Дело № 2-2-7/2016 г.
Решение
Именем Российской Федерации
с.Жирятино 2 февраля 2016 года.
Выгоничский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи – Кузьбарь Е.И.
при секретаре – Биндасовой Г.Р.
с участием сторон представителя истца – по /доверенности/ заместителя прокурора Жирятинского района Брянской области –Шепида Я.М., представителя третьего лица – МО МВД России «Почепский» /по доверенности/ ФИО3, представителя третьего лица УМВД России по <адрес> /по доверенности/ ФИО3.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО1<адрес> поданному в защиту интересов Российской Федерации к ФИО4 о признании газового пистолета марки «Перфект» калибра – № года выпуска бесхозяйным, об обращении газового пистолета в собственность Российской Федерации, об обязании МО МВД России «Почепский» передать в УМВД России по <адрес> для утилизации.
Установил:
В Выгоничский районный суд с исковым заявлением обратился прокурор ФИО1<адрес> в защиту интересов Российской Федерации к ФИО4 о прекращении права собственности на газовый пистолет и обращение его в собственность Российской Федерации.
Далее представитель истца уточнил исковые требования, просит суд признать газовый пистолет марки № года выпуска – бесхозяйным. Обратить газовый пистолет марки «<данные изъяты> калибра – ДД.ММ.ГГГГ – в собственность РФ. Обязать МО МВД России «Почепский» передать в УМВД России по <адрес> газовый пистолет марки <данные изъяты>» калибра – ДД.ММ.ГГГГ. Разрешить УМВД России по <адрес> утилизацию газового пистолета марки <данные изъяты>» калибра – № года выпуска в установленном законом порядке, по основаниям изложенном в уточненном исковом заявление. Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. В силу п.1 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Согласно п.1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом настоящей статьи, то есть, если по заявлению заинтересованного лица они признаны судом бесхозяйными. Оружие в соответствии с ч.2 ст.129 ГК РФ относится к объектам гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается. В силу статей 6, 13 Федерального закона «Об оружии» оно изъято из свободного оборота и подлежит обязательной регистрации, то есть граждане (физические лица) и юридические лица могут владеть, пользоваться и распоряжаться оружием исключительно на основании разрешения (лицензии), выдаваемой органами внутренних дел. Установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в КХО МО МВД России «Почепский» находится газовый пистолет марки <данные изъяты> калибр -№ года выпуска. Данное оружие изъято ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением сроков перерегистрации и постановки на учет оружия у ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в 2004 году убыл для проживанию в Германию. На сегодняшний день срок хранения данного оружия составляет более одного года. С момента изъятия, вышеуказанное оружие никем не истребовано, ФИО4 не изъявил желание его забрать и фактически оно является брошенным. Согласно статьям 2 и 3 Федерального закона «Об оружии», спорный газовый пистолет, относится к гражданскому оружию. Согласно ст. 28 Федерального закона «Об оружии» на органы внутренних дел возложен контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством. В силу п.22 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об оружии", на полицию возложены обязанности осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ. Изъятие и уничтожение оружия и патронов урегулированы разделом XIV Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно п. 82 Правил, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации. Согласно п. 83 Правил, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Порядок уничтожения вооружения и боеприпасов закреплен в разделе IX Инструкции по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно данному приказу отделы внутренних дел не уполномочены самостоятельно осуществлять уничтожение оружия, - данные функции возложены на управления. Анализ вышеперечисленных норм указывает, что хоть законом и предусмотрено, но механизм реализации полномочий органов внутренних дел по продаже обращенного оружия в государственную собственность гражданского оружия не определен, при этом уничтожение оружия строго регламентировано. По смыслу вышеперечисленного п. 82 Правил оборота гражданского и служебного оружия патронов к нему на территории Российской Федерации, при уничтожении оружия, производство историко-культурной и искусствоведческой экспертизы в отношении оружия обязательно. Производство экспертизы в целях соблюдения порядка уничтожения оружия, а так же оценка оружия и его комиссия в целях реализации (продажи) оружия влекут материальные затраты. Стоимость оружия аналогичного спорному продается собственниками по цене от 500 руб. до 1000 руб. Стоимость проведения историко-культурного и искусствоведческого исследования составляет 42 тыс. руб. При таких обстоятельствах нецелесообразна реализация спорного