ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-202/2014 от 05.06.2014 Усть-коксинского районного суда (Республика Алтай)

 Дело № 2-202/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 05 июня 2014 года          с.Усть-Кокса

 Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

 председательствующего судьи Плотниковой М.В.,

 при секретаре Иродовой Н.Н.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к отделу полиции № 2 (с. Усть-Кокса) межмуниципального отдела МВД РФ «Усть-Канский», МВД по Республике Алтай о взыскании в солидарном порядке материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов,

 установил:

 ФИО6 обратилась в суд с иском к отделу полиции № 2 (с. Усть-Кокса) межмуниципального отдела МВД РФ «Усть-Канский», МВД по Республике Алтай о взыскании в солидарном порядке материального ущерба в сумме <данные изъяты> рублей, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, возмещении судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей.

 В обоснование иска указала то, что ДД.ММ.ГГГГ у нее изъяли двуствольное оружие <данные изъяты> № ввиду истечения срока разрешения на хранение. Изъятие оружия оформили протоколом, в котором указали, что оно исправно. Продлевать разрешение на хранение оружия не стала, т.к. хотели такое разрешение получить на сына, сразу получить разрешение смогли поскольку сыну было необходимо проучится в специальном заведении. В ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к инспектору лицензионно-разрешительной системы, который ей пояснил, что оружие может храниться в отделе полиции три года. После получения лицензии в ДД.ММ.ГГГГ г. ее сын обратился в отдел полиции, ответ ему дали лишь в декабре и о том, что оружие уничтожено. В ДД.ММ.ГГГГ г. она обратилась в прокуратуру с заявлением, в ДД.ММ.ГГГГ г. ей дан ответ, что оружие уничтожено путем переплавки в доменной печи, нарушений не установлено. Вместе с тем, ей актов об уничтожении не направляли, ее согласие на переплавку не получали.

 В судебном заседании истец и ее представитель ФИО7 поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили, что на уничтожение оружия должно быть получено согласие собственника, оружие уничтожено незаконно, без согласия ФИО6 и её уведомления, ей не сообщали, что срок хранения оружия один год. Размер материального ущерба определен исходя из цен магазинов на аналогичную модель оружия. Данное оружие не планировалось использовать, семья желала оставить его в память об отце и супруге, поскольку он был известным охотоведом. Истец пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ спорное оружие хранилось в отделе полиции, его изъяли после смерти супруга, в ДД.ММ.ГГГГ. она получила разрешение на право хранения и ношения оружия, забрала оружие домой и до ДД.ММ.ГГГГ оно хранилось в сейфе в доме по месту ее жительства в разобранном виде. Один раз в два-три месяца она вынимала оружие и обрабатывала его путем нанесения специального масла. После изъятия оружие хранилось в специальном для хранения помещении – складе МВД, в течение ДД.ММ.ГГГГ гг. оно не испортилось и на нем не образовалась коррозия, потому в течение двух лет не могло поддаться коррозии, кроме того в протоколе изъятия указано, что оружие исправно. В результате неправомерных действий ответчика ей причинен моральный вред – боль, обида за супруга, утрату оружия, оставшегося в память о нем.

 Представители ответчиков в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель МВД по Республике Алтай ФИО8 представила письменные возражения на заявленные требования, указав, что действия сотрудников МВД по изъятию и уничтожению оружия проведены в соответствии с законодательством, основания для компенсации морального вреда отсутствуют, т.к. вред причинен имущественным интересам истца, справки о стоимости оружия не соответствуют его реальной стоимости, в справках приведена цена нового оружия без учета износа, технических повреждений и времени использования после даты изготовления, техническое состояние оружия оценивалось в составе комиссии с участием эксперта, требования направлены к ненадлежащему ответчику.

 Выслушав истца и ее представителя, специалиста, допросив свидетелей, оценив представленные доказательства в совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

 Согласно статье 27 Федерального закона "Об оружии" органы внутренних дел вправе изъять оружие и патроны к нему в случаях нарушения юридическими лицами или гражданами установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 13 приведенного Закона право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

 Гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения.

 Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона, которая предусматривает обязанность самого гражданина обратиться с соответствующим заявлением в органы внутренних дел о продлении срока действия разрешения.

