ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/20 от 23.09.2020 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-204/2020

22RS0011-02-2019-004129-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2020 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Зелепухиной Н.А.

при секретаре Недозреловой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Администрации г.Рубцовска, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г.Рубцовска об обязании за счет собственных средств произвести в многоквартирном жилом доме № по ... в г. Рубцовске Алтайского края, в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, капитальный ремонт: кровли, отмостки и цокольной части стен, общедомовых систем холодного водоснабжения, отопления и электроснабжения.

В обоснование иска указал, что ФИО1, на основании договора социального найма от *** является нанимателем комнаты в многоквартирном жилом доме № по .... Жилое помещение по ... в г.Рубцовске, в качестве общежития принадлежало Рубцовскому машиностроительному заводу, который впоследствии передал на безвозмездной основе в муниципальную собственность данное общежитие. Постановлением Администрации г. Рубцовска в указанном общежитии зарегистрированы жилые помещения. Ответчик Администрация г. Рубцовска является наймодателем указанного жилого помещения в котором проживает истец. С 2019 года управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Восток 18». При осмотре элементов общего имущества многоквартирном жилом доме № по ... в г. Рубцовске была установлена необходимость капитального ремонта кровли, а так же розлива системы отопления трубопровода в подвале и запорной арматуры по стоякам, находящимся в нерабочем состоянии, систем холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, канализации, о чем был составлен акт.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Некоммерческая организация «Региональный оператор ... «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил окончательно просил обязать Администрацию г. Рубцовска Алтайского края за счет собственных средств произвести в многоквартирном жилом доме № по ... в г.Рубцовске Алтайского края, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, капитальный ремонт отмостки; возложить обязанность на Администрацию г.Рубцовска Алтайского края перечислить денежные средства на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме № по ... в г.Рубцовске в объеме и в общей сумме 4 449 538 руб. 26 коп., согласно заключению эксперта ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения в законную силу; возложить обязанность на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного жилого дома № по ... в г.Рубцовске в объеме перечисленных средств Администрацией г.Рубцовска Алтайского края в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома № по ... в г. Рубцовске, указанных в заключении эксперта ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы».

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца и третьего лица ООО «УК «Восток 18» - ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации г. Рубцовска в судебном заседании возражала против исковых требований в полном объему, ранее представив письменный отзыв на иск.

Представитель ответчика Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» - ФИО3 в судебном заседании полагал заявленные уточненные требования необоснованными.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, на основании договора социального найма жилого помещения от ***, является нанимателем жилого помещения по адресу: ..., комната , общей площадью *** кв.м.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Администрации г. Рубцовска.

Исходя из п. 2.2.1 договора социального найма жилого помещения, наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: ... в городе Рубцовске Алтайского края был построен и сдан в эксплуатацию в 1979 году.

Общежитие по ... в г. Рубцовске принадлежало АО «Рубцовский машиностроительный завод», на основании постановления Администрации г. Рубцовска Алтайского края от *** было принято в муниципальную собственность г.Рубцовска.

Согласно Постановления Администрации г. Рубцовска от ***, общежитие по ... в г.Рубцовске было исключено из специализированного муниципального жилищного фонда и переведено в многоквартирный дом; изъяты из оперативного управления муниципального автономного учреждения «Общежитие» и включены в состав казны муниципального образования г.Рубцовск, Алтайского края расположенные в данном МКД указанные жилые помещения( в том числе комната 411).

Согласно Постановления Администрации г. Рубцовска от *** общежитие по ... в г.Рубцовске исключено из специализированного муниципального жилищного фонда и переведено в многоквартирный дом с коммунальными квартирами.

Управление многоквартирными домом с *** осуществляется ООО «Управляющая компания «Восток 18».

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии с п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно информации АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Сибирский филиал от ***, по состоянию на *** МКД по пер. Алейскому имел 31 % износа.

Согласно акта комиссионной приемки работ от *** в МКД по ... в г.Рубцовске был выполнен капитальный ремонт крыши, в соответствии с краевой программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы.

Доказательств проведения капитального ремонта иного имущества указанного жилого дома с момента его ввода в эксплуатацию ответчиками не представлено.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Рубцовска пояснила, что многоквартирный дом по ... в городе Рубцовске включен в краевую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденную Постановлением Администрации Алтайского края от ***. Постановлением Правительства Алтайского края от *** запланированы следующие виды работ: в период с 2023 по 2025 ремонт внутридомовых инженерных систем дома, в период с 2023 по 2034 ремонт фасада и фундамента дома.