газового пистолета в силу возможных убытков для государства. В статье 1 ФЗ «Об оружии» определены основные понятия. Так, оружие, имеющее культурную ценность, - это оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в том числе старинное (антикварное) оружие. Старинным (антикварным) оружием является огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года. Реплика старинного (антикварного) оружия – это оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца старинного (антикварного) оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства. Исходя из данных понятий, учитывая год выпуска оружия, заводской способ его производства, газовый пистолет заведомо не имеет признаков объекта, обладающего историко-культурной ценностью, либо предмета искусства. С учетом экономической целесообразности, а так же недостаточной определенности механизма реализации гражданского оружия, обращенного в собственность государства, необходимо в отношении конкретной спорной единицы оружия принять решение о разрешении его утилизации.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Жирятинского района Шепида Я.М., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель третьего лица МО МВД России «Почепский» ФИО3, поддержал уточненные исковые требования заместителя прокурора, считает их подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица УМВД России по Брянской области ФИО3, поддержал уточненные исковые требования заместителя прокурора считает их подлежащими удовлетворению.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, судебные повестки возвращены с отметкой «не проживает», по данному адресу.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по последнему месту жительства на территории Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно протокола изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ видно, что старшим инспектором ЛРР ФИО1 В.И. у ФИО4 изъят газовый пистолет марки «<данные изъяты> калибра – № выпуска в связи с истечением срока действия разрешения на его хранение и ношение, который в последующем сдан на хранение в оружейную комнату ОВД по ФИО1 муниципальному району, согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом. 3 данной нормы в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу п.1 ст.225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Согласно п.1 ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, то есть, если по заявлению заинтересованного лица они признаны судом бесхозяйными.
В соответствии с п.2 ст.129 ГК РФ оружие относится к объектам гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается. В силу статей 6 и 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №150-ФЗ «Об оружии» оно изъято из свободного оборота и подлежит обязательной регистрации, то есть граждане и юридические лица могут владеть, пользоваться и распоряжаться оружием исключительно на основании разрешения (лицензии), выдаваемой органами внутренних дел.
Установлено судом, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в КХО МО МВД России «Почепский» находится газовый пистолет марки <данные изъяты>», калибр -8, № года выпуска. Данное оружие изъято ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением сроков перерегистрации и постановки на учет оружия у ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в 2004 году убыл для проживанию в Германию.
Срок хранения данного оружия составляет более одного года. С момента изъятия, вышеуказанное оружие никем не истребовано, ФИО2 не изъявил желание его забрать и фактически оно является брошенным.
Согласно статьям 2 и 3 Федерального закона «Об оружии», спорный газовый пистолет, относится к гражданскому оружию.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об оружии» на органы внутренних дел возложен контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу п.22 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об оружии", на полицию возложены обязанности осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Изъятие и уничтожение оружия и патронов урегулированы разделом XIV Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 82 Правил, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно п. 83 Правил, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок уничтожения вооружения и боеприпасов закреплен в разделе IX Инструкции по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно данному приказу отделы внутренних дел не уполномочены самостоятельно осуществлять уничтожение оружия, - данные функции возложены на управления.
Механизм реализации полномочий органов внутренних дел по продаже обращенного оружия в государственную собственность гражданского оружия не определен, при этом уничтожение оружия строго регламентировано.
Пункт 82 Правил оборота гражданского и служебного оружия патронов к нему на территории Российской Федерации указывает, что при уничтожении оружия, производство историко-культурной и искусствоведческой экспертизы в отношении оружия обязательно.
