ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2053 от 30.05.2011 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 - 2053 за 2011 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года Кировский суд города Омска в составе

председательствующего Быкова А.В.,

с участием прокурора Лазарчука А.В.,

при секретаре Кудиновой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску

прокурора города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ООО «Архстройдизайн» о признании распоряжения директора Департамента имущественных отношений администрации города Омска в части недействительным, признании договоров купли-продажи земельных участков недействительными, признании регистрационных документов о праве собственности на земельные участки недействительными, применении последствий недействительности сделок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Омска обратился в Кировский районный суд г. Омска в интересах неопределенного круга лиц с иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ООО «Архстройдизайн» о признании распоряжения директора Департамента имущественных отношений администрации города Омска в части недействительным, признании договоров купли-продажи земельных участков недействительными, признании регистрационных документов о праве собственности на земельные участки недействительными, применении последствий недействительности сделок, указав при этом следующее.

Прокуратурой проведена проверка законности предоставления департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в собственность ФИО1 земельного участка с кадастровым №, в ходе которой выявлены нарушения.

Установлено, что в соответствие с пунктом 1 распоряжения директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 27.01.2010 № «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» предоставлен для целей, не связанных со строительством, ФИО1 в собственность за плату земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 45000 кв.м. для рекреационных целей под парк. Местоположение земельного участка установлено

Во исполнение пункта 3 указанного распоряжения 28.04.2010 департаментом имущественных отношений администрации города Омска с ФИО1 заключен договор № купли-продажи вышеуказанного земельного участка и 23.06.2010 произведена государственная регистрация права собственности.

В результате проведенных ФИО1 землеустроительных работ земельный участок с кадастровым № прекратил свое существование 23.07.2010 в результате разделения его на земельные участки с кадастровыми № (площадь - 27000 кв. м) и № (площадь - 18000 кв.м).

08.10.2010 ФИО1 заключен договор б/н купли-продажи земельного участка с кадастровым № с ФИО2 и 21.10.2010 на данный земельный участок зарегистрировано право собственности за последним.

08.10.2010 ФИО1 заключен договор б/н купли-продажи земельного участка с кадастровым № с ООО «Архстройдизайн» и 21.10.2010 на данный земельный участок зарегистрировано право собственности за последним.

07.02.2011 между ООО «Архстройдизайн» и ФИО3 заключен договор б/н купли-продажи земельного участка с кадастровым № и 26.02.2011 за ФИО3 зарегистрировано право собственности.

Вместе с тем при предоставлении земельного участка с кадастровым № департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не соблюдена процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установленная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных, участков из земель, находящихся в государственной иди муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании акта органа местного самоуправления. При этом из содержания данной статьи следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

При проведении процедуры продажи вышеуказанного земельного участка департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска каких-либо информационных сообщений о предоставляемом земельном участке не публиковалось.

Опубликование сообщения о передаваемых в аренду или в собственность земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, установленной Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, распоряжение директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 27.01.2010 № о предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка,, находящегося в муниципальной собственности, издано, а договор от 28.04.2010 № купли-продажи вышеуказанного земельного участка заключен - с нарушением установленного порядка, предусмотренного, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Несоблюдение требований законодательства при заключении оспариваемого договора исключило возможность для всех заинтересованных лиц приобрести права на указанный земельный участок, что нарушило экономические интересы неопределенного круга лиц и индивидуальных предпринимателей, необоснованно создало приоритеты для ФИО1 на спорный земельный участок, исключило возможность эффективного распоряжения этим участком на конкурсной основе, привело к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц обратиться с заявлением о покупке земельного участка и приобрести его на равных условиях.

Кроме того, земельный участок с кадастровым № образован в результате проведенных работ по расформированию земельного участка с кадастровым №, зарегистрированного на праве муниципальной собственности на основании распоряжения Мэра г. Омска от 30.06.2006 № «О предоставлении департаменту недвижимости Администрации г. Омска в безвозмездное срочное пользование земельных участков на территории города Омска», в соответствии с которым разрешенное использование указанного земельного участка определено для рекреационных целей под парк.

Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно части 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента совершения.

В соответствии с частью 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Согласно ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на земельные участки предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просил:

1. Признать недействительными пункты 1, 3 распоряжения директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 27.01.2010 № «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» о предоставлении для целей, не связанных со строительством, ФИО1 в собственность за плату земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 45000 кв.м., местоположение которого установлено  для рекреационных целей под парк.

2. Признать недействительным договор от 28.04.2010 № купли-продажи находящегося в муниципальной собственности - городского округа города Омска земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенный между ФИО1 и департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска.

3. Применить последствия недействительности договора от 28.04.2010 № купли-продажи находящегося в муниципальной собственности - городского округа города Омска земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенного между ФИО1 и департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска, обязав департамент имущественных отношений Администрации г. Омска возвратить ФИО1 2 800 000 рублей (два миллиона восемьсот тысяч рублей).