Из акта осмотра общего имущества МКД по ... в г.Рубцовске от *** следует, что в результате осмотра строительных конструкций и инженерного оборудования здания, проведенного управляющей организацией - ООО «УК «Восток 18», требуется капитальный ремонт инженерных сетей ГВС, ХВС, отопления, КНС, установлена необходимость ремонта фасада, отмостки, цоколя.

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Согласно ст. 16 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, если на момент приватизации указанная обязанность не была выполнена.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, т.е. обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.

Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, бывший наймодатель обязан исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.

Законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части).

Исходя из этого Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем (Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 № 577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно п. 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных ч. 1 ст. 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 ст. 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (п. 3 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Приватизация первого жилого помещения в доме по ... в г. Рубцовске состоялась ***, что не оспаривалось ответчиками.

Согласно ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Доказательств того, что до начала первой приватизации жилых помещений дома элементы дома с учетом срока их эксплуатации и технического состояния, не нуждались в капитальном ремонте либо обязанность по проведению капитального ремонта была полностью или в части исполнена, ответчиками в судебное заседание не представлено.

В соответствии с п.п. 1.2, 5.6 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ведомственные строительные нормы (ВСН) 58-88-р), утв. приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, плановые сроки начала и окончания капитального ремонта и реконструкции зданий и объектов должны назначаться на основании норм продолжительности ремонта и реконструкции, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, устанавливаемом органами отраслевого управления. Указанное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Согласно приложениям № 2 и № 3 Ведомственных строительных норм (ВСН) 55-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта жилых зданий с каменными стенами, со стенами из кирпича и железобетонными покрытиями составляет 15-20 лет, продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем здания составляет 10-40 лет.

Обязанность по производству капитального ремонта помещений дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от *** по данному делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы».

Согласно экспертному заключению ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы» от ***, многоквартирный жилой дом № по ... в г. Рубцовске по состоянию на момент первой приватизации жилья в данном доме (***) в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, нуждался в капитальном ремонте.

В перечень необходимых работ по капитальному ремонту, с учетом фактической продолжительности эксплуатации на ***, включен: капитальный ремонт отмостки, капитальный ремонт общедомовой системы ХВС, сеть освещения мест общего пользования.

На момент проведения экспертного осмотра (***) система холодного водоснабжения и сеть освещения мест общего пользования находились в неудовлетворительном техническом состоянии, что свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта данных инженерных систем по состоянию на момент проведения экспертного осмотра.

Объем работ, который необходимо провести в качестве капитального ремонта многоквартирного жилого дома № по ... в г. Рубцовске: общедомовой системы холодного водоснабжения – *** п.м., общедомовой системы электроснабжения – *** кв.м. общей площади МКД.

Стоимость работ, которые необходимо провести в качестве капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома, исходя из предельной стоимости услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной Законом Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отнощений по
организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» и Постановлением Правительства Алтайского края от 13.04.2020 № 162 «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или)
работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия» составляют: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения – 3 405 774,56 руб., холодного водоснабжения – 1 043 763,70 руб.

Определить объем работ по капитальному ремонту отмостки и их стоимость, исходя из предельной стоимости услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД не представилось возможным. Капитальный ремонт отмостки не входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренный ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 19.2 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37- ЗС (ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации») и перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия, предусмотренный Постановлением Правительства Алтайского края от 13.04.2020 № 162.

В судебном заседании эксперт Н. пояснил, что в ходе проведения экспертизы было установлено, что требует проведение капитального ремонта сети освещения мест общего пользования, о чем было указано в исследовательской части, однако в выводах в таблице это ошибочно не указано.

Судом принимается в качестве доказательства вышеуказанное экспертное заключение, так как оно составлено компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующих областях строительства и экспертизы, экспертиза проведена в соответствии с требованиями законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не является заинтересованным лицом. Выводы эксперта последовательны, непротиворечивы, основаны на методиках, поименованных в экспертном заключении и проведенных исследованиях. Экспертное заключение по форме и содержанию соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, заключение эксперта согласуется с иными материалами дела, которые подтверждают неудовлетворительное состояние систем электроснабжения - сети освещения мест общего пользования, холодного водоснабжения МКД по ... в г. Рубцовске, в настоящее время.

Доказательств обратного стороной ответчика, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.

