то есть по 150 рублей с каждой.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия к ФИО2, ФИО3 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие и направления оружия на утилизацию, удовлетворить.

Прекратить право собственности ФИО2, ФИО3 на гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие <ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ТИП ОРУЖИЯ>.

Разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия уничтожение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия <ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ТИП ОРУЖИЯ>, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года №226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Взыскать с ФИО2 в бюджет Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Взыскать с ФИО3 в бюджет Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения.

Судья А.А. Белоусов

1версия для печатиДело № 2-2-147/2021 ~ М-2-136/2021 (Решение)