ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-201/2016 от 19.05.2016 Мантуровского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-201/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2016 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Праздниковой О.А.,

при секретаре Кузнецовой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района к Сиротину Олегу Михайловичу, ТУ Росимущества в Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельные доли,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области обратилась в Мантуровский районный суд с иском к Сиротину Олегу Михайловичу, ТУ Росимущества в Костромской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Свои требования мотивировала тем, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», администрацией Мантуровского района было вынесено постановление № 90 от 18.04.1994г. «Об утверждении списков граждан на получение свидетельств на право собственности на земельные доли сельскохозяйственных предприятий» в соответствии с которым в долевую собственность граждан предоставлено 2284 га сельскохозяйственных угодий, из которых 1386 га пашни. Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, с определением размера доли каждого собственника 6,1га. В указанном списке среди прочих указаны: [С. О. М.], [С. Н. А.], Д. Н.Ф., [Г. Б. Г.], [С. М. Е.], [К. М. Н.]. [К. В. А.], [С. Г. Н.], [С. Н. П.], [Р. М. В.], [Г. С. В.], [Р. А. Н.], [К. Г. И.]. [С. А. В.], [Ш. М. А.]

Согласно ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи (далее - список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Земельный участок с кадастровым номером [№] площадью 2159,4 га, находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района.

В соответствии с указанными выше нормами статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения Администрация Леонтьевского сельского поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в информационном бюллетене «Леонтьевские ведомости» и размещен на официальном сайте Администрации Мантуровского муниципального района сети «Интернет», информационных щитах Леонтьевского сельского поселения.

С момента публикации не поступало возражений лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей в письменной форме и на общем собрании участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [№], которое состоялось 11 апреля 2014г. Постановлением главы администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района от 30.10.2014г. № 43 утвержден список невостребованных долей.

Указанные собственники земельных участков являются умершими, наследники в наследство не вступили. Просит суд признать право муниципальной собственности Леонтьевского сельского поселения на земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [№], ранее принадлежащие: [С. О. М.], [С. Н. А.], [Д. Н. Ф.], [Г. Б. Г.], [С. М. Е.], [К. М. Н.]. [К. В. А.], [С. Г. Н.], [С. Н. П.], [Р. М. В.], [Г. С. В.], [Р. А. Н.], [К. Г. И.]. [С. А. В.], [Ш. М. А.] по 1/352 доли каждому.

Определением суда от 28 апреля 2016 года в качестве соответчиков к участию в деле привлечены наследники умерших собственников земельных долей: [Д. А. Н.], [П. Д. А.], [Д. Ю. Н.], [П. Т. Н.], унаследовавшие имущество после смерти [Д. Н. Ф.], [Г. А. И.], унаследовавшая имущество после смерти [Г. Б. Г.], [К. К. В.], унаследовавший имущество после смерти [К. М. Н.], [К. Т. А.], унаследовавшая имущество после смерти [К. В. А.] и [К. А. Л.], [Р. Н. А.], унаследовавшая имущество после смерти [С. Г. Н.], [К. Н. А.], унаследовавшая имущество после смерти [С. Н. П.], [Ш. Н. Н.], унаследовавшая имущество после смерти [Р. М. В.], [Ш. В. Л.], унаследовавшая имущество после смерти [Г. С. В.], [М. О. А.], унаследовавшая имущество после смерти [Р. А. Н.], [Л. А. А.], унаследовавшая имущество после смерти [К. Г. И.], [С. Т. Н.], унаследовавшая имущество после смерти [С. А. В.], [Ч. А. В.], унаследовавший имущество после смерти [Ш. М. А.]. Произведена замена ответчика [С. О. М.] на надлежащего ответчика [С. Т. О.], унаследовавшую имущество после его смерти.

Представитель истца – глава администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области Крылов Н.Л. в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме по доводам иска.

