Дело № 2-2017/2019
64RS0046-01-2019-001984-51
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2019 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кожахина А.Н., при секретаре Фидаевой Э.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам,
установил:
Государственное учреждение (далее – ГУ) «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам.
В обоснование иска истцом указано, что 12.04.2016 года автомобиль Мерседес, гос. номер №, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Гай - Орск, Подъезд к а/д Гай - Орск от а/д Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, при взвешивании указанного автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт № 3 от 12.04.2016 года. Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства. Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам автомобилем Мерседес, гос. номер №, составила 114 813, 28 руб.
05.07.2016 года автомобиль Мерседес, гос. номер №, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Гай - Орск, Подъезд к а/д Гай - Орск от а/д Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, Оренбург – Орск - Шильда - граница Челябинской области, при взвешивании указанного автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт № 1 от 05.07.2016 года. Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства. Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам автомобилем Мерседес, гос. номер №, составила 4 321, 24 руб.
05.07.2016 года автомобиль Мерседес, гос. номер №, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Гай - Орск, Подъезд к а/д Гай - Орск от а/д Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, при взвешивании указанного автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт № 2 от 05.07.2016 года. Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства. Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам автомобилем Мерседес, гос. номер №, составила 4 334, 42 руб.
В соответствие с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения специального разрешения владелец транспортного средства, осуществляющий перевозки тяжеловесных грузов, обязан возместить вред, причиняемый таким транспортным средством автомобильным дорогам (часть 2 статьи 31 Федерального Закона № 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 июня 2015 г. № 494-п «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области» установлен размер вреда в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Оренбургской области.
Автомобильные дороги Гай - Орск, Подъезд к а/д Гай - Орск от а/д Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области являются собственностью Оренбургской области и закреплены за ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» на праве оперативного управления.
12.04.2016 г. при взвешивании транспортного средства Мерседес, гос. номер №, на автомобильной дороге:
Превышение допустимых осевых нагрузок: по второй оси - 3,28 т.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось весами ВА-20П №, дата поверки весов 31.12.2015 г. (свидетельство о поверке прилагается).
05.07.2016 г. при взвешивании транспортного средства Мерседес, гос. номер №, на участках автомобильных дорог с нагрузкой на ось до 10 тонн:
Превышение допустимых осевых нагрузок: по второй оси - 0,80 т.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось весами ВА-20П №, дата поверки весов 17.12.2015 г. (свидетельство о поверке прилагается).
05.07.2016 г. при взвешивании транспортного средства Мерседес, гос. номер №, на участках автомобильных дорог с нагрузкой на ось до 6 тонн:
Превышение допустимых осевых нагрузок: по первой оси - 0, 39 т., по второй оси - 4,88 т.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось весами ВА-20П №, дата поверки весов 17.12.2015 г. (свидетельство о поверке прилагается).
Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» 08.06.2016 г. № и 24.08.2016 г. № направило претензии ответчику об оплате вреда, нанесенного автомобильным дорогам Оренбургской области, однако, до настоящего времени оплата не произведена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы гражданского законодательства ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» просит взыскать с ФИО1 в свою пользу ущерб, причиненный автомобильной дороге на основании акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на сумму 123 468, 94 руб.
Представитель истца ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно заблаговременно представленного заявления просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Ответчик ФИО1 о времени и месте судебного заседания судом извещался надлежащим образом, в том числе по адресу регистрации, возражений относительно иска, а также заявлений об отложении слушания дела либо рассмотрения дела без его участия в суд не представил.
Как следует из п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При этом, ответчиком доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание представлено не было.
Принимая положения ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает ответчика ФИО1 извещенным о времени и месте судебного разбирательства, а в связи с чем с учетом отсутствия возражений истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Суд, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент вывяленных нарушений, пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно ч. 6 ст. 31 для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется: 1) согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; 2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи; 3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Согласно ч. 13 ст. 31 указанного закона, размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется: 1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; 3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения; 4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.
В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее также - Правила возмещения вреда), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 (ред. от 27.12.2014) "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.
Судом при рассмотрении спора установлено, 12.04.2016 года автомобиль Мерседес, гос. номер №, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Гай - Орск, Подъезд к а/д Гай - Орск от а/д Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, при взвешивании указанного автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт № 3 от 12.04.2016 года. Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства. Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам автомобилем Мерседес, гос. номер №, составила 114 813, 28 руб.
05.07.2016 года автомобиль Мерседес, гос. номер №, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Гай - Орск, Подъезд к а/д Гай - Орск от а/д Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, Оренбург – Орск - Шильда - граница Челябинской области, при взвешивании указанного автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт № 1 от 05.07.2016 года. Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства. Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам автомобилем Мерседес, гос. номер №, составила 4 321, 24 руб.
05.07.2016 года автомобиль Мерседес, гос. номер №, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Гай - Орск, Подъезд к а/д Гай - Орск от а/д Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, при взвешивании указанного автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт № 2 от 05.07.2016 года. Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства. Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам автомобилем Мерседес, гос. номер №, составила 4 334, 42 руб.
Обстоятельства принадлежности транспортного средства именно ответчику ФИО1 подтверждаются сведениями представленными из МРЭО ГИБДД УМВД по г. Саратову.
Перечнями имущества подтверждаются обстоятельства нахождения вышеназванных автомобильных дорог на праве оперативного управления у ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области».
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 июня 2015 г. №-п «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области» установлен размер вреда в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Оренбургской области.
Автомобильные дороги Гай - Орск, Подъезд к а/д Гай - Орск от а/д Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области, Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области являются собственностью Оренбургской области и закреплены за ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» на праве оперативного управления.
ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» осуществляет функции администратора доходов областного бюджета по коду бюджетной классификации 851 111 09032 02 0000 120 - доходы от эксплуатации.
В соответствии с приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 г. № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (п. 2.2.1.1.2) ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», как владелец автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Оренбургской области обеспечивает взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
12.04.2016 г. при взвешивании транспортного средства Мерседес, гос. номер №, на автомобильной дороге:
Превышение допустимых осевых нагрузок: по второй оси - 3,28 т.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось весами ВА-20П №, дата поверки весов 31.12.2015 г. (свидетельство о поверке прилагается).
05.07.2016 г. при взвешивании транспортного средства Мерседес, гос. номер №, на участках автомобильных дорог с нагрузкой на ось до 10 тонн:
Превышение допустимых осевых нагрузок: по второй оси - 0,80 т.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось весами ВА-20П №, дата поверки весов 17.12.2015 г. (свидетельство о поверке прилагается).
05.07.2016 г. при взвешивании транспортного средства Мерседес, гос. номер №, на участках автомобильных дорог с нагрузкой на ось до 6 тонн:
Превышение допустимых осевых нагрузок: по первой оси - 0, 39 т., по второй оси - 4,88 т.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось весами ВА-20П №, дата поверки весов 17.12.2015 г. (свидетельство о поверке прилагается).
Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» 08.06.2016 г. № и 24.08.2016 г. № направило претензии ответчику об оплате вреда, нанесенного автомобильным дорогам Оренбургской области, однако, до настоящего времени оплата не произведена.
Расчет суммы ущерба произведен в соответствии с Порядком, установленном постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ».
При указанных обстоятельствах факт превышения допустимых ограничений по общей массе и осевых нагрузок транспортного средства, принадлежащего ответчику, и отсутствие разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ суд считает установленным.
На основании указанного акта НОМЕР был произведен расчет суммы вреда, причиненного автомобильной дороге.
Ответчиком в добровольном порядке ущерб возмещен не был.
В силу изложенного, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Исходя из системного толкования положений статьей 88, 94, 98, 100 ГПК РФ следует, что при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с общими правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении, в том числе требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды (статья 333 ГК РФ).
Таким образом, с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлины в сумме 3669 руб. 38 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» ущерб, причиненный автомобильной дороге на основании акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на сумму 123 468, 94 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального бюджета государственную пошлину в сумме 3669 руб. 38 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 25 июня 2019 года, и по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова.
Судья: А.Н. Кожахин