ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-97/2022 от 03.06.2022 Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-2-97/2022

73RS0021-02-2022-000212-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2022 года р.п. Тереньга

Ульяновская область

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Яшоновой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Никулиной Т.Н.,

с участием представителя истца МУ администрации МО «Тереньгульский район» Горячкиной Е.С.,

ответчиков Ярдаевой Е.С., Ярдаева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУ администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области к Ярдаевой Е.С., Ярдаеву А.А., действующим в своих интересах и в интересах Я***, Я**, С*** о взыскании бюджетных средств,

установил:

МУ администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области обратилось в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с иском к Ярдаевой Е.С. о взыскании бюджетных средств.

В обоснование исковых требований указано, что Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710 утверждена государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». В рамках реализации данной программой Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 №26/583-П утверждена государственная программа Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области». Постановлением администрации МО «Тереньгульский район» от 10.01.2017 №1 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей». Постановлением администрации МО «Тереньгульский район» от 31.12.2020 №581 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2021-2024 годы». Согласно постановления Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 участниками мероприятия программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а так же неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В соответствии с вышеназванными Правилами под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений) принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. Между администрацией МО «Тереньгульский район» и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области 12.02.2021 заключено соглашение о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ местному бюджету. Решением Совета депутатов МО «Тереньгульский район» от 27.10.2016 , от 29.10.2020 , от 15.10.2021 с уровня муниципального района на уровень сельского поселения, в частности МО «Белогорское сельское поселение» передавалась часть полномочий по вопросу местного значения касающегося обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями. В целях реализации переданных полномочий между органами местного самоуправления района и поселения заключались соглашения о передаче вышеназванных полномочий в части касающейся признания граждан малоимущими, признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а так же установление и ведение очередности граждан нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации МО «Белогорское сельское поселение» от 23.03.2017 (протокол от 23.03.2017г.) семья Ярдаевой Е.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ярдаевой Е.С. был подан пакет документов на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей». Ярдаева Е.С. была признана участником программы 23.03.2017. Согласно свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в 2021году Ярдаева Е.С. получила социальную выплату в размере 756000 руб. Денежные средства в размере 756000 руб. были перечислены платежным поручением от 29.10.2021г. на счет открытый на имя Ярдаева А.А. Социальная выплаты Ярдаевой Е.С. была направлена на покупку жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. В 2022 году Счетной палатой Ульяновской области проводились контрольные мероприятия в отношении Администрации МО «Тереньгульский район». Согласно акту проверки по результатам контрольного мероприятия по проверке законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных образований, отдельных вопросов по исполнению местных бюджетов в МО «Тереньгульский район» за 2020год и 9 месяцев 2021 года от 28.02.2022 было выявлено нарушение реализации условий вышеназванной программы. Нарушение по перечислению денежных средств участнице программы Ярдаевой Е.С. произошло в результате неправильного толкования норм права.

Просит взыскать с Ярдаевой Е.С. бюджетные средства (социальную выплату) в размере 756 000 руб. в бюджет МО «Тереньгульский район».

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Ярдаев А.А., С***, года рождения, определив ей законного представителя Ярдаеву Е.С., а также Я***, ******** года рождения, Я**, ******** года рождения, в лице их законных представителей – Ярдаева А.А. и Ярдаевой Е.С., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, МУ администрация МО «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Т*., Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области, Минстрой России.

В судебном заседании представитель истца МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области Горячкина Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, что ответственными исполнителями по указанной программе являются первый заместитель главы администрации МО «Тереньгульский район» и специалист. При постановке Ярдаевой Е.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2017 году должностными лицами определяя уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения для молодой семьи Ярдаевых учитывалась общая площадь жилого помещения, где они были зарегистрированы совместно с родителями супруга. При выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2021 году определяя уровень обеспеченности семьи жилым помещением должностные лица учитывали только квартиру, которую семья Ярдаевых приобрела в собственность. В тоже время согласно ст.51 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ №1050 предусмотрено, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения молодой семьи учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений. Если учитывать размер квартиры находящейся в собственности семьи и размер жилья родителей супруга, размер площади жилья приходящейся на каждого члена семьи превышает учетную норму площади жилого помещения установленную по МО «Белогорское сельское поселение» - 12 кв.м. Указанные обстоятельства были установлены при проведении проверки Счетной палатой Ульяновской области.

