РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2016 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Галкиной Т.В.,
помощника Железногорского межрайонного прокурора Хмелевской Т.Ю.,
представителя третьего лица на стороне истца
МУ «Управление ГО и ЧС г.Железногорска» П.,
представителя третьего лица на стороне истца АО «Завод ЖБИ-3»
Г.,
при секретаре Долбиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области ( далее по тексту ТУ Росимущества в Курской области) о признании права федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны и возложении обязанности по регистрации такого права,
у с т а н о в и л:
Железногорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ) в защиту интересов Российской Федерации обратился к ТУ Росимущества в Курской области о признании права федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны и о возложении на ответчика обязанности регистрации такого права.
В обоснование исковых требований указал на то, что на территории АО «<данные изъяты>» по адресу: *** находится отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны 3 класса (далее - убежище), вместимостью 600 человек, общей площадью 504 кв.м., общим объемом 1252 м.куб., введенное в эксплуатацию 25.06.1980 года. В соответствии с журналом учета защитных сооружений гражданской обороны г.<данные изъяты> МУ «Управление ГО и ЧС г. <данные изъяты>», указанное убежище имеет инвентарный номер № ***, номер по генплану - № ***. На балансе АО «<данные изъяты> защитное coopужение гражданской обороны - убежище не состоит. Оно было принято АО «<данные изъяты>» в 1998 году на ответственное хранение и в безвозмездное пользование в соответствии с условиями договора от 21.11.1998 году, заключенным между АО «<данные изъяты>», главой администрации г. <данные изъяты> начальником штаба по делам ГОЧС г. <данные изъяты> и используется предприятием как складское помещение – хранилище. В государственной, муниципальной или частной собственности убежище не числится. Убежище является объектом инженерной инфраструктуры, предназначенным для использования в особый период, и относится исключительно к федеральной собственности. В настоящее время убежище находится в неудовлетворительном состоянии, что делает невозможным его использование по основному назначению. Законодательством предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В связи с этим просит суд признать право федеральной собственности на указанное выше убежище и возложить на ответчика обязанность зарегистрировать такое право в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Помощник прокурора Хмелевская Т.Ю. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, по основаниям, приведенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик - ТУ Росимущество по Курской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на иск представитель ответчика Д. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что поддерживает доводы, приведенные в возражениях на иск от 19.10.2016 года и 27.10.2016 года. В данных возражениях ТУ Росимущество по Курской области просит в иске отказать, указывая, что спорное убежище не относится к федеральной собственности, поскольку в 1993 году было передано в собственность Курской области на основании Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 14.04.2013 года №344 «О передаче государственных предприятий, организаций в государственную собственность Курской области» при передаче <данные изъяты>№ ***, г.<данные изъяты>. Срок исковой давности для обращения в суд с иском о признании права федеральной собственности пропущен. Прокурором не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, не представлен отказ уполномоченного органа в регистрации права собственности согласно ст.2 ФЗ РФ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В случае удовлетворения требований прокурора, решение суда будет неисполнимо, поскольку не представлен технический (кадастровый) паспорт объекта гражданской обороны, содержащий его идентифицирующие признаки, не заявлено требование об истребовании имущества от фактического владельца – АО «<данные изъяты>
Представитель 3-его лица на стороне истца АО «<данные изъяты>» Г. в судебном заседании поддержала доводы, приведенные в письменном отзыве на иск от 19.10.2016 года и 05.12.2016 года, пояснив, что требования прокурора являются законными и обоснованными. Спорное убежище относится к федеральной собственности, и является объектом, на который распространяется особый режим возникновения, перехода и прекращения права собственности, предусмотренный законодательством РФ, поэтому оно не могло и не передавалось в собственность субъекта.
Представитель 3-го лица на стороне истца МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ***» П. в судебном заседании считала исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, указав, что убежище относится исключительно к федеральной собственности.
Привлеченный к участию в деле в качестве 3-его лица Комитет по управлению имуществом Курской области, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. В отзыве на иск председатель комитета Г. указал, что сведений о спорном объекте в реестре государственного имущества Курской области не значится, спорный объект не мог быть передан в собственность Курской области, а являлся и является собственностью Российской Федерации.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела усматривается, что в период июль-август 2016 года Железногорской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Курской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере распоряжения государственным имуществом и законодательства о гражданской обороне, в ходе которой выявлены следующие нарушения.