4. Признать недействительной произведенную Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области государственную регистрацию права собственности на земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 45000 кв.м., местоположение которого установлено в 400 метрах северо-восточнее, относительно четырехэтажного здания с почтовым адресом: , для рекреационных целей под парк.

5. Признать недействительным договор от 08.10.2010 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенный между ФИО1 и ФИО2

6. Признать недействительной произведенную Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области государственную регистрацию за ФИО2 права собственности на земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 27000 кв.м., местоположение которого установлено , для рекреационных целей под парк.

7. Применить последствия недействительности сделки к договору от 08.10.2010 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенному между ФИО1 и ФИО2, обязав ФИО2 возвратить указанный земельный участок в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а ФИО1 возвратить ФИО2 1 680 000 рублей (один миллион шестьсот восемьдесят тысяч рублей).

8. Признать недействительным договор от 08.10.2010 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенный между ФИО1 и ООО «Архстройдизайн».

9. Признать недействительной произведенную Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области государственную регистрацию за ООО «Архстройдизайн» права собственности на земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 18000 кв.м., местоположение которого установлено , для рекреационных целей под парк.

10. Применить последствия недействительности сделки к договору от 08.10.2010 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенного между ФИО1 и ООО «Архстройдизайн», обязав ФИО1 возвратить ООО «Архстройдизайн» 1 120 000 рублей (один миллион сто двадцать тысяч рублей),

11.Признать недействительным договор от 07.02.2011 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенный между ООО «Архстройдизайн» и ФИО3

12. Признать недействительной произведенную Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области государственную регистрацию за ФИО3 права собственности на земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 18000 кв.м, местоположение которого установлено , для рекреационных целей под парк.

13. Применить последствия недействительности сделки к договору от 07.02.2011 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенному между ООО «Архстройдизайн» и ФИО3, обязав ФИО3 возвратить указанный земельный участок в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а ООО «Архстройдизайн» возвратить ФИО3 1 350 000 рублей (один миллион триста пятьдесят тысяч рублей).

Расходы по оплате государственной пошлины возложить на ответчиков (л.д. 2-8).

В судебном заседании прокурор Лазарчук А.В полностью поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель департамента имущественных отношений Администрации города Омска по доверенности ФИО4 заявленные требования не признала, суду дала пояснения аналогичные изложенным в письменном отзыве.

В представленном суду департаментом имущественных отношений Администрации города Омска указано следующее (л.д. 138-142).

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, ознакомившись с заявленными Прокуратурой города Омска требованиями, по существу поясняет следующее.

1. Относительно доводов прокуратуры, что при предоставлении земельного участка была нарушена процедура предоставления, предусмотренная ст. 34 ЗК РФ – не осуществлена публикация о предоставляемом земельном участке.

Учитывая конструкцию ст. 34 ЗК РФ, обязывающую в пункте 1 ст. 34 ЗК РФ орган государственной или муниципальной власти на осуществление ряда действий общеобязательного характера (как то осуществление заблаговременной публикации, наличие специального органа и акта), а уже в последующих пунктах статьи процедуру (порядок) предоставления земельного участка на основании заявления гражданина, следует вывод, речь идет о двух различных процедурах:

1. выбор участков по инициативе органа исполнительной власти, проведение землеустроительных работ и осуществление заблаговременной публикации;

2. подачи заявки заявителем в порядке п. 2-6 ст. 34 ЗК РФ. Наличие заблаговременной публикации по первой процедуре предполагает проведения землеустройства (по итогам которого будут сформированы земельные участки), а уже потом последующую публикацию информации о возможных к предоставлению земельных участках. Данная логика находит подтверждение в статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Публикация не была осуществлена, так как землеустройство на момент обращения лиц о предоставлении земельных участков не было завершено.

В свою очередь, положения статьи 34 ЗК РФ и Постановления Мэра города Омска от 21 мая 2003 года № 215-п не предусматривают в качестве условия реализации гражданами права на обращение с заявлением о приобретении земельных участков в орган местного самоуправления факт опубликования информации данным органом о возможном предоставлении таких участков.

Осуществить заблаговременную публикацию при предоставлении земельного участка в соответствии с п.2-6 ЗК РФ при применении п. 5 ст. 34 ЗК РФ (предусматривающее две недели на предоставление земельного участка) невозможно.

Министерство экономического развития Российской Федерации в своих письмах от 05.11.2009 № Д05-4944 и от 22.05.2009 г. № Д23-1523 разъясняет, что ст. 34 ЗК РФ предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков и проведение торгов при этом не требуется.

Подтверждение данной мысли законодателя можно найти и в статье 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 26.06.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» пункт 2 которой указывает, что исключением из общего правила проведения торгов по предоставлению земельных участков, являются случаи, определенные в пункте 5 указанной нормы закона, предусматривающей, в свою очередь, предоставление земельных участков в соответствии со ст. 34 ЗК РФ.