Перечень и объем работ, которые необходимо провести при капитальном ремонте жилого дома, их стоимость определена заключением эксперта и стороной ответчика не оспорены.

Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, муниципальное образование, как наймодатель, обязано исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.

Поскольку п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право нанимателя требовать от наймодателя надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, избранный истцом способ защиты права является допустимым, принимая во внимание, что установленное судом и не оспоренное ответчиком Администрацией г. Рубцовска, неудовлетворительное состояние систем электроснабжения, холодного водоснабжения явно свидетельствует о невыполнении указанным ответчиком обязанностей по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, приведшему к нарушению прав истца на пользование жилым помещением, которое должно соответствовать установленным санитарным, техническим правилам и нормам, обеспечивающим в совокупности безопасное проживание истца в занимаемой по договору социального найма комнате.

Судом установлено, что собственниками выбран способ формирования фонда капитального ремонта в указанном многоквартирном доме путем перечисления средств на счет регионального оператора.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным уточненные исковые требования удовлетворить частично, возложив на Администрацию г. Рубцовска Алтайского края обязанность перечислить денежные средства на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме № по ... в г. Рубцовске в объеме, указанном в заключении эксперта составленным ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы», в общей сумме 4 449 538 руб. 26 коп.

Суд отмечает, что рассматриваемые правоотношения предполагают взаимодействие ответчиков при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в связи с чем, избранный истцом способ защиты права предполагает выполнение Фондом капитального ремонта многоквартирных домов работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного дома за счет денежных средств, перечисленных Администрацией г. Рубцовска. При этом, капитальный ремонт проводится во исполнение обязанности бывшего собственника, в связи с чем, принятие решения собственниками помещений о проведении капитального ремонта в пределах, установленных заключением эксперта, не является обязательным. При этом, не исключается принятие собственниками решения об утверждении дополнительного перечня работ сроков, объема работ за счет их собственных средств.

Как следует из п. 8 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 г.г., утв. Постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2017 № 496 региональный оператор определяет прогнозируемый объем средств фондов капитального ремонта муниципальных образований и направляет его в уполномоченный орган и органы местного самоуправления до 1 февраля года, предшествующего тому, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Органы местного самоуправления с учетом предложений лиц, указанных в п. 7 настоящего порядка, и представленного региональным оператором прогнозируемого объема средств фондов капитального ремонта формируют сведения о многоквартирных домах и направляют их в уполномоченный орган до 1 апреля года, предшествующего тому, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования и включенных в краевую программу (п.9).

Уполномоченный орган на основании представленных органами местного самоуправления сведений о многоквартирных домах и прогнозируемого объема средств фонда капитального ремонта, представленного региональным оператором, в течение двух месяцев после внесения изменений в краевую программу в установленном порядке формирует и утверждает план реализации краевой программы в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края (п.10).

Кроме того, при наличии оснований для актуализации краевой программы в соответствии с п.п.13-14 Порядка Региональный оператор и органы местного самоуправления в течение пятнадцати рабочих дней с момента наступления оснований для актуализации программы направляют в уполномоченный орган сведения о многоквартирных домах для актуализации планов реализации краевой программы.

На основании полученных сведений о многоквартирных домах от регионального оператора и органов местного самоуправления уполномоченный орган вносит соответствующие изменения в планы реализации краевой программы не реже одного раза в полугодие.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера требований, суд считает необходимым определить срок исполнения решения в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Требования истца об обязании Администрации г. Рубцовска Алтайского края за счет собственных средств произвести в многоквартирном жилом доме № по ... в г.Рубцовске Алтайского края капитальный ремонт отмостки удовлетворению не подлежат, поскольку капитальный ремонт отмостки не входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренный ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 19.2 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37- ЗС и в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренный Постановлением Правительства Алтайского края от 13.04.2020 № 162.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного дома № по ... в г.Рубцовске в объеме перечисленных средств Администрацией г.Рубцовска Алтайского края в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, указанных в заключении эксперта от *** ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы».

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию г.Рубцовска Алтайского края перечислить денежные средства на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме № по ... в г.Рубцовске в объеме и в общей сумме 4 449 538 руб. 26 коп., согласно заключению эксперта ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы» в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Возложить на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного дома № по ... в г.Рубцовске в объеме перечисленных средств администрацией г.Рубцовска Алтайского края в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № по ... в г.Рубцовске, указанных в заключении эксперта ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А.Зелепухина