ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-363/20 от 29.10.2020 Балашовского районного суда (Саратовская область)

64RS0007-02-2020-000482-91

№2-2-363/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2020 года г. Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Журбенко С.И.,

при секретаре Никишкиной М.Н.,

с участием представителя истца Бурминова Д.В.,

представителя третьего лица Маркашова В.С. - Марина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Балашова в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области к Эрзиханову И.Э. о признании недействительным результатов межевания (образования) земельного участка и прекращении зарегистрированного права,

установил:

и.о. прокурора г. Балашова Саратовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации в лице ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области обратился в суд с иском к Эрзиханову И.Э. о признании недействительными результатов межевания (образования) земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> и прекратить зарегистрированное право Эрзиханова И.Э. на указанный земельный участок.

В обосновании исковый требований истец указал, что указанный земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, собственником которого является Эрзиханов И.Э..

Обосновывая свои исковые требования указывает истец, что согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 4 статьи 1 Водного Кодекса РФ установлено, что под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ст.5 Водного кодекса РФ водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам, в том числе относятся водохранилища. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров находятся в собственности Российской Федерации. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.

Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (или без такового).

Между тем, согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие водного кодекса Российской Федерации", под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

ГОСТом 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», введенным в действие с 01.01.1975 постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29.10.1973г. №2394, определены основные понятия в области гидрологии суши. Так даны определения:

- водоток – водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности (15);

- гидрологическая сеть – совокупность водотоков и водоемов в пределах какой-либо территории (28)

- водохранилище – искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды м регулирования стока (177);

- пруд – мелководное водохранилище площадью 1 кв. км. (178);

- пруд -копань – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей (179).

Согласно ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Следовательно, водное законодательство рассматривает как единый водный объект поверхностные воды и земли, покрытые ими. Это обстоятельство определяет характер права собственности на земли водного фонда.

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водный объект: земли водного фонда принадлежат тому, кому принадлежит водный объект, поскольку использование земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, как правило, всегда связано с использованием самих поверхностных вод (Кассационное определение Белгородского областного суда от 08.11.2011 по делу N 33-4055).

В ходе проведенной совместной с отделом государственного, надзора охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Саратовской области Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и Балашовским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Саратовской области проверки установлено, что в нарушении вышеуказанного земельного и водного законодательства в пределах земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, в границах точек координат: <данные изъяты>, имеется часть водного объекта – ручья «Солодский».

Также проведенным в 2020 году ООО «РАКУРС-КАДАСТР» исследованием в отношении земельного участка с кадастровым номером земельного и водного законодательства в пределах земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> установлено, что данный земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для производства сельскохозяйственной продукции.

На Плане земель колхоза «40 лет Октября» Балашовского района Саратовской области зафиксировано местоположение ручьев и прудов, имевшихся на территории колхоза на момент утверждения Проекта перераспределения земель Балашовского района Саратовской области. В частности, ручья «Солодский».

Наложение сведений из ЕГРН о границе земельного участка (кадастровый план территории от 20.01.2020г. на оцифрованную копию Плана земель колхоза «40 лет Октября» Балашовского района Саратовской области показало, что в границы земельного участка включена часть водного объекта – ручья «Солодский». На Обзорном плане (Приложение ) местоположение земельного участка обозначено цифрой 33, выделенной красным цветом.

Учитывая вышеизложенное, полагает истец, что земельный участок с кадастровым номером сформирован и поставлен на кадастровый учет как единый объект землепользования без определения на нем водных объектов – ручья «Солодский» и его береговой полосы в нарушение прямого запрета, установленного ст. 102 ЗК РФ, в связи с чем нарушены права Российской Федерации, как собственника водного объекта.

Вместе с тем, при использовании водных объектов водопользователи обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ).

Не осуществление указанных мероприятий и процедур, ввиду неурегулированности указанных вопросов при образовании и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в границах которого расположен ручей «Солодский», может привести к загрязнению, засорению, истощению, а как следствие, возможному уничтожению, не только находящегося в границах земельного участка ручья «Солодский», но и водных объектов, имеющих с ними непосредственную гидрологическую связь.

Вышеизложенные обстоятельства также могут привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также прав и интересов Российской Федерации как собственника водного объекта и земельного участка, на котором оно расположено.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Балашова Бурминов Д.В. исковые требования полностью поддержал по доводам, в них изложенным.

Ответчик Эрзиханов И.Э. - надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.

Третье лицо Маркашов В.С.- своевременно и надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уполномочив доверенностью представлять его интересы Марина Д.В..

Представитель третьего лица Марин Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, представив возражения, в которых указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 года, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (п. 9) право на земельные участки сельскохозяйственного назначения определено следующим образом: "Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Работники колхоза «40 лет Октября» и соцсферы в с. Большой Мелик Балашовского района наделялись земельными паями, это происходило на общем собрании и утверждалось протоколом. Количество земель подлежащих распределению (непосредственно земель сельскохозяйственного назначения) взято из Государственного акта земель колхоза, составляющие, пашню, пастбища и сенокосы. В результате один земельный пай в данном населенном пункте составил - 13,1 га, в том числе: 10 га пашни, 2,75 га пастбища, 0,35 га сенокосы.

В случае признания судом недействительными результаты межевания (образования) земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером и прекращении зарегистрированного права собственности Эрзиханова И.Э. на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> - это приведет к социальной несправедливости в отношении указанных лиц и не выполнению Указа Президента РФ. Отмежевать или выделить земельные участки в другом месте нет возможности (все разделено), колхоза нет и пересмотреть объем пая, т.е. провести новое собрание невозможно.

Специалистами ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управления Росреестра давалась правовая оценка выделению и регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.

На картографическом материале Государственного акта колхоза «40 лет Октября» с. Большой Мелик, 1992 года, земельные угодья, расположенные на ручьях, балках, лощинах, около водоемов, прудов, указаны как - пастбища.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Саратовской области в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Представитель третьего лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области своевременно и надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 1 ГК РФ закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.

Защита нарушенного права может осуществляться, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки (ст. 12 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В силу ст.ст. 3, 4 ВК РСФСР от 30 июня 1972 года реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов, прудов составляли Единый государственный водный фонд; воды в соответствии с Конституцией СССР и ст. 11 Конституцией РСФСР 1978 года являлись государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа, состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование; действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещались.

Аналогичные положения были закреплены в ст.ст. 3, 4 Основ водного законодательства СССР.

Одновременно с ВК РСФСР и Основами водного законодательства СССР исключительную собственность государства на землю и отнесение набережных к землям общего пользования устанавливал и Земельный кодекс РСФСР

Впервые возможность принадлежности обособленного водного объекта на праве собственности гражданам и юридическим лицам была допущена ст. 34 ВК РФ, действовавшего с 20 ноября 1995 года и утратившего силу с 01 января 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2006 года N2 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»

Согласно ст. ст. 11, 34, 40 ВК РФ устанавливалась федеральная собственность на водные объекты; вместе с тем было допущено нахождение в собственности граждан и юридических лиц обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) - небольших по площади и непроточных искусственных водоемов, не имеющих гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами; было определено, что обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка, положения водного законодательства Российской Федерации применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству.

При этом ст. 35 ВК РФ было установлено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 4 ВК РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным Кодексом

В силу ст. 1 ВК РФ водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте

Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (ст. 5 ВК РФ)

Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 1 ст. 8 ВК РФ).

Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений ст.ст. 1, 5, 8 ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.

Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.

Согласно ч. 2 ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами

Частью 6 ст. 6 ВК РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

На основании ч. 8 ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Как следует из ст. 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется исходя из положений гражданского законодательства и данного Кодекса.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В силу п. 1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые

гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (п. 2 ст. 102 ЗК РФ).

Из приведенных норм права следует, что пруды состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, поэтому если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии также является федеральной собственностью.

Согласно ст. 11 ВК РФ водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В силу п. п. 178 и 179 Государственного стандарта Союза ССР (ГОСТ 19179-73) «Гидрология суши. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29 октября 1973 года № 2394, пруд - это мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

По смыслу вышеназванных норм права, в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 кв. км, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами и не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности.

Как установлено в судебном заседании, подтверждено доказательствами, ДД.ММ.ГГГГ был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Как усматривается из правоустанавливающих документов, имеющихся в материалах дела, собственником вышеуказанного земельного участка является Эрзиханов И.Э..

ДД.ММ.ГГГГ между Эрзихановым И.Э. и Маркашовым В.С. заключен договор аренды земельного участка, согласно которому Маркашову В.С. предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>

Указанный договор был зарегистрирован в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ за .

Установлено в судебном заседании, что в нарушении вышеуказанного земельного и водного законодательства в пределах земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> в границах точек координат: <данные изъяты> имеется часть водного объекта – ручья «Солодский».

Данное обстоятельство подтверждено актом проверки исполнения природоохранного и земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой г. Балашова с привлечением специалистов-экспертов межмуниципального отдела Управления Росреестра по Саратовской области.

Как следует из заключения специалиста - ООО «РАКУРС-КАДАСТР», земельный участок с кадастровым номером отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для производства сельскохозяйственной продукции. В границы указанного земельного участка включена часть водного объекта – ручья «Солодский», являющегося федеральной собственностью.

Наличие водного объекта на спорном земельном участке сторонами не оспаривается.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 45 Федерального закона № 221-ФЗ).

Аналогичные положения воспроизведены в ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 03 июля 2016 года).

В силу положений ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в соответствующей редакции) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно положениям ст.ст. 7, 8 названного Федерального закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости), в который вносятся кадастровый номер объекта недвижимости и описание местоположения объекта недвижимости.

В ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ (п. п. 1, 7, 9 (в редакции, действовавшей на момент межевания земельного участка) было указано, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года № 921 были утверждены формы и состав сведений межевого плана, требований к его подготовке. В п. 21 Требований к подготовке межевого плана указано, что межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.

Для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Образование земельного участка с кадастровым номером произведено с нарушением норм действующего законодательства, поскольку земельный участок образован на землях, покрытых поверхностным водным объектом общего пользования с включением в состав участка береговой полосы водного объекта. Данные, отраженные в межевом плане земельного участка, не соответствуют действительности, так как кадастровым инженером не отображен водный объект, расположенный на участке. Водный объект существовал задолго до формирования спорного участка.

Таким образом, в границах земельного участка с кадастровым номером , находится водный объект с береговой полосой, дальнейшее использование ответчиком которых повлечет за собой нарушение интересов Российской Федерации, как собственника указанного имущества, и законных прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, к земельным участкам общего пользования, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.

Обращение прокурора в суд с настоящим иском было вызвано необходимостью восстановления прав Российской Федерации, как собственника указанного имущества, и законных прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, к земельным участкам общего пользования.

Доводы представителя третьего лица о том, что специалистами ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управления Росреестра давалась правовая оценка выделению и регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок не свидетельствуют о законности проведения межевания поскольку земельный участок с кадастровым номером сформирован с нарушением закона, что нарушает интересы Российской Федерации, как собственника находящегося на земельном участке водного объекта и законные права неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, к земельным участкам общего пользования.

Доводы представителя третьего лица о том, что на картографическом материале Государственного акта колхоза «40 лет Октября» с. Большой Мелик, 1992 года, земельные угодья, расположенные на ручьях, балках, лощинах, около водоемов, прудов, указаны как – пастбища, суд не может принять во внимание, так как каких - либо исключений в части возможности включения водных объектов в состав земельных участков при проведении межевания пастбищ законодательством не предусмотрено и не предусматривало на момент проведения межевания.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных истцом исковых требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания (образования) земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>

Прекратить зарегистрированное право собственности Эрзиханова И.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения. (06 ноября 2020 г.)

Судья: С.И. Журбенко