ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-587/2022 от 08.06.2022 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

11RS0002-02-2022-000047-11

Дело № 2-2-587/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Е.В.Юрченко,

при секретаре судебного заседания Е.Р.Мухаметшиной,

08.06.2022 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте поселке Воргашор гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению Федеральной службы исполнения наказаний о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить стипендию,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился с иском к ответчику с указанными требованиями. В обоснование требований указал, что содержась в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Адрес обезличен, проходит обучение в ФКПОУ ФСИН по профессии машиниста (кочегара) котельной. Однако в нарушение Федерального законодательства Российской Федерации при прохождении обучения ему не выплачивают стипендию. В результате незаконных действий ответчика он лишается права на стимулирование обучения. Просит признать невыплату стипендии незаконной и обязать ответчика выплатить стипендию согласно установленному тарифу.

Истец в судебном заседании участвовал путем использования системы видеоконференц-связи, исковые требования поддержал, приводя доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обучался в ФКПОУ ФСИН с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. по профессии ******, обучение окончил со справкой об обучении, как не прошедший итоговую аттестацию.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Государственная академическая стипендия назначается студентам, соответствующим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

П.5 указанной ст.36 указанного закона предусмотрены определенные категории лиц, которым устанавливается государственная социальная стипендия.

Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся.

Согласно ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ч. 1).

Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (ч. 7).

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть вторая статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), к которым относится общественно полезный труд (часть вторая статьи 9 того же Кодекса), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка), профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, учитываемое при определении степени их исправления (ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки, учитывается при определении степени их исправления.

С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Указанным кодексом другими нормативными правовыми актами регламентирован порядок и условия отбывания наказания. В ст. 99 этого же Кодекса установлены гарантии материально-технического обеспечения осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена выплата стипендии осужденным, обучающимся в образовательном учреждении ФСИН в период отбывания наказания.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. утвержден Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исправительной системы Российской Федерации, которым регламентирована организация профессионального обучения и среднего профессионального образования.

При рассмотрении данного иска суд учитывает, что в соответствии со ст.ст. 53, 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения возникают на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение, в соответствии с договором об образовании. Таким образом, назначение стипендии учащемуся возможно при наличии договора об образовании при соблюдении установленных требований.

Договор об образовании с истцом не заключался, истец привлекался к профессиональному обучению в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между сторонами, не были основаны на ученическом договоре, поскольку являются одной из составляющих процесса отбывания наказания и регулируются нормами уголовно-исполнительного законодательства.

На основании изложенного, суд находит требования истца о признании невыплаты стипендии незаконной и обязании ответчика выплатить стипендию не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению Федеральной службы исполнения наказаний о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить стипендию отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Воркутинский городской суд Республики Коми.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.06.2022.

Председательствующий судья Е.В.Юрченко