Установлено, что на территории АО «<данные изъяты>», расположенном по адресу: *** находится отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны 3 класса (убежище), вместимостью 600 человек, введенное в эксплуатацию 25.06.1980 года, что подтверждается паспортом убежища.
В соответствии с журналом защитных сооружений гражданской обороны г<данные изъяты>, который ведет МУ «Управление ГО и ЧС г.<данные изъяты>», указанное убежище имеет инвентарный № ***, номер по генплану -№ ***
Согласно сведениям Управления ГО и ЧС г.<данные изъяты> по Курской области, Управления Росреестра по Курской области, ТУ Росимущества по Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области от 07.11.2016 года, администрации МО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты> убежище ни в государственной, ни в муниципальной, ни в частной собственности не находится, на балансе АО «<данные изъяты>» убежище не состоит (л.д. 7, 16,17, 32-34).
Статьей 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальным органом Федерального агентства на территории Курской области является ТУ Росимущества по Курской области.
Согласно ГОСТу Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 года N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Пунктом 2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В силу пунктов 1, 3, 13 вышеуказанного Порядка убежища отнесены к объектам гражданской обороны, оборот которых регламентируется пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничен, указанные объекты могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" ( далее по тексту Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1) пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения N 1 к данному Постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
Таким образом, убежище является объектом инженерной инфраструктуры, предназначенным для использовании в особый период ( военное время, в случае возникновения чрезвычайных ситуации, аварий ), и относится исключительно к федеральной собственности
Согласно пункту 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 года N 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что в 1998 году убежище было принято предприятием АО «<данные изъяты>» на ответственное хранение и в безвозмездное пользование в соответствии с условиями договора от 21.11.1998 года, заключенного между АО «<данные изъяты>», главой администрации <данные изъяты> и начальником штаба по делам ГО ЧС г<данные изъяты> и используется в качестве хранилища.
В настоящее время убежище находится в неудовлетворительном состоянии: неисправна ДЭС, требуется выполнение текущего ремонта защитного помещения ДЭС-12М, восстановление водоснабжения и замена электропроводки и светильников в помещениях сооружения, что подтверждается письменным сообщением МУ «Управление по делам ГО и ЧС г.<данные изъяты>» от 11.08.2016 года, актами проведенных проверок ( л.д.20-27, 51-55)
Указанное свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: предоставление населению коллективной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права собственности и иные вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона.
Пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01 ноября 2008 года N 374, предусмотрено осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд считает правильным признать право собственности Российской Федерации на отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны 3 класса (убежище), вместимостью 600 человек, общей площадью 504 кв.м.. общим объемом 1252 м. куб., введенное в эксплуатацию 25.06.1980 года, расположенное по адресу: ***
Вследствие того, что полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Курской области осуществляет ТУ Росимущества в Курской области, суд считает необходимым возложить на него обязанность зарегистрировать право федеральной собственности на указанное нежилое помещение в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
При этом суд учитывает, что никаких возражений от ответчика относительно срока регистрации права федеральной собственности не поступало.
Довод ответчика о том, что спорный объект не относится к федеральной собственности, поскольку с 1993 года находится в государственной собственности Курской области согласно Постановлению Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 19.04.1993 года №344 «О передаче государственных предприятий, организаций в государственную собственность Курской области», судом отклоняется по следующим основаниям.
Процедура передачи объектов из федеральной собственности в собственность областной регулировалась Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 года №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».
В соответствии с п.2 названного Положения запрещается включение в перечни объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в соответствии с приложением 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1.
Как уже было отмечено ранее, убежище относится исключительно к федеральной собственности на основании пункта 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения N 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, который не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
Пунктом 3 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 года №114-рп, установлено, что в перечни объектов, передаваемых в государственную собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга, включая объекты, не отнесенные к федеральной и муниципальной собственности, в соответствии с приложениями 1,2,3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 №3020-1.
С учетом изложенного, суд согласен с доводами прокурора о том, что при передаче Постановлением Правительства РФ от 19.04.1993 года №344 <данные изъяты> в собственность Курской области спорное убежище в силу вышеприведенных требований законодательства не могло быть предано в собственность Курской области, т.к. является исключительно собственностью Российской Федерации.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суда доказательств, подтверждающих передачу спорного убежища в собственность Курской области.
