ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-28/20 от 29.07.2020 Усть-камчатского районного суда (Камчатский край)

Дело

строка 169

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Усть-Камчатск Камчатского края 29 июля 2020 года

Усть-Камчатский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

с участием истицы Легрова И.И.,

Ремига Е.В.,

Фомичевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомичевой Анжелы Юрьевны, Фомичева Олега Валерьевича, Трусова Олега Евгеньевича к АО «Авиакомпания «Аврора» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Фомичева А.Ю., Фомичев О.В. и Трусов О.Е. обратились в Усть-Камчатский районный суд с иском к ПАО «Аэрофлот» о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей в пользу каждого истца, а также штрафа в пользу каждого истца за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

В обоснование иска указали, что 28 мая 2019 года они приобрели на сайте «One Two Trip» авиабилеты по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток – Сеул – Яньгунь (Мьянма) на едином бланке. Вылет рейса SU 5617 авиакомпании «Аврора» по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток должен был состояться 28 декабря 2019 года в 9 часов 45 минут по местному времени. Прибыв в аэропорт г. Елизово, они узнали, что рейс SU 5616 от 28 декабря 2019 года авиакомпании «Аврора» по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский прибыл по расписанию. На стойке регистрации им выдали посадочные талоны с временем вылета на 13 часов, пояснив, что самолет сначала полетит в г. Хабаровск, затем, возвратившись обратно, произведет рейс в г. Владивосток. В течение последующих часов ожидания рейс откладывался и в конце дня был перенесен на 29 декабря 2019 года. Во время проставления отметки о задержке рейса, представитель авиакомпании «Аврора» объявила им, что на рейс Владивосток – Сеул они опоздали, билеты по данному маршруту отсутствуют вплоть до 02 января 2020 года, эту же информацию в телефонном разговоре им подтвердил представитель авиакомпании «Аврора» в г. Владивосток. Поскольку цель поездки была встреча Нового года и новогодний отдых в Яньгуне, они отменили регистрацию и сдали авиабилеты, так как поездка потеряла значимость. 09 января 2020 года они обратились с претензией в АО «Авиалинии «Аврора», претензия была рассмотрена ПАО «Аэрофлот», поскольку между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиалинии «Аврора» заключено соглашение «код-шеринг». Нарушив сроки, установленные законом «О рассмотрении обращений граждан» авиакомпания отказала в удовлетворении претензии, ответив стандартным, типовым штампом.

Просили суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей в пользу каждого истца, а также штраф в пользу каждого истца за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Истец Фомичева А.Ю. в судебном заседании проведенном в режиме видео-конференции, на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Истец Фомичев О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлением от 22.07.2020 просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с выездом за пределы Усть-Камчатского района, на исковых требованиях настаивал.

Истец Трусов О.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлением от 22.07.2020 просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с выездом за пределы Камчатского края, на исковых требованиях настаивал.

Определением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 07.07.2020 по заявлению истцов произведена замена ненадлежащего ответчика ПАО «Аэрофлот» надлежащим – АО «Авиакомпания «Аврора». ПАО «Аэрофлот» привлечены к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