Вышеприведенная позиция законодателя вполне логична, так как предметом торгов согласно пункту 1 статьи 38 ЗК РФ и подпункту 1 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, т.е. земельный участок появляется как объект гражданских прав только после постановки земельного участка на кадастровый учет.

В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ заявитель за свой счет обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта.

Согласно п. 5 ст. 34 ЗК РФ с момента предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка у органа исполнительной власти есть только две недели на завершение процедуры предоставления земельного участка заявителю, в свою очередь, проводить торги после проведения кадастрового учета земельного участка за счет заявителя будет являться нарушением прав и законных интересов последнего.

Учитывая, что ст. 34 ЗК РФ предусматривает заявительный характер предоставления земельных участков, то в случае поступления двух и более заявок на земельный участок, такой земельный участок должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других (согласно письмам Минэкономразвития РФ указанным выше). Таким образом, физическим и юридическим лицам предоставляется информация о земельных участках, но не предоставляются сами участки. Возникает вопрос: будут ли нарушены их права отсутствием такой информации? Очевидно, что нет.

Все вышеизложенное свидетельствует, что, отсутствие публикации само по себе не повлекло нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, так как порядок предоставления земельного участка, предусмотренный пунктами 2-6 ст. 34 ЗК РФ и Постановлением Мэра города Омска от 21 мая 2003 года № 215-п был соблюден Департаментом неукоснительно.

Данная логика находит подтверждение в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 12 мая 2010 года № фОЗ-2911/2010, а также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2006 года по делу N А10-3462/06-Ф02-6552/06-С1.

Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ, подтверждает позицию Департамента в части применения ст. 34 ЗК РФ.

Комитет ГДФС РФ в своем ответе № 3.3-25/877 от 8 декабря 2010 года на запрос Мэра г. Омска разъясняет, что: «поскольку необходимая в соответствии с п.1 ст. 34 ЗК РФ для опубликования информация (характеристика участка и условия его предоставления) становится известной только с момента принятия соответствующего решения органом государственной власти или органом местного самоуправления, постольку установленные принципы публичности и открытости процедур предоставления земельных участков могут быть реализованы путем распространения (публикации) соответствующей информации только после принятия решения о предоставлении земельного участка». При этом Комитет ГД также указывает, что пункты 2-6 ст. 34 ЗК РФ предусматривают заявительный порядок предоставления земельных участков, и проведение торгов при этом не требуется.

Таким образом, законодательный орган, который непосредственно принимал участие в разработке и принятии Земельного кодекса РФ подтверждает позицию Департамента относительно применения ст. 34 ЗК РФ.

2. Относительно доводов Прокуратуры, что земельные участки являются землями общего пользования и не могли быть реализованы третьим лицам.

Прокуратурой Омской области осуществлена подмена понятий «рекреационная зона» и «земли общего пользования».

Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ рекреационное использование земли предполагает использование ее для отдыха граждан, но не свидетельствует о том, что данные земли являются землями общего пользования.

Согласно ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Из совокупного толкования ст. 27 и 98 ЗК РФ не следует, что земли рекреационного назначения изъяты или ограничены в обороте.

Оборот таких участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством и они могут служить объектами купли-продажи, аренды и т.п.

Вышеуказанная позиция находит подтверждение:

- в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2009 г. по делу № А28-10678/2008-371/15, в котором суд постановил, что размещение туристических объектов на земельных участках, входящих в состав рекреационных зон, не противоречит земельному и градостроительному законодательству;

-в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2009 № А26-7085/2007, которым суд признал незаконным бездействие администрации городского округа, выразившееся в не проведении выбора испрашиваемого обществом земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса, поскольку размещение в рекреационной зоне культурно-оздоровительного объекта, непосредственно связанного с отдыхом граждан, не запрещается действующим законодательством.

- в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 июня 2009 года по делу № А56-6014/2008 суд признал незаконным решение администрации муниципального района об отказе в предоставлении обществу в собственность земельного участкам, поскольку из положений действующего законодательства не следует, что земли рекреационного назначения, к которым относится и указанный участок, изъяты или ограничены в обороте.

- в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11 октября 2007 г. по делу № Ф04-7111/2007(39136-А46-31) судом установлено, что из содержания статей 85, 98 ЗК РФ не следует, что на земельных участках в составе городских рекреационных зон не могут быть построены объекты, предназначенные именно для отдыха граждан.

- в Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 мая 2008 г. года № Ф03-А51/08-1/1500, которым суд постановил, что являются незаконными действия по отказу в предоставлении земельного участка под строительство кондитерского магазина-салона, поскольку размещение кондитерского магазина-салона соответствует целевому назначению земельного участка, входящего в состав земель рекреационного назначения.

Верховный суд Российской Федерации в своем Определении от 27 октября 2009 г. № 11-В09-19 разъяснил, что п. 12 ст. 85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Во всех остальных случаях отказ в предоставлении земельного участка является незаконным.

