Дело № 2 - 203/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2016 года.
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Т.В. к администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права на приобретение в собственность земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Иванова Т.В. через представителя Никитину С.С., действующую на основании доверенности, обратилась в суд с иском к администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права на приобретение в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных требований указали, что Иванова Т.В. с ДДММГГГГ является владельцем приусадебного земельного участка площадью *****, кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес), в ***** по направлению на (адрес), который ей был предоставлен и который фактически и непрерывно с тех пор ею используется для ведения личного подсобного хозяйства (под картофельник).
Данный приусадебный земельный участок выделен ей в квартале №(адрес) дополнительно к основному приусадебному земельному участку, кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес), примерно в 8 м на юго-восток); ранее предоставленному в квартале № этого же населенного пункта в сложившейся застройке под размещение жилого дома.
Согласно Архивной справке от ДДММГГГГ№/т, выданной Администрацией Костромского муниципального района Костромской области, по похозяйственной книге (адрес) за ДДММГГГГ гг. значится некое дополнительное хозяйство Ивановой Т.В., без указания номера лицевого счета (*****). Площадь земельного участка не уточняется, постройки отсутствуют.
ДДММГГГГ Главе администрации Никольского сельского поселения ею было подано заявление о передаче ей спорного земельного участка № в собственность.
ДДММГГГГ был дан ответ: «испрашиваемый земельный участок по материалам инвентаризации ДДММГГГГ. (адрес) квартал № (участок №) за Вами не числится, землепользователь не выявлен».
Считает, что Администрацией нарушено ее гражданское право на получение земельного участка в собственность, которое она вправе защищать любым не запрещенным законом способом, в том числе и путем признания права в судебном порядке.
При этом полагает, что возможно признание за ней права на приобретение в собственность спорного приусадебного земельного участка № в квартале №(адрес) на основании выписки из похозяйственной книги, с учетом восполнения ее содержания, объективно вытекающего из совокупности косвенных доказательств.
Со ссылками на ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ 25.10.2001 № 136-ФЗ указывают, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.
Как было предусмотрено ст. 64, 66 и 67 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляли приусадебные земельные участки, постоянным рабочим и служащим, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных земельных участков или огородов производится на основании решения администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения. Приусадебные земельные участки указанным лицам предоставлялись по норме в пределах до 0,30 гектара. При этом при осуществлении компактной застройки сельских населенных пунктов около дома (квартиры) такие участки предоставлялись в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.
Между тем, в дальнейшем в рамках упрощения процедуры оформления земельных участков гражданами, с учетом реально сложившейся обстановки из-за юридической безграмотности исполнительной власти на местах и самих граждан, а также низкой административной дисциплины, в ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были внесены изменения и дополнения (п. 2 ст. 25.2), в силу которых к документам, удостоверяющим право гражданина на земельный участок была приравнена выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства). Наряду с актами (свидетельствами) о праве гражданина на земельный участок, выданными органом государственной власти или органом местного самоуправления.
К тому же, аналогичные положения были предусмотрены и в ранее действовавших п. 3, 5 «Порядка выдачи регистрации свидетельств о праве собственности на землю», утвержденного Роскомземом 20.05.1992 года, согласно которым документами, подтверждающими право гражданина на ранее предоставленный земельный участок, признавались государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похозяйственные книги и другие материалы, имеющиеся в городских, поселковых, сельских органах местной администрации.
На рубеже ДДММГГГГ ведение похозяйственных книг регулировалось Постановлением СНК СССР от 26.01.1934 № 185 «О первичном учете в сельских советах», которым на советы народных комиссаров союзных и автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты была возложена обязанность ввести установленные настоящим Постановлением формы первичного учета не позднее 1 апреля 1934 года (п. 3). Утвержденные на основе настоящего Постановления формы первичного учета были отнесены здесь к официальным документам сельских советов и должны были вестись в строгом соответствии с инструкциями Центрального управления народно-хозяйственного учета Госплана Союза ССР. Никакие подчистки и неоговоренные текстовой записью поправки в этих документах не допускались. Все учетные документы сельских советов должны были храниться наравне с денежными документами и ценными бумагами. Ответственность за их сохранность и за своевременную и правильную запись возлагалась персонально на секретаря сельского совета, несущего за нарушение этого правила уголовную ответственность (п. в). При этом в приложении к данному Постановлению в перечне разделов и форм под № 2 были указаны похозяйственные книги. В дальнейшем, ст. 11 Закона РСФСР от 19.07.1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» обязанность по ведению похозяйственных книг была возложена на поселковые и сельские советы народных депутатов.