Ответчик: ТУ Росимущества в Костромской области, известил суд о возможности рассмотрения дела без участия своего представителя, направив в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что порядок внесения объектов учета в реестр федерального имущества в соответствии с положением об учете федерального имущества утвержденного Постановлением правительства РФ от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» носит заявительный характер, а сам реестр федерального имущества является федеральной информационной учетной системой и не может заменять установленные законом основания для отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. В этой связи, ТУ Росимущества в Костромской области ни земельный участок, ни его доли учитывать и осуществлять государственную регистрацию права собственности Российской Федерации оснований не имеет. Имущественных притязаний на предмет спора ТУ Росимущества в Костромской области не имеет.

Ответчики [С. Т. О.], [П. Д. А.], Д. Ю.Н., [П. Т. Н.], [Г. А. И.], [К. Т. А.], [М. О. А.], [Л. А. А.], [С. Т. Н.], [Ч. А. В.] извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Ответчики [К. К. В.], [Р. Н. А.]Д. А.Н., [Ш. В. Л.], [Ш. Н. Н.] в судебное заседание не явились, согласно их телефонограммам, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений по иску не имеют.

Ответчик [К. Н. А.] в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что права на земельную долю (1/352) полученную ею по наследству от матери [С. Н. П.] были оформлены ею ([К. Н. А.]) в соответствии с законом и получено свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Ответчик [К. Т. А.] в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что права на земельную долю (1/352) полученную ею по наследству от [К. А. Л.]. унаследовавшего имущество после смерти [К. В. А.] были оформлены ею ([К. Т. А.]) на основании свидетельства о праве на наследство от 22.07.2009 года в соответствии с законом и получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный пай.

Третье лицо - СПК «Свобода», извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, возражений по иску не представил.

Исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 ГК РФ и осуществляется в исковом производстве.

В силу п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") введена статья 12.1. определяющая порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.

Так, в соответствии с п. 1 и 2 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Согласно п. 3 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п. 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 4 -7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

В силу п. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

По смыслу приведенного Федерального закона целью установления данной процедуры является необходимость постоянного использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с целевым назначением, поэтому в случае если собственник не имеет намерения самостоятельно использовать принадлежащий ему объект, он обязан распорядиться им таким образом, чтобы обеспечить надлежащее использование третьим лицом.Из кадастровой выписки о земельном участке следует, что земельный участок категории - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, площадью 23260000 кв.м., местоположение «установлено относительно ориентира, установленного в границах участка, ориентир СПК «Свобода». Почтовый адрес ориентира Костромская область Мантуровский район», имеет кадастровый [№], граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Постановлением главы администрации Мантуровского района Костромской области №90 от 18.04.1994г. были утверждены списки членов товарищества на получение свидетельств на право собственности на земельные доли по состоянию на 18.04.1994г. и земли товарищества были переданы по установленной бесплатной норме в собственность с учетом качества земель коллективу граждан ТОО «Спасское», ТОО «Заречье», ТОО «Свобода», АО «Победа».

Согласно архивной справке от 19 декабря 2014 года № 268, в списке работников-участников ТОО «Свобода» на земельный имущественный пай, в списке граждан, наделенных земельными долями в ТОО «Свобода», содержатся сведения о собственниках земельных долей с определением размера доли каждого собственника в размере 6,1 га, в том числе значатся: [С. О. М.]( [№]), [С. Н. А.] ( [№]), Д. Н.Ф.( [№]), [Г. Б. Г.] ( [№]), [С. М. Е.] ( [№]), [К. М. Н.] ( [№]), [К. В. А.] ( [№]), [С. Г. Н.] ( [№]), [С. Н. П.] ( [№]), [Р. М. В.], [Г. С. В.] ( [№]), [Р. А. Н.]( [№]), [К. Г. И.]( [№]), [С. А. В.] ( [№]), [Ш. М. А.]( [№]).

Администрацией Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района с целью определения статуса земельных долей составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, список пайщиков, прекративших право собственности на земельный пай, список владельцев земельных долей.

Список невостребованных земельных долей, в том числе принадлежавших перечисленным лицам, был опубликован в информационном бюллетене «Леонтьевские ведомости» [№] от [Дата]г. и размещен на официальном сайте в сети «Интернет» Администрации Мантуровского муниципального района Костромской области, информационных щитах, расположенных на территории Леонтьевского сельского поселения в день опубликования.

По вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей администрацией Леонтьевского сельского поселения назначено общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на 11 апреля 2014 года. Извещение о проведении общего собрания собственников земельных долей было опубликовано в информационном бюллетене «Леонтьевские ведомости» № 3 от 15 марта 2014 года, районной газете «Авангард».

С момента публикации и до настоящего времени письменных возражений от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей не поступило.

Постановлением главы администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области от 30 октября 2014 года № 43 был утвержден список невостребованных земельных долей участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах землепользования бывшего колхоза СПК «Свобода» в количестве 180 земельных долей, где в числе прочих были указаны земельные доли: [С. О. М.], [С. Н. А.], [Д. Н. Ф.], [Г. Б. Г.], [С. М. Е.], [К. М. Н.]. [К. В. А.], [С. Г. Н.], [С. Н. П.], [Р. М. В.], [Г. С. В.], [Р. А. Н.], [К. Г. И.]. [С. А. В.], [Ш. М. А.]

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", администрацией Леонтьевского сельского поселения соблюден порядок признания земельных долей невостребованными.

Согласно информации отдела ЗАГС по г.о.г. Мантурово, копиями записей актов о смерти подтверждается факт смерти [С. Н. А.], [Д. Н. Ф.], [Г. Б. Г.], [С. М. Е.], [К. М. Н.]. [К. В. А.], [С. Г. Н.], [С. Н. П.], [Р. М. В.], [Г. С. В.], [Р. А. Н.], [К. Г. И.]. [С. А. В.], [Ш. М. А.] Факт смерти [С. О. М.] подтверждается информацией нотариуса Мантуровского нотариального округа.

Согласно информации нотариуса, наследником [С. О. М.] и [С. Н. А.] является [С. Т. О.]; наследником [Д. Н. Ф.] являются [Д. А. Н.], [П. Д. А.], [Д. Ю. Н.], [П. Т. Н.]; наследником [К. Г. И.] является [Л. А. А.]; наследником [Г. Б. Г.] является [Г. А. И.]; наследником [К. М. Н.] является [К. К. В.]; наследником [Р. М. В.] является [Ш. Н. Н.]; наследником [Р. А. Н.] является [М. О. А.]; наследником [С. Г. Н.] является [Р. Н. А.]; наследником [С. А. В.] является [С. Т. Н.]; наследником [Ш. М. А.] является [Ч. А. В.]; наследником [Г. С. В.] является [Ш. В. Л.]; наследником [К. В. А.] является [К. А. Л.]; наследником [С. Н. П.] является [К. Н. А.]

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером [№] местоположение объекта установлено относительно ориентира СПК «Свобода» расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Костромская область Мантуровский район, зарегистрировано право Муниципального образования Леонтьевское сельское поселение Мантуровского Муниципального района Костромской области на 123/352 доли в праве общей долевой собственности, муниципальное образование Мантуровский муниципальный район Костромской области зарегистрировано 3/352 доли в праве. Из физических лиц право на 1/352 доли в праве у каждого зарегистрировано у [К. Т. А.], [Л. Т. В.], [К. Н. А.], [К. Г. Л.], [С. Т. А.], иных сведений на данный земельный участок о зарегистрированных правах физических лиц Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержит.

Пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Как следует из материалов дела, наследником, принявшим наследство [С. Н. П.] является ответчик [К. Н. А.], наследником принявшим наследство после смерти [К. В. А.] является [К. А. Л.] который умер, его наследником является [К. Т. А.], согласно выписке из ЕГРП и телефонограммам ответчиков [К. Н. А.] и [К. Т. А.], 1/352 доля каждой в праве общей долевой собственности на землю сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, общей площадью 23260000 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Костромская область Мантуровский район, СПК «Свобода», кадастровый [№] зарегистрировано за [К. Н. А.] и [К. Т. А.]

Таким образом, спорная земельная доля, принадлежащая на праве собственности наследникам [С. Н. П.][К. Н. А.] и [К. В. А.][К. Т. А.], не является невостребованной в правовом смысле, определенном в пунктах 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ, поскольку право собственности на нее зарегистрировано в установленном законом порядке, что исключает возможность признания права муниципальной собственности на указанную земельную долю. Таким образом, в удовлетворении исковых требований администрации Леонтьевского сельского поселения в части признания права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, ранее принадлежавшую [К. В. А.] и [С. Н. П.] следует отказать.

Согласно информации нотариусов наследственные дела после смерти [С. М. Е.] не заводились, никто из наследников за принятием наследства к нотариусу не обращался.

Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

ТУ Росимущества в Костромской области является надлежащим ответчиком по делу в силу следующего.

С 25.07.2013 действует новая редакция пункта 2 статьи 1151 ГК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации).

На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Изучив обстоятельства дела и проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, судом установлено, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю. Истцом в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу, однако до настоящего времени ни собственники, ни наследники умерших собственников, как вступившие в наследство, так и не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами.

Утверждение списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.

Суд установил, что собственник земельного участка [С. М. Е.] не распорядился земельной долей в порядке, установленном действующим законодательством, в настоящее время собственник земельной доли умер, сведения о его наследниках отсутствуют либо наследники не приняли наследство, в установленном законом порядке право собственности на нее не зарегистрировали, наследники, принявшие наследство после смерти [С. О. М.], [С. Н. А.], [Д. Н. Ф.], [Г. Б. Г.], [К. М. Н.], [С. Г. Н.], [Р. М. В.], [Г. С. В.], [Р. А. Н.], [К. Г. И.], [С. А. В.], [Ш. М. А.] наследственных прав в отношении этих долей не оформили, и соответствующие свидетельства, подтверждающие право собственности на земельные доли - не получали. Также указанные лица какого-либо намерения распорядиться земельными долями не выразили и не использовали земельные долю по назначению более трех лет подряд после смерти наследодателя. Поэтому суд находит, что имеются основания для признания невостребованными данных земельных долей.

Нормы ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.

Право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания права муниципальной собственности на указанные невостребованные земельные доли, принадлежащей ранее указанным выше гражданам и частичном удовлетворении заявленных администрацией Леонтьевского сельского поселения требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района к ТУ Росимущества в Костромской области, [С. Т. О.], [Д. А. Н.], [П. Д. А.], [Д. Ю. Н.], [П. Т. Н.], [Г. А. И.], [К. К. В.], [Р. Н. А.], [Ш. Н. Н.], [Ш. В. Л.], [М. О. А.], [Л. А. А.], [С. Т. Н.], [Ч. А. В.] о признании права муниципальной собственности на земельные доли - удовлетворить частично.

Признать право муниципальной собственности Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области на 13/352 земельные доли размером 6,1 га каждая, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [№] площадью 23260000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Костромская область Мантуровский район, СПК «Свобода» категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, признанные невостребованными, ранее принадлежавшие умершим гражданам:

[С. О. М.], [Дата] г.рождения, умершему [Дата].

[С. Н. А.], [Дата] года рождения, умершей [Дата].;

[Д. Н. Ф.], [Дата] г.рождения, умершему [Дата];

[Г. Б. Г.], [Дата] г.рождения, умершему [Дата];

[С. М. Е.], [Дата] г.рождения, умершему [Дата];

[К. М. Н.], [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

[С. Г. Н.], [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

[Р. М. В.], [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

[Г. С. В.], [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

[Р. А. Н.][Дата] г.рождения, умершему [Дата];

[К. Г. И.], [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

[С. А. В.], [Дата] г.рождения, умершему [Дата];

[Ш. М. А.], [Дата] г.рождения, умершей [Дата].

В удовлетворении исковых требований Администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, ранее принадлежавшую [К. В. А.], [Дата] г.рождения, умершей [Дата], [С. Н. П.], [Дата] г.рождения, умершей [Дата] - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полной форме.

Судья: О.А.Праздникова.