ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/2022 от 11.10.2022 Родинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-204/2022

УИД 22RS0042-01-2022-000225-42

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2022 г. с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бауэр И.В.,

при секретаре Мошляк С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае к Ворониной Ларисе Сидоровне о взыскании необоснованно полученной суммы,

УСТАНОВИЛ:

ГУ - ОПФР по Алтайскому краю обратилось в суд с иском к Ворониной Л.С. о взыскании необоснованно полученной суммы, в котором указало, что в соответствии с Законом от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» по заявлению от 23.11.1999 Ворониной Л.С. назначена и выплачивалась страховая пенсия по возрасту.

Согласно нормам Соглашения государств-участников СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее Соглашение), пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государств их постоянного проживания, компетентные органы которого при обращении граждан за назначением пенсии принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и её размера.

В соответствии с ч.1, 2 ст.6 Соглашения, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

В соответствии с п. 9 ст. 21 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а так же достоверность сведений, содержащихся в них.

На основании электронных списков межведомственного взаимодействия ПФР и НАО «Государственная корпорация «Правительства для граждан» Респ.Казахстан, касательно пенсионных выплат в отношении Ворониной Л.С. выявился факт одновременного получения пенсии одним и тем же лицом на территории разных государств в марте 2020 года. В связи с чем выплата пенсии была приостановлена с 01.04.2020. Соответственно, о нарушении своего права ПФР узнал в марте 2020 года.

27.04.2021 ПФР направил запрос в филиал некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по г. Алматы для подтверждения данного факта документально, для взыскания неправомерно полученных сумм пенсии в отношении Ворониной Л.С.

В адрес ПФР ответ поступил от 13.05.2021 о том, что Воронина Л.С. является получателем пенсии по возрасту, которая назначена с 07.12.2005 в Республике Казахстан.

Действующее пенсионное законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одновременного получения пенсии одним и тем же лицом на территории разных государств.

Воронина Л.С. проявила недобросовестность, написав заявление о получении пенсии на территории двух разных государств, поскольку являясь получателем пенсии в Республике Казахстан, не известив об указанном ПФР, в связи с чем неправомерно была получена пенсия за период с 07.12.2005 по 31.03.2020 в размере 1 678 017 руб. 55 коп.

В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» единовременная выплата (далее - ЕВ) в размере 5000 руб. назначалась гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации.

В связи с чем, в массовом порядке Ворониной Л.С. назначена единовременная выплата с 01.01.2017 по 31.01.2017 в размере 5000 руб.

Сумма пенсии с учетом ЕВ на дату подачи иска в суд составляет 1 683 017 руб. 55 коп. (1 678 017,55 руб. +5 000,00 руб.). Задолженность в добровольном порядке до настоящего времени не погашена.

В связи с изложенным истец просит взыскать с Ворониной Ларисы Сидоровны незаконно полученную сумму пенсии и единовременную выплату в размере 1 683 017,55 рублей в пользу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае.

В судебное заседание представитель истца ГУ – ОПФР в Алтайском крае не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, в исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Ответчик Воронина Л.С. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении судебного разбирательства не просила.

В судебное заседание представитель третьего лица Центр ПФР по выплате пенсий в Алтайском крае не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст.39).

На дату принятия пенсионным органом решения о назначении ответчику пенсии основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение было установлено Законом Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1).

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 установлено, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст.126 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1, организация (гражданин) несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения и выплаты пенсии.

В силу ст.127 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1, пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

В случае невыполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсии организация и пенсионер возмещают соответствующему органу социальной защиты населения причиненный ущерб.

С 01.01.2022 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 18 которого было установлено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Постановлением Минтруда РФ №16, ПФ РФ №19па от 27.02.2002 утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации). В качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за пенсией, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации.

Из содержания ч.1 ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В Федеральном законе от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплены аналогичные с нормами Закона Российской Федерации от 20.11.1992 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» нормативные положения, обязывающие пенсионера извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, а также возмещать ущерб, причиненный пенсионному органу в результате выплаты излишних сумм пенсии.

Так, в силу ч.4 ст.23 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с ч.5 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

При этом, в силу ч.1 ст.26 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Частью 2 ст.28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из анализа приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.

В соответствии с ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

По смыслу вышеуказанных положений законодательства не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата (п.11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).

Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Частью 1 ст.196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ч.2 ст.199 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз.2 п.2 ст.199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинированнее, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (п.2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (п.3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан-участников Содружества Независимых Государств в период выплаты ответчику пенсии регулировался Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 участниками которого являются, в том числе, Республика Казахстан и Российская Федерация, который денонсирован Федеральным законом от 11.06.2022 №175-ФЗ с 30.06.2022.

В соответствии со ст.1 вышеуказанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Частью 1 ст.6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 установлено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Согласно ст.7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Статьей 10 Соглашения установлено, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Согласно п.3 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.

Согласно п.5 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», в тех случаях, когда лицо, прибывшее на жительство в Россию из государства - бывшей республики Союза ССР, претендует на назначение какого-либо вида пенсии в России, утверждая при этом, что пенсия по прежнему месту жительства ему не назначалась и у органа социальной защиты населения есть основания предполагать, что пенсия могла быть назначена, это обстоятельство должно подтверждаться документально.

В этой связи из органа, осуществлявшего или осуществляющего пенсионное обеспечение в государстве, где ранее проживало лицо, истребуются сведения о том, что пенсия не назначалась. При их непоступлении до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии производится назначение пенсии со сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если впоследствии поступают сведения, подтверждающие получение пенсии по прежнему месту жительства, рассматривается вопрос о прекращении выплаты назначенной в России пенсии (в случае, если пенсия по прежнему месту жительства выплачивается) или продолжении выплаты назначенной в России пенсии (если ее выплата по прежнему месту жительства прекращена).

Кроме того, в пунктах 2, 4 распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» содержится указание руководителям территориальных органов ПФР о проведении в срок 1 сентября 2004 г. сплошной проверки правильности назначения пенсий лицам, прибывшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР; ревизионной комиссии ПФР (Белистов И.П.) при осуществлении ревизий деятельности территориальных органов ПФР производить текущую проверку пенсионных дел лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Судом установлено, что Воронина Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, восстановлена в гражданстве Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.20 Закона РФ от 28.11.1991 №1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (заключение УВД Алтайского края от 07.07.1999 №3616), что подтверждается информацией ГУ МВД России по Алтайскому краю от 22.07.2022.

Согласно сведениям Отд МВД России по Родинскому району от 08.07.2022 №272, Воронина Л.С. значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.25).

По достижение пенсионного возраста 23.11.1999 в установленном законом порядке ответчик Воронина Л.С. обратилась в уполномоченный орган по Родинскому району с заявлением о назначении пенсии. Решением от 06.12.1991 Ворониной Л.С. назначена пенсия по старости с 23.11.1999 пожизненно.

При этом из заявления о назначении пенсии следует, что Воронина Л.С. обязалась о перемене места жительства своевременно сообщать отделу социального обеспечения, как того требуют положения Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». С указанной обязанность ответчик была ознакомлена, что подтверждается собственноручной подписью ответчика в заявлении.

25.11.1999 Ворониной Л.С. подано заявление о перечислении причитающей суммы пенсии на счет в банке.

В рамках взаимодействия между ПФР и некоммерческим акционерным обществом «Государственная корпорация «Правительство для граждан» в сфере пенсионного и социального обеспечения истцу стало известно об установлении Ворониной Л.С. пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан и проживании на территории данного государства.

Распоряжением УПФР в Благовещенском районе Алтайского края от 18.03.2020 выплата пенсии Ворониной Л.С. приостановлена с 01.04.2020.

УПФР в Благовещенском районе Алтайского края от 18.03.2020 Ворониной Л.С. направлено письмо о необходимости обращения в УПФР с заявлением о возобновлении выплаты пенсии.

Согласно запросу Филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по г. Алматы от 27.04.2021, адресованному в ГУ – ОПФР Алтайского края, Воронина (Чичик) Лариса Сидоровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная в <адрес>А, являлась получателем пенсии по возрасту в Республике Казахстан с 07.12.2005 по 30.04.2021. Для установления обстоятельств и разбирательства дела по существу Воронина Л.С. была приглашена в Отдел Турксибского района по социальному обеспечению Филиала, в ходе которой последняя изъявила желание получать пенсионные выплаты в Республике Казахстан, о чем свидетельствует собственноручно написанное заявление.

Из содержания указанного заявления от 19.04.2021 следует, что Воронина Л.С. получает пенсию в Республике Казахстан на основании вида на жительство, пенсию в РФ получала с 1999 года. В настоящее время желает получать пенсию в Республике Казахстан. Уведомление из РФ о сумме переплаты получено, однако возместить переплату не имеет возможности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик длительное время проживает в Республике Казахстан, имеет вид на жительство, а также регистрацию, в собственноручно написанном заявлении от 19.04.2021 выразила желание получать пенсию на территории Республики Казахстан.

При указанных обстоятельствах, исходя из положений ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 №546н, согласно которым местом жительства гражданина в целях назначения пенсии является не только подтвержденное регистрацией место жительство, но и место пребывание, а также место фактического проживания, суд приходит к выводу, что местом жительства ответчика является Республика Казахстан.

Следовательно, назначение пенсии ответчику в соответствии с ч.1 ст.6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 должно производится компетентными органами Республики Казахстан по месту жительства ответчика.

Вместе с тем, Воронина Л.С., являясь получателем пенсии в Республике Казахстан с 07.12.2005, о данном факте территориальные органы ОПФР по Алтайскому краю не известила, чем нарушила возложенную на нее ч.5 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 127 Закона Р от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» обязанность.

Как следует из расчета Центра по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Алтайском крае, размер излишне выплаченной ответчику суммы пенсии за период с 07.12.2005 по 31.03.2020 составляет 1 678 017,55 руб., что подтверждается материалами пенсионного дела.

Так же, в соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» Ворониной Л.С. назначена единовременная выплата за период с 01.01.2017 по 31.01.2017 в сумме 5 000,00 руб.).

Таким образом, общая сумма излишне выплаченных денежных средств ответчику Ворониной Л.С. за период с 07.12.2005 по 31.03.2020 составила 1 683 017,55.

Проверив представленный истцом расчет, суд находит его арифметически верным. Каких-либо возражений относительно представленного расчета, а также контррасчет ответчиком не представлено.

Выплата пенсии по старости ответчику Ворониной Л.С. приостановлена с 01.04.2020.

29.12.2020 Ворониной Л.С. направлялись требования о погашение образовавшейся переплаты по страховой пенсии и единовременной выплаты, однако в добровольном порядке погасить задолженность ответчик отказалась.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст.28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» суд приходит к выводу, что непредоставление ответчиком сведений о перемене места жительства повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий (единовременной выплаты), имеются основания для возложения на виновных лиц обязанности по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом суд учитывает разъяснения, данные в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», из которых следует, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что в действиях Ворониной Л.С., обратившейся в компетентные органы двух государств с заявлением о назначением страховой пенсии по старости, и не сообщившей в ОПФР об изменении места жительства и назначении пенсии в Республике Казахстан, с учетом того, что о необходимости такого сообщения ей было достоверно известно, усматривается недобросовестность, что является основанием для взыскания с ответчика, в силу ст.ст.1102, 1109 ГК РФ, излишне выплаченных сумм пенсии.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что из смысла положений пенсионного законодательства, юридически значимым обстоятельством по настоящему спору является сам по себе факт несообщения соответствующих сведений пенсионному органу.

При указанных обстоятельствах, исковые требования Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае к Ворониной Ларисе Сидоровне о взыскании необоснованно полученной суммы подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты который истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд полагает, необходимым взыскать с Ворониной Л.С. доход бюджета Родинского района Алтайского края государственную пошлину в размере 16 615,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае к Ворониной Ларисе Сидоровне о взыскании необоснованно полученной суммы удовлетворить.

Взыскать с Ворониной Ларисы Сидоровны в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае незаконно полученную сумму пенсии и единовременной выплаты в размере 1 683 017 рублей 55 копеек копейки.

Реквизиты для перечисления денежных средств:

Получатель: УФК по Алтайскому краю (ОПФР по Алтайскому краю)

Отделение Барнаул Банка России/УФК по Алтайскому краю г. Барнаул

Счет получателя: 40102810045370000009

Казначейский счет: 03100643000000011700

Банк получателя: Отделение Барнаул г. Барнаул

БИК банка получателя: 010173001

ИНН 2225008796, КПП 222501001

КБК: 392 1 13 02996 06 6000 130

ОКТМО: 01701000

(При оплате в примечании указывается ФИО пенсионера, предмет возврата и период).

Взыскать с Ворониной Ларисы Сидоровны в доход бюджета Родинского района Алтайского края государственную пошлину в размере 16 615 рублей.

Ответчик вправе подать в Родинский районный суд Алтайского края заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий И.В. Бауэр