Производство экспертизы в целях соблюдения порядка уничтожения оружия, а так же оценка оружия и его комиссия в целях реализации (продажи) оружия влекут значительные материальные затраты.
Стоимость оружия аналогичного спорному продается собственниками по цене от 500 руб. до 1000 руб., согласно данных Интернет сайтов.
Стоимость проведения историко-культурного и искусствоведческого исследования составляет 42 тыс. руб., согласно информационного письма Некоммерческого партнерства «Федерация судебных экспертов».
При таких обстоятельствах нецелесообразна реализация спорного газового пистолета в силу возможных убытков для государства.
В статье 1 ФЗ «Об оружии» определены основные понятия.
Так, оружие, имеющее культурную ценность, - это оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в том числе старинное (антикварное) оружие.
Старинным (антикварным) оружием является огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.
Реплика старинного (антикварного) оружия – это оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца старинного (антикварного) оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства.
Исходя из данных понятий, учитывая год выпуска оружия, заводской способ его производства, газовый пистолет заведомо не имеет признаков объекта, обладающего историко-культурной ценностью, либо предмета искусства.
С учетом экономической целесообразности, а так же недостаточной определенности механизма реализации гражданского оружия, обращенного в собственность государства, необходимо его утилизировать.
С учетом того, что длительное время ответчик не истребовал оружие на законных основаниях, то есть основания считать, что он от него отказался и требование прокурора о признании движимой вещи бесхозяйной обоснованно, как и обоснованным само Обращение прокурора в суд, так как органы внутренних дел, в силу абз.2 ч.1 ст.290 ГК РФ (заявление подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи) и Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011г. №) полномочиями по данному вопросу не наделены.
Поскольку оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот служебного и гражданского оружия регулируется специальными нормативными актами: Федеральным законом от 13,12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Постановлением Правительства РФ oт ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
При реализации процедуры обращения в собственность государства имущества, в том числе и оружия, оно сохраняет статус изъятого, так как первоначально изымается государственными органами,
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно пункту 5.5 Положения «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств его уничтожение.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее Правила).
В силу пункта 10 указанных Правил Росимущество не отнесено к органам, уполномоченным на реализацию гражданского и служебного оружия. В то же время Министерству внутренних дел Российской Федерации такие
полномочия предоставлены.
Пунктом 9 Правил установлено, что юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность.
Согласно п.22 ч1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О полиции», на полицию возложены обязанности осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Анализ вышеприведенных норм указывает, что, хоть законом и предусмотрено, но механизм реализации полномочий органов внутренних дел по продаже обращенного в государственную собственность гражданского оружия не определен. Уничтожение оружия строго регламентировано.
Следовательно, уточненные исковые требования заявленные прокурором подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.293 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Жирятинского района Брянской области поданному в защиту интересов Российской Федерации к ФИО4 о признании газового пистолета марки <данные изъяты> калибра – № года выпуска бесхозяйным, об обращении газового пистолета в собственность Российской Федерации, об обязании МО МВД России «Почепский» передать в УМВД России по <адрес> для утилизации удовлетворить.
Признать газовый пистолет марки <данные изъяты> калибра – ДД.ММ.ГГГГ года выпуска – бесхозяйным.
Обратить газовый пистолет марки <данные изъяты> калибра – ДД.ММ.ГГГГ года выпуска – в собственность РФ.
Обязать МО МВД России «Почепский» передать в УМВД России по <адрес> газовый пистолет марки <данные изъяты> калибра – № года выпуска.
Разрешить УМВД России по <адрес> утилизацию газового пистолета марки <данные изъяты> калибра – № года выпуска в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в месячный срок в апелляционном порядке.
Судья Е.И. Кузьбарь
Решение изготовлено в окончательной форме 05 февраля 2016 года.
Судья Е.И. Кузьбарь