Предоставленный земельный участок не занят объектами, перечисленными в п. 12 ст. 85 ЗК РФ.

Кроме того, Конституцией РФ установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12).

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции РФ)

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся: утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории.

В силу части 2 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя красные линии.

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ земельные участки общего пользования ограничиваются красными линиями Генерального плана.

Таким образом, именно органы местного самоуправления реализуя свои полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 осуществляют разработку и утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки, документации по планировки территории, определяя тем самым отнесение тех или иных земельных участков к территории общего пользования, в том числе и путем установления красных линий.

Вышеизложенное свидетельствует, что отнесение земельных участков к территориям общего пользования является функцией органов местного самоуправления.

Данная позиция нашла подтверждение в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 по делу № А46-6297/2010 и Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.02.2011 г. по тому же делу.

В данном случае, Истец, пытаясь доказать, что спорные земельные участки являются местами общего пользования ограничивает полномочия муниципального образования город Омск и лишает его гарантий местного самоуправления, предусмотренных действующим законодательством.

На основании изложенного, департамент имущественных отношений Администрации города Омска полагает требования Прокуратуры города Омска не законными, не обоснованными и просит суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 135).

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности (л.д. 137) ФИО5 исковые требования не признала, суду пояснила, что прокуратурой в нарушение требований законодательства не предоставлено допустимых доказательств в обоснование исковых требований.

ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ФИО6 по доверенности (л.д. 99) ФИО7 исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. На вопрос суда пояснила, что свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок ее доверителем не оспаривалось.

В представленном суду представителем ФИО6 – ФИО7 письменном отзыве указано следующее (л.д. 144-149).

Прокуратурой города Омска подано исковое заявление в Кировский районный суд города Омска о признании недействительными пунктов 1,3 распоряжения директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 27.01.2010 № «О предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» о предоставлении для целей, не связанных со строительством, ФИО1 в собственность за плату земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 45000 кв.м., местоположение которого установлено , для рекреационных целей под парк. Признании недействительным договора от 28.04.2010 № купли-продажи находящегося в муниципальной собственности - городского округа города Омска земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенный между ФИО1 и департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска, признании недействительными последующих договоров купли-продажи, применении последствий недействительности сделок в виде обязания последних приобретателей возвратить земельные участки в муниципальную собственность, обязании Департамента имущественных отношений возвратить ФИО1 2 800 000 рублей, обязании ФИО1 возвратить ФИО2 1 680 000 рублей, ООО «Архстройдизайн» 1 120 000 рублей, обязании ООО «Архстройдизайн» возвратить ФИО3 1 350 000 рублей, а также аннулировании произведенных Управлением Федеральной регистрационной службой по Омской области государственных регистрационных записей.

Считаем, исковые требования прокурора города Омска незаконными и необоснованными, и, соответственно, не подлежащими удовлетворению судом исходя из следующего:

1. Департаментом имущественных отношений соблюден порядок предоставления участка в собственность.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса.

Таким образом, закон не предусматривает в качестве условия реализации гражданами права обращаться с заявлением о приобретении земельных участков в орган местного самоуправления факт опубликования информации данным органом о возможном предоставлении таких участков.

Сам по себе факт невыполнения Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска требования закона в отношении публикации информации о предоставлении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 45000 кв.м., местоположение которого установлено в , для рекреационных целей под парк., не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

Нарушение процедуры, предшествующей предоставлению земельного участка, является основанием для оспаривания распоряжения Департамента имущественных отношений администрации города Омска от 27.01.2010 года № в установленном законом порядке, а не основанием для оспаривания порядка реализации прав сторон по сделке купли-продажи данного земельного участка, а также самой сделки.

2. Земельный участок с кадастровым №, площадью 27 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для рекреационных целей под парк, местоположение: установлено , приобретенный ФИО2 по договору купли-продажи от 08 октября 2010 года - не является землями общего пользования.

Согласно подпункта 3 п.2 ст. 8 ЗК РФ категории земель указываются в том числе в документах государственного земельного кадастра. Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 19.11.2009 года №, земельный участок с кадастровым № не является землями общего пользования.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Таким образом, о том, что земельный участок является землями общего пользования также могут свидетельствовать градостроительная документация. В настоящее время такой документации в материалах дела не имеется.

3. Указание прокурора города Омска - лишь на то, что в качестве разрешенного использования земельного участка указано - для рекреационных целей под парк не свидетельствует об отнесении данного участка к землям общего пользования.

Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Согласно п.9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Таким образом, в состав рекреационной зоны могут быть включены земельные участки общего пользования. Но автоматически вся рекреационная зона не может быть признана участком общего пользования.

Согласно ст. 47 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (ред. от 24.02.2011) рекреационные зоны (Р) выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования. В состав рекреационных зон могут включаться территории города Омска, занятые городскими лесами, зонами отдыха, парками, городскими садами, скверами, бульварами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно указанных правил рекреационная зона делиться на шесть зон (Р1-Р6).

4. Рекреационная зона - не ограничивает участки в обороте.

Согласно разделению рекреационных зон на шесть в зависимости от предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного использования, реконструкции объектов капитального строительства, выделяются зоны Р1 - на которых расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади. Зона парков отдыха (Р-2) включает в себя участки территории города Омска, занятые парками и предназначенные для массового кратковременного отдыха, проведения досуга. Зона спортивных парков (Р-3) включает в себя участки территории города Омска, занятые парками и предназначенные для активного отдыха, занятий физической культурой и спортом. Прибрежная зона отдыха (Р-4) включает в себя участки территории города Омска, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха. Зона активного семейного отдыха (Р-5) включает в себя участки территории города Омска, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового активного семейного отдыха, проведения досуга, туризма, занятий физической культурой и спортом. Зона рекреационно-ландшафтных территорий (Р-6) включает в себя участки территории города Омска, занятые городскими лесами и иными природными ландшафтами, предназначенные для занятий физической культурой и спортом, а также иного интенсивного использования с максимальным сохранением площади естественного ландшафта.

Согласно ст. 47 на зонах Р4, Р6 возможно размещение даже индивидуального жилого строительства, участки могут находиться в частной собственности.

Спорный участок по предварительной информации полученной с сайта Администрации города Омска на котором размещена карта градостроительного зонирования территорий города Омска (являющая приложением к Градостроительному кодексу города Омска) не является парком, и находится в зоне Р6, соответственно лишь предоставлен для целей использования - под парк.

Фактически на участке при визуальном осмотре - парк не находится. На нем имеется естественный природный ландшафт, характеризующийся.

5. Невозможно удовлетворить требования о реституции.

Согласно п.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Таким образом, реституция предусмотрена законом относительно сторон недействительных сделок, соответственно, невозможно применить последствия признания сделок недействительными в виде обязания конечных приобретателей земельных участков вернуть имущество в муниципальную собственность, так как конечные приобретатели - ФИО2, ФИО3 не вступали в договорные отношения с муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области. ФИО2 и Департамент имущественных отношений администрации города Омска не являются сторонами одной сделки, также и ФИО3 и Департамент имущественных отношений администрации города Омска не являются сторонами одной сделки.

6. Ответчики - приобретатели земельных участков являются добросовестными приобретателями земельных участков.

Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено, что «если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ». Таким образом, без надлежащей оценки добросовестности последних приобретателей земельных участков действующим законодательством не предусмотрена возможность применения двусторонней реституции в виде изъятия участка у последних приобретателей.

7. Невозможно признать недействительными регистрационные записи.

Прокурором заявлены требования о признании недействительной государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым №, ООО «Архстройдизайн», ФИО3 на земельный участок с кадастровым №.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ устанавливает способы правовой защиты гражданских прав, данный перечень не является исчерпывающим, иные способы правовой защиты могут быть установлены законами РФ. Как следует из разъяснений, данных в п. 52 совместного постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество не может быть оспорено путем предъявления в суд самостоятельного требования о признании ее недействительной, поскольку такой способ правовой защиты не предусмотрен действующим законодательством РФ.

8. Заявителем предъявлены различные требования, которые не могут быть рассмотрены в рамках одного производства.

Прокурор города Омска обратился с требованием к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта - распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 27.01.2010 №. Указанное заявление рассматривается по правилам главы 25 ГПК РФ. Кроме того, прокурором заявлены требования искового порядка, которые должны быть рассмотрены в рамках искового производства, порядок ведения которого предусмотрен Подразделом 2 ГПК РФ.

Согласно ст. 151 ГПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований, связанных между собой. То есть, возможно объединение в одном иске только нескольких требований, имеющих исковой характер, и невозможно соединить требования искового и неискового характера, как это сделал прокурор.

При этом нормы ст. 247 ГПК РФ предусматривают лишь ситуацию, когда заявитель ошибочно считая свое заявление - заявлением, которое должно быть рассмотрено в порядке гл. 25 ГПК РФ, обращается в суд с соответствующим заявлением, но суд при принятии устанавливает, что подан иск о праве, то только тогда суд принимает к своему производству это заявление к рассмотрению в исковом производстве. В любом случае не допускается одновременное рассмотрения различных по своей природе требований, и, соответственно, имеющих различный процессуальный порядок рассмотрения.

Так, согласно ст. 247 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.

Согласно п. 56 Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 195 ГПК РФ, просит в удовлетворении исковых требований прокурора города Омска отказать в полном объеме.

ООО «Архстройдизайн» в судебное заседание своего представителя не направило, извещалось надлежащим образом (л.д. 136).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом (л.д. 134).

ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.131)

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд может предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, когда представление дополнительных доказательств для сторон и других лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает им содействие в собирании доказательств.

При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Пунктом1 статьи7 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

Пунктом 1 ст.1 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.99 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории является вопросами местного значения поселений».

Генеральный план поселения содержит, в том числе, положение о территориальном планировании, границы функциональных зон, границы населенных пунктов и подлежит утверждению представительным органом местного самоуправления (статьи 23 и 24 Градостроительного кодекса РФ).

Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения отнесено, в частности, утверждение документов территориального планирования поселений, правил землепользования и застройки.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ функциональные зоны- зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Согласно статьям 30, 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и содержат, в том числе, градостроительные регламенты, карты градостроительного зонирования с отражением границ территориальных зон. Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя, в том числе, и положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты согласно статье 36 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и видов территориальных зон.

В пункте 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ разъяснено, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.

В части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Виды и состав территориальных зон перечислены в статье 35 Градостроительного кодекса РФ. Так, в части 11 названной нормы установлено, что в состав одной из таких зон - зоны рекреационного назначения, могут включаться зоны в границах территорий, занятых городским лесами, скверами, парками, городским лесами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых в предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В части 9 статье 85 Земельного кодекса РФ, регулирующей вопросы состава земель населенных пунктов и зонирование территорий оговорено, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе, земельные участки, занятые городским лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами используются для отдыха граждан и туризма.

В части 1 названной нормы также предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

В части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ оговорено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Таким образом, вопросы территориального планирования поселения, определения границ функциональных зон в границах поселения, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с установленным зонированием в границах поселения относятся к вопросам, подлежащим рассмотрению и разрешению соответствующими органами местного самоуправления.

В части 1 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусмотрено, что до утверждения генеральных планов поселений, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном указанной нормой. В части 18 статьи 4.1 названного федерального закона установлено право исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на принятие решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (при условии соблюдения положений названной нормы).

Так, одним из процедурных требований, необходимых для последующего рассмотрения соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка является проведение публичных слушаний по данному вопросу с соблюдением требований частей 8 и 9 статьи 4.1 настоящего Федерального закона и в порядке, предусмотренном Уставом соответствующего муниципального образования (часть 6 статьи 4.1 данного Федерального закона).

Из совокупного анализа перечисленных норм следует, что извещение о проведении публичных слушаний по перечисленным вопросам подлежит не только опубликованию, но и извещения подлежат адресному направлению правообладателям соответствующих земельных участков.

Согласно пункту2 статьи7 Земельного Кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии, с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, земли особо охраняемых территорий и объектов в соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Из содержания подпункта1 пункта2 статьи8 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

В соответствии со статьей94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно пункту4 статьи94 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны таких земель устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом5 статьи98 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

В статье85 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Статьей23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что определяющей порядок разработки и утверждения документации о зонировании территорий, карты (схемы), устанавливающие границы функциональных зон, являются обязательным разделом генерального плана поселений.

Пункт3 статьи31 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что подготовка проекта правил землепользования и застройки (в составе которых устанавливаются территориальные зоны, отражаются красные линии) осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 27 января 2010 года № постановлено:

1. Предоставить для целей, не связанных со строительством, ФИО1 в собственность за плату земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым № площадью 45000 квадратных метра для рекреационных целей под парк. Местоположение земельного участка установлено .

2. Финансово-информационному управлению департамента имущественных отношений Администрации города Омска обеспечить определение рыночной стоимости земельных участков.

3. Управлению земельных отношений департамента имущественных отношений Администрации города Омска заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка (л.д.9-10).

На основании данного распоряжения 28 апреля 2010 года между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и ФИО1 заключен договор № купли-продажи земельного участка, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из состава земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 45000 квадратных метра, местоположение земельного участка установлено , для рекреационных целей под парк в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемого к договору и являющегося его неотъемлемой частью (л.д.86-88).

Согласно пункту 2.1 данного договора цена участка составила 2800000 рублей 00 копеек.

Покупатель оплачивает цену в 30 календарных дней с момента подписания договора и полная оплата должна быть проведена до государственной регистрации права собственности.

Сделка сторонами исполнена.

На основании указанного договора купли-продажи земельного участка за ФИО1 23 июня 2010 года зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, что подтверждается проставленным па данном договоре штампом регистрационной службы (л.д.88).

В дальнейшем, указанный участок по неизвестной причине был преобразован и разделен в связи ликвидацией.

В результате ликвидации были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: № (площадью 27000 квадратных метра), № (площадью 18000 квадратных метра).

08 октября 2010 между (л.д. 64-67) ФИО8 и ООО «Архстройдизайн» заключен договор купли - продажи без номера, согласно которому продавец обязуется передать, а покупатель обязуется принять и оплатить земельный участок с кадастровым № (площадью 18000 квадратных метра) для целей, не связанных со строительством, для рекреационных целей под парк, местоположение установлено  (на участке объектов недвижимости не имеется).

Согласно статье 2 данного договора цена земельного участка составила 1120000 рублей 00 копеек (л.д. 65) и произведена в полном объеме (л.д.66).

08 октября 2010 между (л.д. 70-75) ФИО8 и ФИО2 заключен договор купли - продажи без номера, согласно которому продавец обязуется передать, а покупатель обязуется принять и оплатить земельный участок с кадастровым № (площадью 27000 квадратных метра) для целей, не связанных со строительством, для рекреационных целей под парк, местоположение установлено  (на участке объектов недвижимости не имеется).

Согласно статье 2 данного договора цена земельного участка составила 1680000 рублей 00 копеек (л.д. 71) и произведена в полном объеме (л.д.72).

07 февраля 2011 между (л.д. 18-22) ООО «Архстройдизайн» и ФИО3 заключен договор купли - продажи без номера, согласно которому продавец обязуется передать, а покупатель обязуется принять и оплатить земельный участок с кадастровым № (площадью 18000 квадратных метра) для целей, не связанных со строительством, для рекреационных целей под парк, местоположение установлено в  (на участке объектов недвижимости не имеется).

Согласно статье 2 данного договора цена земельного участка составила 1350000 рублей 00 копеек (л.д. 19) и произведена в полном объеме.

При этом все участники процесса не оспаривали, что департамент, ФИО1, ФИО2, ООО «Архстройдизайн», ФИО3 получали свидетельства о праве собственности на указанные выше земельные участки, где объектом сделок значился земельный участок. Категория земель: Земли населенных пунктов - Для рекреационных целей под парк.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого соответствующие органы, в частности, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Судом установлено, что Департаментом (что им не оспаривается) не обеспечена подготовка информации о спорном земельном участке, который свободен и может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам на праве аренды или собственности, с указанием целей использования, чем нарушены предусмотренные названными нормативными актами принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельного участка.

Несоблюдение указанных требований исключило возможность для всех заинтересованных лиц приобрести права на спорный земельный участок, что нарушило экономические интересы как неопределенного круга лиц, необоснованно создало приоритет исключительно для ФИО1 на получение права на этот земельный участок, исключило возможность эффективного распоряжения этим участком на конкурсной основе; привело к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и приобрести его на равных условиях.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 9 ст. 12 ФЗ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при разделе земельного участка образуются новые земельные участки как отдельные объекты недвижимости, о которых вносятся новые записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права на которые подлежат государственной регистрации. Только после этого земельные участки могут быть включены как объекты недвижимости в гражданский оборот.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ единственным документом, определяющим зонирование городских территорий, является Генеральный план города.

При этом невыполнение органами местного самоуправления обязанностей по разработке и утверждению проекта планировки территорий, в котором будут официально установлены красные линии и определены границы земель общего пользования, не свидетельствует о том, что спорный земельный участок не отнесен к землям общего пользования.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.

Согласно ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, « исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 8 статьи 28 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ определено понятие территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается - приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Из указанных выше норм права следует, что основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность и принадлежность публичному образованию.

В соответствии с официальным ответом ФГУ «ЗКП» по Омской области (л.д.112-114).

В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым №. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 01.10.2008 г: Разрешенное использование земельного участка - «для рекреационных целей под парк», площадь - 117170 кв.м. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности за ООО Декор-Строй 29.12.2009.

Земельный участок с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учет 17.08,2009 г. Разрешенное использование земельного участка - «Для целей не связанных со строительством, для размещения зоны отдыха и благоустройства», площадь - 15859 кв.м. На данный земельный участок было зарегистрировано право собственности за ФИО9 В настоящее время земельный участок снят с кадастрового учета 29.03.2010 в результате его раздела на земельные участки с кадастровыми №. №, и №.

Земельный участок с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учет 18. 11. 2009 г, Разрешенное использование земельного участка - «Для рекреационных целей под парк» - 45000 кв.м. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности за ФИО1 21.07.2008 г. В настоящее время земельный участок 23.07.2010 разделен на земельные участки с кадастровыми № и №.

Исходным земельным участком, в результате нескольких преобразований, для земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, явился земельный участок с кадастровым №.

А именно, земельный участок с кадастровым № образован в результате раздела земельного участка с кадастровым №; земельные участки с кадастровыми № и № образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым №; земельный участок с кадастровым № образован из земельного участка с кадастровым №; земельный участок с кадастровым № образован из земельного участка с кадастровым №.

Разрешенное использование земельного участка с кадастровым № «для рекреационных целей под парк», площади - 3112258.кв.м.

Учитывая данные содержащиеся в договорах и указанном выше документе, ссылка ответчиков на то обстоятельство, что предметом рассмотрения является не указанный прокурором земельный участок является необоснованной.

При этом следует иметь в виду, что основанием для выдачи Муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области земельного участка из состава земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 45000 квадратных метра, местоположение земельного участка установлено , для рекреационных целей под парк, явилось распоряжение «Об образовании зе6мельных участков в Кировском административном округе города Омска» № от 24 ноября 2011 года, которое выдано Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (л.д.13)

Таким образом, структурное подразделение администрации города передало имущество в Муниципальную собственность.

Формирование земельного участка и закрепление его на праве муниципальной собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю осуществлено в целях его дальнейшего использования для рекреационных целей под парк.

Из вышеизложенного следует, что реализованный Департаментом спорный земельный участок с кадастровым номером является землями общего пользования, а, следовательно, предназначен для пользования неопределенного круга лиц.

При этом, как указывалось выше проект планировки территории, на которой находится земельный участок с кадастровым №, в настоящее время не разработан и не утвержден, в связи с чем установить является ли спорный земельный участок землей общего пользования в соответствии с ЗК РФ, не представляется возможным.

В связи с чем, доводы ответчиков со ссылкой на пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанный на том, что поскольку спорный земельный участок не находится в границах красных линий, он не отнесен Генеральным планом города к землям общего пользования, судом не принимается, поскольку в настоящее время такие линии не разработаны.

Согласно пункту 9 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора города Омска о том, что распоряжение № от 27 января 2010 года было вынесено Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска с нарушением ст. 34 ЗК, РФ, а, следовательно, подлежит удовлетворению требование истца о признании недействительными пунктов 1,3 указанного распоряжения, которыми ФИО1 предоставлялся в собственность за плату спорный земельный участок.

Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. ГК РФ предусматривает общие и специальные последствия признания сделки недействительной: - каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке либо возместить его стоимость в деньгах (ст. 167 ГК РФ); - при наличии умысла у обеих сторон такой сделки (в случае исполнения сделки обеими сторонами) в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

Действительно, согласно ст.302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В данном случае, положения указанной нормы по отношению покупателей не могут применяться, поскольку департамент имущественных отношений фактически распорядился имуществом, которое не вправе был отчуждать, поэтом недействительна как первая сделка, так и последующие, вытекающие из первой.

Статья 12 ГК РФ устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными предусмотренными законом способами.

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Зарегистрированное право оспаривается путем признания правоустанавливающего документа недействительным и последующего признания недействительной произведенной на его основании государственной регистрации.

Из пунктов 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении "споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП, В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения» записи в ЕГРП.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.

Таким образом, признание сделки недействительной и применение судом последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества является основанием для погашения регистрирующим органом записи в реестре о переходе права, произведенной на основании недействительной сделки.

Учитывая изложенные обстоятельства, остальные требования прокурора подлежат безусловному удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход местного бюджета, в размере 22200 рублей 00 копеек, исходя из стоимости первой сделки по реализации земельного участка ФИО1, поскольку последующие сделки были производными от первой.

Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Признать недействительными пункты 1, 3 распоряжения директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 27 января 2010 № «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» о предоставлении для целей, не связанных со строительством, ФИО1 в собственность за плату земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 45000 кв.м., местоположение которого установлено , для рекреационных целей под парк.

2. Признать недействительным договор от 28 апреля 2010 № купли-продажи находящегося в муниципальной собственности - городского округа города Омска земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенный между ФИО1 и департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска.

3. Применить последствия недействительности договора от 28 апреля 2010 № купли-продажи находящегося в муниципальной собственности - городского округа города Омска земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенного между ФИО1 и департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска, обязав департамент имущественных отношений Администрации г. Омска возвратить ФИО1 2800000 рублей (два миллиона восемьсот тысяч рублей).

4. Признать недействительным договор от 08 октября 2010 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенный между ФИО1 и ФИО2.

5. Применить последствия недействительности сделки к договору от 08 октября 2010 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенному между ФИО1 и ФИО2, обязав ФИО1 возвратить ФИО2 1 680 000 рублей (один миллион шестьсот восемьдесят тысяч рублей).

6. Признать недействительным договор от 08 октября 2010 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенный между ФИО1 и ООО «Архстройдизайн».

7. Применить последствия недействительности сделки к договору от 08 октября 2010 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенного между ФИО1 и ООО «Архстройдизайн», обязав ФИО1 возвратить ООО «Архстройдизайн» 1120000 рублей (один миллион сто двадцать тысяч рублей),

8. Признать недействительным договор от 07 февраля 2011 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенный между ООО «Архстройдизайн» и ФИО3.

9. Применить последствия недействительности сделки к договору от 07 февраля 2011 б/н купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый №, заключенному между ООО «Архстройдизайн» и ФИО3, обязать ООО «Архстройдизайн» возвратить ФИО3 1350000 рублей (один миллион триста пятьдесят тысяч рублей).

10. Признать недействительными все регистрационные действия и документы, связанные с оформлением вышеуказанных договоров.

Взыскать с Департамента имущественных отношений администрации города Омска, ФИО1 по 11100 рублей 00 копеек с каждого из ответчиков в доход местного бюджета в качестве расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский суд в 10 суток со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: п/п А.В. Быков

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 17.08.2011 решение оставлено без изменения

Согласовано А.В.Быков