 В судебном заседании установлено, что супруг истца ФИО2 до момента смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ являлся владельцем охотничьего гладкоствольного оружия модели <данные изъяты>), №. После его смерти супруга ФИО6 получила в наследство все имущество, оставшееся после его смерти, включая указанное оружие. Согласно справке отдела полиции № 2 (с. Усть-Кокса) межмуниципального отдела МВД РФ «Усть-Канский», от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО6 является владельцем охотничьего гладкоствольного оружия модели <данные изъяты> №. Разрешение на право хранения и ношения оружия РОХа № выдано ей сроком на пять лет, действительно до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47, 73).

 В соответствии с ч. 2 ст. 27 закона «Об оружии», порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

 Согласно п.54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия. В соответствии с п. 78, и абз. 4 п. 79 указанных Правил, изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством.

 Об изъятии оружия и патронов составляется протокол (акт), в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Протокол (акт) составляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

 Установлено, что за время владения оружием ФИО6 нарушила сроки продления разрешения на хранение и ношение оружия, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ данное огнестрельное оружие у нее изъято сотрудниками отдела полиции, о чем составлен протокол, из которого следует, что оружие исправно (л.д.11).

 Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО6 нарушила установленный срок перерегистрации разрешения на хранение оружия, т.е. требования вышеприведенной нормы как собственник оружия не выполнила, вместе с тем, к административной ответственности за указанное нарушение ФИО6 по ст. 20.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не привлекалась. Действия сотрудника полиции по изъятию у истца оружия соответствовали установленному порядку изъятия оружия, составлен соответствующий протокол об изъятии с указанием вида, модели оружия.

 ДД.ММ.ГГГГ начальник ОП№2 межмуниципального отдела МВД РФ «Усть-Канский» передал на склад вооружения поступившее в ОП№2 оружие и боеприпасы, в том числе оружие модели <данные изъяты> № в исправном состоянии; ДД.ММ.ГГГГ указанное двуствольное охотничье ружье принято на хранение, что подтверждается приемочным актом № (л.д.44-46).

 ДД.ММ.ГГГГ министром полиции принят приказ № «О реализации имущества вооружения», которым приказано технической комиссии по Республике Алтай произвести категорирование табельного, изъятого, найденного и добровольно сданного оружия для перевода в 3 и 5 категорию для последующего уничтожения; ДД.ММ.ГГГГ произвести уничтожение категорированных боеприпасов, имущества РХБЗ и средств СИБ и ОА; ДД.ММ.ГГГГ произвести выезд на <данные изъяты> металлургический завод для переплавки лома металла, полученного путем механической деформации деталей вооружения и бронезащиты. Актом № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается перевод изъятого, найденного и добровольно сданного оружия в низшую категорию, актом № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено уничтожение изъятого, найденного и добровольно сданного оружия, в том числе двуствольного гладкоствольного оружия модели ИЖ-27Е, 16х2, № путем переплавки в присутствии членов комиссии, в том числе старшего эксперта ЭКЦ майора полиции ФИО3 (л.д. 31-36). Из номерной ведомости изъятого, найденного и добровольно сданного оружия, подлежащего уничтожению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., подписанной всеми членами технической комиссии, следует, что на оружии модели <данные изъяты>, № имелась коррозия (л.д.37-38).

 Уничтожение запрещенного к обороту оружия закреплено в Федеральном законе от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии". Указанные действия являются безвозмездными для его собственников.

 В соответствии с п.82 правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814, по результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Согласно п.83 изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

 Из содержания приведенной нормы следует, что изъятое в установленном порядке оружие может быть уничтожено при условии его технической непригодности к эксплуатации.

 Коррозия и ржавчина на оружии не допускаются, коррозия металлических частей оружия включена в перечень неисправностей огнестрельного оружия, делающих невозможной его дальнейшую эксплуатацию. Направление оружия на уничтожение было принято после обнаружения в нем признаков коррозии, по результатам проверки технического состояния оружия, хранящегося на складе МВД Республики Алтай, которую проводила техническая комиссия с участием эксперта ЭКЦ МВД по Республике Алтай.

     По изложенным основаниям суд приходит к выводу, что направление оружия на утилизацию было осуществлено с учетом положений действовавшего законодательства, в том числе, ФЗ "Об оружии", Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

 Согласно инструкции по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД от 12 апреля 1999 г. N 288, заявления граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений, переоформлении и продлении срока их действия подаются в орган внутренних дел по месту жительства, чего истцом выполнено не было.

 В судебном заседании истец пояснила, что перерегистрировать оружие на себя она не желала, желала оформить оружие на сына, неоднократно обращалась в ОП№2 с вопросом о сроке хранения оружия, об оформлении разрешения на сына.

 Из справки ОП№2 межмуниципального отдела МВД РФ «Усть-Канский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в ОП №2 по вопросам оборота гражданского оружия не обращалась. По ее устному обращению, ДД.ММ.ГГГГ начальник ОП№2 обратился к начальнику Тыла МВД по Республике Алтай с письменным ходатайством о возврате оружия модели <данные изъяты> №, откуда поступил ответ, что оружие уничтожено.

 Доводы истца о том, что за выдачей оружия модели <данные изъяты>, № в ОП №2 кроме неё обращался и сын ФИО4, прошедший подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, не являются юридически значимым обстоятельством, поскольку доказательств его письменного обращения в ОП №2 не представлено, при этом сам ФИО4, допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что письменно в отдел полиции не обращался.

 Оружие в соответствии с ч.2 ст. 129 ГК РФ относится к объектам гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается. В силу статей 6, 13 Федерального закона «Об оружии» оно изъято из свободного оборота и подлежит обязательной регистрации, то есть граждане (физические лица) и юридические лица могут владеть, пользоваться и распоряжаться оружием исключительно на основании разрешения (лицензии), выдаваемой органами внутренних дел.

 Таким образом, оружие указанной выше модели, а также разрешение на его хранение и ношение оружия не могли быть выданы сыну истца, поскольку у него отсутствовали документы, подтверждающие законность приобретения спорного оружия.

 Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1 пояснил, что к нему устно обращался ФИО4, он ему предложил обратиться к инспектору разрешительно - лицензионной деятельности, оружие модели <данные изъяты> № ему выдать не могли, т.к. он не являлся его владельцем. Владелец оружия ФИО6 с заявлением о продлении срока действия разрешения и возврате ей изъятого оружия в отдел полиции не обращалась. Если в течение двух лет оружие не смазывать, его механизмы начинают заедать и на нем образуется коррозия.

 Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО5 пояснил, что истец, имея оружие, обязана соблюдать требования ФЗ «Об оружии», по окончании срока разрешения на хранение оружия, собственник должен обратиться в отдел полиции с заявлением о продлении разрешения, истцом этого выполнено не было, поэтому оружие изъято. В отделе полиции №2 оно хранилось до ДД.ММ.ГГГГ после чего отправлено на центральный склад. В соответствии с законом если собственник оружия в течение одного года не обращается за оружием или оно становиться непригодным для эксплуатации, то оно уничтожается.

 В судебном заседании установлено, что с момента изъятия оружия -ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ г., истец о своих правах в отдел полиции №2 не предъявила, о перерегистрации разрешения не заявила, т.е. фактически отказалась от права собственности на спорное оружие. Согласно ст. 225 ГК РФ - бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.     Поскольку владелец оружия не заявлял о своих правах на него, а срок разрешения на хранение и ношение оружия истек ДД.ММ.ГГГГ г., сотрудники полиции, МВД по Республике Алтай не были обязаны информировать ФИО6 о предстоящем уничтожении оружия ввиду образования на нем коррозии.

     Факт указания в протоколе изъятия оружия от ДД.ММ.ГГГГ об исправном состоянии оружия не является бесспорным доказательством того, что спустя два года на нем не образовалась коррозия, приводящая оружие к неисправности и невозможности его дальнейшей эксплуатации.

 В силу положений статей 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину возмещаются только за незаконные действия (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов. Установив правомерный характер действий должностных лиц, суд отказывает истцу в удовлетворении требований по возмещению ущерба. В связи с отказом в удовлетворении основного требования, отсутствуют основания для взыскания денежной компенсации морального вреда и судебных расходов.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковые требования ФИО6 к отделу полиции № 2 (с. Усть-Кокса) межмуниципального отдела МВД РФ «Усть-Канский», МВД по Республике Алтай о взыскании в солидарном порядке материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, оставить без удовлетворения в полном объеме.     

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий                 М.В. Плотникова