В данном случае в ДДММГГГГ Истица, как постоянный работник сельскохозяйственного предприятия, проживающий в сельской местности, имела право на предоставление приусадебного земельного участка до *****. Около жилого дома ей было предоставлено лишь ***** Следовательно, она имела право на предоставление дополнительного земельного участка за пределами жилой зоны населенного пункта.
В 80-е годы прошлого века в пос. Губачево квартал № использовался для предоставления дополнительных земельных участков (под картофельник) для тех жителей села, которым не хватило земли около их жилых домов, расположенных в жилой зоне поселка (квартал №). Некий дополнительный земельный участок Ивановой Т.В. предоставлялся, о чем свидетельствует запись в похозяйственной книге за ДДММГГГГ, под которой имеется подпись секретаря Сельсовета и подпись владельца (Ивановой). Площадь и местоположение земельного участка не уточнялись. Вместе с тем, определенно это указывает скорее на халатное (не в полном объеме) исполнение должностными лицами своих должностных обязанностей, нежели на отсутствие самого факта предоставления дополнительного приусадебного земельного участка именно этому лицу и именно в этом году. Дополнительного, потому что основной земельный участок годом ранее уже был предоставлен, но площадью всего ***** (фактически меньше, что позднее подтвердило межевание) около жилого дома в жилой зоне (квартал №) этого же (адрес).
В материалах инвентаризации ДДММГГГГ, проводившейся с целью приватизации земли в поселке, на ситуационном плане квартала № имеется запись «Иванова», сделанная на участке №. При этом надо учитывать, что названный документ поступил из администрации, чья комиссия и проводила тогда инвентаризацию. Следовательно, пока не доказано обратное, данную запись следует считать сделанной по результатам этой инвентаризации; а сам факт предоставления такого ситуационного плана, являющегося приложением к материалам инвентаризации, - признанием того обстоятельства, что спорный земельный участок закреплен за Ивановой Т.В.
По крайней мере, по материалам инвентаризации факт того, что участок вообще не имеет землепользователя, не выявлен; а в сопроводительном письме от ДДММГГГГ№ администрация дополнительно подтверждает, что этот земельный участок «находился в пользовании», т.е. не числился свободным.
По материалам данной инвентаризации установлено, что Иванова Т.В. действительно является землепользователем земельного участка в квартале №(адрес). Только почему-то напротив ее фамилии и еще нескольких землепользователей в Списке землевладельцев, согласовавших границы своих земельных участков, номера самих участков по странному стечению обстоятельств указаны не были. Тем не менее, важно подчеркнуть, что в Приложении к акту согласования границ землевладений и землепользователей квартала №(адрес) от ДДММГГГГ ни за каким иным лицом, помимо Ивановой Т.В., земельный участок № не закреплен. Равно как и в другом составленном по материалам этой инвентаризации документе - Списке землепользователей (адрес), представленном Письмом администрации Никольского сельского поселения от ДДММГГГГ№. Притом, что в нижней части названного Приложения имеется примечание (комментарий), из которой можно сделать вывод, что комиссии, проводившей инвентаризацию, удалось застать Иванову Т.В. на своем, расположенном в квартале №, земельном участке, границы которого в натуре она и указала на местности членам комиссии.
В данном Списке землепользователей напротив земельного участка № приводится кадастровый №; а Кадастровом плане территории от ДДММГГГГ№ значится площадь данного участка в размере *****. В оценочной описи земельных участков (адрес) от ДДММГГГГ в кадастровом квартале № земельный участок с кадастровым номером № также имеет площадь *****, дата внесения номера в ГКН: ДДММГГГГ.
В ДДММГГГГ Глава Никольского сельского поселения фактически дополнительно подтвердил принадлежность Ивановой Т.В. спорного земельного участка №, утвердив План границ соседнего земельного участка №, в котором справа от участка № (владелец ДВН) указан земельный участок Ивановой Т.В., а слева - НГМ Эта информация полностью коррелируется с вышеназванным ситуационным планом, в котором справа от участка № как раз располагается участок № Ивановой, а слева - участок № Никифорова. Ранее Администрация Никольского сельского поселения Справкой от ДДММГГГГ№ подтвердила, что Добрецову фактически принадлежит земельный участок № в квартале №(адрес).