Ответчик АО «Авиакомпания «Аврора» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представили суду возражения на иск, согласно которых 28.05.2019 истцы приобрели билеты по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток – Сеул – Янгон и обратно на бланке «KOREAN AIR». Перевозчиком по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток (дата вылета 28.12.2019, рейс SU/HZ5617) и обратно (дата вылета 07.01.2020, рейс SU/HZ 5616) являлась авиакомпания «Аврора» по договору «код-шеринг» с ПАО «Аэрофлот». Рейс по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток был выполнен с задержкой по отправлению на 24 часа 26 минут ввиду позднего прибытия воздушного судна по причине неблагоприятных метеоусловий аэропорта отправления. Согласно справке Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» от 09.06.2020 № 1-3671 в аэропорту Елизово с период с 00:00 часов 27.12.2019 (местное время – 12:00) по 07:48 часов 28.12.2019 (местное время – 19:48) на территории аэропорта наблюдались следующие неблагоприятные метеоусловия: метель, ливневый снег, сильный порывистый ветер различных значений скорости (до 20 м/с) и направления, значительная облачность, коэффициент сцепления не превышал значения 0,35; в последующем – облачность, снежный поземок, уплотненный или укатанный снег на взлетно-посадочной полосе с высотой отложения 2 мм). При этом возможность вылета определяется перевозчиком самостоятельно и зависит, в том числе от типа воздушного судна, однако главным условием осуществления воздушной перевозки является обеспечение безопасности полетов. Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации определена как состояние авиатранспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. Воздушное судно эксплуатируется в соответствии с его эксплуатационной документацией; в пределах эксплуатационных ограничений, предписанных уполномоченным органом государства регистрации воздушного судна. Руководством по производству полетов эксплуатанта (часть В, том 1 «Воздушное судно А319/320/321», глава 1 «Эксплуатационные ограничения») в п. 1.5 установлены ограничения для воздушных судов А319 по скорости ветра 16,9 м/с, отложения на взлетно-посадочной полосе (ВВП) не более 3 мм. Специфика перевозок воздушным транспортом состоит в том, что они носят непрерывный характер и при этом зависят от метеорологических условий и технических причин, которые носят форс-мажорный характер, не зависят от перевозчика и связаны с необходимостью обеспечить безопасность полета перевозчиком. Таким образом, одним из оснований, исключающих ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, являются обстоятельства, не зависящие от перевозчика, в том числе условия безопасности полетов, угрожающие жизни или здоровью пассажиров воздушного судна. Из вышеизложенного следует, что задержка рейса SU/HZ5617/28.12.2019 по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток произошла не по вине перевозчика, а в связи с неблагоприятными метеоусловиями, повлекшими невозможность своевременно исполнения принятых на себя перевозчиком обязательств, что является основанием для освобождения авиакомпании от ответственности и исключения наличия вины. До вылета рейса SU/HZ5617/28.12.2019 договор воздушной перевозки между истцами и авиакомпанией был расторгнут по инициативе истцов. Довод истцов о том, что во время постановки отметки о задержке рейса представитель авиакомпании объявила, что лететь дальше не стоит, так как на рейс из Владивостока в Сеул они опоздали, а билеты на ближайшие дни в Сеул вплоть до 02.01.2020 отсутствуют, не имеет под собой оснований, так как согласно данным информационной программы обработки звонков и Справки службы информационных технологий, звонки с телефонных номеров Фомичева О.А. и Фомичевой А.Ю. в период времени с 00:00 до 23:59 28.12.2019 ни в контакт-центр авиакомпании, ни в Приморский филиал авиакомпании г. Владивосток не поступали. Согласно отчету за смену начальника смены ОПП Приморье за 29.12.2019 (08:00-20:00) трое пассажиров с задержанного рейса SU/HZ5617/28.12.2019, прибывшего во Владивосток 29.12.2019, переоформили билеты и были перевезены рейсом авиакомпании SU/HZ5434/29.12.2019 по маршруту Владивосток – Сеул. Истцы также имели возможность продолжить поездку, переоформив билеты на указанный рейс. Истцами не представлены доказательства, подтверждающие нравственные или физические страдания вследствие противоправных действий авиакомпании, в связи с чем считают, что исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Так же считают, что требования о взыскании штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» не подлежат удовлетворению в связи с тем, что ответ на претензию Фомичевой А.Ю. и Фомичева О.А., поступившую 13.01.2020 в интернет-приемную, авиакомпания направила в тот же день на электронный адрес Фомичевой А.Ю.

В соответствии со ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ПАО «Аэрофлот» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своего представителя в суд не направили. Как следует из письменных возражений на иск, авиабилеты №№ 1804794098982-83/84-85/88-89 на пассажиров FOMICHEV/OLEG, FOMICHEVA/ANZHELA и TRUSOV/OLEG были оформлены 28.05.2019 на бланке а/к «KOREAN AIR» на рейсы SU5617 28.12.2019 (выполняется по договору «код-шеринг» с а/к АО «Авиакомпания Аврора»), КЕ982-КЕ471 28.12.2019, КЕ472 05.01.2020, КЕ981 06.01.2020 (выполнялись а/к «KOREAN AIR») и SU5616 07.01.2020 (выполнялся по договору «код-шеринг» с а/к АО «Авиакомпания Аврора») Петропавловск-Камчатский – Владивосток – Сеул – Янгон – Сеул – Владивосток – Петропавловск-Камчатский по тарифу UPE0ZRIK а/к «KOREAN AIR». В а/б 1804794098982-83/84-85/88-89 указана стоимость 92 610 рублей за каждый. Более подробная информация относительно приобретения а/б 1804794098982-83/84-85/88-89 может быть предоставлена только авиакомпанией «KOREAN AIR». В период с 21:32 27.12.2019 по 09:39 28.12.2019 (по местному времени г. Петропавловск-Камчатский), согласно ремаркам автоматизированной системы голосового и СМС оповещения ОБиИ, были предприняты множественные попытки информирования пассажиров об изменении времени вылета рейса а/к АО «Авиакомпания «Аврора» SU5617 28.12.2019 Петропавловск-Камчатский – Владивосток с 09:45 до 13:00 по имеющемуся в бронировании телефону 79140239758. До вылета рейса SU5617/28.12.2019 пассажирами было принято решение о расторжении договоров воздушной перевозки, в связи с чем им был осуществлен возврат денежных средств. Кроме этого, считают, что ПАО «Аэрофлот» является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что рейс SU5616 07.01.2020 (суд считает ссылку здесь и далее на данный рейс ошибочной, опечаткой. Имеется в виду рейс SU5617/28.12.2019) Петропавловск-Камчатский – Владивосток является маркетинговым, на основании Соглашения «код-шеринг/блок мест» от 03.04.2019 (далее – соглашение), заключенного между ПАО «Аэрофлот» - маркетинговый партнер и а/к «Аврора» - партнер-оператор. Код-шеринг представляет собой форму сотрудничества между двумя авиакомпаниями, в результате которого конкретный рейс, выполняемый одной из авиакомпаний, обозначается кодами обеих авиакомпаний. При этом «маркетинговый партнер» - сторона и/или перевозчик, имеющая право применять свой код на рейсе Партнера-Оператора и указывать его в графе «Перевозчик» полетных купонов авиабилетов, оформленных на код-шеринговый рейс, но не осуществляющая технического, наземного обслуживания и операционного контроля воздушного судна, на котором выполняется код-шеринговый рейс, «партнер-оператор» - сторона, осуществляющая операционный контроль над воздушным судном и выполняющая код-шеринговый рейс. Исходя из условий заключенного соглашения усматривается, что в обязанности АО «Авиакомпания «Аврора», выступающего партнером-оператором, входит организация и выполнение услуг по авиаперевозкам на рейсах совместной эксплуатации (п. 5.1 соглашения). При этом ответственность перед пассажирами в силу соглашения несет компания, фактически осуществляющая перевозку. Таким образом, фактическим перевозчиком, осуществляющим указанный рейс и эксплуатантом воздушного судна, является АО «Авиакомпания «Аврора». Как предусмотрено п. 11.3 соглашения «код-шеринг», заключенного между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Аврора» от 20.12.2013 (с учетом дополнительных положений № 1 от 20.12.2013) Партнер-оператор освобождает Маркетингового партнера, включая его руководителей, должностных лиц, служащих, агентов и обслуживающий персонал от ответственности, претензий и требований, включая все расходы, связанные с ними, которые могут произойти или быть взысканы с Маркетингового партнера за порчу имущества, причинения ущерба здоровью, смерти пассажиров и третьим лицам, в результате или в связи с исполнением Сторонами обязательств по Соглашению, включая любые задержки при перевозке пассажиров и багажа. Фактический перевозчик (АО «Авиакомпания «Аврора») осуществляет операционный контроль и фактически выполняет рейсы, несет ответственность за обслуживание пассажиров в аэропортах и на борту, информирование пассажиров на табло и мониторах, стойках регистрации и в других специальных местах. В случае задержки, отмены, изменения расписания рейсов фактический перевозчик предоставляет пассажирам проживание, питание, альтернативный транспорт, несет все расходы, связанные с обслуживанием в аэропортах, транспортировкой пассажиров и багажа в пункты конечного назначения, с порчей и потерей имущества, причинением ущерба здоровью, смертью пассажиров и третьих лиц, а также с любыми задержками при перевозке пассажиров и багажа. Вина ПАО «Аэрофлот» в задержке рейса SU5616 07.01.2020 Петропавловск-Камчатский – Владивосток отсутствует. По информации, предоставленной АО «Авиакомпания «Аврора», вылет рейса SU5617/28.12.2019 Петропавловск-Камчатский – Владивосток, время по расписанию в 09:45, первоначально был перенесен на 13:00 по причине неблагоприятных метеоусловий г. Петропавловск-Камчатский. Последующая задержка обусловлена необходимостью вывоза большого количества транзитных пассажиров в г. Хабаровск. В связи с чем воздушное судно, запланированное под рейс SU5617/28.12.2019, было отправлено в г. Хабаровск. При этом задержка указанного рейса в связи с неблагоприятными метеоусловиями г. Петропавловск-Камчатский и в последующем необходимостью вывоза большого количества транзитных пассажиров в г. Хабаровск являются основаниями, освобождающими перевозчика от ответственности и исключающими наличие вины, в соответствии с п. 1 ст. 759 ГК РФ, ст. 120 Воздушного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей недостатком услуги признается ее несоответствие обязательным требованиям закона или условиям договора. Обязанность исполнителя обеспечить оказание услуги, соответствующей договору, следует и из п. 1 ст. 4 названного закона.

В силу ст. 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В силу ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии с п. 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ установлено, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

В соответствии с п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

В силу ст. 100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

В соответствии со ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира.

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 82 (далее – правила).

Согласно п.п. 7, 76 правил, перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 28 мая 2019 года Фомичева А.Ю., Фомичев О.В. и Трусов О.Е. на сайте «One Two Trip» приобрели авиабилеты по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток – Сеул – Яньгунь (Мьянма) на едином бланке с датой вылета 28 декабря 2019 года в 9 часов 45 минут, а также обратно по маршруту Яньгунь (Мьянма) – Сеул – Владивосток – Петропавловск-Камчатский с датой вылета 05 января 2020 года (том 1 л.д. 13-17).

Таким образом, между истцами и ответчиком был заключен договор воздушной перевозки по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток с датой вылета 28.12.2019.

Согласно справке о фактической погоде на аэродроме Петропавловск-Камчатский (Елизово) 27-28 декабря 2019 года, предоставленной Камчатским филиалом ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», на территории аэропорта наблюдались следующие неблагоприятные метеоусловия: метель, ливневый снег, сильный порывистый ветер различных значений скорости (до 20 м/с) и направления, значительная облачность, коэффициент сцепления не превышал значения 0,35; в последующем – облачность, снежный поземок, уплотненный или укатанный снег на взлетно-посадочной полосе с высотой отложения 2 мм) (л.д. 12-21).

Из отметки на электронном авиабилете Фомичева О.А., Фомичевой А.Ю. и Трусова О.Е. следует, что вылет рейса 5617 за 28.12.2019 по метео РКС задерживается. Ориентировочное время вылета 10 часов 00 минут 29.12.2019 (том 1 л.д. 13-14, 15-16, 17).

Согласно справке ПАО «Аэрофлот» от 07.05.2020 № 111.02.2-919 вылет рейса SU5617/28.12.2019 Петропавловск-Камчатский – Владивосток, время по расписанию в 09:45, первоначально был перенесен на 13:00 по причине неблагоприятных метеоусловий г. Петропавловск-Камчатский. Последующая задержка обусловлена необходимостью вывоза большого количества транзитных пассажиров в г. Хабаровск. В связи с чем воздушное судно, запланированное под рейс SU5617/28.12.2019, было отправлено в г. Хабаровск.

Фактическое время задержки составило 24 часа 32 минуты (том 1 л.д. 149).

Поскольку вылет рейса SU5617/28.12.2019 по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток был задержан, истцами было принято решение о расторжении договора воздушной перевозки.

В соответствии с Государственной программой обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 641-р, безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиатранспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Согласно п. 3.118 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, неблагоприятным атмосферным условиям относятся: грозовая деятельность; сильные осадки; повышенная электрическая активность атмосферы; обледенение; турбулентность; сдвиг ветра; облака вулканического пепла; пыльные и песчаные бури.

Полеты при неблагоприятных атмосферных условиях выполняются в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. № 136/42/51, настоящими Правилами, РПП и РЛЭ.

Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации в Российской Федерации», утвержденные приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских военных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

Согласно п. 2.16 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, воздушное судно эксплуатируется: в соответствии с его эксплуатационной документацией; в пределах эксплуатационных ограничений, предписанных уполномоченным органом государства регистрации воздушного судна.

В связи с тем, что 28.12.2019 в аэропорту отправления были неблагоприятные метеоусловия, которые могли создать угрозу безопасности полетов, суд приходит к выводу о том, что задержка рейса SU/HZ5617/28.12.2019 по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток произошла не по вине перевозчика, а в связи с неблагоприятными метеоусловиями, повлекшими невозможность своевременного исполнения принятых на себя перевозчиком обязательств вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, что является основанием для освобождения перевозчика от ответственности.

Довод истцов о том, что в связи с задержкой рейса по маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток, они опоздали на рейс по маршруту Владивосток – Сеул и представитель авиакомпании «Аврора» сообщила им, что далее лететь не стоит, так как билеты по маршруту Владивосток – Сеул отсутствуют вплоть до 02.01.2020, и данную информацию им подтвердила в телефонном разговоре представитель авиакомпании «Аврора» в г. Владивосток, в связи с чем им пришлось отказаться от дальнейшей поездки, суд считает не состоятельным, так как не подтверждается представленными истцами суду доказательствами, другими материалами дела.

Кроме того, согласно данным информационной программы обработки звонков и Справки службы информационных технологий от 16.06.2020, звонки с телефонных номеров, принадлежащих Фомичеву О.А. и Фомичевой А.Ю. в период с 00:00 до 23:59 28.12.2019 (время г. Владивосток) ни в контакт-центр АО «Авиакомпания «Аврора», ни в Приморский филиал АО «Авиакомпания «Аврора» в г. Владивосток не поступали (том 2 л.д. 22, 23, 24). Данные обстоятельства Фомичева А.Ю. в судебном заседании не оспаривала, пояснив суду, что они не звонили со своих личных телефонов представителю компании АО «Авиакомпания «Аврора» в г. Владивостоке, а звонили туда со служебного телефона представителя ПАО «Аэрофлот» в г. Петропавловске-Камчатском (а/п в г. Елизово).

Также, как следует из отчета за смену начальника смены ОПП Приморье за 29.12.2019 (08:00-20:00) трое пассажиров с задержанного рейса SU/HZ5617/28.12.2019, прибывшего из Петропавловска-Камчатского во Владивосток 29.12.2019, переоформили билеты и были перевезены рейсом авиакомпании SU/HZ5434/29.12.2019 по маршруту Владивосток – Сеул. Истцы также имели возможность продолжить поездку, переоформив билеты на указанный рейс (том 2 л.д. 25-26).

Так же, суд считает несостоятельным довод истцов о том, что прибытие конкретного самолета рейсом SU5616 28.12.2019 по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский, предполагает отправку именно этого самолета обратно рейсом SU5617 28.12.2019.

Согласно данным информационной системы АвиаБИТ перевозка пассажиров рейса SU/HZ5616/28.12.2019 осуществлялась воздушным судном А319/11 бортовой номер VPBDM, а рейс SU/HZ5617/29.12.2019 был осуществлен воздушным судном А319/11 бортовой номер VPBWA (том 2 л.д. 29, 30).

Руководством по производству полетов эксплуатанта (часть В, том 1 «Воздушное судно А319/320/321», глава 1 «Эксплуатационные ограничения») в п. 1.5 установлены ограничения для воздушных судов А319 по скорости ветра 16,9 м/с, отложения на взлетно-посадочной полосе (ВПП) не более 3 мм (том 2 л.д. 27-28).

Таким образом, вследствие неблагоприятных метеоусловий в аэропорту отправления 28.12.2019 и различных значений скорости и направления ветра, а также присущие данному аэропорту условий образования сильной турбулентности, одно воздушное судно может совершать посадку, а при вылете другого воздушного судна этого же типа в тот же день при тех же погодных условиях невозможно обеспечить безопасный вылет.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Таким образом, требования истцов о взыскании с АО «Авиакомпания «Аврора» компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием вины перевозчика.

В связи с отказом в иске в отношении основного требования, не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании с АО «Авиакомпания «Аврора» штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которое является производным от основного.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Фомичевой Анжелы Юрьевны, Фомичева Олега Валерьевича, Трусова Олега Евгеньевича к АО «Авиакомпания «Аврора» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда через Усть-Камчатский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2020 года.

Судья И.И. Легров