Ответчик Ярдаева Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я***, Я**, а так же С***, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что весной 2021 года ей стало известно, что подходит очередь на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей» и с этого времени ее семья имела постоянный контакт с ведущим специалистом администрации и заместителем главы администрации МО «Тереньгульский район» по вопросам касающимся сбора документов, предоставления справок. При выборе жилья они так же обращались к указанным должностным лицам. Все условия участия в программе ей были соблюдены, предоставлены все необходимые документы и в установленные сроки. Она открыто сотрудничала с должностными лицами администрации МО «Тереньгульский район», никакую информацию не скрывала, при этом у должностных лиц администрации имелась возможность проверить все документы, представленные ей при постановке на учет и при выдаче свидетельства, выявить ошибки и нарушения, изучить и правильно истолковать программу. Полагая, что она имеет право на участие в указанной программе она предоставила документы, была поставлена на учет, после чего ей было выдано свидетельство на получение социальной выплаты, денежные средства направлены на приобретение жилья. Нарушений условия участия в программе с ее стороны не имелось, в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Ответчик Ярдаев А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я***, Я**, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержав пояснения данные ответчиком Ярдаевой Е.С.

Представитель Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области П*, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии. В представленном отзыве на исковое заявление указала, что Министерство является ответственным исполнителем мероприятия «Предоставление субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с предоставлением социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений» основного мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями граждан, относящихся к категориям, установленным законодательством» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 -П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области». В целях реализации мероприятий Программы между Администрацией МО «Тереньгульский район» и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области заключено соглашение о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 12.02.2021 , предметом которого является предоставление из областного бюджета Ульяновской области в 2021-2023 годах бюджету МО «Тереньгульский район» субсидии на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках Программы в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, как получателю средств областного бюджета Ульяновской области. В соответствии с указом Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 вновь образованному с 01.04.2022 Министерству были переданы функции упраздненного с 01.04.2022 Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в сфере строительства и промышленности строительных материалов и изделий. В соответствии с п.п. 3 п.5 Правил предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, связанных с реализацией муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающих мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство жилого объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 -П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области», в качестве одного из критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие семей, соответствующих требованиям Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее Федеральные правила). В то же время в нарушении требований п.п. «б» п.6 и п.7 Федеральных правил администрацией МО «Белогорское сельское поселение» была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий семья Ярдаевой Е.С., несмотря на то, что на каждого члена указанной семьи (с учетом родителей) приходилось больше 12 кв.м. учетной нормы площади жилого помещения, установленной в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (наличие в собственности квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, общей площадью 41,2 кв.м.). Таким образом, неправомерное принятие семьи Ярдаевой Е.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обусловило: а) необоснованное признание семьи Ярдаевой Е.С. в качестве участника ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», б) необоснованное включение Администрацией МО «Тереньгульский район» молодой семьи Ярдаевой Е.С. в список молодых семей с нарушением требования о проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, подаваемых гражданами в целях включения их в список молодых семей, установленного п.п.4 п.10 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списков молодых семей – участников мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 №84-П «Об утверждении Порядка формирования списка молодых семей и порядков предоставления социальных выплат и дополнительных социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений», в) незаконное предоставление социальной выплаты семье Ярдаевой Е.С. Таким образом, семья Ярдаевой Е.С. неосновательно получила социальную выплату в размере 756 000 руб., из которых 174200 руб. – средства федерального бюджета, 358500 руб. – средства областного бюджета Ульяновской области, 223300 руб. – средства местного бюджета. Руководствуясь целевым характером социальной выплаты, Министерство поддерживает требования Администрации МО «Тереньгульский район».

Третьи лица, не заявившие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, МУ администрация МО «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Т*, Минстрой России, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель МУ администрации МО «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области А*, Т* просили о рассмотрении дела в их отсутствии.

Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, ответчиков, свидетеля, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона в судебном разбирательстве должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от 31.12.2020г. №581 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район» на 2021-2024 годы» (л.д.21 том 1).

Согласно указанной Программе молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а так же не полная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного ребенка и более, для участия в Программе должна соответствовать следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д.25 том 1).

В соответствии с решениями Совета депутатов МО «Тереньгульский район» Ульяновской области №54/78 от 27.10.2016, №27/35 от 29.10.2020 администрации МО «Белогорское сельское поселение» от администрации МО «Тереньгульский район» переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями на 2017, 2021 годы (л.д.33-36 том 1).

Из протокола заседания жилищной комиссии МО «Белогорское сельское послание» Тереньгульского района Ульяновской области от 23.03.2017, следует, что комиссией было рассмотрено заявление Ярдаевой Е.С. и пакет документов о признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район». Комиссией было установлено, что Ярдаева Е.С. работает в <данные изъяты> собственного жилья не имеет, проживает совместно с мужем и двумя несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>. При этом, общая площадь дома ** кв.м., на которой зарегистрировано 6 человек, не соответствует учетной норме, в связи с чем было предложено признать Ярдаеву Е.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.169 том 1).

Постановлением главы администрации МО «Белогорское сельское поселение» №24 от 23.03.2017 Ярдаева Е.С. проживающая в <адрес>, принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.168 том 1).

Из материалов дела также следует, что 22.10.2021 Ярдаева Е.С. обратилась с заявлением к главе администрации МО «Тереньгульский район» о включении ее в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район», указывая, что состав ее семьи: супруг Ярдаев А.А., дети: С***, Я***, Я** (л.д.122 том 1).

К указанному заявлению Ярдаевой Е.С. приложены в том числе: справка от 14.05.2021, выданная Ярдаевой Е.С. о том, что она и члены ее семьи проживают по адресу: <адрес> (л.д.119 том 1); справка от 2021 года, выданная главой администрации МО «Белогорское сельское поселение», согласно которой Ярдаева Е.С. с составом семьи: муж и трое детей, первично принятые на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий 23.03.2017 года, по состоянию на 01.10.2021 продолжают быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий (л.д.118 том 1); выписка из ЕГРПН, согласно которой семье Ярдаевых на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес> (л.д.141-152 том 1), атак же копия договора купли продажи от 28.04.2017 о покупке указной квартиры (л.д.104-105 том 1).

22.10.2021 года МУ администрацией МО «Тереньгульский район» Ульяновской области семье Ярдаевых в составе: супруга Ярдаева А.А., супруги Ярдаевой Е.С., детей С***, Я***, Я**, было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 756 000 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Ульяновской области, которым удостоверялось, что молодая семья Ярдаевых является участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д.40 том 1).

Денежные средства социальной выплаты в размере 756000 рублей были перечислены на банковский счет Ярдаева А.А., открытый для зачисления социальной выплаты, что подтверждается копией договора банковское счета для обслуживания целевых жилищных программ от 08.11.2021, заключенного ПАО Сбербанк с Ярдаевым А.А. (л.д.42-44 том 1), и платежным поручением от 21.12.2021 года (л.д.8 том 2).

Средства указанной выше социальной выплаты были направлены на приобретение ответчиками жилого дома по адресу: <адрес>, согласно договору купли-продажи от 10.12.2021 (л.д.190-197 том 1), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись государственной регистрации от 14.12.2021 (л.д.73-79 том 1).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлен и не оспаривается ответчиками факт получения семьей Ярдаевых социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Ульяновской области в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район» на 2021-2024 годы» в размере 756 000 рублей.

При этом, согласно Выписки из акта, составленного по результатам контрольного мероприятия по проверке законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных образований, отдельных вопросов по исполнению местных бюджетов в МО «Тереньгульский район» за 2020год и 9 месяцев 2021 года от 28.02.2022, было установлено, что в нарушении п.13 порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство объекта индивидуального жилищного строительства (приложение №10 к Программе от 14.11.2019 №26/583-П «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области»), семья Ярдаевых была принята к учету как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по адресу, где они фактически проживали, не смотря на то, что на каждого члена семьи (с учетом родителей) приходилось больше 12 кв.м. учетной нормы жилья. Таким образом, денежные средства в сумме 756 000 рублей выданы и использованы семьей Ярдаевых в 2021 году в нарушение условий Программы и ст.179 Бюджетного кодекса РФ. Данные средства подлежат возвращению в: федеральный бюджет – 174200 руб., областной бюджет Ульяновской области – 358500 руб., бюджет МО «Тереньгульский район» - 223300 руб. (л.д.46-48 том 1).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на момент получения социальной выплаты, как следует из представленных Ярдаевой Е.С. документов, семья Ярдаевых имела в пользовании жилое помещение, предоставленное собственником Ярдаевым А.Д., по адресу регистрации: <адрес>, площадью ** кв.м., с количеством зарегистрированных 7 человек (с учетом родителей), а так же имела в общей долевой собственности квартиру по адресу: <адрес>, площадью ** кв.м.

С учетом общего количества зарегистрированных лиц в жилом доме по адресу: <адрес>, на ответчиков приходится ** кв.м. общей площади (48,2 кв.м. : 7 х 5). Суммарная площадь всех жилых помещений, право пользования которыми имеют члены семьи Ярдаевых, составляет 75,6 кв.м. (** кв.м. + ** кв.м).

Таким образом, на одного члена семьи Ярдаевых приходится 15,1 кв.м. (75,6 кв.м./5), что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в МО «Белогорское сельское поселение» решением Совета депутатов МО «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области от 19.12.2006, которая составляет 12 кв.м. (л.д.170 том 1).

Разрешая спор по существу, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Общие основания ответственности за причинение вреда установлены статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, из части 1 которой следует, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 02 июля 2020 г. N 32-П, по смыслу пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало бы безосновательное и, следовательно, несправедливое привлечение к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина. Необходимым условием возложения на лицо обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему, включая публично-правовые образования, является причинная связь, которая и определяет сторону причинителя вреда в деликтном правоотношении. При этом наступление вреда непосредственно вслед за определенными деяниями не означает непременно обусловленность вреда предшествующими деяниями. Отсутствие причинной связи между ними может быть обусловлено, в частности, тем, что наступление вреда было связано с иными обстоятельствами, которые были его причиной.

Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, обязательными условиями для наступления ответственности в деликтном правоотношении являются: совершение лицом противоправных действий; наступление вреда; а также наличие причинной связи между совершенными противоправными действиями и наступившими вредными последствиями. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий препятствует возложению обязанности по возмещению вреда.

Вместе с тем, нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

В силу пункта 4 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией права на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья на территории Ульяновской области молодыми семьями во исполнение положений муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район» на 2021-2024 годы».

В тоже время доказательств недобросовестности ответчиков при постановки их семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, при получении социальной выплаты, либо наличия счетной ошибки истцом не предоставлено.

Как установлено судом, при обращении с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и о включении в состав участников муниципальной программы Ярдаева Е.С. предоставила полный пакет документов, по результатам рассмотрения которого ей было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, перечислены денежные средства социальной выплаты, которые были направлены на приобретение жилья.

Кроме этого, как следует из искового заявления, акта Счетной палаты Ульяновской области по результатам контрольной проверки от 28.02.2022, отзыва представителя Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области на исковое заявление, нарушения требований нормативных документов при постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий были допущены должностными лицами МУ администрации МО «Белогорское сельское поселение», что в свою очередь повлекло необоснованное включение должностными лицами МУ администрации МО «Тереньгульский район» семьи Ярдаевых в список молодых семей участников вышеуказанной муниципальной программы и перечисление социальной выплаты.

Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердили, как представитель истца Горячкина Е.С., так и свидетель М*, являющаяся одним из ответственных исполнителей программы «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчики умышленных и недобросовестных действий с целью постановки их семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включения в программу «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район» на 2021-2024 годы» не совершали, проверка представленных ответчиком Ярдаевой Е.С. документов и принятие решения о включении семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты осуществлялись истцом, который в силу своих полномочий не мог не знать об отсутствии оснований для этого.

Исходя из характера и предназначения предоставленной ответчикам меры социальной поддержки - социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Ульяновской области для молодых семей, суд полагает, что указанная социальная выплата относится к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения при установленных обстоятельствах отсутствия недобросовестности со стороны получателей – ответчиков, в связи с чем исковые требования МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований МУ администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области к Ярдаевой Е.С., Ярдаеву А.А., действующим в своих интересах и в интересах Я***, Я**, С*** о взыскании бюджетных средств отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.В. Яшонова

Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2022 года.