И все это на фоне того, что почти ***** никто, кроме Ивановой Т.В., фактически не пользовался спорным земельным участком, не претендовал на него и никаких претензий к ней не предъявлял. Она же все это время регулярно вместе с членами своей семьи обрабатывала его, выращивала картофель и фактически владела и пользовалась им, как приусадебным земельным участком. В свое время это было незаменимым источником пропитания семьи в сложных экономических условиях.
На дату обращения в суд с настоящим иском, после проведения Администрацией Никольского сельского поселения кадастровых работ, из земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки, сведения о которых носят временный характер, с кадастровыми номерами №
Указали, что таким образом, Истица: имела право на получение дополнительного земельного участка; реально его получила в квартале № (по материалам инвентаризации входит в состав землепользователей данного квартала); на протяжении почти 35 лет фактически владеет и пользуется (в частности, выращивает картофель) участком №, кадастровый №; в ситуационном плане именно на нем указана ее фамилия; нигде не указано, что в квартале № ей принадлежит другой участок; и нигде не указано, что в квартале № участок № закреплен и (или) когда-либо фактически использовался кем-то другим.
В итоге отчасти записями в похозяйственной книге, отчасти материалами инвентаризации ДДММГГГГ, проведенной в целях приватизации приусадебных земельных участков в (адрес), отчасти последующим поведением Администрации Никольского сельского поселения, признававших спорный земельный участок закрепленным за Ивановой Т.В., а также на фоне длительного и бесспорного владения и пользования ею данным участком, практически невозможно разумно объяснить иного содержания соответствующей записи похозяйственной книги, нежели изначального предоставления Истице спорного приусадебного земельного участка № квартал №(адрес).
На основании изложенного, просили восстановить запись похозяйственной книги (адрес), за ДДММГГГГ указав в составе хозяйства Ивановой Т.В. земельный участок площадью *****, расположенный по адресу: (адрес), (адрес); признать за Иванова Т.В. право на приобретение в собственность земельного участка площадью *****, кадастровый №, категория земель -земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес); обязать филиал «ФГБУ ФКП Росреестра» по Костромской области погасить запись в ГКН об образованных земельных участках с кадастровыми номерами №, восстановить запись в ГКН о земельном участке с кадастровым номером №.
В процессе рассмотрения дела представитель Ивановой Т.В. - Никитина С.С., действующая на основании доверенности, неоднократно уточняла заявленные требования.
Указала, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 земельного кодекса РФ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Указом Президента РФ от 7 марта 1996 года «О реализации конституционных прав граждан на землю» было установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: … 3) из судебного решения, становившего гражданские права и обязанности.
На основании изложенного просила рассмотреть просительную часть искового заявления в следующей редакции:
- восстановить запись похозяйственной книги (адрес), за ДДММГГГГ., указав в составе хозяйства Ивановой Т.В. земельный участок площадью *****., расположенный по адресу: (адрес)
- установить факт владения и пользования Ивановой Т.В. на праве собственности земельным участком площадью *****, кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес) и земельным участком площадью *****, кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес), (адрес), сведения о которых нося временный характер и образованных из земельного участка площадью *****, кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес)
Истец Иванова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки не сообщила об отложении дела не просила.
Представитель истца Ивановой Т.В. - Никитина С.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Пояснения дала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Ивановой Т.В. - Березин Г.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Ответчик администрация Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили суду отзыв, в котором указали, что исковые требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению. По существу заявленных требований указали следующее.
В администрацию Никольского сельского поселения Костромского муниципального района ДДММГГГГ Ивановой Т.В. было подано заявление о передаче вышеуказанного участка в собственность.
Согласно ответу от ДДММГГГГ земельный участок по материалам инвентаризации ДДММГГГГ не числится, землепользователь не установлен, выделение земельных участков осуществляется по заявлениям граждан после опубликования объявления о приеме заявлений.
ДДММГГГГ в Администрацию Никольского сельского поселения Костромского муниципального района от Ивановой Т.В. поступило заявлению о предоставлении копии из материалов инвентаризации и с ДДММГГГГ. Администрацией повторно было сообщено, что по материалам инвентаризации ДДММГГГГ(адрес) (квартал №) землевладелец земельного участка не установлен.
В администрацию Костромского муниципального района на имя главы Костромского муниципального района в ДДММГГГГ Ивановой Т.В. подано заявление о предоставлении земельного участка № квартале №, расположенного по адресу: (адрес) в собственность, площадь которого после межевания смежных участков составила ***** (с приложением ситуационного плана ДДММГГГГ).
Заявление Ивановой Т.В. было рассмотрено на заседании районной комиссии по земельным вопросам администрации Костромского муниципального района от ДДММГГГГ, на котором принято решение о разделе земельного участка на два самостоятельных и предоставлении земельного участка в собственность посредствами проведения аукциона.
В соответствии с п.1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции от ДДММГГГГ), органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Земельный участок площадью *****, расположенный в кадастровом квартале № по (адрес) для ведения личного подсобного хозяйства был включен Администрацией Костромского муниципального района в перечень формирования земельных участков для проведения аукциона с разделением его на два самостоятельных земельных участка.
ДДММГГГГ в Администрацию Никольского сельского поселения Костромского района Ивановой Т.В. подано заявление о предварительном согласовании предоставлении земельного участка площадью *****, расположенный в (адрес), участок №, для личного подсобного хозяйства в аренду на пять лет.
Так как земельные участки, на основании распоряжения Администрации Костромского муниципального района включены в перечень участков, формируемых для проведения аукциона, Ивановой Т.В. предложено (после формирования земельного участка и опубликования объявления о проведении аукциона во всех источниках) принять участие в аукционе по продаже земельных участков.
Аукцион по продаже земельного участка проводится в соответствии со ст. 39.11 и ст. 39.12 Земельного кодекса РФ.
В силу п.2 ст. 3.3. Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, согласно похозяйственным книгам дачников за ДДММГГГГ земельный участок за Ивановой Т.В. не значится. Также земельный участок не числится, землепользователь Иванова Т.В. не выявлена и по материалам инвентаризации ДДММГГГГ.
В соответствии с п.1, п.2, ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для введения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1).
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) (п.2).
Согласно похозяйственным книгам (адрес) за ДДММГГГГ., ДДММГГГГ похозяйственным книгам дачников за ДДММГГГГ. земельный участок за Ивановой Т.В. не значится. Также земельный участок не числится, землепользователь Иванова Т.В. не выявлена и по материалам инвентаризации ДДММГГГГ
Третье лицо Управление Росреестра по Костромской области своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представили суду отзыв и дополнительный отзыв, в котором указали, что действия (решения) органа кадастрового учета по осуществлению кадастрового учета в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № т № в порядке главы 22 КАС РФ (аналогична гл. 24 АПК РФ) не обжаловались и предметом судебного разбирательства не являлись. Соответственно решения или действия органа кадастрового учета с кадастровыми номерами № и № недействительными и незаконными не признавались. Полагали, что требование, предъявленное к Филиалу не может рассматриваться в порядке искового производства. Истцом избран ненадлежащим способ защиты права. Выбор истцом ненадлежащего способа защиты права является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Полагали, что сведения, содержащиеся в ГКН, о земельных участках с кадастровыми номерами № и № не нарушают и не могут нарушать права и законные интересы истца. Также сведения о земельном участке с кадастровым номером № являются актуальными и не требуют восстановления. Указали также, что при указанных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
Администрация Костромского муниципального района Костромской области, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представили суду отзыв, в котором указали, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: похозяйственные книги на сегодняшний день являются архивным историческим документом, и внесение в архивный документ каких-либо новых записей не возможно и не предусмотрено действующим законодательством; данный земельный участок относится к государственной не разграниченной собственности, в пользование Ивановой Т.В. не предоставлялся, вещные права на спорный земельный участок не устанавливались. Испрашивание земельного участка в соответствии с земельным законодательством Ивановой Т.В. не осуществлялось.
Выслушав объяснения представителя истца, допросив свидетелей ЩЕА, ЛАЮ, которые подтвердили доводы истца о пользовании испрашиваемым земельным участком, исследовав материалы гражданского дела №г., материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении:…6) факта владения и пользования недвижимым имуществом (ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).
Данная норма не исключает возможности установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом, в том числе на праве собственности.
Согласно положениям ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (ст. 267 ГПК РФ).
Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что для установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом необходимо установить как факт владения и пользования недвижимым имуществом на указанном заявителем основании, так и то, что получить необходимые документы во внесудебном порядке невозможно, либо то, что у заявителя имелись необходимые документы о владении и пользовании недвижимым имуществом, но были утрачены и их восстановление невозможно.
В обоснование заявленных требований сторона истца указывает на осуществление Ивановой Т.В. с ДДММГГГГ по настоящее время пользования земельным участком с кадастровым номером № площадью ***** расположенным по адресу: (адрес) который впоследствии разделен на два самостоятельных участка (кадастровые номера №).
Полагали, что подтверждением тому является указание в материалах инвентаризации земель квартала № населенного пункта (адрес) за ДДММГГГГ сведений об истице, как о пользователе земельным участком № площадью *****, в свою очередь отсутствие соответствующей записи в похозяйственной книге отнесли на халатное исполнение должностными лицами сельской администрации своих обязанностей, в связи с чем просили о восстановлении данной записи.
Разрешая заявленные требования суд, с учетом пояснений стороны истца, исходит из того, что фактически требования Ивановой Т.В. направлены на признание за ней права собственности на спорные участки.
До начала земельной реформы земля находилась в собственности государства и землепользователям предоставлялась в бессрочное или временное пользование.
В соответствие со ст. 11 Земельного кодекса РСФСР 1970г. бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока. Временное пользование землей могло быть краткосрочным - от трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет.
Семьям колхозников (колхозным дворам), а также рабочим, служащим и специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, приусадебные земельные участки предоставлялись исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 60,64 ЗК РСФСР 1970г.).
Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от ДДММГГГГ, Земельным кодексом РСФСР 1991 года закреплено право граждан на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду.
Статьей 64 земельного кодекса РСФСР 1991 года (в первоначальной редакции) было предусмотрено, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передают по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РСФСР 1991 года приобретение земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса осуществлялось через местный Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.
Предоставление земельных участков в собственность граждан ст.ст. 18, 23 Земельного кодекса РСФСР было отнесено к компетенции соответствующего сельского, поселкового Совета народных депутатов (впоследствии - сельских и поселковых администраций) и в силу ст. 30 Кодекса носило заявительный характер.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств обращения Ивановой Т.В. до ДДММГГГГ в администрацию Никольского сельского поселения с заявлением о предоставлении ей спорного земельного участка, а также доказательств принятия данным органом местного самоуправления соответствующего решения по этому вопросу.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 марта 2015 года) также предусмотрено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно кадастровой выписке от ДДММГГГГ земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь 2400 кв.м, адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, сведения о правах отсутствуют. Особые отметки: из земельного участка образованы земельные участки, сведения о которых носят временный характер, с кадастровыми номерами: №. Характер сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке): Сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенные. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДДММГГГГ. Сведения о правах отсутствуют.
Согласно постановлению администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № от ДДММГГГГ «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предоставляемых в собственность посредством проведения аукциона» земельный участок с кадастровым номером № площадью *****, расположенный по адресу: (адрес) разделен на два самостоятельных участка и утверждена схема расположения земельных участков, в том числе:
- земельный участок площадью *****, расположенный в (адрес)
- земельный участок площадью *****, расположенный (адрес).
Согласно кадастровым выпискам от ДДММГГГГ сведения о правах в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № площадью *****, и № площадью *****, отсутствуют. Дата внесения номеров в государственный кадастр недвижимости ДДММГГГГ. Сведения об объектах недвижимости имеют статус временные, дата истечения срока действия временного характера - ДДММГГГГ.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по (адрес) сведения о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами № площадь *****, № площадь *****№ площадь ***** кв.м адрес: (адрес), отсутствуют.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12 июля 1993 года № 659 (действующим до 1 марта 2015 года), инвентаризация земель проводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей (пункт 1 Положения).
При проведении инвентаризации выявляются: соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки. В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель (пункт 4 Положения).
В материалах инвентаризации земель квартала № населенного пункта Губачево Никольской сельской администрации (адрес) за ДДММГГГГ, учтен земельный участок № площадью *****, однако сведения о землевладельце (землепользователе) указанного участка, а также основаниях землепользования отсутствуют.
В списке землепользователей указана Иванова Т.В., при этом каких-либо сведений о земельном участке, пользователем которого она является (номер, площадь и т.д.), не имеется.
На одном из кадастровых планов, содержащихся в материалах инвентаризации, на участке с номером ***** имеется надпись «Иванова», выполненная карандашом, однако в связи с чем и на основании каких сведений произведена указанная надпись, не установлено. При этом на другом картографическом материале, содержащемся в материалах инвентаризации, в том числе квартала №(адрес), на спорном земельном участке какие-либо надписи или отсутствуют, или содержат иные фамилии (л.д. 91).
Таким образом, материалы инвентаризации не могут являться безусловным подтверждением того, что истице был предоставлен спорный земельный участок в установленном законом порядке и на законном основании.
Не указывают на это и сведения, содержащиеся в межевом плане земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ДВН в котором Иванова Т.В. указана, как смежный землепользователь (л.д. 23-24).
Возможное пользование Ивановой Т.В. спорным земельным участком само по себе не свидетельствует о возникновении у истицы на него какого-либо права.
При этом отсутствие указания в похозяйственных книгах на наличие у Ивановой Т.В. спорного земельного участка также ставит под сомнение, что такое пользование носило длительный и постоянный характер.
Так, согласно архивной справке МКУ «Муниципальный архив Костромского района» от ДДММГГГГ№/т, в архивном фонде Исполнительного комитета Никольского сельского Совета народных депутатов (адрес) по похозяйственной книге (адрес) за ДДММГГГГ значится хозяйство Ивановой Т.В., лицевой счет № (абз.1).
В графе «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства (в сотых гектарах)» на ДДММГГГГ указано: «всего земли *****» (так в документе), «в том числе под постройками, кустарниками, лесами, оврагами, балками и общественными дорогами *****» (так в документе) (абз.2).
По похозяйственной книге (адрес) за ДДММГГГГ значится хозяйство Иванова Т.В., номер лицевого счета не указан (абз. 3).
Графа «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства (в сотых гектарах)» не заполнена (абз. 4).
По похозяйственным книгам (адрес) за ДДММГГГГ хозяйство Ивановой Т.В. не значится (абз. 5).
Аналогичная информация представлена суду администрацией Никольского сельского поселения Костромского муниципального района.
Согласно сведениям УФМС России по Костромской области И. с ДДММГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес) (дело №г. л.д. 36).
Согласно сообщению администрации Никольского сельского поселения Иванова в (адрес) прибыла из (адрес) (дело №г. л.д. 37)..
Согласно информации, представленной МО МВД РФ «Костромской» по состоянию на ДДММГГГГ Иванова Т.В. постоянно проживает по адресу: (адрес), в (адрес), Иванова Т.В. не проживает, а использует как дачу (дело №г. л.д. 44).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 25.2 данного Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 данной статьи земельный участок является, в том числе, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена, в частности, Законом РСФСР от 19.07.1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» (п. 7 ст. 11). Похозяйственные книги являются документами первичного учета в сельских Советах и в них вносится информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения граждан, в том числе, сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.
Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 года № 69 утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств.
В силу п. 39 названных Указаний в разделе IV «А» «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства» по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Пунктом 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ № 345 от 11.10.2010 г. (далее - Порядок) установлено, что ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
Исходя из п. 7 Порядка записи в книгу производятся должностными лицами на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.
Пунктом 24 Порядка ведения похозяйственных книг предусмотрено, что, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках указывается номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.
Из представленных суду похозяйственных книг усматривается, что во всех имеется подпись Ивановой Т.В., исходя из чего следует, что истица была знакома с объемом информации, содержащейся в похозяйственных книгах, однако до настоящего времени никаких возражений по ее несоответствию не выражала.
Напротив, в ДДММГГГГ Иванова Т.В. обращалась в администрацию Никольского сельского поселения с заявлением о предоставлении спорного участка в собственность (л.д. 26), а в ДДММГГГГ также имело место обращение истицы с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в аренду на пять лет (л.д. 64), что, по мнению суда, указывает на осведомленность истицы об отсутствии у нее каких-либо прав в отношении спорного земельного участка.
Доказательств предоставления земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, либо выделения спорного земельного участка Ивановой Т.В. до принятия Земельного кодекса РФ иным путем стороной истца суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
На основании изложенного, исходя из совокупности представленных суду доказательств, поскольку актов, свидетельств, либо иных документов, удостоверяющих предоставление когда-либо Ивановой Т.В. спорного земельного участка на каком-либо праве не имеется, оснований для удовлетворения иска суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении заявленных Ивановой Т.В. требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иванова Т.В. в удовлетворении исковых требований к администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о восстановлении записи в похозяйственной книге и установлении факта владения и пользования на праве собственности земельными участками, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья С.Ю. Иванова
Мотивированное решение изготовлено ДДММГГГГ.