Как следует из отзыва на иск Комитета по управлению имуществом Курской области от 07.11.2016 года №02.2-01-20/13169 сведений об объекте недвижимого имущества – сооружении гражданской обороны 3 класса, вместимостью 600 человек, расположенном по адресу: ***2, в реестре государственного имущества Курской области не значится. Спорный объект не мог быть передан в собственность Курской области, а являлся и является собственностью Российской Федерации.
Более того из плана приватизации <данные изъяты>, видно, что 30.09.1992 года был принят план приватизации данного предприятия, утвержденный председателем комитета по управлению имуществом г.<данные изъяты> 22.10.1992 года, в соответствии с которым был определен перечень и стоимость объектов, подлежащих приватизации; государственное предприятие - завод <данные изъяты> преобразовано в акционерное общество открытого типа «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>». При этом, как видно из плана, из состава приватизируемого имущества был исключен не подлежащий приватизации объект ГО № ***, который было принято использовать по договору между АО «<данные изъяты>» и администрацией г<данные изъяты> ( п.2.8 плана).
Таким образом, на момент издания Постановления Правительства РФ от 19.04.1993 года №344 <данные изъяты>№ ***<данные изъяты> был преобразован в акционерное общество открытого типа и, соответственно, не мог быть передан в собственность Курской области.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что убежище является собственностью Курской области, не состоятельны для суда и не основаны на законе.
Право федеральной собственности на убежище возникло на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 №3020-1, и поскольку оно возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то в силу п.1 ст.6 настоящего Федерального закона признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Доводы ответчика о том, что прокурору следовало предъявить требования об истребовании имущества от АО «<данные изъяты>», не состоятельны для суда. Суд считает, что в данном случае прокурором избран надлежащий способ защиты права. В свою очередь ТУ Росимущества в Курской области не лишено возможности самостоятельно обратиться в суд с иском за защитой своих прав, если считает, что оно нарушено действиями АО <данные изъяты>
Из материалов дела видно, что спорный объект передан на хранение и в безвозмездное пользование АО «<данные изъяты> на основании договора от 21.11.1998 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 года №359, что никак не прекращает федеральной собственности на убежище, тем более, что прав собственника общество в отношении убежища не имеет.
Доводы ответчика о том, что решение суда неисполнимо, поскольку объект права должен быть индивидуализирован, отклоняются судом.
В материалах дела имеется паспорт убежища, план защитного сооружения, содержащие его описание и позволяющие идентифицировать убежище. При этом не исключена возможность составления ответчиком как собственником имущества технического (кадастрового) паспорта убежища, содержащего уникальные характеристики объекта недвижимости.
Обязательного досудебного порядка урегулирования спора для данной категории дел не предусмотрено, в связи с чем оснований для оставления иска без рассмотрения согласно ст.222 ГПК РФ, суд не усматривает.
Кроме того, суд находит необоснованными доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.
Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года. Согласно п.2 ст.199 ГК РФ
Истечение срока исковой давности, о которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В силу ч.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По данному делу нарушения законодательства в области гражданской обороны в отношении спорного убежища носят длящийся характер и были выявлены Железногорским межрайонным прокурором в 2016 году - по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства, соответственно, срок исковой давности для обращения в суд не пропущен.
Кроме того, в отношении спорного убежища не зарегистрированы ни право муниципальной собственности, ни право собственности субъекта РФ, ни частная собственность, ни право оперативного управления, ни хозяйственного ведения. Спорный объект является федеральной собственностью, и право собственности Российской Федерации на него никем из участвующих в деле третьих лиц не оспаривается.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что государственная регистрации права собственности, возникшего до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не ограничена каким-либо сроком действия, оснований считать, что в данном случае прокурором пропущен срок исковой давности у суда не имеется.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования Железногорского межрайонного прокурора законными и обоснованными, и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Железногорского межрайонного прокурора удовлетворить полностью.
Признать право собственности Российской Федерации на отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны 3 класса (убежище), вместимостью 600 человек, общей площадью 504 кв.м.. общим объемом 1252 м. куб., введенное в эксплуатацию 25.06.1980 года, расположенное по адресу: ***
Обязать ТУ Росимущества в Курской области зарегистрировать право федеральной собственности на отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны 3 класса (убежище), вместимостью 600 человек, общей площадью 504 кв.м.. общим объемом 1252 м. куб., введенное в эксплуатацию 25.06.1980 года, расположенное по адресу: Курская ***. в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решении в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12.12.2016 года.
Председательствующий: