Дело № 2-2032 З/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» сентября 2019 года, Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Зуйкиной И.М., при секретаре судебного заседания Богомоловой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой Татьяны Николаевны к Администрации Коломенского городского округа Московской области о прекращении публичного сервитута,
УСТАНОВИЛ:
Максимова Т.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Коломенского городского округа Московской области о прекращении публичного сервитута в части наложения на земельный участок с кадастровым номером №.
В обоснование исковых требований Максимова Т.Н. указала и пояснила в судебном заседании, что на основании договора купли-продажи ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 765 кв. м. Данный участок был приобретен ей в целях строительства жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома на указанном земельном участке. Из уведомления направленного ей ответчиком ей стало известно, что принадлежащий ей участок обременен публичным сервитутом (700 кв. м). После обращения в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области» ей стало известно, что временный публичный сервитут установлен на основании акта приема-передачи документов для внесения в государственный реестр земель кадастрового района сведений о ранее учтенных земельных участках и государственного кадастрового учета текущих изменений сведений об экономических характеристиках земельных участков в лях обслуживания и ремонта коммуникаций. Сведения о лице в пользу которого установлен сервитут отсутствуют. Поскольку на её земельном участке отсутствуют какие либо коммуникации, никаких постановлений по установлению временного публичного сервитута ответчиком не принималось, истица просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Кузьмина Л.Н. (л.д. 20, представила в материалы дела письменные возражения, доводы которых поддержала в судебном заседании, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области» извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не направили в судебное заседание своих представителей. С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, далее по тексту «ЗК РФ», публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Пунктом 9 предусмотрено, что сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в частности:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре в виде властного предписания, выраженного в форме закона, или нормативно-правовом акте.
Доказательств принятия нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута ответчиком не представлено и судом не установлено. Также ответчиком не представлено доказательств в пользу какого лица или организации установлен публичный сервитут.
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В соответствии с п. 7 ст. 23 ЗК РФ в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
В силу статьи 48 ЗК РФ публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
Поскольку нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута по земельному участку истицы не издавалось, ответчик не может принять акт об отмене сервитута.
Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается в случаях, когда нужды собственника недвижимого имущества не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В материалы дела истицей представлены сведения, полученные от АО «Мособлгаз» и ПАО «МОЭСК», что земельный участок, принадлежащий Максимовой Т.Н. с кадастровым номером №, находится вне охранных зон коммуникаций данных организаций.
При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела установлено, что нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута по земельному участку с кадастровым номером № не принималось, а доказательств общественных нужд ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд прекращает публичный сервитут наложенный на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Максимовой Т.Н.
В силу положений ст. 13 ГПК РФ, вступившее в законную силу судебное решение является основанием для прекращения публичного сервитута наложенного на земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Максимовой Т.Н.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Максимовой Татьяны Николаевны о прекращении публичного сервитута, удовлетворить.
Прекратить публичный сервитут наложенный на земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Максимовой Татьяне Николаевне
Вступившее в законную силу судебное решение является основанием для прекращения публичного сервитута наложенного на земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Максимовой Татьяне Николаевне.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено «27» сентября 2019 года.
Судья
Коломенского городского суда
Московской области И.М. Зуйкина